Катехизаторский столик

Лариса Калюжная
В 2000 году в храме Пророка Илии на Пороховых появился столик с табличкой "Консультант". С тех пор во все праздничные и воскресные дни два катехизатора из числа преподавателей и лучших выпускников взрослой воскресной школы дежурят у "катехизаторского столика", названного так с чьей-то легкой руки.

В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы впервые после долгого перерыва мне случилось подежурить вместо припозднившегося консультанта, и я с радостью убедилась, что за это время ручеек людей, тянувшийся к столику, не иссяк.
Одной из первых ко мне обращается женщина, которая в конце нашей беседы говорит, что она ездит именно в наш храм, а ни в какой другой, потому что здесь отвечают на вопросы. И теперь она записывает их дома на листочке, чтобы ничего не забыть…
Почти сразу за ней подходит пожилая женщина с таким клубком наболевших вопросов, что мои собственные беды кажутся мне на этом фоне сущими пустяками: не так давно у нее умер муж, и она, продав дом, приехала жить к дочери. И тут выяснилось, что дочь прочно засела в секте, зять спился, а внук - наркоман. Жить вместе с ними невыносимо тяжело. Что делать?
Посреди храма потерянно стоит высокий мужчина, держа в руках, как цветы, пучок толстых свечей. Вот он перекрестился тяжелой рукой, оглянулся украдкой: правильно ли, не смеется ли кто? Увидел столик с табличкой "Консультант", неуверенно двинулся навстречу. Я вспоминаю свой путь осознания собственного духовного невежества, свои первые шаги в храме. Место святое, страшно сделать что-то не так. А как надо, не знаешь. Вот, например, непонятно, куда поставить свечу за здравие, а куда за упокой? Почему все стоят, когда гораздо удобнее сидеть? Все вокруг запели. Что поют? Откуда каждая старушка знает то, что мне неведомо?… Где тут икона Николая Чудотворца? И что такое особенное происходит сейчас в храме, если на тебя все шикают и не хотят передавать свечи?
После дежурства я открываю заведенную о. Константином общую тетрадь, куда консультанты вкратце записывают вопросы прихожан, и уже не могу оторваться. Чаще всего спрашивают, как подготовиться к причастию, к исповеди, что такое соборование, какую записочку лучше подать.
Встречаются и неожиданные вопросы, в которых особенно остро проявляется духовное состояние наших сограждан:
- Можно ли носить на одной цепочке крест и знак зодиака?
- Что делать, если я родственников привела к эктрасенсам?
- Пьющая женщина закодировалась. Боится причащаться, так как ей нельзя ни капли вина, даже разведенного.
- Мать и брат покончили жизнь самоубийством. Что можно сделать?
- Собака заболела раком. Можно ли за нее молиться и нужно ли ставить свечку?
- Зачем идти на молитву в храм? Я иду в чистое поле и там молюсь. Никто не мешает: я и Бог.
Есть и радостное: пожилая женщина хочет записаться в воскресную школу, так как внук уговаривает ее поучиться. А он у нее ни много ни мало - инок Агапий, бывший Алешенька.
- Как присоединиться к православию из старообрядчества?
И даже:
- Как начать духовную жизнь?
Меня немного смущает кратость записанных в тетради ответов на вопросы. Но поговорив с несколькими катехизаторами, я убеждаюсь, что оттолкнувшись от сути вопроса, они стараются построить беседу, чтобы сказать какие-то очень важные слова для человека, может быть, впервые пришедшего в храм. По моей просьбе один из консультантов, Колотилова Л.Л., сделала небольшую запись таких разговоров:
"За два часа у столика три человека задали вопрос:
- А кому поставить свечу, чтобы была удача?
Это хороший повод для разговора о том, что нужно, чтобы в жизни была удача.
Очень часто спрашивают:
- Что нужно для крещения ребенка?
- Нужен крестик, полотенце и… нужно знать, что такое крещение, его великое значение.
Объясняешь, какого восприемника лучше выбрать.
Средних лет женщина плачет:
- Дочка скоро родит, но с ребенком что-то неладно. Что можно сделать?
- Как можно скорее придти на исповедь и причаститься.
- Но мне сказали, что в ее положении в Церковь ходить нельзя.
Объясняешь, что в этом положении надо ходить в Церковь как можно чаще. А кроме того, важно то же самое делать и самим родителям дочери, так как от их духовного состояния зависит и состояние дочери. Впитывают слова, как губка, похоже, что обязательно придут.
Во время одного из разговоров о крещении спрашиваю:
- А Вы ходите в Церковь, исповедуетесь?
- В Бога я верю очень сильно, все время молюсь, но в Церковь не хожу, так как считаю себя очень грешной и недостойной.
- В таком случае именно для Вас пришел на землю Спаситель.
Привожу на память слова Феофана Затворника: "Если ты мне скажешь, что достойна причастия, то я тебя не допущу до него, а если ты считаешь, что недостойна, то я скажу: "Беги".
Женщина благодарит, для нее это открытие. Обещает прийти.
Бабушка с внучкой (12 лет) подходят с разговором:
- Умерло двое близких родственников, и у девочки с тех пор страхи. Что делать?
Девочка серьезная. Говорит, что не исповедуется, но в Церковь ее тянет. Помоги, Господи, рабе Твоей, Дарие!
Но вот случается и такой разговор:
- А почему в житии написано, что Бог не пустил Марию Египетскую в храм?
Отвечаю, что батюшка из Песочного (видимо, отец Игорь Филин) сказал, что не Бог не пускает, а наши грехи. Объясняю, как эти слова надо понимать.
Жарко и не очень доброжелательно спорит, на очереди следующий вопрос:
- А почему у Свидетелей Иеговы в Библии написано: "Я есмь Иегова", а у вас: "Я есмь Сущий"?
Начинаю понимать, что человеку не разобраться нужно, а поспорить, осудить. Чувствую, что могу потерять мир душевный. Твердо и спокойно прекращаю разговор, пользуясь тем, что люди ожидают с вопросами».
Отец Константин отмечает, что после беседы у столика люди зачастую приходят записаться в воскресную школу, которая, в свою очередь, подпитывает  консультантскую службу. И здесь очень важно подобрать талантливых катехизаторов, умеющих общаться с людьми и обладающих соответствующими знаниями, чтобы не оказаться им "слепыми поводырями слепых". Об этом же беспокоятся и ведомые, по крайней мере, в журнале есть такие записи:
- Несете ли вы ответственность за свои ответы?
- Контролируют ли вас?
Конечно, некоторые вопросы может решить только священник, но в большинстве случаев требуется участие катехизатора-мирянина, готового уделить длительное время для неторопливой беседы, способного поделиться своей верой, опытом церковной жизни. Думается, что катехизаторскую службу можно и нужно организовать в каждом храме в той или иной форме. Например, продавец книг в церковной лавке, по сути, катехизатор, если, конечно, он, вместе с книгами, не отгорожен от людей стеклянным барьером.
Очень плодотворной может оказаться работа катехизаторов при кладбищенских церквах и часовнях, особенно в такие дни, как родительские субботы, Пасха, Радоница. Там, кроме столика с соответствующей случаю литературой для продажи, можно поставить стенд с информацией. Важно подать ее без категоричности, в мягкой, утешительной форме. В такие места можно организовать выездные бригады катехизаторов.