Мы пойдем другим путем?

Анна Чайка
                К западу  лунный свет движется .
                Тени цветов идут на восток…
                Еса Бусон
               
    Я жила в Монголии вместе с родителями, будучи младшей школьницей. Училась я тогда во втором классе  спецшколы для детей советских специалистов и, одновременно,  в музыкальной школе, которая находилась в помещении Дворца культуры имени Ленина.

    Дворец имени Ленина был культурным центром наших специалистов работавших в Монголии. В нем показывали новые советские кинофильмы, проводились концерты,  банкеты и праздники, посвященные Новому году, Первомаю и  Дню 7 ноября.

     Стоял  этот храм культуры на главной площади  Улан-Батора. Называлась она площадью Сухе-Батора  и являлась аналогом  красной площади в Москве.

     Напротив дворца культуры  высился гранитный мавзолей  самого Сухе-Батора,очень похожий на мавзолей Ленина, только  посещения мавзолея не разрешались, как это делается у нас в Москве.

    Проводить глубокий анализ культурным  и религиозным  традициям в том возрасте было рановато. Но запомнились странные для европейского поведения культурные и национальные традиции  местных жителей.
 
    Сейчас, перебирая воспоминания о тех годах, я понимаю, что эти отличия были далеко не признаком невежества, как мне  и большинству моих сверстников  тогда казалось. Теперь они не вызывают  у меня  ни насмешки, ни высокомерной улыбки, европейского  урбанизированного человека.

    Это было ДРУГОЕ миропонимание, сейчас я  почти склонилась  видеть его более совершенным, чем традиционные технократические западные ценности.

    Приведу два примера  и поясню,  что имею в виду.


    ПРИМЕР ПЕРВЫЙ.

    Перед школой, в которой учились дети советских специалистов, была
развернута стройка. На стройке весь день сновали шумные машины и экскаваторы рыли большой котлован.

    Всё строительство, с  котлованом в центре, было огорожено забором.
    Сверху,  из окон второго и третьего этажа  школы стройплощадка была видна как на ладони.

    Повсюду вокруг котлована  на строй площадке размещались стройматериалы.  Доски, трубы, мешки и прочее. Там же, среди этого организованного беспорядка, находилась бытовка  строительного начальства, к которой через жидкую осеннюю грязь были настелены доски, сбитые большущими гвоздями. Этот узкий настил из 3 досок тянулся от ворот стройплощадки  к бытовке довольно большой отрезок  пути и, в одном месте, нависал над  вырытой траншеей с трубами.

    Однажды в субботу, во время урока, за окнами раздался крик. Учительница, увидев что-то за окном, бросилась вон из класса, не сказав ни слова.
 
     Кстати, строители, в отличие от нас школьников, по субботам отдыхали. На стройплощадке было тихо, не шумели машины и не было рабочих.
 
    Конечно же, мы прильнули к окнам.
    Внизу, на  пустой стройплощадке, плакал маленький мальчик-монгол лет 5-ти. Он закрывал лицо руками, которые были красны от крови. Его национальный, темно-синий,  маленький, шелковый халатик спереди казался черным от крови.  Несколько взрослых, в том числе и наш фельдшер из школьного медпункта бежали к нему  от здания школы не разбирая дороги.

     Впоследствии мы узнали, что мальчик бегал по пустынной стройке один и когда он пробегал по мосткам через траншею, доски настила перевернулись  и малыш упал лицом прямо на огромные гвозди, торчащие из  грязной доски. Эти гвозди вырвали его нос, но, слава Богу, не проникли в мозг. Он остался жив.

     Вскоре приехала скорая помощь и увезла кричащего акробата-неудачника. Долго приходили в себя все свидетели происшествия. Нашей учительнице сделалось плохо и она задержалась в медпункте.
     В понедельник, когда школьный автобус привез нас на учебу к 8.00, тот же  мальчик, но  уже без носа, в  окровавленной повязке на лице, вновь бегал по еще не ожившей стройплощадке, по  тем же мосткам, над той же канавой.
 
     Это настолько потрясло наших учителей, что уроки начали с задержкой.

     Еще бы! Вся школа наблюдала в окна как завхоз и техничка бегали по стройке безуспешно пытаясь поймать мальчика.
 
     Не поймали.

     Он ускользнул через дыру в заборе. Строительные рабочие-монголы, почему-то  не реагировали так эмоционально. Приехавший руководитель стройки,  наш соотечественник, распорядился разумно - поручил одному из рабочих узнать кто родители пострадавшего мальчика.

     После чего на стройку, пришел отец ребенка - крепкий мужчина в нарядном шелковом халате, сапогах с загнутыми вверх носками и рисунками на голенищах, треухой шапке и кушаке. Неизвестно, что говорил невозмутимому папаше  прораб используя переводчика. Предполагаю, что детям это слышать не следует, но похоже не убедил упрямого отца. Мальчик опять был неоднократно замечен на стройплощадке.

     Сначала он бегал в повязке, потом уже без повязки, с обезображенным лицом, что впрочем совершенно не повлияла но скорость его передвижения по стройплощадке.
 
