Средство Макрополуса от Демидовых

Шели Шрайман
О них можно было бы сочинить сказку: в одном театре жил-был принц, играл королей, а потом и сам стал королем. Жена родила ему трех наследников-богатырей: двое старших воевали за королевство, а младший еще ходил в школу... Или - начать историю так: Демидовым удалось открыть секрет вечной молодости. Иначе чем объяснить, что они выглядят так же, как и 20 с лишним лет назад, когда впервые поднялись на израильскую сцену.

Саша убежден, что книга о его любимой женщине все еще пишется, и впереди его ждут не менее увлекательные страницы. Для Светы Саша и спустя 26 лет остался тем же прекрасным мальчиком, поющим блюз, в которого она влюбилась с первого взгляда и на всю жизнь. История их любви могла бы послужить сюжетом пьесы о мужчине и женщине, где возвышенно-романтичные сцены перемежались бы печальными и смешными. Кстати, Демидовы и сами мечтают сыграть однажды про свою жизнь что-нибудь такое...Ну, например:

СЦЕНА ПЕРВАЯ: встреча героев

Саша: - Я шел по коридору ГИТИСа и вдруг увидел Ее. Она была в черном пальто и черной шляпе с полями. Фантастически красивая, с царственной осанкой, как будто сошла с картины Крамского «Незнакомка». Бесконечно далекая, недосягаемая... Женщина-призрак, женщина-мечта. Это было что-то совершенно мифическое по ощущениям...

Света (реплика в сторону): - Это было мое единственное пальто и единственная шляпа.

Саша (продолжает): - А потом я увидел ее на нашей общежитской дискотеке – это была совсем другая женщина. Веселая, открытая, искрометная... Я чувствовал, что нравлюсь ей. Вообще-то я совершенно случайно попал в тот вечер на дискотеку: никогда на них не ходил, а тут вдруг отправился, и сам не знаю, почему...

Авторская ремарка: судьба.

Света (смеется): - У нас с Сашей, как у Акутагавы, две версии. Я когда увидела его в первый раз в институтском коридоре, сразу отметила: красивый парень. Но я красивых избегала. Тем более, что кто-то сказал о нем, что он из рок-группы. Я подумала: «С ним все ясно - слава, женщины... Это не для меня». А однажды на переменке девчонки позвали меня заглянуть в замочную скважину аудитории, где первокурсники показывали этюды. В этот момент на сцене был Саша. Он пел блюзовые импровизации, но как... Это было абсолютное существование в образе – сплошной восторг! Потом мы столкнулись на дискотеке: удирая от навязчивого поклонника, я забежала в полутемный зал, где все громыхало, и схватила за руку первого попавшегося парня. Им оказался Саша... Если бы не погоня, я бы никогда себе такого не позволила: хватать за руку незнакомого мужчину – это же верх неприличия! Мы с Сашей начали танцевать, а мой преследователь крутился рядом и был ужасно зол. Чуть не забыла: ребята с нашего курса в тот день устраивали вечеринку и ждали меня. Но разве я могла уйти от Саши после того, как он спел мне в перерыве между танцами блюз на своем «джибриш» - как бы английском (мечтательно улыбается)? Утром мы проснулись и пошли подавать заявление в ЗАГС.


СЦЕНА ВТОРАЯ: перемена ролей

Саша: - Я хоть Светы и старше, поступил в ГИТИС позже, чем она. И много чего уже успел: закончил железнодорожный институт, отслужил в армии, поработал на стройке. У меня был сын... Между прочим, в школе я больше всего любил математику и физику: сидел дома и наслаждался процессом решения самых трудных задач, которые были помечены в учебнике звездочкой. И вдруг - в 28 лет! - решил учиться на актера! Мальчиков в ГИТИС принимали только до 25 лет. Пришлось другу-художнику подделывать дату моего рождения в паспорте. Документ этот – храню до сих пор (уходит в другую комнату и приносит оттуда паспорт с гербом СССР).

Света (реплика в сторону): - Кажется, Саша забыл рассказать о том, что еще со школы пел в составе рок-группы. Кстати, кассета с записью репетиции этой группы тоже сохранилась: забавно слушат, как мальчики спорят по поводу того, кто правильнее поет.

Саша (продолжает): В ГИТИС я поступил с первого захода, в мастерскую Гончарова и Марка Захарова. Света тогда уже училась на четвертом курсе.

