Открытка

Марина Терентьева
Я уже не помню всех подробностей, поскольку прошёл не один год... Не помню Его звания и точного имени. Но точно помню, как я - начинающая журналистка - вместе с оператором робко переступила порог Его дома. Красивая седовласая женщина в голубом платье, с брошью под воротником приветливо сказала:
- Вы с телеканала? Про моего Лёшу будете снимать передачу? Проходите, проходите в комнату.
И шёпотом, хитро подмигнув мне, добавила:
- Он там наряжается. Ордена надевает! Подождите немного.

В комнате было так уютно, так светло, что я сразу перестала бояться этого большого интервью с великим человеком - бывшим лётчиком-асом.  И с интересом стала листать семейный альбом.
- Это я. Видите, какая была. А это Лёша мой. После училища, - рассказывала Лидия Васильевна. - Да Вы пейте чай, Мариночка. Не обращайте внимания на старуху. Я Вас совсем заговорила. У меня гости редко бывают. 9 мая правда многие приходят поздравить. И школьники даже.

Но тут появился Алексей Степанович. Высокий, подтянутый, улыбающийся, с совершенно молодыми васильковыми глазами. Он обнял меня, потом оператора Сергея:
- Ребята, милые мои, спасибо, что пришли!
Наши цветы поставили в самую большую вазу, в центр стола. И мы начали беседу. Я даже не заметила, как включилась камера. Меня полностью поглотил наш разговор. Я будто перенеслась в то страшное время. Он рассказывал про первый день войны, про боевые вылеты, про ранения... Мой блокнот с вопросами одиноко лежал за спиной, так и не пригодившись. Это был потрясающий человек. Пересмотрев потом отснятый материал, я увидела, как по моим щекам бежали слёзы.
- Не надо это показывать в программе,- попросила я
- Непременно надо, - ответили мне. - Непременно!

Прощаясь, я вдруг спросила:
- А были у Вас на войне талисманы, обереги что ли? Ну, вещи, которые Вас хранили?
- Ну, раньше в такое не верили! - рассмеялся Алексей Степанович. - Но по секрету скажу: была у меня фотография актрисы Любови Орловой. Почти всю войну со мной прошла. А потом я ранен был. И запропастилась куда-то. Помню, очень жалел я её. И до сих пор жалею. Ну, ребята, заходите в гости! Есть ещё порох в пороховницах!

Дома я спросила:
- Дедушка, а можно сейчас где-нибудь купить военную открытку? Например, открытку с изображением актрисы Орловой?
- Думаю, можно, - ответил дедушка. - В антикварном магазине. Или у коллекционеров. А почему ты спросила?
- Мне очень нужно для одного человека, дедушка. Такая открытка прошла с ним всю войну. Но потерялась. Я хочу подарить ему такую же.
- Манечка, но ведь это не то. Ему была дорога именно та...
- Я понимаю. Но всё же. Ему будет приятно, дедушка.

Тогда у меня ещё не было всемогущего ноут-бука, где все проблемы решаются порой нажатием клавиши. И я долго бродила по коллекционерам и магазинам в поисках той чёрно-белой старой открытки. И, наконец, мне повезло. Причём, узнав, для чего она мне, мужчина отдал её совершенно бесплатно.

Я с замиранием сердца постучала в знакомую дверь. Мне открыла девушка с уставшим лицом.
- Папа умер, - сказала она.
Я молча отдала ей открытку. За окном шумел месяц май...