Мгновения Эссе

Майя Уздина
Изредка вывозит меня муж на берег моря. Море видно из окон дома.
Но  живём мы высоко, на горе Кармель, поэтому извилистая дорога занимает 20 минут. Стоянка бесплатная, места всегда есть. Пляж протянулся на несколько километров.

Зимой во время штормов берег размывает, разрушаются прибрежные пляжи, дорога, протянувшаяся вдоль всего побережья, иногда  страдают даже небольшие ресторанчики, расположенные по правой стороне от дороги.

Но весной к началу сезона обязательно городские службы всё восстанавливают. Кругом чисто, немноголюдно, каждый находит для себя дело.

Я с помощью своей четырехногой палки ковыляю  метров тридцать через дорогу, разделяющую расположенные слева ресторанчики, игровые комнаты, в которых любители  азартно занимаются любимыми делами- нардами, шашками,  шахматами и картами. Стука домино не слышала. По той же стороне расположены,  до сих пор, поражающие меня чистотой,  наличием  туалетной бумаги, водой, бумагой для  рук-  туалеты.

 Вода- дефицит  в Израиле. Каждый житель носит с собой бутылку с водой. Пренебрежение этим правилом чуть не привело нас к трагедии,  избежать которую помогла израильская медицина. Иногда  бутылочки держат в сумках, видела людей, у которых  на плече в чехле висит бутылка.

  Итак, добираюсь до скамейки. Над головой тенты, прикрывающие  от жаркого солнца. Передо мной море. Какое оно разное всегда. Тихо пенятся у берега волны. Сижу, наслаждаюсь. Кто-то плавает. Мой сосед-врач,  замечательный человек, купается даже зимой.
 
В это время муж выгуливает собачку Пуму. –  Или наоборот, маленькая собачка породы  Чихуа-хуа выгуливает мужа. Оба еле тащатся. Она из-за толщины, он из-за старости. Собачка сзади выглядит смешно. Если мысленно нарисовать кружок на тонких кривых палочках, впереди, то есть впереди наблюдающего, вертится радостно  тонкий хвостик, а сверху на кружке торчат два уха –это Пума. Однажды полицейский остановил эту забавную парочку и предупредил мужа о том, что его должны судить. «За что?» спросил испуганный  пумин папа, «Голодом морите собаку» -улыбнулся полицейский.

История появления Пумы  в нашем доме произошла восемь лет назад. ..Уже год, как не стало моей любимицы. Тоска по ней была непередаваемая. Однажды вечером  зазвонил телефон. Спрашивали, не хотим ли  мы взять маленькую собачку. Я поблагодарила и попросила телефон и адрес, чтоб дочка, которая жила ещё с нами, поехала завтра посмотреть на собачку. Взволнованный мужской голос прервал   меня : "Я Вам сейчас её привезу. Назовите   адрес". На все мои возражения, что уже поздно, он настаивал. Было уже около полуночи, когда  незнакомец приехал. Он выгружал из огромной сумки подушечку, игрушки, собачье питание, наконец, крошечного щенка. Все это время муж лежал на диване. Щенок немедленно забрался к нему на грудь и всё время пребывания своего хозяина не  шелохнулся. Из ответов на мои вопросы я поняла, что щенка уже бывший хозяин получил в знак оплаты за сантехнические работы. Но родился внук, а щенок оказался кусачим. Хозяина вместе со щенком выставили из дома и разрешили вернуться только одному. «Как зовут собачку?»- «Да Умка». Чуть изменив имя, мы оставили двухмесячного щенка.

Я по натуре - фаталистка.  Считаю, что кем-то всё предопределено. Значит, судьба. Уж, какие неожиданные повороты совершает наша жизнь!

  Собака осталась у нас. Только имя чуть изменили. Стала она Пума. И она  а это была она, выбрала  хозяина-папу. Целыми днями она бегала   по словам дочери «как подрезанная». Все названия  своих игрушек  знала.