Света: - Родители у меня врачи, я у них единственный ребенок, так что продолжение семейной традиции предполагалось изначально. Чтобы подготовить меня к поступлению в медицинский, наняли четырех репетиторов. Я перечить не смела, тихо страдала и потихоньку бегала на занятия театрального кружка во Дворец культуры. Когда родители узнали о том, что я тайно поступила в театральное училище, папа со мной сначала даже не хотел разговаривать, а мама повздыхала, но поняла. После получения диплома с отличием мне предложили на выбор три театра – в Новосибирске, Красноярске или Волгограде, а я рванула в Москву, воспользовавшись тем, что «красный диплом» освобождал меня от каких-либо обязательств, и сразу поступила в ГИТИС.

СЦЕНА ТРЕТЬЯ: игры на сцене и в жизни

Саша: - Однажды нас, матерых студентов ГИТИСа, переиграл квартирный мошенник. Думаю, что из него мог бы получиться великий артист!

Света (вздохнув): - Нам надо было срочно снять квартиру.

Саша (реплика в сторону): - Вообще-то мы, как люди, прибывшие в столицу издалека, ко всем в Москве относились настороженно.

Света (продолжает): - Мы пришли по объявлению. Дверь открыл интеллигентный и тихий парень в очочках. На нем была длинная вязаная кофта и тапочки с пампонами. Он нам сразу так понравился, что мы не только выложили 180 рублей за два месяца – огромные деньги по тем временам – но еще и оставили в его квартире чемодан с вещами и документами.

Саша (реплика в сторону): - А как было не поверить этому человеку, который так трогательно рассказывал, что его тетя (хозяйка квартиры) очень любит свои цветы, и их надо обязательно поливать хотя бы раз в несколько дней. Надо отдать прохиндею должное, это был идеальный разбор роли и полное вхождение в заданный образ.

Света (продолжает): - А потом выяснилось, что мы были одиннадцатой (!) по счету парой, которой он сдал чужую квартиру, снятую им на короткий срок, чтобы облапошить простаков.

Саша (реплика в сторону): - Кто бы мог подумать, что это не конец истории, а, можно сказать, ее начало!

Света (продолжает): - И вот однажды я еду в автобусе и вдруг вижу того самого парня, что сдал нам квартиру. Только он уже без очков. И он меня тоже сразу узнал. Побледнел и тихо говорит: «Спокойно, только спокойно, я тебе все деньги отдам!». А я, набрав в грудь побольше воздуха, начинаю орать на весь автобус: «Товарищи! Этот человек обокрал одиннадцать семей! Помогите его задержать!» Мне один пассажир говорит: «Женщина, да вы не волнуйтесь так сильно, я вам помогу». Мы выходим из автобуса: я держу мошенника за одну руку, мужчина, вызвавшийся мне помочь – за другую. Ищем милиционера. И, как назло, ни одного! А злодей все твердит: «Я все деньги верну, честное слово, только отпустите!» Спускаемся в метро. Мой помощник говорит: «Женщина, вы его пока приприте к стенке, а я приведу милиционера». Меня трясет: «Как же я его одна удержу?!». К счастью, мошенник и сам в шоке - не вырывается, не пытается убежать. В общем, сдали мы его милиционеру, вернул он мне наши 180 рублей.

Саша (реплика в сторону): - Кто бы мог подумать, что и это не конец истории!

Света (продолжает): - На допросе негодник очухался, и, поняв, что влип, решил донести на нас милиционеру. «А вы знаете, что у этих «пострадавших» документы фальшивые? Я, между прочим, нашел в их чемодане паспорт и военный билет мужа этой гражданки: как это может быть, чтобы у одного и того же человека даты рождения в документах были разными?» Что тут началось! Милиционер мне говорит: «Мне нужно поговорить с вашим мужем». Саша был на репетиции в театре: и вот мы с милиционером едем туда...

Саша (реплика в сторону): - Вообще-то меня за всю эту историю с подделкой паспортных данных в то время могли и посадить...

Света (продолжает): - Хорошо, что милиционер попался добрый. Выслушал, посочувствовал, угостил кофе в нашем театральном буфете и отпустил. Не стал заводить дела.

Саша (реплика в сторону): - Зато как потом весь театр смеялся над нашей историей! Кто бы знал, что и это еще не конец...

