***

Оксана Новикова 4
                Разговор в сквере
        В один из ненастных пасмурных дней, когда осень показывает свой капризный характер, я шла по скверу. Погода была просто невыносима. Дул пронизывающий ветер, срывая с деревьев желтые листья. Казалось, что природа очень сильно обиделась на людей и мстила им со всей своей суровостью. Порывы ветра срывали листья с деревьев и несли их по воздуху, бросая прохожим в лица. Эту катастрофическую картину довершал мелкий дождь, который моросил уже второй день.  Его мелкие иголки пронзали лицо, руки….
Прохожие шли, кутаясь в воротники и шарфы.
    Я шла по скверу и любовалась природой. Да, да, именно любовалась, потому, что настроение у меня было подстать природе. В то утро я была неимоверно зла на весь мир. Зла на свою жизнь, на события последней ночи. Я была зла и ….напугана. Напугана всем происходящим вокруг меня.
    В общем, я шла и ругала природу за ненастье, себя за несдержанность, сына за то, что он так неожиданно быстро вырос, без моего согласия.
   Идя по скверу, я перебирала события прошлого вечера, с того момента, когда мой сын пришел домой около полуночи. От него пахло табаком и пивом.
Впервые в жизни он пришел домой так поздно.  Весь вечер я не находила себе места. Я обзвонила все больницы, морги, даже в милицию «догадалась» позвонить. Там мне какой-то молодой сержант доходчиво объяснил, что отсутствие в одиннадцать вечера четырнадцатилетнего сына еще не является поводом для паники. Мало того, он сказал, что это вполне нормально.
- Может быть, это нормально в других семьях, но в нашей семье такое впервые! - обиженно воскликнула я.
-Значит, привыкайте, мамаша. В этом возрасте они часто приходят домой под утро, - спокойно сказал сержант.
   После этих слов я просто потеряла дар речи. Я не нашлась, что ему ответить и бросила трубку со всей силы на телефон. Трубка отскочила от аппарата и повисла на собственном проводе. Несколько секунд я с ехидством смотрела на нее, будто наслаждаясь местью, затем, немного успокоившись, положила ее на место.
  Я прошла по комнате, затем, вернулась к телефону и подумала, возможно, этот сержант прав. Многие подростки в четырнадцать лет ведут себя невыносимо: пропадают по нескольку  дней неизвестно где, пьют, курят, некоторые даже токсикоманят. Многие мои знакомые столкнулись с этим. Я же всегда считала себя счастливой матерью. Мой Димка всегда приходил домой вовремя, то есть не позднее девяти вечера. Никогда я не замечала от него ни малейшего запаха табака или спиртног. Он всегда был вежлив со мной. Никогда никому не грубил…
До последнего времени. Несколько дней назад его как подменили. Неделю назад за ужином я впервые услышала в разговоре с ним нотки злости.
   Затем он привел в дом какого-то мальчика, который вел себя весьма развязно. Они весь  вечер просидели в комнате сына, играя в компьютер.
В девять часов вечера я заглянула к ним в комнату и сказала, что уже поздно, и не пора ли гостю идти домой.
- А то родители будут волноваться, - виновато проговорила я, пытаясь оправдать свое появление.
- Не будут. Они за меня не волнуются, - не отрывая взгляда от компьютера, сказал мне гость.
- Вот как? – я была поражена его спокойствием и наглостью. – Позволь узнать, почему?
- Да потому, что я никогда так рано домой не прихожу, - нагло ответил мне юный гость. – У нас так не принято.
- Я не знаю, что принято у вас, а у нас принято после девяти часов провожать гостей и готовиться ко сну.
   Молодой человек посмотрел на меня как на умалишенную, затем перевел взгляд на моего сына.
- Слушай, Димон, я не знал, что твои предки такие дремучие.
  Несколько секунд гость сидел задумчивый, затем встал и пошел в прихожую.
- Ладно, Димон, пока. Завтра увидимся.
Я открыла дверь, гость спокойно вышел, я закрыла за ним дверь.
Мой сын посмотрел на меня, как на врага и скрылся в своей комнате. Больше в тот вечер мы с ним не разговаривали.
  Следующие несколько дней мы практически не общались. Утром мы расходились на работу и в школу. Вечером молча ужинали и расходились по своим комнатам. Весь вечер Димка сидел за компьютером, к телефону не подходил, хотя он звонил не переставая.
   Я не доставала его своими разговорами. Я ждала, когда он сам захочет поговорить. Я знала своего сына и была уверена, что наступит момент, когда он соберется с духом и выскажет мне все, что накопилось у него в душе.
     Мое ожидание оправдалось. Разговор состоялся вчера вечером, после ужина. Я помыла посуду, убралась на кухне и пошла в зал, начала гладить белье. Димка молча вошел в комнату, встал около меня и тихо сказал:
- Мам, Виталик мой друг. Зачем ты так?
- Я раньше не замечала  этого Виталика среди твоих друзей.
- Он новенький. Пришел в наш класс в этом году.
- Он всегда такой бесцеремонный ? – я начала распаляться. Умом я понимала, что мой сын в чем-то прав, он пришел со мной поговорить, чтобы помириться. Но, на мое несчастье, моя злость начинала набирать обороты и я не заметила, как начала повышать голос, здравый смысл вихрем покидал мой рассудок.
- Мы просто играли, - Димка пытался сдерживаться. Но, у моего сына мамин характер, поэтому…в общем, мы перешли на крик.
- Дима, всему есть предел! Нельзя играть так поздно. Неужели ты не понимаешь, что существуют нормы приличия?
- Которые, ты сама же и преступила, - эта фраза подействовала на меня, как красная тряпка на быка.
   В общем, слово за слово и мой сын выбежал из квартиры, хлопнув дверью. Едва дверь за ним закрылась, я опомнилась и пожалела о содеянном, но было уже поздно.
Я бросилась звонить ему на мобильный, но сын в порыве гнева забыл его дома. Весь вечер я не находила себе места.
 Около двенадцати ночи сынуля вернулся. Снял куртку, повесил ее на место и направился в свою комнату.
- Где ты был? – спросила я его спокойно.
- Гулял, - так же спокойно ответил мне мой ребенок.
- Есть будешь?
- Я не голоден.
И тут я унюхала запах табака и пива!
- Ты курил?
- Нет.
- Тогда почему от тебя пахнет табаком.
- Ребята курили. Я просто стоял рядом.
- И пиво ты тоже только нюхал?
- Мам, какое пиво? Я не пью, ты же знаешь.
- Я уже не знаю, что ты делаешь, с кем дружишь. Ты изменился с того момента, как начал водиться с этой компанией. Этот Виталик дурно на тебя влияет.
- При чем здесь Виталик? Никто на меня не влияет.
- Ты просто этого не замечаешь.
- А, может быть, это ты не замечаешь, что я вырос.
- Тебе это только кажется. В твоем возрасте все так думают. Всем кажется, что они взрослые, самостоятельные, что знают жизнь. Но, это не так, сынок. Тебе только кажется, что ты взрослый, на самом деле, ты еще ребенок.
- Мама, это ты хочешь всегда видеть во мне ребенка. Но, я вырос. Я взрослый человек…
- Ты считаешь курение и пиво признак взросления и самостоятельности? Так?
- А что если и так? Я имею право на это. У меня уже паспорт есть.
     Мне вдруг так надоело бороться с ним в пустую, что я решила закончить разговор, пока мой сын опять не убежал из дома, хлопнув дверью.
- Ладно, взрослый человек, иди спать, уже поздно. Завтра рано вставать.
     Сын ушел к себе.
 Я легла спать, но сон не шел. Всю ночь я лежала и думала о том, что зря я радовалась тому, что меня миновала доля многих родителей трудных подростков. Я знала, что нужно что-то делать, но не могла сообразить, что именно.
   Вот в таком настроении я и шла на работу, благодаря природу за то, что она была со мной солидарна.
      В общем, я шла погруженная в свои проблемы. Вдруг откуда-то издалека, как мне показалось в первый миг, послышался пронзительный детский крик. В следующее мгновение наступила тишина. Я инстинктивно повернула голову туда, откуда, по - моему, донесся детский голос. По середине сквера, в нескольких шагах от меня, стоял мальчик, лет четырех и обиженно смотрел вдаль, отвернувшись от мужчины 35 лет, который, судя по всему, был его отцом. Меня поразил взгляд ребенка. Это был осмысленный взгляд взрослого человека, прожившего нелегкую жизнь.
  Я остановилась и присела на лавку. Мне вдруг захотелось узнать, что произошло между отцом и сыном в столь ранний час в сквере.
   Несколько минут мальчик стоял не шелохнувшись. Мне показалось, он ждал ответной реакции отца. И она последовала через несколько секунд. Мужчина подошел к сыну, резко взял его за руку и сказал: «Пошли».
   Малыш одернул руку и отошел на несколько шагов назад, так, чтобы отец не мог до него дотянуться.
- Перестань баловать, - строго сказал отец, - пошли.
- Я никуда не пойду, пока ты мне не пообещаешь.
- Опять ты за свое, - мужчина подошел к сыну, наклонился, - скажи мне честно, тебя мама научила так говорить?
-  Нет, - губы у малыша задрожали, в глазах появились слезы. Мое сердце сжалось от жалости. Я была готова подойти к этому папаше и отвесить ему хорошую оплеуху. Мне с трудом удалось справиться со своим гневом. -  Я сам.
- Не ври мне, - мужчина немного успокоился, голос его стал несколько мягче. Возможно, на него повлияли слезы ребенка, а возможно, что он на расстоянии почувствовал мой гнев. Я не знаю точно, что произошло в душе этого человека. – Я хочу сказать, ты еще слишком мал для подобной просьбы.
- Папа, я уже большой. – Слезы покатились по щекам малыша, как два маленьких весенних ручейка. – Я уже большой и все понимаю.
      Вид плачущего ребенка обескуражил незадачливого родителя. Он наклонился к сыну и обнял его так крепко, что мальчик перестал плакать.
- Папа, пообещай мне, - тихонько шептал ребенок, счастливый тем, что отец, может быть, впервые искренне обнял и приласкал его. – Папочка, пообещай мне. Что придешь сегодня трезвый.
  Малыш произнес последние слова очень тихо, но ветер донес их до меня.  Я сидела на скамейке, пораженная услышанным.
 - Обещаю, - отец так искренне улыбнулся сыну, что у меня к горлу подкатил комок.
В глазах мальчика было не море, а океан счастья. Он прижался своей щекой к щеке отца, затем поцеловал его в щеку и они пошли в детский сад.
   Несколько минут я сидела неподвижно на скамейке и провожала взглядом малыша и его папу. Разговор постоянно прокручивался в голове, перед глазами стояла сцена примирения.
   Не знаю, сколько бы я еще просидела на скамейке в сквере, если бы не телефонный звонок. Он вернул меня в реальность. Звонила моя коллега по работе.
- Привет, Анюта, ты куда пропала? Ты не заболела? Что  у тебя случилось? Ты почему не на работе?
- Я уже иду на работу, - растерянно произнесла я, пытаясь прийти в себя и начать нормально соображать. – А ты что мне названиваешь?
- Что я тебе названиваю? А ты знаешь, который сейчас час?
- Нет.
- Сейчас половина десятого! Что у тебя случилось?
- Ничего. Я иду на работу. – Рассудок постепенно начал ко мне возвращаться.
- Долго же ты идешь. Давай быстрее появляйся здесь. Шеф уже в бешенстве. Приехали иностранцы,  а тебя все нет.
- Я буду через несколько минут. Попридержи их там как - нибудь.
  Я на всех парах помчалась на работу. На работе я так закружилась, что на какое-то время утренний разговор в сквере вылетел у меня из головы.
 
