О современном вранье

Михаил Анохин
                Читая Салтыкова-Щедрина.         
                Русская сатира.

Кому неизвестно, что у вранья есть множество сортов вплоть до «святой неправды».
 Классик русской сатиры утверждал,  что «мы всегда были охотники полгать»,  но в его время наука о поведении животных и в частности приматов была еще слаба. Сейчас установлено, что и обезьяны лгут. Это в какой-то степени обеляет человека так, как всегда можно оправдаться наследственностью.

Ведь это так важно,  господа мои, до чрезвычайности важно оправдаться?!
То тебя среда заела и ты ею оправдан. То денег было мало и от того ты воровством занялся, а так бы ни-ни!  То сосед попался невыносимый и от того ты его в припадке праведного гнева убил.

То он сам на дорогу выбежал,  а ты в его смерти не причем!
И даже так: а зачем я такую машину купил, чтобы на скорости в 80 км телепаться?
Словом господа мои, оправдаться – это настолько человеческое, природой данное дело, как и соврать.

Да и потом, кто сказал, что врать нехорошо?
Ах да, православие говорит об этом, но кто же станет слушать попов, когда есть Глоба и академики Петровской и прочих академий? В конце концов, есть учение Рерихов, за коими стоят ни кто-нибудь, а  махатмы тибетские!

Надо быть совершенно дремучем человеком, чтобы поверить, будто лож, сотворенная себе на пользу, может повредить?

Спросите Барщевского или Алексееву и они вам скажут, что ни чего подобного о вреде лжи не сказано ни в Конституции, ни в законах. Даже этого нет в Билле о правах!
Разве что лжесвидетельствовать нельзя на суде, но и то, кто слышал, чтобы за это кого-нибудь наказали в России?

Даже за фальсификацию выборов  членов избиркома не наказывают, а  напротив - награждают! А вы, господа мои  о каком-то возмездии за  враньё лепечите? Отсталые вы люди, древние как сказал бы мимо вас проходящий молодой человек.

А потом ведь есть лож, а есть бредни,  иначе сказать -  вымыслы и потому как власть к ним относятся, вымыслы бывают во благо и во вред. Вымысел, в отличие от вранья,  категория идеологическая хотя бы  потому, что он формирует отношение народа не только к власти, но и к собственной истории.

Одно дело в школах говорить о том, что на Хиросиму сбросили бомбу американцы и совсем другое дело бредить тем, что это сделали русские.

Одно дело учить детей о том, что наша государственность пошла от варягов, и совсем иное дело бредить о том, что легендарный город Трою основали три русских князя и заодно построили на земле Палестины все древние города, упомянутые в Библии.
Короче говоря,  во благо все вымыслы, где  власть предстает в лучшем свете и во вред всякий бред, ставящий под сомнение неизменное попечительство власти о благосостоянии народа.

Поскольку я человек, поживший и повидавший, какие вымыслы были при советской власти и какие бредни теперь в ходу,  должен, просто обязан, господа мои, сделать хотя бы беглый сравнительный анализ.

Вот моё мнение: прежнее лганье было не в пример нынешнему сделано добротно, со вкусом, со знанием того, что человеку мечтается.

Ну, о мечтаниях я уже довольно писал, повторять не стану.

Нынешние бредни выше пупа, или живота  не поднимаются. Нынче все время бредят то о заграничных  виллах, то о сочной девке,  о крутой машине и куче «бобла» в карманах.
Советские лгуны составляли особую касту и были пригреты в различных обществах. Например,  в обществе «Знание». Их тщательно отбирали и научали отличать произведение Пушкина от Пупкина, а Шишкова от Шишкина. То есть это были лгуны с хорошим образованием  и с изрядным воображением. Я уже не говорю о том, что косноязычным и тем, кто с логикой не дружен, в эту привилегированную касту  доступа не было.
 
Слушая  советского лжеца, можно было поспорить, что у него скорее отсохнет язык, а у слушателей уши, чем увидеть, что кому-нибудь пришло в голову основывать на его бреднях какие-нибудь расчеты, или что-нибудь серьезное предпринять.