Света (продолжает): - Меня вызвали в суд в качестве свидетеля, а когда я возвращалась домой, даже не заметила, как из сумки выкрали деньги и ключи от квартиры!

СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ: сосед-алкоголик и люберецкий бандит

Саша: - После этой истории мы сняли в Москве комнату в коммуналке с соседом-алкоголиком. Все его друганы, освобождавшиеся из ЛТП, проходили через нее, как через перевалочный пункт. Напившись, они распевали во весь голос: «Эй, ухнем!». Веселая была жизнь...

Света (реплика в сторону): - А когда мы сняли комнату в Люберцах, нам стало совсем не смешно.

Саша: - Я в тот день приехал домой поздно, после спектакля – к финалу трагедии...

Света (продолжает): - У нашей хозяйки был хахаль-бандит. В какой-то момент она его отшила и спряталась, а тот заявился, когда я была дома с маленьким Данечкой. Открыла дверь, держа на руках сына, а бандит потребовал, чтобы к нему вышла хозяйка, приставив к горлу Данечки нож. Пришлось его убалтывать, хотя поджилки тряслись от страха. Когда Саша приехал, бандит уже бродил под домом и швырял камни в наши окна. Одно стекло-таки выбил. А на улице зима. Мы заткнули проем подушками и стали быстро собирать вещи. Вызвали такси и той же ночью уехали.

СЦЕНА ПЯТАЯ: солнце, море и война

Света: - До переезда в Израиль Москва казалась мне самым прекрасным городом на земле...

Саша (реплика в сторону): - Мне этот город никогда не нравился. И особенно когда я возвращался туда из Ташкента, который был намного тише и приятнее.

Света (продолжает): - Но и Израиль я сразу приняла. Мне казалось, что мы попали в рай. Гостиница, которую снял театр, стояла на берегу моря. Я держала Данечку на руках, смотрела из окна на набегающие волны и была такая счастливая! А потом началась война. И мы в первую ночь чуть не задохнулись в противогазах, потому что забыли вытащить пробки. А Данечка пугался звука сирены, плакал и не хотел лезть в «мамат».

Саша (реплика в сторону): - Во время войны меня посещали разные мысли... Я даже думал, что, может быть, надо вернуться назад, или уехать куда-то еще, ведь у нас маленький сын, и никто не знает, когда прекратятся обстрелы. Сейчас-то я понимаю, что во всем есть закономерность, и в Израиль возвращаются еврейские души, рассеянные по свету. Значит, наше место – здесь.

Света (продолжает): - Большую часть войны мы провели в Иерусалиме. Зима была ужасно холодной, промозглой. А когда вернулись в Тель-Авив – в тепло, в атмосферу праздника по случаю окончания войны, это был такой восторг!

Саша (реплика в сторону): - Розовые были времена...

СЦЕНА ШЕСТАЯ: две смерти

Саша: - Когда мой папа умер, это был такой шок. Он ведь совсем не болел. У него было столько важных идей и планов. Отец рисовал таблицы, где каждый квадратик означал намеченную цель: изучить английский, французский... Выполненное закрашивал. У него была огромная библиотека, энциклопедические знания, и столько незакрашенных квадратиков. Я рыдал как маленький мальчик и не мог отделаться от ощущения, что это какое-то предательство, словно папа все бросил и куда-то сбежал...

Света: - У нас есть фотография, на которую я не могу смотреть спокойно. Саша тогда играл князя Мышкина в «Идиоте»... Вечером спектакль, а ему сообщают, что его папа умер. Он идет сниматься для паспорта... Я когда увидела эту фотографию, заплакала: такой он на ней беззащитный и испуганный, как ребенок.

Саша: - Смерть моего отца и светиного – самые черные моменты, которые нам довелось здесь пережить. Света полетела в Новосибирск через Москву, и вот я звоню ей в очередной раз, а она отвечает: «Сижу а зале ожидания». – «Как? Ты ведь уже должна быть в самолете!» - кричу я ей. Света была в таком состоянии, что перепутала время вылета.