   Придя вечером домой, я первым делом заглянула в комнату к сыну. Сына дома не было. Я прошла по квартире. Заглянув на кухню, я обнаружила там, как всегда, гору грязной посуды. Понятно, значит, мое чадо было дома, перекусило, и весьма основательно, а затем ушло в неизвестном направлении.
   Большую часть времени я провела за делами. Руки у меня были заняты, а в голове роились самые нехорошие мысли. Весь вечер я вздрагивала от любого шороха. Благо, наши соседи не могут сидеть спокойно, у них вечно что-то падает, бьется, в общем, весело живут. В результате, к десяти часам вечера мои нервы были на пределе. Я уже начала подумывать над тем, чтобы в очередной раз начать обзванивать больницы, как вдруг раздался телефонный звонок. От неожиданности я подпрыгнула.
- Добрый вечер, вы мама Димы Петрова? – в трубке раздался довольно приятный женский голос. По крайней мере, так мне показалось.
- Да, это я, - произнесла я слегка дрожащим голосом. – С кем я разговариваю?
- Я ваша соседка, Мария Петровна, я живу в соседнем подъезде.
«Ничего себе соседка» - пронеслось у меня в голове.
- Извините, что беспокою вас, но, понимаете, тут такое твориться…
- Что твориться? Где твориться? – у меня подкосились ноги. Я села на первое, что мне попалось – на подлокотник кресла. Я даже не почувствовала, как начала медленно сползать на пол.
- У нашего подъезда драка.
- И что?
- Ваш сын тоже там. Я ..
    Я не стала дослушивать рассказ сердобольной соседки до конца. Я бросила трубку и выбежала из квартиры, прихватив по дороге куртку.
    Не дожидаясь лифта, я молнией сбежала с шестого этажа. Выбежав из своего подъезда, я поспешила к соседнему. Около подъезда собралась толпа зевак. С трудом пробравшись сквозь них, я увидела, как несколько подростков бьют друг друга. В одном из их я узнала своего сына. В этот момент меня, почему-то, поразило, то, с какой жестокостью он бил своего противника. Откуда в нем столько ненависти? Он всегда был таким добрым, спокойным ребенком.
   Едва я успела об этом подумать, как увидела трех милиционеров с дубинками, пробиравшихся сквозь толпу. Один из них толкнул меня, я отшатнулась в сторону.
   Не сказав ни слова, милиция принялась разнимать дерущихся. Я стояла и молилась только об одном, чтобы моего сына не задели дубинкой. Один из милиционеров очень активно размахивал ей, не понимая, что имеет дело с детьми.
Пока один махал дубинкой на право и на лево, двое других пытались распутать этот живой клубок.
   Через несколько минут милиции удалось успокоить подростков. Люди стали понемногу расходиться – шоу закончилось, к их великому сожалению, интерес к происходящему пропал. Остались только несколько человек, мужчин и женщин. По их поведению я поняла, что это родители остальных ребят. Они нервничали, глядя в сторону милиционеров, которые тем временем допрашивали наших детей, пытаясь выяснить причины драки и зачинщиков.
    Я заметила, что мой сын стоял рядом с тем мальчиком, который приходил к нам недавно. Как я ни пыталась, я так и не смогла вспомнить, как его зовут.
    Мне показалось, что этот допрос никогда не кончится. Милиционеры довольно долго выясняли суть дела, задавали вопросы.
   За это время все родители познакомились, даже, я бы сказала, сплотились. Их сплотило общее несчастье. Оно сплотило всех, кроме меня. Я стояла в стороне ото всех и думала. Я пыталась понять, что и когда пошло не так. Что послужило той каплей, которая переполняет чашу терпения, чашу терпения ребенка.
  Пока я думала, события приняли иной оборот, чем мы все ожидали. Милиционеры решили забрать все ребят в милицию. Эта новость быстро вернула меня в действительность. Я решила присоединиться к остальным родителям, потому, что я не знала, что мне делать.
    Пока мы решали, как нам поступить, поехать всем вместе в отделение милиции или отправить туда одного человека, чтобы он все выяснил и сообщил нам последние новости, приехала милицейская машина, наших детей посадили туда и повезли в отделение.
  Все раздумья сразу покинули наши затуманенные горем головы, мы быстро собрались и поехали в отделение.
   Я успела забежать домой, взяла сумку, переоделась и присоединилась к делегации родителей.