     Что можно сказать о родителях ребенка? Как охарактеризовать их отношение  к сынишке?  Какие слова подобрали бы вы?

     То-то и оно! Никак не  укладывается этот тип поведения в рамки привычного для нашего образа жизни.


     ПРИМЕР ВТОРОЙ.

     Утро. Люди спешат на работу.
     Молодой монгол ведет по улице за ручку маленького сына.  За ним целая группа советских женщин умоляет отца  одеть деточку теплее. Ребенок  3-4 лет   одет только в меховую безрукавку на голое тельце, а на улице морозный  ноябрь.
 
     Холодно,  пронизывающий ветер прошивает насквозь,  как рентген!   

     Такой ветер я встречала только в Монголии. Он разгоняется над замерзшей  каменистой пустыней Гоби и набирает столько силы, что  зимой  сметает с земли почти снег, отчего в сухом и бесснежном воздухе холод становится особенно острым. 
 
     В группе женщин нашлась одна, немного говорящая по-монгольски. После эмоциональной беседы с непреклонным отцом она с изумлением  перевела  остальным дамам, что ответил отец ребенка на просьбы женщин.

     Речь его была примерно такой: « Мой дед, мой отец и я жили здесь и сроднились с этой природой.  Мой сын тоже должен быть таким. В природе все естественно для человека. Мой сын вырастет батыром (богатырем), а если нет, и  он не станет батыром – то ни мне  и ни моей земле не нужен такой сын!»

     Ну и каково? Диковато звучит речь аборигена для нашего уха?
     Мы трепетно пестуем своих детей порой до пенсии. Понятие «естественный отбор» практически не существует для западной цивилизации.

     Можно сказать, что молодой монгол дикарь. Это сделать легче всего, отталкиваясь от наших привычных традиций, не мудрствуя лукаво  и не задумываясь над абстрактными философскими категориями.

     А можно взглянуть на это явление и  совсем иначе.


     ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

     Западная культурная традиция активного изменения окружающей среды, выросла из монотеистических религиозных концепций, утверждающих, что Бог создал человека по своему образу и подобию и предоставил ему в распоряжение всю землю, и все живое и неживое на ней.

     Такой подход к природе породил «эгоизм» человеческой цивилизации думающей исключительно об удовлетворении собственных потребностей.

     Человек западной культурной и религиозной  традиции вступил в противоречие с природой, которое  переросло в войну в период   научно-технической революции. Когда, как писал известный американский культуролог  Ю.Одум -  «свершился брачный союз науки и техники».

     Эта "война "  привела к глобальным проблемам нашей цивилизации:

      - к физическому вырождению человека, исключившего себя из естественного отбора( 
        Всего 5% детей по статистическим исследованиям могут считаться здоровыми. В 
        условиях современного общества выживают практически все младенцы, появившиеся на
        свет. Оперируются в первые часы большинство паталогий развития несовместимых с
        жизнью.  Ряд операций производятся даже внутриутробно. Многие врожденные
        хронические, даже орфанные заболевания корректируются медикаментозно, в том
        числе и пожизненно.);

      - к неконтролируемому росту численности населения планеты (Последний миллиард
        прироста сформировался всего за 12 лет.);

      - к неконтролируемому росту потребления, производство новых товаров и услуг   
        постоянно требует затрат огромного количества энергии, минеральных и
        биологических ресурсов;

      - к  сверхэксплуатации и истощению природных ресурсов всех видов(следует учесть,
        что  ресурсы планеты ограничены в отличие от неограниченного роста  потребления
        их человеком.);

      - к  глобальному загрязнению земли, поверхностных и подземных вод, атмосферы, а 
        теперь и околоземного космического пространства;

      - к опасному  сокращению видового разнообразия животных и растений, что подрывает
        устойчивость биосферы и возможностей замещения ее исчезающих звеньев другими.

     В совокупности все эти глобальные  проблемы в наши дни объеденились в  глобальный экологический кризис, угрожающий гибелью  и человечеству и всему живому на планете.

   
          ДРЕВНЯЯ ВОСТОЧНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ

     Древняя восточная  культурная и религиозная  традиция характеризуется  понятием «у вэй»  - ПУТЬ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА.

     Она обожествляет природу и ее явления, где человек – лишь один из множества живых существ, живущих в природе, причем,  все они имеют такое же право жить и пользоваться ее дарами, как и человек.

      Поэтому человеку нельзя вмешиваться в общий порядок, а  следует учиться жить в  природе и не наносить ей вреда и ущерба.

     Даже национальная обувь монголов имеет загнутые вверх носки, чтобы не ранить  без нужды тело матери земли  при ходьбе по ней.

     Человек запада стал  изменять мир вокруг себя,  расширяя свое воздействие в природе, двигаясь и развиваясь от себя  наружу.

     Человек востока призывает изменять и совершенствовать себя изнутри, углубляться и развиваться внутрь себя, используя собственные  скрытые пока резервы.


     Невольно задумаешься, какой  подход и какое отношение к миру вернее?
     И, кажется мне, возможно не западный…