Света: - Это был такой ужас! Я плакала, умоляла посадить меня в самолет, который еще не улетел, не понимая, что это не Израиль, а Москва, где мою проблему может решить только взятка. Меня продержали в аэропорту 12 часов, заставили купить новый билет. И вот, наконец, я добралась до Новосибирска и увидела беспомощного папу, который лежал, всеми забытый, в коридоре больницы, где проработал много лет...Более злой иронии судьбы нельзя было представить. Мой отец – хирург, спасал людей от смерти, так любил жизнь, у него было столько увлечений: английский, немецкий, математика, спорт. И вдруг такое...

СЦЕНА СЕДЬМАЯ: настоящие дни

Саша: - Иногда бывают такие моменты: я говорю со Светой и у меня появляется ощущение, что я говорю с вечностью. Ее мудрость меня просто потрясает. Как она находит в самую трудную минуту единственно правильные слова, чтобы поддержать тех, кто ей близок? Женщины воспринимают все совсем по-другому, не так как мужчины. В них есть порой такое величие, такая глубина, которые в обыденной жизни затираются рутиной. Особенно это хорошо сохранилось у женщин из России: они загадочнее, романтичнее, эмоциональнее - не такие реальные и конкретные, как западные (задумывается). Света для меня – любимая книга, которая все еще пишется, и потому невозможно понять, чем она закончится. В ней есть все – неожиданные повороты, высокие и смешные моменты.

В театре Света тоже не перестает меня удивлять: всякий раз я вижу на сцене совершенно другую, незнакомую мне женщину. Она потрясающая, в ней так много любви. Меня поражает, что Света до сих пор любит меня так же, как любила, когда мы только встретились. А я люблю ее еще сильнее, чем двадцать шесть лет назад.

(Входит средний сын Гай. Ростом он выше отца и, видно, что физически очень силен. На плече – татуировка. Служит в боевых войсках).

Саша (сыну): - Родной, ты еще не уходишь? Загляни к нам перед тем, как уйдешь. Будем фотографироваться. (продолжает) Мне кажется, Света не из этого времени. Например, я с легкостью могу представить себе, как мы бродили с ней много веков назад по пустыне и жили в шатрах, или как мы любили друг друга во времена средневековья. Такое ощущение, что в каждом воплощении Света была моей женой.

Света: - Когда у нас в «Гешере» ставили Мольера, Саша играл Короля, и когда я появлялась в театре с Даней, все говорили: «А вот и наследный принц пришел!» Дети были маленькие и верили в то, что папа у них Король. А для меня Саша до сих пор Король – и в театре, и дома - только очень скромный Король (бросает на мужа выразительный взгляд).

СЦЕНА ВОСЬМАЯ: отцы и дети

Саша: - Когда я был моложе, то был излишне строг к детям, даже гневлив.

Света (реплика в сторону): - По-моему, Саша все делал правильно. Он был строг, потому что боялся испортить детей чрезмерной родительской любовью.

Саша (продолжает): Теперь стараюсь быть для детей хорошим другом, иногда даже сам прошу совета у своего старшего сына Жени, который теперь живет в Израиле. Вообще я очень их всех люблю и любви своей не скрываю. Главное – вовремя отпускать детей, чтобы не мешать им проживать собственную жизнь и судьбу. Мы со Светой воспитывали сыновей как мужчин: надо защищать свою страну. У них даже сомнения не было, где служить – только боевые войска. Это был их осознанный выбор, и мы его приняли. Но когда наступает момент, и твой ребенок идет служить туда, где очень опасно, возникают и другие - родительские ощущения, никуда от этого не деться.

Света (реплика в сторону): - Ох, как же было тяжело от страха за них...Сколько бессонных ночей...


СЦЕНА ДЕВЯТАЯ: счастливый момент

Саша: - Наверное, это смешно, но когда я услышал, что с пятнадцатого раза, наконец, сдал на права, я был так счастлив!

Света (реплика в сторону): - Учитель вождения называл его «астронавтом». Иногда задумается и уедет не туда, куда собирался. Звоню ему: «Саша, ты где?» - «Кажется, я по ошибке поехал в Ашдод». Он называет меня «штурманом». Если я сижу в машине рядом, значит, все в порядке.

СЦЕНА ДЕСЯТАЯ: игры воображения

Света: - Если бы у меня была возможность на один день в кого-то превратиться, я бы хотела стать птицей и полетать.