    Когда мы приехали в отделение, наших детей уже допрашивали. Мы с замиранием в сердцах сидели в коридоре и ждали результата.
  Нам пришлось ждать почти два часа. За это время я прошла по коридору не один километр. Я бесцельно ходила по коридору туда и обратно, пытаясь успокоиться.
  Часа через два, когда надежда начала по не многу нас покидать, дверь кабинета открылась, и вышел капитан.
- Ваши дети свободны. Можете их забирать. Но, в следующий раз им придется ответить по всей строгости закона.
   По коридору пронесся вздох облегчения. Впервые за несколько часов мы позволили себе вздохнуть спокойно.
     Капитан исчез в кабинете. Через несколько минут вышли наши дети. Все родители бросились обнимать своих ненаглядных чад. В этой суматохе я потеряла своего Димку. Окинув взглядом вышедших детей, я не увидела своего сына. У меня началась паника. Я не знала, что и подумать. Самые страшные мысли охватили мой разум. Мне показалось, что еще секунда, и я потеряю рассудок. Но, кто-то, как нельзя, кстати, взял меня за руку. Я резко обернулась, передо мной стояло мое ненаглядное чадо с огромным синяком под глазом, и мило улыбалось. При виде этой идиллической картины я не смогла сдержаться и рассмеялась. Все обернулись в нашу сторону.
- Мам, ты чего? Что с тобой?  - Димка тряс меня за рукав. – Мама, перестань.
Но, я не могла остановиться, я смотрела на сына и смеялась.
  Немного успокоившись, я забрала сына и мы поехали домой.
 
    На следующее утро, пока Димка спал, я позвонила в школу и сказала, что он заболел и несколько дней пробудет дома.
 Затем, я позвонила на работу и отпросилась.
Покончив с формальностями, я принялась за приготовление завтрака.
Димка проснулся около десяти. Когда я его увидела, то сразу поняла, что правильно сделала, оставив его дома.
  Лицо у него отекло, под глазом красовался огромный синяк. Картина маслом!
При виде такого зрелища, я невольно улыбнулась.
- Тебе нравиться? – спросил меня с усмешкой сын, усаживаясь за стол.
- А то. Просто прелесть.
- Я тоже так думаю.
Я поставила на стол кофе и завтрак и села рядом.
- Мам, слушай, - начал неуверенно Димка, - по – моему, мне сейчас лучше не появляться в школе. А то неправильно поймут.
- А по – моему, тут и так все ясно. Драка во дворе для мальчишки – это обычное дело.
- Да, но я раньше никогда не дрался и не ходил вот так, - он скривил смешную гримасу.
- Знаешь, ребенок, все случается впервые. Этот  синяк говорит о том, что ты вырос, возмужал.
- Что-то не нравиться мне это возмужание.
- Ничего, все с этого начинают.
- И мой отец тоже?
Этот вопрос застал меня врасплох. Я не люблю разговоры об отце Димки. В частности потому, что мы в свое время плохо расстались. И по сей день, не поддерживаем отношения, даже ради сына. Тем более, что со стороны бывшего мужа я никогда не наблюдала рвения к общению с собственным ребенком.
- И твой отец тоже, - как можно суше ответила я, хотя руки у меня задрожали. – Все начинают с синяков. Это только в боевиках главный герой всех побеждает. В жизни, к сожалению, все совсем по – другому.
- Так как же быть со школой? Я же не могу….
- А со школой я уже договорилась. На этой неделе ты сидишь дома.
- Ура!!! – Димка бросился ко мне и начал меня обнимать, - Мамочка, я тебя люблю. Ты самая лучшая мама на свете!
- Ну, ладно, хватит на мне виснуть, садись за стол и доедай спокойно кашу. Если ты не пойдешь в школу, это не значит, что ты не будешь заниматься.
Я напустила на себя пелену строгости, хотя, я была на седьмом небе от счастья. Впервые в жизни мой сын сказал мне, что любит меня! Пусть даже такой ценой.

      Вечером следующего дня к Диме пришел его друг, поиграть в компьютер. Я была не в восторге от этого мальчика, но ничего не поделаешь, пришлось смириться. Они просидели до половины одиннадцатого. Я с трудом сдерживалась, чтобы не напомнить гостю о времени. Мне не хотелось портить отношения с сыном.
 
