Квартирный вопрос - 3

Тамара Ненчина
              Была ещё в нашей жизни квартира, тоже двухкомнатная. Её я получала в порядке долевого участия моей организации. Долго стояли на расширение, когда второй ребёнок появился, а потом мама приехала, и стала жить с нами, так как квартиру, продав дом в селе, мы для неё купить не успели, все деньги были заморожены на вкладе, они до сих пор лежат мёртвым грузом долгих 20 лет, с 1992 года.
Правда, они уже не имеют того веса, да и вряд ли будут когда-то выплачены. Мама и умерла, не дождавшись, но всё время надеялась, что выплатят. Как когда-то по облигациям. Мамино поколение фанатично и преданно верило в справедливую власть. Это хорошо, что у неё есть мы - дети, три дочки. Она доживала свой век, ни в чём не нуждаясь. Я всегда говорила: "Хочется, чтобы и у меня была такая же уютная и спокойная старость". Маминой пенсии хватало три раза сходить в магазин. Всё остальное ей мы обеспечивали, особенно мой муж. Его родители давно умерли, тёща осталась единственным пожилым человеком в семье, который остро нуждался в помощи, любой: материальной, моральной, физической...И она её получала.
             Я стояла в очереди на получение четырёхкомнатной квартиры, такая мне полагалась на мой состав семьи, но их было мало в строящихся домах, существовала, как бы отдельная очередь, поэтому один, уважаемый мной человек, Смирнов Геннадий Николаевич, управляющий трестом "Кременчугрудстрой" подсказал такой выход: дети подрастают, скоро старший будет отделяться, он уже в университете учился, семьёй обзаведётся. Придётся квартиру разменивать, т.к. молодёжь пожелает жить отдельно. Есть возможность к той двушке, что в наличии, свободно и быстро получить ещё одну, а это (две двухкомнатных квартиры) больше, чем одна четырёхкомнатная...Такие наступали времена, всем известные девяностые, что люди жили одним днём, да и то - вчерашним, потому что он уже прошёл. Всё было настолько непредсказуемо, что надо было соглашаться на любой вариант. Пришлось согласиться, хотя очень хотелось: большую семью в большой квартире, как в старину, чтобы бабушки, дети и внуки... Несколько поколений.
              Перед получением квартиры возникла проблема с финансированием. Тогда, в период гиперинфляции, не успевали вносить изменения в сметы под резко, ежедневно увеличивающиеся, цены на строительство жилья. Получение квартиры было под угрозой. Накануне мне снится вещий, как я считаю, сон. На площадке сидит большущий, с телёнка, пёс, а перед ним, на земле, - огромный ключ, очень напоминающий "золотой ключик" из фильма "Буратино". Я поняла, что квартиру, несмотря на возникшую неразбериху, выделят. Вторую. Потому что одну уже выделили, но её ещё не распределяли. Передо мной на очереди стояла моя коллега Анна Приходько, ей квартира уже была выделена, а по мне - вопрос. Но у Анны вообще ещё квартиры не было. Никакой. А я стояла на улучшение жилищных условий. Нам было где жить, правда, тесновато: 5 человек в двушке. Через время всё утряслось. Дали ещё одну квартиру, на первом этаже. Ранее выделенная была на четвёртом. Конечно, не хотелось идти на первый этаж, я жила на третьем. Профкомитет и администрация долго судили-рядили, как поступить, как соблюсти справедливость. Начальник налоговой инспекции Виталий Григорьевич настоял на жребии. Право первенства: испытать счастье было предоставлено Анне Сергеевне. Сейчас я понимаю: это было справедливо. Тогда я очень обиделась, т.к. по сути, выделения этих двух квартир добилась я, от начала и до конца. Когда потребовали заявку-расчёт в Минфин, начальник был в отпуске, я сутками просиживала в ОКСе, чтобы получить мало-мальски реальный расчёт. Это настолько было сложно и мучительно, потом пришлось всё это защищать и отстаивать... Не буду вдаваться в подробности. Это было непосильно для женщины, хоть и руководителя, было пролито много слёз и потрачено нервов из-за непонимания, жестокости, чёрствости людей, с которыми приходилось общаться, но я справилась и так хотелось, чтобы это было оценено по достоинству... Хотя бы словами. В итоге, после того, как Анна вытащила жребий с номером квартиры на четвёртом этаже, мне, автоматически, досталась - на первом. Делёжка закончилась перед обедом. От обиды я разрыдалась и всё дорогу до дому проплакала. Ох уж эта тонкослёзость! Слёзы у меня всегда находились на кончиках ресниц и никогда не заставляли себя долго ждать. Ведь, если бы я не подсуетилась, то ни Анна, ни я квартир бы не имели. Это было последнее распределение перед развалом страны и резким обвалом цен. Начальник на общем собрании сказал, что эта квартира, которую я получу, скорее, для моей мамы, а я же могу остаться в старой, где и живу, на третьем этаже, чтобы как-то оправдать такое несправедливое отношение к своему заместителю, т.е. ко мне. Удивило, что Аня так поступила... Ни слова не сказала в мою пользу, хотя я, до последнего, надеялась. Я бы, конечно, отказалась от льготных условий и поступила по совести, но так хотелось их, благодарные слова, хотя бы услышать. Вот в таких случаях и приходит на ум изречение: "Чем больше узнаёшь людей, тем больше любишь собак". В шоке был Г.Н.Смирнов от решения профсоюзной организации и администрации. Он мне перезвонил и сказал: "Квартиру на четвёртом, я выделил для Вас, памятуя, сколько Вы сделали для её получения. Не ожидал, что Григоренко так поступит". И попросил не начинать в квартире ремонт, в следующем подъезде, который будет сдаваться через полгода, он поменяет первый этаж на третий-четвёртый.
         Да, честно говоря, можно было остаться в старой квартире, но она уже была обжитой, и большей по площади, а здесь надо было всё доводить до ума: делать ремонт, стеклить лоджию... Но посоветовавшись, маме мы решили оставить лучшее. Правда, на тот момент, квартир мы ещё в глаза не видели. После работы, нам выдали ключи и мы пошли осматривать новые хоромы, и с мужем были приятно удивлены: планировка нашей квартиры была необыкновенной: зал и кухня выходили на Днепр, а спальня во двор. Коридор огромный -машиной заезжай, туалет и ванная большие, две кладовки. Оказалось, что это стандартная трёхкомнатная квартира по стояку, только кухню этой квартиры заняли под щитовую, т.к. первый этаж. Так что мой начальник сделал мне не хуже, а лучше. И чего было слезами исходить? На четвёртом этаже оказалась обыкновенная двушка, все окна во двор, на солнечную сторону, т.е летом некуда деться от жары, маленькие коридор, (кладовка встроена в коридоре), туалет, ванна. Только был один изъян, что первый этаж. Но уже за 18 лет настолько привыкли! Да и ещё один немаловажный факт: вода и отопление в нашем доме подаются снизу вверх. Поэтому у нас всегда есть вода, даже без напора, и всегда тепло. Перед окнами - клумба, которую мы разбили. Растут и радуют глаз цветы и цветущие кустарники, абрикосы и вишни. Красота! Не зря в народе говорят: "Что не делается, всё к лучшему!"
          Благодаря вредности моего заведующего, который ко мне "не ровно дышал", мне досталась лучшая, по планировке, квартира. А район - самый престижный в городе. Прямо на "Барбаре", заливе Днепра. Пляж от нас в нескольких десятках метров - только за дом зайти.
          В квартирном вопросе мне в жизни везло.