Саша (после небольшого раздумья): - А я бы предпочел остаться самим собой.... может быть, написать пьесу о мужчине и женщине, сыграть в ней нашу со Светой историю, добавив к ней неожиданный момент, где я на каком-то этапе превращаюсь в женщину, а Света в мужчину. Может быть, такая пьеса уже кем-то и написана, только мы об этом еще не знаем.

СЦЕНА ОДИННАДЦАТАЯ: соблазны

Саша целует Свету и выходит в другую комнату. Она тихо произносит:

- Бывают ситуации, когда женщина бессильна что-то изменить, и надо это понимать. Актеры – люди слабые, зависимые. А уж если у тебя муж талантлив и хорош собой, вокруг него рано или поздно начинает виться рой поклонниц. Бывало, к Саше после премьеры подходили незнакомые женщины и предлагали свою любовь. Я их понимаю. Сама когда-то потеряла от него голову и до сих пор люблю. Поклонницы актеров, стремящиеся заполучить своего кумира, не понимают, что праздник короток, его сменяют будни, где каждый день надо проживать так, чтобы не потерять интереса друг к другу. Это непросто...Но у нас с Сашей это получилось. (вспоминает) Однажды мы играли с ним в сериале мужа и жену. По сценарию муж увлекается другой женщиной. И в одной серии есть символическая сцена, когда герои танцуют, а семейная фотография падает со стены: на стекле появлется трещина, как и в их отношениях. Мы не хотели, чтобы старший сын, которому тогда было шесть лет, увидел этот эпизод, а он умудрился посмотреть все серии и заявляет (смеется): «Вот и допрыгались...»

ФИНАЛЬНАЯ СЦЕНА: с участием автора и героев

Автор: - Мы приближаемся уже к финалу, а читатель все еще ждет ответа на вопрос о секрете вечной молодости.

Саша: - Секрет очень простой: есть жареное мясо, пить водку, заниматься любовью и наслаждаться каждым днем.

Света (реплика в сторону): - Я водку не пью.

Авторская ремарка: Это не меняет общей картины.

Саша (продолжает): - По внутреннему ощущению мне лет 26-28, по физическому состоянию – около 36-38. Но никак не 55, это точно. Раньше я думал, глядя на 55-летних, что это уже все, чуть ли не конец жизни. Как же я ошибался!

Света: - Я в 21 год чувствовала себя такой старой и умудренной, что на своих сверстников смотрела, как на цыплят (смеется). А теперь все встало на свои места. И я чувствую себя на 25 – при том, что нашему старшему, Данечке, уже 22.

Автор (реплика в сторону): - И кто его разберет – в генетике тут дело, или в состоянии души. Но и бог с ним, пусть у этой непридуманной пьесы останется привкус тайны на губах.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:


В роли Александра Демидова - Александр Демидов, выпускник ГИТИСа, бывший актер театра имени Маяковского, с 1990-го – актер театра «Гешер».

Сыграл ведущие роли в спектаклях: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Дело Дрейфуса», «Мольер», «Идиот», «Адам – сын собаки», «На дне», «Тартюф», «Деревушка», «Город», «Три сестры», «Река», «Море», «Мистер Бринк», «Дьявол в Москве», «Раб», «На два голоса», «Женитьба Фигаро», «Кое-что о стиле жизни», «Вишневый сад», «Тот самый Мюнхгаузен», «Якиш и Пупче», «Враги. История любви», «Шесть персонажей в поисках автора», «Дон Жуан». Лауреат премии им. Клячкина и приза Театральной академии. Снимался в израильских кинофильмах «Друзья Яны», сериалех «Флорентин» и многих других.

В роли Светланы Демидовой – Светлана Демидова, выпускница ГИТИСа. С 1992-го – актриса театра «Гешер».

Играла в спектаклях: «Идиот», «Адам – сын собаки», «На дне», «Тартюф», «Деревушка», «Город», «Коварство и любовь», «Мистер Бринк», «Раб», «Шоша», «Вариации для театра с оркестром», «Все хотят в Голливуд», «Кое-что о стиле жизни», «Якиш и Пупче», «Шесть персонажей в поисках автора», «Принцесса Ивонна», «Харви». Снималась в фильмах и сериалах: «Калинка моя», «Флорентин», «Зинзана» и других.

ПРИМЕЧАНИЕ: Младшие Демидовы собираются продолжить семейное дело - служить театру и кино.

Шели Шрайман, опубликовано в журнале "Шарм" ("Вести")