     На следующий день за окном светило солнце, погода была великолепна.
- Как ты смотришь на то, чтобы прогуляться? – спросила я сына во время завтрака. - Смотри, погода сегодня – просто чудо.
- Я не против, - совершенно спокойно ответило мое ненаглядное чадо. Его интонация на секунду меня насторожила, но я не придала этому значения.
   После завтрака мы пошли в парк. Как же давно мы вот так запросто не гуляли с сыном. Я даже не помню, когда я, вообще, в последний раз так беззаботно гуляла в парке.
   Не смотря на то, что была среда, в парке было много отдыхающих. Родители с колясками не спеша прогуливались по парку. Маленькие дети бегали по тропинкам. Бабушки выгуливали своих внуков вместе с домашними любимцами. Молодые люди прогуливались по аллеям парка, взявшись за руки.
   Мы с Димкой нашли уединенное местечко около пруда. К нашему великому удивлению в пруду еще плавало несколько уток. Они размеренно плавали на середине пруда. Едва мы попали в поле их зрения, они тут же подплыли к нам.
- Мам, смотри, они нас заметили. Наверно, мы им понравились.
- Скорее всего, эти маленькие хитрецы выпрашивают у нас что – нибудь вкусненькое.
- Жаль, что мы ничего не взяли.
- Знаешь что, тут недалеко есть булочная. Сбегай, пожалуйста, и купи батон. – Я достала из кармана деньги.
- Я мигом, - Димка так обрадовался, что бегом побежал в булочную.
   Пока он бегал, я присела на лавочку и грелась на солнышке.
Мимо меня проходили бабушки с детьми. Детишки кидали уткам в воду хлеб.
Я сидела и наблюдала за ними.
   Вдруг мой слух уловил знакомый детский голос. Я повернулась на голос и встретилась взглядом с тем самым малышом, которого я встретила в тот роковой день в сквере.
    Малыш шел по парку с бабушкой. Они о чем-то разговаривали. При этом у малыша было такое серьезное выражение лица, что было не понятно, кто из них ребенок, а кто взрослый.
  Когда они проходили мимо меня, я услышала обрывок их разговора.
- Бабушка, ты же понимаешь, что нам с мамой не нравиться, что он приходит домой пьяный каждый день.
- Понимаешь, Андрюша, у папы сейчас много проблем. Ему тяжело одному с ними справляться…
- Но он же не один, у него есть мы с мамой. Почему он не расскажет нам все.
- Он не хочет огорчать вас, не хочет перекладывать свои трудности на вас с мамой.
- Но,  мы же семья. Ему никто не поможет, кроме нас. Мы же одна семья,  мы должны  помогать друг другу…
- Понимаешь, не всегда возможно поделиться проблемами с ближними, - бабушка была в явном замешательстве от железных аргументов четырехлетнего внука.
- Но как он не понимает, что семье нужно доверять.
   Я замерла на месте от услышанного. Они прошли дальше, а я сидела на скамейке и думала над словами мальчика.
   Мы взрослые под час не понимаем самых простых вещей. То, что для нас кажется сложным и неразрешимым, для ребенка все просто.
    Может быть, все дело в том, что, становясь взрослыми, мы усложняем самые простые вещи. Мы разучились быть детьми. Мы разучились понимать окружающий нас мир. Мы погрязли в мире условностей. Мы вечно куда - то спешим, торопимся сделать за день как можно больше, чтобы на завтра осталось меньше дел. Но, наступает это завтра, и количество проблем удваивается. Получается, что мы живем в замкнутом круге, из которого не можем выбраться по причине собственной глупости.
- Мам, ты чего? – я не заметила, как вернулся Димка. Он стоял с батоном в руках и с интересом смотрел на мать, у которой было наиглупейшее выражение лица – я пыталась думать.
   Бедный мой ребенок, он еще никогда не видел меня в таком состоянии. По правде сказать, я и сама не припомню, чтобы чьи-то слова могли так повлиять на меня. 
- Мам, ау, у тебя все в порядке? – Димка стоял и махал у меня перед лицом рукой, пытаясь вернуть меня в реальность. – Мама! – сынуля так крикнул мне прямо в ухо, что я забыла про все на свете и подпрыгнула на скамейке.
- Что ты кричишь? – испуганно посмотрела я на свое чадо, которое стояло с батоном в руках и начинало поглощать угощение для уток.
- А ты чего не реагируешь? Я уже пять минут стою тут и распинаюсь перед тобой, а ты даже не моргнула. Сидишь, думаешь о чем-то. Мне даже страшно стало. Я подумал, что на тебя столбняк нашел.
- Не надейся. Слушай, хватит уплетать батон. Бедным птичкам ничего не достанется.
- Я есть хочу. Ты каких-то птичек жалеешь, а на собственного ребенка тебе наплевать, - сынок мило заулыбался, давая мне, видимо, понять, что он пошутил.
- Мне не наплевать на собственного ребенка. Тем более, что я говорила ребенку за завтраком, чтобы он ел кашу, а не жевал свои любимые бутерброды.
- Я уже не маленький, чтобы есть кашу на завтрак. Пусть вот он ест кашу, - Димка показал в сторону маленького Андрюши, который на другой стороне пруда кормил с бабушкой уток.
   Я посмотрела на малыша, выражение лица у него уже изменилось, приобрело детские черты, но глаза были взрослые, грустные. В этот момент он оторвал взгляд от уток и посмотрел в мою сторону. Мне показалось, что между нами проскочила невидимая искра, несколько секунд мы молча смотрели друг на друга.
    Через несколько минут моему сыну надоело кормить уток.
- Мам, у нас кончился батон, пошли отсюда.
- Куда?
- Туда, - Дима показал в сторону парка аттракционов.
 Теперь я поняла, зачем он так усиленно ел батон, ему хотелось поскорее отделаться от уток и пойти на аттракционы.
    Я нехотя подчинилась желанию милого  чада. Мы пошли в парк аттракционов. Домой мы вернулись поздно вечером.

   Неделя Димкиного больничного пролетела незаметно. Мы с ним целыми днями гуляли, ходили в парк, в кино, в цирк, в кафе. В общем, я прошла через все «прелести прилежного родителя» - я потакала прихотям своего чада. Хотя, раньше такого никогда не было, в основном по причине того, что я с пеленок растила сына одна, и мне приходилось много работать, надеяться было не на кого. Так, что мой сын всегда был обделен родительским вниманием. Поэтому я всегда жила с чувством вины перед собственным чадом и старалась компенсировать это вещами, игрушками, техникой, компьютером.
   К концу нашего общего с Димкой больничного у меня сложилось впечатление, что свой родительский долг я отдала сполна и перевыполнила на десять лет вперед.

 - Мам, а почему отец с нами не живет? – спросил меня сын после ужина, когда я мыла на кухне посуду, он сидел рядом со мной.
- Потому, что у него другая семья.
- А наша ему, что, не подходит?
- Видимо не подходит. Понимаешь, человек живет там, где ему комфортно, уютно.
- Значит, с нами ему не уютно.
- Значит…А почему ты о нем вспомнил? Мы же с тобой уже говорили об этом.
- Я знаю. Мам, не огорчайся, я просто так подумал, что было бы хорошо, если бы он жил с нами. Веселее жилось бы нам.
- А мы с тобой разве скучаем?
- Нет, я не в этом смысле. Мама, ты у меня просто замечательная, ты лучшая мама на свете. Просто, я хочу знать, чем мы ему не подошли.
- А может быть, это он нам не подошел.
- Это как?
- Ты уже взрослый, раз завел этот разговор, - я повесила полотенце и села напротив сына. – Понимаешь, не всегда люди могут жить вместе долго. Иногда возникают ссоры, разногласия, нежелание понять друг друга. У нас с твоим папой было полное непонимание, мы не смогли жить под одной крышей. Нам лучше жить врозь.
- Но, как вы не могли жить вместе, вы же были одна семья. Вы должны были поддерживать друг друга, хотя бы ради меня.
- Именно ради тебя мы и решили разойтись.
- Почему?
- Да потому, что ребенок должен расти в нормальной спокойной обстановке, в любви и взаимопонимании, а мы с твоим папой постоянно ругались. Неужели, ты хотел бы жить в семье, где родители постоянно выясняют отношения.
- Вы должны были меня спросить.
- За это нас прости. Но, понимаешь, мы не могли ждать так долго…
- А отец хотел со мной общаться после вашего развода?
- Он общался, пока не уехал из страны.
- Он живет за границей? Где?  - у Димки загорелись глаза.
- Сейчас он живет здесь, вернулся пару лет назад.
-Откуда ты знаешь?
- Я видела его недавно.
- Ты разговаривала с ним? – тон сына становился нетерпеливее с каждой секундой.
- Да, мы поговорили минутку.
- Он спрашивал обо мне? Он женат? У него есть дети?
- Конечно, он спрашивал о тебе. Женат или нет, не знаю, я не стала спрашивать.
- Неужели тебе не интересно?
- Уже нет.
- Ты знаешь, где он живет? У тебя есть его телефон?
- Нет. Давай ложиться спать. Уже поздно. Завтра у нас с тобой трудный день – начало трудовой деятельности. Нужно хорошенько выспаться.
   Я ушла в свою комнату.
Всю ночь я не спала, думала над нашим разговором. Возможно, сын прав, мы не должны были разводиться после первой серьезной ссоры. Но, мы были молоды, глупы, самонадеянны. В общем, уже ничего нельзя исправить,…. к сожалению.
   
