***

Михаил Бычков 2
Экзотика.

Сразу  после  средней  школы  я  пошёл  учиться  в Военное  авиационное  училище.  Как–то  само  собой  кончилось  детство.  Размеренная  вольная  жизнь  юноши  в  семье  и  вдруг  курсантская  казарма,  жёсткие  временные  и  коммунальные  рамки.  Подъём,  обязательная  зарядка,  построение,  приём  пищи,  учёба,  самоподготовка,  минуты  отдыха – всё  регламентировано  по  месту,  времени  и  характеру  поведения.  Никаких  отклонений  от  заданного  «Режимом  дня»  в  действиях  и  в  направлении  своего  собственного  развития.  А  ведь  это  самые  продуктивные  годы  жизни.  Всё,  что  приобретено  в  этом  возрасте,  ляжет  в  фундамент  твоего  бытия  поведения,  вектора  твоего  развития.
Но  почему-то  меня,  и  моих  многих  сокурсников,  эта  строгая  регламентация  моего  развития  не  тяготила.  Наоборот,  она  мне  нравилась.  Неужели,  думал  я,  я  превращаюсь  в  солдафона,  в  человека  с  жёстко  заданной  программой  поведения.  Обучение  нашего  набора  проходило  по  ускоренной  программе,  в  разгаре  была  «холодная  война»,  нужно  было  усвоить  многое,  приобрести  навыки,  которые  бы  позволили  не  только  быть  профессионалами,  но  и  обезопасить  работу  и  жизнь  в  авиации.  И  этот  жёсткий  режим  дня,  как  говорят,  обязаловка,  как  ничто  иное  подходила  для  интенсивной  учёбы  и  становления  тех  специалистов,  которых  Родина  торопилась  из  нас  сделать.
Многие  не  перенесли  такого  перелома  в  поведении  и  в  требованиях  момента.  «Косили»,  кто  как  мог:  кто  заваливал  вступительные  экзамены,  кто  начинал  бузить,  чтобы  отчислили  за  поведение,  а  кто  ставил  вопрос  ребром  и  заявлял  о  категорическом  нежелании  продолжать  учёбу.  Мол,  ошибся  в  выборе  профессии.  И  со  всеми  кропотливо  работали,  убеждали,  вскрывали  суть  заблуждений  и  укрепляли  в  вере  в  конечную  цель  пребывании  здесь,  в  кузнице  военных  авиаторов.
Меня  учёба  захватила.  Я  не  чувствовал  ограничений  ни  в  быту,  ни  в  волеизъявлении.  Жёсткое  регламентирование  повседневья  только  помогало  мне,  организовывая  и  ускоряя  взросление.  Хотя  внутреннего  взросления  своего  «я»  не  чувствовал.  Не  ощущаю  его  и  сейчас,  спустя  десятилетия.  Всё  время  хочется  учиться,  узнавать,  испытывать,  видеть  и  ощущать  больше,  больше  и  больше.  Это  не  жадность.  По  крайней  мере,  жадность  не  телесная,  но  душевная,  это  ненасытность  познания  и  тяга  к  горизонту.  Ты  идёшь,  бежишь  к  нему,  а  он  всё  так  же  недосягаем.
Почему  мы  стремимся  поехать  для  отдыха  в  южные  экзотические  страны?  Там  тепло,  пальмы,  необычные  растения,  пейзажи  и  явления  природы,  ласковое  море.  Экзотика  зовёт.  Познал  её  в  одном  месте  и  тянет  к  другому,  к  новым  впечатлениям  и  приключениям.
Экзотика  влекла  меня  всегда.  Я  и  службу-то  выбрал  на  Кавказе.  Потом,  когда  Кавказ  стал  чем-то  привычным,  как  говорят,  «приелось»,  пошёл  работать  в  Полярную  Авиацию.  И  хотя  я  всегда  боялся  холода,  тяга  к  экзотике  пересилила.  Прошёл  по  северам  от  Мурманска  до  Уэлена  и  заскучал.  Напросился  в  Морскую  Авиацию.  Экзотика!  Менял  места  службы.  Балтика,  Камчатка.  Экзотика!  Волею  судьбы,  но  и  конечно  настойчивого  желания  экзотики  оказался  на  Командном  Пункте  Морской  Авиации  в  Москве.  Масштабы,  интересные  люди,  вершины  власти  и  бытия.  Горизонты  расширились,  но  и  желание  экзотики  тоже.  Пошёл  на  Воздушный  Пункт  Управления  Главнокомандующего  Военно-Морским 

Флотом:  полёты  над  всей  страной,  познание  удалённых  мест  и  сокровенных  тайн  Управления  и бытия  страны.  Экзотика!
Мы  говорим:  людей  ведёт  по  жизни  мечта. А  мечта – это  ведь  и  есть  тяга  к  экзотике,  к  необычности,  к  новизне.
Счастливы  те,  кто  находит  экзотику  в  повседневности.  Жизнь  сама,  в  сущности – экзотика.