Христос воскресе!

Маргарита Мон
«Любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже  делавшего от перваго часа; и последняго милует, и первому угождает, и иному дает, и сему дарствует; и дела приемлет, и намерение целует. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите. Трапеза исполнена, насладитися вси.»

Отрывок из Огласительного  Слова святителя Иоанна Златоуста, читаемое во время Пасхальной утрени.

***
 
Работать в праздничный  воскресный день, в день святого Христова Воскресения, на Пасху очень трудно и очень легко.
Трудно потому что после непростой страстной недели с ее долгими и насыщенными службами,  после торжественно-волнующей всенощной, наконец, разговевшись и подремав пару часов, ты уже, расслабившись, не можешь себя просто поднять, не говоря уже о каких-то действиях.

А легко… легко, когда  глядя в глаза незнакомых  людей в твоей группе, в которых нескрываемое ожидание ЧЕГО-ТО  неожиданного, для многих непонятного и удивительного, для некоторых просто любопытного,
вместо обычного «Здравствуйте!», говоришь «Христос Воскресе!», то в ответ звучит такое радостно-искреннее «Воистину Воскресе!», что дух захватывает от всеобщей пасхальной радости.

В один из таких дней со мной произошла история, которая произвела на меня глубокое впечатление и надолго запомнилась.

Пасха в тот год была поздняя, почти по-летнему солнечная и теплая.
Девять утра, моя первая группа. Довольно большая, многие с корзинками с уже освещенными  куличами, крашенными яйцами и прочей снедью.

Уже знакомый огонек в глазах и громкое  и дружное «Воистину Воскресе!» на мое приветствие.

Пошли, не торопясь,  на Дальние Феодосьевы пещеры. Всё шло, как обычно,  слушали с интересом и внимательно, задавали вопросы и вдруг непредвиденная ситуация – нас не пускают на молитвенную часть лабиринта. Причину я уже не помню, но даже для меня это было неожиданностью.
 
Хотя экскурсия прошла полноценно, моя группа так ничего и не поняла, но у меня осталось  чувство неудовлетворения, недоговоренности, и я принимаю решение – идти  на Ближние пещеры.

Нужно заметить, что это было некоторым нарушением с моей стороны, так как  в экскурсию входит посещение только одних пещер.

Во время спуска к Ближним Антониевым пещерам, я бросаю фразу то ли себе, то ли группе, как-то в пространство:
- А ведь кто-то среди нас согрешил в период Великого поста, раз нас преподобные  в пещеру не пустили…

Ближние пещеры мы прошли полностью по полному кругу.
Закончилась экскурсия достойно, группа была притихшая  и молчаливая, а молились у рак святых мощей, как настоящие паломники.

Мы попрощались и я уже собралась обратно в отдел, как ко мне подошел один мужчина из группы:
- Простите,- неуверенно начал он, - Я хочу сказать,что  я знаю, почему нас не впустили в пещеры, это из-за меня. Дело в том… - и он долго рассказывал мне свою историю.

Я прослушала его путанный рассказ, посоветовала поговорить с батюшкой, исповедоваться и снова попыталась вернуться в отдел, но меня догнала женщина, выпалив с ходу:

- Это из-за меня мы не попали в пещеры…
После нее еще, а затем  еще и все начинали с одной фразы:
- Это я виноват, это из-за меня…

- Это из-за меня мы не попали в пещеры…


После нее еще и еще и все начинали с одной фразы:
- Это я виноват, это  из-за меня…


Я, удивленная, слушая их искреннее раскаянья, поражалась действию Божьей Благодати, которая размягчает человеческие сердца, умиротворяет души.

Не прерывая их монологи с опущенными глазами, понимала, что у многих это лишь мгновение и снова попав  в привычный ритм жизни, они даже не смогут объяснить себе, почему  и как им удалось осознать то, что раньше не замечалось.

И лишь для  некоторых, возможно, это станет началом нового пути.

Последней подошла ко мне молодая женщина с двумя детьми, восьми и пяти лет и рассказала свою историю.

-  У меня недавно умер муж, - начала она, - он был очень преуспевающий бизнесмен. Мы жили обеспеченно, не бедно, беспроблемно – большой дом, прислуга, я не работала, я  все время занималась детьми.

Мы жили очень хорошо, любили и берегли друг друга. И вот  не уберегла… С его смертью весь мир вокруг меня стал рушиться. Ничего не умею, никогда нигде не работала. Я пребываю в полном отчаянии.  И только ради детей заставляю  себя жить.

Хочу сказать, что я всегда была очень далека от Бога, от церкви, от веры.
 
А совсем недавно мне приснился сон – вижу я женщину в странных длинных одеждах, она назвала себя Марией Магдалиной, в протянутой руке держит красное яйцо и говорит,  чтобы я ехала в Лавру и там смогу найти  ответ на свой вопрос.

И вот мы приехали издалека, я боялась не исполнить этот завет.
Скажите, а кто это Мария-Магдалина и почему она мне подарила красное яйцо?

- А вы не знаете?! – удивилась потрясенная я.
- Нет, никогда не слышала, да я ведь никогда этим не интересовалась.
Так вот, это из-за меня нас не пустили в пещеры, - закончила она свой рассказ.

Мне хотелось прижать к себе эту женщину, такую скорбящую и надломленную,но верную и несломленную и я точно знала, что все у нее теперь управиться и сложится с Божьей помощью, молитвами преподобных отцов печерских.

- Вы на верном пути, не останавливайтесь, - только и сказала я, - храни вас Господь.

***

«Появление красного яйца  в христианском обряде связано с преданием: Мария Магдалина, исцеленная Господом от злых духов, первая увидела воскресшего Спасителя. Эту радостную весть и учение Господа она пошла нести по миру. Однажды пришла она в Рим во дворец к императору Тиберию. По обычаю, приходя к императору, люди должны были принести какой-нибудь подарок. Богатые приносили дорогие дары, а бедные - что могли. У Марии Магдалины, когда-то богатой и знатной, теперь ничего не было, и она принесла во дворец одно яйцо, протянув его Тиберию со словами: "Христос воскрес". Не поверил император этой вести и сказал: "Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным". И пока он говорил, цвет яйца в руках Марии постепенно стал меняться, и, наконец, оно оказалось ярко-красным. С тех пор,  у христиан появился обычай дарить друг другу на Светлой Неделе крашеные яйца с радостным возгласом "Христос воскрес!" и троекратным целованием». -
  Википедия