  На следующее утро, когда мы шли по скверу я, перед тем, как Димка пойдет в школу, протянула ему листок бумаги.
- Что это?
- Это адрес и телефон отца.
- Правда? Спасибо, мамочка, - Димка чмокнул меня в щеку и побежал в школу.
Я довольная пошла на работу.

    Вечером Димки долго не было, я уже начала беспокоиться, как вдруг раздался телефонный звонок.
- Мам, я задержусь ненадолго. Я в гостях.
- Где ты? Когда ты придешь? Скажи мне, где ты, я сейчас за тобой приеду.
- Мам, не надо за мной приезжать. Я скоро буду дома.
- Когда скоро? Ты знаешь, который час?
- Аня, не волнуйся, Димка у меня. Я скоро привезу домой. – В трубке раздался голос моего бывшего мужа. От неожиданности я села в кресло.
- Я требую, чтобы ты немедленно привез ребенка домой! Ему завтра рано вставать в школу! О чем ты думаешь? Я сижу, волнуюсь, а вы там веселитесь, на меня вам наплевать! – я не понимала в тот миг, что на меня нашло, я кричала, несла чушь, но остановиться не могла.
- Аня, успокойся. Через двадцать минут Дима будет дома.
- Через пятнадцать! – крикнула я и бросила трубку.
  Я начала метаться по квартире. Я не знала, что со мной происходит. Я не находила себе места.
   Ровно через пятнадцать минут раздался звук ключа в замке. Меня передернуло. Первое, что пронеслось  у меня в голове: « Через несколько секунд я увижу своего бывшего мужа. Интересно, насколько он изменился? Женат или нет?» Такой бред со скоростью света мог пронестись только в моей больной голове.
  Вот дверь открылась, и на пороге появился…мой сын. Один.
- Ты один? – этот вопрос вырвался у меня непроизвольно.
-  Конечно, мам. Ты что? С кем я, по - твоему,  должен быть? Что на тебя нашло сегодня?
- А где отец? Он что отправил тебя ночью одного по городу?
- Нет, он проводил меня до квартиры.
- А почему он не зашел? Не сдал тебя из рук в руки?
- Потому, что ты так его напугала своим криком, что он не рискнул показываться тебе на глаза.
- Трус!
- Мама, не говори так про него, он хороший.
- Так теперь он стал для тебя хороший. А что ты о нем раньше не спрашивал?
- Мам, я пошел спать, спокойной ночи. Я устал, мне завтра рано вставать.
- Ужинать будешь? – я немного успокоилась и даже вспомнила про свои материнские обязанности.
- Нет, мы с отцом поужинали.
- Его жена готовит лучше, чем я? – меня опять понесло.
- Он не женат.
Димка развернулся и ушел в свою комнату. И в кого он такой рассудительный. Странно, я никогда раньше не замечала за ним такой дипломатичности.
Как выяснилось, я раньше многого не замечала.
  Эту ночь я также провела в раздумьях.

     На следующее утро я встала с рассветом, приготовила на завтрак все любимые блюда сына. Разбудила его сама ровно в семь.
-Доброе утро, сынок. Пора вставать. Школа ждет. – Я погладила сына по голове и вышла из комнаты.
   Ровно через пять минут на кухне показалась голова сына. Сам он не спешил появляться. Мне показалось, что он ведет себя как-то неестественно, он встал за дверью и внимательно наблюдал за мной,  боясь войти на кухню.
- Ты уже встал? – я сделала вид, что не заметила его поведения. – Ты умылся? – сын положительно покачал головой. – Иди завтракать. Я приготовила твою любимую яичницу с колбасой, какао уже готово.
Димка вошел на кухню боком и тут же сел за стол. Он проделал это за секунду, при этом, он не сводил с меня глаз.
- Ты уже оделся? Какой молодец. – Я, как ни в чем не бывало, наложила ему в тарелку яичницу, налила какао. Сама села рядом. Сын сидел и переводил взгляд с тарелки на какао, затем на меня.
   Я ждала, что будет дальше. Интересно, насколько его хватит? Детское любопытство выдержало ровно пару минут.
- Мам, что с тобой сегодня, а? – Димка отодвинул тарелку и устремил на меня испепеляющий взгляд.
- А что такое? Со мной все в порядке. Ты о чем?
- Ты сегодня какая-то странная.
- С чего ты взял? Я такая же, как и всегда.
-  Приготовила яичницу, разбудила меня…
- Ты хочешь сказать, что я  никогда не готовлю завтрак? – я сделала обиженный вид. – По-моему, я каждый день готовлю завтрак. Если ты этого раньше не замечал, то это твое дело…
- Мамочка, я не то хотел сказать. Я имею ввиду, что ты всегда утром готовишь кашу, хотя я постоянно прошу яичницу. А сегодня ты приготовила мне яичницу…
- Имею я право побаловать единственного сына?
- Конечно, имеешь. Слушай, а может быть, ты будешь пользоваться этим правом каждый день, а?
- Не надейся. Давай доедай и пошли, мы опаздываем.

