Расплачиваться, как всегда, будут стрелочники

Ирина Зефирова
      Велико многообразие оттенков человеческих чувств и мотиваций. Задача эффективного руководителя – использовать их во благо общества или коллектива, или хотя бы – минимизировать вред негативных мотиваций на общее дело.
      Простой пример. В базе данных организации обнаружена растиражированная неумелыми пользователями ошибка. Равнодушные и недалекие руководители издают приказ всем отделам работать по выходным, выполняя однотипные действия по ручному исправлению базы. Процесс пошел, однако одному из исполнителей, привыкшему к творческой работе, было лень исполнять примитивные действия, и он поднял вопрос о том, почему данное действие не поручено программистам. Он лично сбегал к одному из них и установил, что, действительно, хороший программист легко может исправить ошибку, но к нему никто не обращался. Ответственный, но недобросовестный программист, оказывается, был в курсе проблемы, но инициативу не проявил (а зачем на свой отдел лишнее брать?). Авральная работа по выходным была отменена. Руководящие и ответственные (а на деле – безответственные) работники никак не наказаны за свою недальновидность, неграмотность, равнодушие и плохую организацию труда, что, впрочем, естественно для государственных служб России последних лет, когда важна лишь личная преданность руководителя, его угодливость перед вышестоящими. Возмутившийся работник, на которого сначала посыпалось величайшее недовольство начальства, вознагражден уже хотя бы тем, что можно не работать по выходным, и ладно.
      Стоит ли делать вывод, что лень – двигатель прогресса? С большой натяжкой. В первую очередь рядовой работник, мотивированный навязыванием сверху несвойственных ему функций, проявил неравнодушие и заинтересованность, взял на себя риск вызвать высочайшее неудовольствие, в отличие от прочих сотрудников. Руководящие работники государственных органов (а речь в примере именно о госоргане) почему-то никак не мотивированы на рациональную организацию труда. Им ведь было тоже лень, но лень подумать о более рациональном способе решения проблемы: делать-то не им, подмахнул приказ, и всего делов-то – росчерк пера.
        Очевидно, все дело в наличии или отсутствии необходимой мотивации любого участника деятельности, в том числе, и даже в большей степени, мотивации руководящих работников, чтоб думали не только о личном благополучии и карьерном росте, но и об успехе порученных им дел. А пока у нас так: не проявишь инициативу – не получишь наказания, и твоя деятельность в интересах дела никак не оценивается. На дело-то всем, по большому счету, плевать.
         По совести говоря, думать о личном благополучии руководящим работникам вообще надо бы в последнюю очередь, ведь наличие у них данной должности уже говорит о том, что их благосостояние априори много выше, чем у подчиненных…
         К сожалению, приходится констатировать, что заинтересованность руководящих кадров в рациональной организации трудового процесса отсутствует, в том числе, отсутствует и ответственность уже попавших в прослойку руководителей, от мелких и до самого верха.
         Им грозит только ротация (перестановка с одной руководящей должности на другую), причем совершенно независимо от успехов или провалов на предыдущем месте. В случае провалов оправдания всегда имеются – виноваты подчиненные, которые в очередной раз «подставили». Таким образом, руководящие должности существуют, по большому счету, вовсе не для руководства трудовым процессом, а лишь как теплое кресло, вознаграждающее личную преданность. Порочная система!
          Понятно, что тон руководства в любой общности задают самые-самые верхи. И если в хозяйстве все сыпется, приходит в негодность, кругом одни провалы и скандалы, и при этом богатеет только непотопляемое руководство, то, может быть, задачи этой общности именно обогащение верхов, а трудовая деятельность и все остальное – лишь прикрытие?

          Вот рассыпалось, как карточный домик, шестиэтажное строящееся здание в Москве. В новостях по каналу НТВ объявили, что, вероятно, это результат жадности собственника.
Но разве не дело государственной важности создать такие условия, чтобы эта естественная жадность стала двигателем прогресса, превратившись в стремление создать прибыльный, стабильный, легальный и законопослушный бизнес, от которого обществу только польза? Создать такие правила, чтобы быть честным и законопослушным стало выгодно?

         В той же передаче до населения доведено, что пятьдесят процентов средств инвесторов идет на получение разрешения властей на строительство, двадцать пять – на прочие расходы (вознаграждение собственников), и только оставшиеся двадцать пять – на материалы и оплату труда гасторбайтеров.
         Это сообщение не произвело эффекта разорвавшейся бомбы. Все в курсе и к этому привыкли. Гасторбайтеры – они всюду, а это не только социальная напряженность, но и уход от налогов, однозначно. В документах строительных фирм вы найдете только цепочку подрядчиков, завершающуюся обычно неотчитывающейся фирмой-однодневкой. А суды говорят – докажите сговор! А как? Любой юрист скажет, что доказательством сговора может являться только чистосердечное признание.

          Значит, надо менять законы, только для этого опять же должна быть политическая воля… Пятьдесят процентов на административную ренту – не много ли? Мелкие взяточники отдыхают… А крупных никто ловить не рискует: себе дороже… Куда как проще из пушки по воробьям…
          Бардак, безнаказанное обогащение «талантливых» личностей за счет общества давно стало нормой нашей жизни, все чаще об этом говорят открыто. Но бояться крупным ворам, видимо, нечего…Все они друг друга знают, вместе развлекаются и тусуются. В худшем случае – всего лишь отстранят от должности и позволят уехать в свои зарубежные замки и собственные отели, отдыхать и пользоваться плодами своего криминального «таланта». Если уж за это нет наказания, чего уж говорить об ответственности за плохую работу, за преступное равнодушие к делам,  руководить которыми тебе поручено, за провалы в твоем ведомстве!

         Нам старательно внушают в последние годы, что коррупция – это взяточничество. Однако коррупция – не только и не столько взятки, а, главное, это использование должностных полномочий и связей в личных целях (например, лоббирование выгодных твоему бизнесу законов). Если группа протолкнула выгодные себе законы, а потом члены группы сказочно разбогатели,  - это и есть самая главная коррупция. Или будем, как бараны, продолжать утверждать, что они разбогатели законно?
         
        Вот от этого и пытаются всячески увести внимание общества. По борьбе со взяточниками среди стрелочников сейчас созданы планы и отчетные показатели.
Так что дрожите, стрелочники! Расплачиваться придется вам…