 Время всех меняет,глядя на неё, а подумав про себя, с грустью вздохнула я.
Смотрю по сторонам.

 По дорожке проходят спортивным шагом, пробегают, проезжают на колясках инвалиды,  гуляют мамаши с детьми. Какое разнообразие лиц, красок, национальных особенностей, нарядов. Можно увидеть даму в бриллиантах, полуголую спортивную девушку, скрытую в тканях арабскую женщину,  почти настоящего Аполлона.


Знакомые- четверо пожилых   русскоговорящих мужчин наблюдают за прохожими. Я с ними уже шапочно знакома. Знаю их имена. Они чуть глуховаты, поэтому разговаривают громко. Один из них профессор, другой- морской полковник. Об остальных не знаю.
 
Профессор комментирует проходящих. Вот по дороге спортивным шагом идет  полуодетая  полная женщина с выдающимися вперед, назад и в бока формами. Короткие штанишки, остатки футболки и завязанная на талии  куртка,  оставляют обозревать её  аппетитную фигуру. Старики её знают, возбуждены, профессор изрекает:  "Секс-бомба". Все довольны. Она тоже.

Наверное,  когда я  ковыляю мимо них они говорят:"Наша спортсменка появилась".

Непонятно почему, углубляюсь в воспоминания.  А, понятно. Тема недавнего, первоапрельского рассказа никак не оставляет меня. Даже не рассказ, а небольшое исследование на тему мата.В голове продолжаются матерные воспоминания.

 Муж недавно рассказывал такой случай. Работал он директором  строительного завода. Территория большая, даже железная дорога была на территории.  Было заводоуправление, столовая,  несколько цехов, склады, бассейн, спортивный корпус, бытовки и еще много чего было. Главное, что поражало -  озеленение, фонтан и часовня.
 
Каждое утро до  пятиминутки делал он обход всего хозяйства. Ходили вдвоём. Он  вместе с парторгом, который с изменившимся  временем стал одним из заместителей. По характеру директор  был диктатором и крикуном. Но никогда не обижал никого рублем. Его знали, любили. И он ко всем относился как к родным, а может, и лучше. Завод был главным в его жизни.

  Итак, идёт директор по заводу в  сопровождении  Валентина Лагоды.
Когда муж видит непорядок,  останавливается и кричит. Ругается матом. Лагода его останавливает. Просит не ругаться.

 «Хорошо, ответил однажды директор, проведём опыт». Входя в один из цехов, увидел что-то, что не понравилось. Подозвал начальника цеха, просил исправить. Тот немедленно согласился. На следующий день всё было на том же месте. На третий день душа директора не выдержала и он «отвёл её  матерными словами». Через 10 минут порядок был восстановлен.Так доказал он своему заместителю необходимость именно такой реакции.

 Вот, опять вспомнила про Лагоду. Его и жену его Инну я знала хорошо. Однажды мы вместе отдыхали в Кисловодске. Он был красив необыкновенно. Занимался он после партийной работы бытовыми вопросами. Если кому-нибудь необходима была больница, всё решал Лагода. Он  поддерживал связь, помогал больнице с ремонтом, а ему всегда помогали с местами. Кто мог предполагать, какой страшный конец его ждал? Года три назад ночью подожгли его дачу. Он сгорел вместе с женой. Они  так сгорели, что отличить мужской череп от женского  было нельзя.

 Недавно нам звонили с завода. Вспоминали их. В бывшем кабинете Валентина Лагоды  остались   поделки из гжели, принадлежащие бывшему хозяину кабинета.

Кто это меня зовёт? Белла – одесситка. Я люблю одесситов и их хохмы. А уж про одесских писателей и говорить без восторга нельзя. Но,впрочем, разные люди и в Одессе. Белла – дама, следящая за собой. Одета всегда с большим вкусом, в жизни не дашь ей её семидесятипяти лет. Меня всегда умиляют золотые и бриллиантовые украшения, навешанные на неё в разных местах и  усыпанные кольцами ухоженные ручки.