   Все утро я не знала, как начать разговор с сыном. Сначала я решила поговорить за завтраком, но мне это не удалось. Я решила отложить разговор. Когда мы шли с Димкой по скверу, я решила предпринять еще одну попытку.
- Как провел вечер вчера? – спросила я, как бы, между прочим.
- Нормально.
- И все?
- Мам, хватит ходить вокруг и около. Спросила бы прямо про отца. Зачем было затевать спектакль с завтраком.
Какие дети умные пошли! Ничего от них не скроешь.
- Если догадался, что же тогда молчишь? Давай рассказывай.
- Я расскажу, но, по-моему, вам лучше самим встретиться и поговорить. Что вы бегаете друг от друга.
- Никто ни от кого не бегает. Ладно, хватит читать мне нотации. Давай рассказывай.
- Что рассказывать - то?
- Димка, - я занесла руку у него над головой как для подзатыльника, - ты у меня сейчас договоришься. Хватит умничать.
- Ладно, - сын заливался смехом. – Так и быть. В общем, живет он сейчас один в огромной квартире в центре города. Работает в какой-то крутой компании, каким-то начальником.
- А жена куда подевалась?
- Он с ней развелся. Давно. Она ушла от него еще в Америке. Нашла себе какого-то богатенького Буратино.
- А сюда он что вернулся? В Америке не нужен, оказался, никому?
- Нет. Там его оставляли. Только ему домой захотелось. К нам поближе. Тем более, Америка ему не понравилась.
- Что значит, «к нам поближе?»
- А то и значит. Он давно хотел прийти к нам.
- И что же ему мешало это сделать?
- Ты. – Димка сказал это таким серьезным тоном, что я остановилась, как вкопанная, по середине сквера.
- Я? Почему это? Вечно у него я виновата!
- Он тебя боится, мама. Боится, что ты опять начнешь скандалить, обвинять его во всех смертных грехах.
  Я стояла и смотрела на своего сына, который на моих глазах превращался во взрослого человека.
- Я смотрю, вы с ним откровенно поговорили.
- Да. И…по-моему, он тебя все еще любит.
- Нет, не любит он меня и никогда не любил..
- И ты его тоже любишь, мама. Только, почему-то, боишься признаться в этом, даже самой себе.
   Что я могла ответить? Мой сын лучше меня сумел разобраться, что твориться в моей буйной голове. В этот момент я окончательно поняла, что мой сын повзрослел.
- Знаешь, нам пора расходиться по рабочим местам, - я чмокнула сына в щеку и пошла на работу.
Молодец! Я опять сбежала от ответа.
     Весь день я думала над словами сына и пришла к выводу, что он прав. Я действительно боялась признаться себе в том, что всегда любила своего мужа. Безумно любила. Я настолько боялась отдаться этому чувству целиком, что в один прекрасный день позволила ему уйти. Да еще, в придачу, обвинила его во всех грехах.
      Вечером Димка опять ушел к отцу. Он звал меня с собой, но я на отрез отказалась, сославшись на усталость. Весь вечер я не находила себе места, ходила из угла в угол. Все валилось из рук. Телевизор не помогал. Катастрофа!
Время тянулось ужасно медленно.
В половине девятого раздался телефонный звонок. Я мгновенно схватила трубку.
- Да.
- Аня, - услышала я голос бывшего мужа. – Добрый вечер. Извини, что беспокою тебя..
-Что с Димкой?
- С ним все в порядке. Ты не будешь против, если он останется у меня ночевать?
- Ему завтра в школу.
- Я отвезу его.
- У него учебники дома.
- Я об этом не подумал.
«Разумеется».
- Слушай, давай сделаем так, он сегодня останется у меня, а завтра утром мы заедем с ним за портфелем.
Подобное предложение завело меня в тупик. Несколько секунд я подбирала фразы по колючее, а затем сказала.
- Хорошо. Пусть ночует у тебя, – и положила трубку.
  Ночью мне снились кошмары.

   На следующий день я проснулась за пару часов до приезда сына. Я быстро встала и начала готовить завтрак. У меня получилось пять блюд, как говорится, на любой вкус. Кроме того, во время готовки «королевского завтрака» я успела убраться в квартире. Я так увлеклась процессом, что не услышала, как мои домочадцы пожаловали домой.
- Папа, проходи. Что ты стоишь в дверях? – Димка подтолкнул отца в квартиру. – Проходи, посмотри, как мы живем. Идем, я покажу тебе свою комнату.
  Мой бывший муж нерешительно шагнул в направлении Димкиной комнаты, в этот момент я вышла из кухни на шум.
- Привет, мам, - улыбаясь, произнесло мое чадо. -  Мы заехали за учебниками, – реакции с моей стороны не последовало. Я стояла, как вкопанная и смотрела на бывшего мужа. Димка все понял и решил разрядить обстановку. – А чем это у нас так вкусно пахнет?
- Я приготовила завтрак.  Ты, наверно, голоден.
- Мы с папой оба голодные. Накормишь своих мужчин?
- Конечно. Проходите в кухню. Мойте руки.
Димка прошел в ванную.
- Родители, вы, хотя бы для приличия, поздоровайтесь.
- Д - д - да, конечно. Здравствуй, Витя. Рада тебя видеть. Хорошо выглядишь. Спасибо, что завез Димку домой.
- Здравствуй, Аня. Ты тоже хорошо выглядишь. А за Димку не благодари, мне приятно вам чем-то помочь.
- Ну, теперь, когда с формальностями покончено, может быть, мы все-таки пойдем завтракать. – Дима стоял на кухонном пороге и ждал, пока мы закончим нести бред.
- Да, конечно, проходите. – Я пошла на кухню. За мной следом шел бывший муж.
- Да у нас сегодня просто царский пир! – Воскликнул сын, заглядывая во все кастрюли и сковороды.
- Дима, садись за стол.
Я выставила на стол все яства.
- Ну, мальчики, кто что будет? – бодро, насколько смогла, спросила я своих мужчин.
- Я буду яичницу с колбасой! – закричал радостно сын.
- В этом я не сомневаюсь, - я положила ему в тарелку яичницу. – А ты, Витя, что будешь?
- А мне омлет.
- Омлет? – Димка удивленно посмотрел на меня. – Мама, ты готовишь омлет?
- Конечно, готовлю, - Димка законно удивился. Витя очень любит омлет. А я  вместе с ним, после развода, вычеркнула из своей жизни все его привычки и предпочтения. Утром, я случайно, вспомнила об этом и решила приготовить омлет. Сын опять меня подловил. Что за дети пошли!
  Себе я налила только кофе, есть не хотелось. Пока мои мужчины опустошали тарелки, я смотрела на них и думала о том, что именно об этом я всегда мечтала. Я мечтала, что мы всей семьей будем собираться вместе на кухне за обедом или ужином и обсуждать все, что произошло за день у каждого из нас. К сожалению, этому не суждено сбыться, никогда.
 - Спасибо за завтрак, - Виктор нарушил тишину, возникшую во время еды. – Нам пора ехать.
- Да, конечно. 
«Уже?»
Я растерялась. Мне не хотелось выходить из того мечтательного состояния, в котором я пребывала последние несколько минут. 
– Возьмите бутерброды. – Я собрала каждому по пакету с бутербродами.
- Спасибо, - сказал Витя. Димка ничего не сказал, он ушел в свою комнату собирать портфель.
 Мы остались одни в кухне. Мы стояли напротив друг друга и молчали, не зная, что сказать.
- Папа, ты подбросишь меня до школы? – крикнул Димка из своей комнаты. Зачем он спрашивает об этом, они еще вчера договорились, что отец отвезет его сегодня утром в школу. – Папа, ты сильно торопишься на работу? – сынуля выглянул из своей комнаты.
– Да не очень. Время у меня еще есть. – Витя непонимающе посмотрел на него. Зато мне сразу стало все ясно.
- Тогда, может быть, ты подбросишь маму до работы. А то сегодня такая мерзкая погода.
- Конечно, отвезу. Если она не против? – он вопросительно посмотрел на меня.
- Она не против, - сынок ответил за меня так быстро, что я даже не успела открыть рот.
 