Было приятно и душевно полезно  помечтать о том, что вскорости все люди станут друг другу братья, а национальности смешаются, и из этого смешения выйдет миру и весям удивительный человек, которому подвластны будут космические дали.  Вплоть до того, что на Марсе будут яблони цвести.

То есть советские бредни сочинялись по древней заповеди: «Если к правде святой мир дорогу найти не умеет, честь безумцу который навеет человечеству сон голубой!» (П.Беранже)

Сны навевались красочные, оптимистичные, жизнеутверждающие!
Были в советское время гениальные безумцы, их произведениями зачитывались подростки, да и взрослые люди читали, хотя и понимали – фантастика!

Поэтому лганье  было восторженное, художественно-образное и чуждое всякой тенденциозности. Ни чего личного! Местами оно переходило в поэзию, и вплотную соприкасалась с литературным явлением, словно в насмешку над выдумщиками названным – соцреализмом!

Реализма конечно в этих произведениях было мало, но социальная роль их была колоссальная!

Все это вдохновляло и облагораживало человека, придавала ему стойкость в преодолении трудностей на пути к светлому будущему, где его ждут «звездные корабли» и братья по разуму из «созвездия Андромеды».

Нынче на сцену выступили лгуны малоталантливые,  косноязычные, слюной давящиеся, тусклые по форме и тенденциозные по существу. Вся их культура – это перелицовка прежнего наследия, добротно сшитого. Поэтому все новые швы и складки выпирают  наружу своей, неприкрытой стыдом, естественностью! Раньше прикрывали естество и всяк понимал прикрытое, в меру своей испорченности.  Сейчас прямо показывают, всё вплоть до кишок и кала в них, и тем портят человека, приводят его к одному эстетическому знаменателю почти не отличимому от ноля.

По форме современное лганье есть не что иное, как грошовая будничная правда, только вывороченная наизнанку. Лгун говорит «да» там, где следует сказать «нет», – и наоборот.

Он на дню дважды сам себя опровергнет и даже не заметит этого! Он скажет:
- Хорошо бы в Россию деньги шли!
То есть про инвестиции озаботиться и тут же тяжело так охнет:
- Надо же  опять  от продажи нефти и газа  чертова куча денег привалила! Что будем делать?!
Ты ему:
- Тогда не торгуй!
А он тебе прочитает лекцию о пользе торгового баланса.

Ты ему – телевидение развращает, а он тебе – а ты не смотри!
Ты ему – насилие есть следствие утраты сочувствия и сострадания к ближнему своему, а он тебе в ответ – будь лидером!

Хуже того, он ведь так тебя подденет так возьмет тебя на крючок и ты заглотаешь этот крючок по самое не могу! И как только попытаешься возразить он тут же и потянет. Не сильно вначале, а просто так для твоего понимания и ощущения, что вот и ты не глядя, не думая, а заглотал-таки.

И думается мне, господа мои, что сейчас и человека то не сыщешь, который бы не заглотал!

Ну, а если попадется лгун, не потерявший еще чести и достоинства, то лжет он потому, что, по нынешнему времени, нельзя назвать правду по имени, не рискуя провалиться сквозь землю от стыда.

Вот скажите, как вымолвить правду о том, что рабочим на предприятиях едва ли десятую часть от прибыли  хозяева платят? И при этом утверждать, что у нас социальное государство?

Вот о коррупции, сколько сказано, а всей правды не говорят. А правда, тут в том,  что самые отъявленные коррупционеры это те, кто финансовыми потоками рулят! То есть сама власть в своей организационной форме  является коррупционной.

Разве можно сказать, что власть и бизнес не только срослись как сиамские близнецы, но у них уже общее кровообращение и даже мозг и при этом не провалится от стыда?!
Прежде, в советское время лгали, потому что была потребность скрасить правду жизни; нынче – лжем потому, что боимся притронуться к этой правде. Как будто в самом воздухе разлито нечто предостерегающее:
- Смотри! только пикни! – и все эти основы,  все эти Конституции и все эти Права, то есть наши краеугольные камни и величественные здания, выстроенные из них  – все разлетится в прах! И ты вместе с ними в тартарары полетишь! 
Боязно.
                Прокопьевск.  Апрель. 2012.