Белла  подсаживается. «Что Вы делаете?» (я успела открыть  электронную книгу).  « А что это такое?» -спрашивает она о необычной для неё вещице. Объясняю.  "Ой, моя соседка тоже ненормальная. Я её зову, а она отказывается, говорит, что сейчас она очень занята, её ход на компьютере. Вы слышите?"

  Белла – героиня, перенесла инсульт, но сейчас  это  даже не заметно. Любит наряжаться.  Разговоры ведёт или о нарядах, или о болезнях.Однажды я решилась попросить её сменить тему. Спрашиваю, читает ли она. Оказывается, у неё болят глаза. Она сменила тему с одной болезни на другую…

А вот появляются и мои гулящие. И одновременно спасатели. При них она не будет продолжать разговор.

Время от времени  уборщик, среднего возраста мужчина, меняет прозрачные мусорные пакеты, висящие вдоль всей дороги на специальных подставках.  У него коляска с большим баком для мусора, щетками, щипцы, на руках перчатки. Мы с ним знакомы, он русскоязычный. Здороваемся.

Я читала о знаменитом органисте, иногда дающем концерты в Германии, постоянно он живёт в небольшом городке- Кармиэле, так он  всё время, исключая  приглашения в Германию, занимается такой работой.
 Эта  муниципальная работа считается выгодной и не сложной. Обеспечивает будущую пенсию.

Смотрю на море, чуть повернувшись, вижу  пальмы, обмахивающиеся своими листьями, как веерами, цветы, украшающие пляж, четверых  знакомцев. Что-то они очень оживлены.

 А, комментируют проходящую особу. Она  и  вправду забавная. Слышу  их  очень точное наблюдение:"Дама со свадебного торта".

 Женщина лет  шестидесяти в голубом платье, глубокое  декольте, тонкая затянутая талия, пышная юбка. На голове шляпа, напоминающая огромный свадебный торт , украшенный кремом. Может не здоровая.

Сегодня спокойно. Не бомбят.

Вот идёт пара пожилых супругов. Как они похожи на ту пару из фильма «Подкидыш». Он явно подкаблучник.

 А, анекдот про подкаблучников.  На небе вновь прибывшие ожидают приговора. Петр просит: « Подкаблучники, шаг вперёд!» Все, кроме маленького худосочного еврея шагают. "А ты, Хаим ,что стоишь?" Тот отвечает : " Мне Роза сказала, что бы не спрашивали, не соглашайся".

Однажды в Ленинграде, в начале восьмидесятых годов, была я  в командировке с несколькими писателями. Проходим мы по торговым рядам в каком-то центральном магазине, видим длиннющую очередь в женский туалет. А среди женщин стоит Вадим Шефнер. Мои попутчики со смехом спрашивают, что он делает в этой очереди. Он отвечает: "Меня Катя поставила занять очередь." очень милый человек был. Хороший поэт.
 
Отвлеклась я от действительности. А тут вокруг игры, песни. Папаши занимаются своими детишками, мамочки или отсутствуют, или читают. А папаши, ну просто артисты разных жанров – и циркачи,  показывающие фокусы, и певцы, напевающие своим потомкам песенки , и физкультурники…Театр.
 
Ой, что это? Я в первый раз вижу такое ! Пара велосипедистов едут по дорожке. У женского велосипеда прицеп , а на нем большая коробка- собачий дом,  с большими прозрачными окнами по бокам, сзади закрытая . А  впереди высовывается из  открытого дома голова большой чёрной собаки. Такое я вижу впервые. Но дом явно не самодельный. Почему эту собаку возят на прогулку,  как в карете? Наверное, она нездорова. Здорово, молодцы  ребята!  Настоящие друзья.

Мы пришли в 10 часов. На столбе  на часах -12,  Температура воздуха 20%, воды-17%. Вот и кончились прекрасные два часа у моря 17 апреля 2012 года.