   Мы отвезли сына в школу и поехали на мою работу.
Некоторое время мы ехали молча. Затем Витя решил разрядить обстановку, заговорил со мной.
- Ты работаешь все там же?
- Да. Мне нравиться моя работа.
- Ты кем работаешь?
- Топ – менеджером.
- Круто.
- Ты круче, я слышала.
- Не намного. Ну, вот и приехали.
- Спасибо, что подвез. – Я открыла дверцу машины, собираясь выходить.
- Аня, подожди.
- Что?
- Я хочу пригласить вас с Димкой в эти выходные к себе на дачу.
- Зачем? – это был самый глупый вопрос, который пришел мне в голову.
- Просто так. Отдохнете, подышите свежим воздухом. Мы с Димкой сходим порыбачим. Если, ты, конечно, не против.
- Зачем ты это делаешь?
- Что делаю? – Витя недоуменно посмотрел на меня.
- Ты даешь Димке ложную надежду.
- Какую надежду?
- Надежду на семью, на себя.
- А разве это плохо? У него должны быть родители, не смотря на то, что мы давно в  разводе. Он должен знать, что мы его любим, он нам нужен.
- Наконец – то ты вспомнил, что у тебя есть сын. Что – то раньше ты об этом не думал.
- Аня не надо. Я никогда не забывал сына. Я всегда помнил о вас.
- Помнил и ни разу за двенадцать лет не позвонил.
- Ты же мне сама запретила. Чтобы не травмировать ребенка.
- И правильно я тогда сделала. Не надо было давать ему твои координаты сейчас. Смотри, что ты с ним делаешь.
- Что я с ним делаю?
- Ты его сбиваешь с пути. Ребенок запутался, он не знает, что ему делать.
- Знаешь, по-моему, это мы с тобой запутались. Димка, единственный человек в этой ситуации, кто объективно смотрит на вещи.
Я не нашла, что ему возразить, поэтому, я молча вышла из машины. Витя поехал на работу.

   Весь день я не могла сосредоточиться на работе. Слова Вити не шли у меня из головы. Он прав. Мы запутались. Вернее, я запуталась в себе. С этим нужно срочно что-то делать. Знать бы только, что.

  Прошло несколько дней. Виктор ни разу не дал о себе знать. Наша жизнь по -   тихоньку начала входить в привычную колею.
   
      К Димке опять пришел его друг и они уже несколько часов сидели за компьютером. Я, покончив с домашними делами, уселась у телевизора и уставилась в очередной мыльный сериал. В сюжет я не вникала. Вдруг в самый разгар кульминации в сериале зазвонил телефон.
- Алло.
- Анютка, привет. Ты куда пропала? – это звонила Светка, моя давняя институтская подруга. – Чем занимаешься?
- Да ничем, смотрю очередной бразильский шедевр.
- Неужели все настолько плохо?
- Ты и не представляешь, насколько.
- Не горюй подруга. Скорая помощь спешит на помощь. Жди меня, я скоро приеду. У меня для тебя есть новости.
- Какое совпадение, у меня тоже. Давай приезжай, жду.
   Положив трубку, я пошла к двери. Светка должна была приехать с минуты на минуту. В коридоре послышался звук остановившегося на нашем этаже лифта. Я открыла дверь.
- Привет, подруга, - Светка стояла на пороге с пакетом в руках и улыбалась. Боже, как я рада была ее видеть.
- Проходи.
- Скорая помощь пришла на выручку безнадежных больных. – Света достала из пакета бутылку белого вина. – Вот вам, больная, лекарство. Рекомендуется принимать под хорошую закуску.
   Мы прошли на кухню. Я быстро собрала из холодильника все съестное и выставила на стол.
- У тебя где отпрыск? – спросила Света, разливая вино.
- В комнате, с другом сидят за компьютером.
- Вот и пусть сидят, пока. Ну, давай за нас, прекрасных.
   Значит, у Светки что-то случилось в личной жизни. Она, вообще-то человек непьющий. Вино она позволяет себе только в том случае, если у нее проблемы с очередным кандидатом в мужья. Хотя, несмотря на подобные проблемы, она была четыре раза замужем. И по моим последним данным, нашла кандидата на прогулку в ЗАГС в пятый раз. Хотя, возможно, сейчас мы как раз справляли «поминки» по этому кандидату.
- Давай рассказывай.
- А нечего рассказывать.
- Как дела с Вадиком? – задала я наводящий вопрос.
- А никак. Нет Вадика, нет проблемы. Все, Вадик тю-тю. Сбежал с молодой длинноногой блондинкой.
- Слушай, а может быть, это и хорошо. Он с первого дня показался мне каким-то не таким.
- Ты ошиблась, подруга. Он как раз такой….кобель. Ладно, хватит о нем.
Светка залпом выпила. Я последовала ее примеру.
- Ладно, хватит обо мне. Что у тебя - то происходит?
- У меня? Ничего у меня не происходит. Живу, работаю. Скукотища.
- Скукотища? Хватит заливать мне тут. Ничего у нее не происходит. А к кому на днях Витенька твой приезжал? Уж не ко мне, это точно. Давай колись. Вы помирились? Что он у тебя делал с утра пораньше?
- Он привез Димку домой. Димка ночевал у него. А мириться мы и не думали. Еще чего не хватало.
- А вот это зря. Вам давно пора сесть и спокойно поговорить.
- Ничего из этого не выйдет. Мы уже говорили.
- Когда вы говорили? Двенадцать лет назад, когда ты выставила его и запретила общаться с ребенком и показываться тебе на глаза? Да уж, вы тогда хорошо поговорили. Довела мужика до того, что он аж из страны свалил. Подруга ты не права, ты должна с ним помириться, хотя бы, ради сына.
- Я никому ничего не должна.
- Поговори с ним. Ты же сама мучаешься и его мучаешь.
- Я не мучаюсь, с чего ты взяла?
- Ты думаешь, я не видела, как вы друг на друга смотрели. Вы же до сих пор любите друг друга. Так почему ты не хочешь простить его и жить нормальной семьей.
- Я никогда его не прощу.
- Перестань. Неужели за столько лет ты не поняла, что он ни в чем не виноват? Ты же сама тогда накрутила себя, поверив той сплетнице. Которая, кстати, не преминула сразу после вашего развода сделать его своим мужем.
- И сама потом его бросила, ушла к богатенькому Буратино.
- Вот видишь, все вернулось на круги своя. Он опять твой. Бери его, начни все с начала, как будто ничего не было.
- Я не смогу.
- Значит, будешь одна до конца своих дней. Нужно уметь прощать все, если любишь. Он же тебя простил.
- Здорово, ты сейчас договоришься до того, что я во всем виновата. Это он меня предал, а не наоборот.
- Ты его тоже предала.
- ???
- Ты ему не поверила, хотя он был не виноват. Подумай, Аня.
- Что это вы тут делаете? – Димка зашел на кухню. – А, пьете и без меня?
- Мал еще. Иди спать. – Света протянула Димке бутерброд. – Вина не нальем, а закусить дадим. Держи.
- По какому случаю фуршет? – сын сел за стол.
- Твой друг ушел? – строго спросила я.
- Конечно, иначе стал бы я сидеть с вами тут на кухне.
- Дима, иди в свою комнату. Нам поговорить надо.
- Мам, можно я с вами посижу, поужинаю.
- Ешь, ребенок, - Света поставила перед Димкой тарелку с бутербродами, налила чая.  – Тебе отец понравился?
- Очень, классный мужик, - произнес сынок, жуя бутерброд.
- Света перестань, - я постаралась остепенить подругу, но было уже поздно, она вошла во вкус.
- Ты хотел бы жить с ним и с мамой, конечно?
- Спрашиваешь. Конечно, хотел бы. Только вот…- Димка осторожно посмотрел на меня.
- Поел? – я строго посмотрела на него в ответ. Он сразу все понял.
- Не совсем.
- На и иди, - я сунула ему в руку тарелку с оставшимися бутербродами. Ребенок ретировался в свою комнату. Больше он оттуда не показывался до утра.
- Аня, подумай, мой тебе совет. По-моему, Димка привязался к отцу.
- Именно это меня и пугает. Витя показался в его жизни на несколько дней и пропал. Он уже несколько дней не звонит и не приходит. Димка себе уже места не находит.  Вдруг с ним что-нибудь случилось.
- А может быть не Димка, а ты себе места не находишь? А? – Светка внимательно посмотрела на меня. – Перестань врать себе и окружающим. Помирись с Витей.
- Не знаю.

     Прошло несколько дней. Димка совсем поник, Витя так и не появлялся.
- Мам, а может быть, с ним что-то случилось? Давай сходим к нему. - В один из вечеров сын подошел ко мне после ужина.
- Сходи один, если хочешь. Мне некогда. – Мне и правда было некогда. На работе начался настоящий завал. Мы ничего не успевали, приходилось брать работу на дом. Я третий вечер подряд сидела дома заваленная бумагами.
   Димка не долго думая оделся и пошел к отцу.
- Ты куда? – крикнула я, но было уже поздно, за сыном закрылась дверь.
    Я погрузилась в работу. Через пару часов, когда работа была закончена, я вспомнила, что сын  давно ушел из дома. Я посмотрела на часы – половина десятого. Легкое волнение пробежало у меня в голове.
 «Где он может быть? Неужели что-то случилось?»
Я нашла в записной книжке номер Вити. Набрала номер, никто не подходил к телефону. Тогда я быстро оделась и поехала к Виктору домой.
   
    Я легко нашла дом. Подойдя к подъезду, я немного замешкалась, но мысль о сыне, во время появившаяся у меня в голове, подтолкнула меня вперед, в неизвестность.
   Поднявшись на четвертый этаж, я позвонила в дверь. Никто не открыл. Я позвонила второй раз, результат был тот же. Тогда я постучала в дверь, сначала тихо, затем принялась барабанить изо всей силы. Из соседней двери выглянула пожилая женщина лет семидесяти. Она внимательно осмотрела меня с ног до головы, вероятно, оценивая степень моей социальной опасности. Затем, придя к выводу, что никакой опасности для человечества я не представляю, она решила со мной заговорить.
- Вы к Виктору Александровичу? – более глупый вопрос, видимо, не пришел ей в голову.
- Да. Вы не знаете, он дома? – я парировала не менее глупой репликой. Видимо это произвело на женщину должное впечатление.
- Я не знаю. Полчаса назад они с сыном ушли гулять и еще не вернулись.
- С сыном? А куда они ушли? – вероятно, задавание глупых вопросов очень заразная штука. Потому, что головой я понимала, что несу полную ахинею, но остановиться уже не могла.
- Конечно с сыном. А вы разве не знали, что у него есть сын? – женщина почувствовала явное преимущество над моим невежеством по поводу личной жизни моего бывшего мужа. Она решила, что если я не знаю таких общеизвестных подробностей жизни ее соседа, то я просто не достойна общения с ней. - Я не знаю, куда они пошли, – надменно произнесла старушка и закрыла дверь.
 
     Не помнив себя я вышла на улицу. Я не знала, что мне делать, куда идти. Вдруг, я обнаружила в кармане куртки мобильный телефон. «И как я умудрилась захватить его с собой?» Эта находке вернула меня к жизни. Я набрала Димкин номер. Катастрофа! Телефон холодно ответил мне, что абонент временно не доступен.
   Последние силы покинули меня. Я села на детские качели. Сколько я так просидела, не знаю. Очнулась я только когда чья-то рука легла мне на плечо. От неожиданности я вздрогнула.
- Мам, ты что здесь делаешь? – я повернулась на голос. Рядом со мной стоял Димка. Живой, невредимый, и, похоже, довольный жизнью.
- Я, я не знаю, - слезы брызнули у меня из глаз. Я сидела на качели, смотрела на моих мужчин и плакала, впервые за двенадцать лет.
- Аня, пойдем домой, - Витя помог мне подняться. Я посмотрела в его глаза, и увидела в них столько любви, нежности и заботы, что позволила ему увести себя домой.

    Димка мирно спал в комнате. Мы с Витей сидели на кухне, пили чай и разговаривали. Мы проговорили всю ночь. Он рассказал мне все, что произошло с ним после развода, о том, как он жил в Америке. Я рассказала ему про Димкино детство и немного о себе.  Боже, как мне не хватало этого человека все эти годы!!!
  - Родители, вы вообще-то спать ложились? – Димка зашел на кухню. За окном утреннее солнце играло своими лучами.
- Ты что не спишь? – спросил Витя.
- Так уже утро, - Димка посмотрел на нас. – Значит, не ложились спать. Ну и ладно, значит, я могу идти спать дальше.
- Это почему? – спросили мы в один голос.
- Да потому, что всего восемь утра,- серьезно произнесло наше чадо.
Мы испуганно переглянулись.
- Тем более, сегодня суббота, – засмеялся Димка и ушел досыпать.
Мы дружно засмеялись.
- Значит, пора пить кофе, - мудро произнес Витя и включил кофеварку. Затем он принялся за бутерброды и омлет.
Я внимательно наблюдала за ним.
- Прости меня, - тихо произнесла я.
- И ты меня, - Витя поцеловал меня.

     Я счастлива!!!  Неужели человек может быть так счастлив? Это сон!!!
Вот уже целую неделю я живу в раю. Рядом со мной мои любимые мужчины: сын и муж.
   После нашего с Витей примирения моя жизнь круто изменилась. Димка забросил подальше свой трудный возраст вместе с друзьями. Мой муж вернулся ко мне, теперь мы настоящая семья.
   Больше я не боюсь плакать. Да и повода нет. Если только от радости. Но, от радости не плачут, ей живут, наслаждаются.
Теперь у меня есть сильное плечо для опоры. И теперь я его не отпущу так просто. Я поняла цену семье, счастью, сильному плечу.

   Каждое воскресенье мы ходим всей семьей гулять в сквер.
Однажды, гуляя по парку, я увидела моего маленького знакомого, Андрюшу. Он шел нам навстречу со своими родителями. Мальчик был очень счастлив. Рядом с ним шел его папа и играл с ним, трезвый. Несмотря на все трудности, четырехлетний ребенок оказался мудрее меня, мудрее многих взрослых. Он боролся за свою семью. И он победил.
Он с самого начала знал, что за счастье своих близких нужно бороться. Всегда.
   Я провожала их взглядом до тех пор, пока они исчезли из моего поля зрения.
    Идя по скверу, я думала над превратностями нашей жизни. Судьба свела меня с Андрюшей в трудный для нас и наших близких момент. Мы смогли преодолеть все трудности и сохранить свои семьи.
     Я поняла одну простую истину - чтобы не происходило в нашей жизни, мы не должны забывать о самом главном – о доверии к близким. Отношения в семье должны строиться на доверии близких людей друг другу.