Правдивая история о Святополке. Эпизод 92. Часть 7

Алексей Сергиенко 2
Всеслав: В последние годы в военной теории и практике подготовки половецких войск произошел поистине революционный переворот: там осознали чрезвычайную важность именно невоенной составляющей войн и вооруженных конфликтов современности. Эта составляющая получила название "операций по стабилизации".
Лесь: «Стерилизации».
Всеслав: Сначала стабилизация-потом стерилизация.
Потом дебилизация.
Всеслав: Нет, дебилизация- это фон, информационный фон до и во время стабилизации и в ходе последующей стерилизации.
Лесь: Пипл хавает. И лишних вопросов не задает.
Всеслав: Половцы вовремя пришли к такому важному решению, что невоенные средства могут быть гораздо эффективнее военных.
Основная сила половцев до первого вторжения на Киевскую Русь - легкая конница, только личные дружины ханов состояли из тяжеловооруженных кавалеристов. Отсюда и тактика боя степняков: летучие отряды в авангарде для завязки боя и атака противника основными силами. Половцы использовали традиционную для кочевников тактику внезапных нападений, ложных отступлений и засад. В качестве великолепной военной школы, где половцы оттачивали мастерство маневрирования, половцам служила облавная охота. В двенадцатом веке половцы вооружились тяжелыми самострелами и "греческим огнем", но это не особо их усилило: крупные города они брать почему-то так и не научились. Они действовали, в основном, против слабо защищенных деревень, но редко атаковали укрепленные крепости.
Вышел Ярлык Великого Хана Шарукана, в котором было дословно зафиксировано: "Операции по стабилизации являются основополагающей задачей, которую мы должно быть готовы проводить и поддерживать. Им должен отдаваться приоритет по сравнению с боевыми операциями, на подготовку к ним необходимо обращать особое внимание, интегрируя их во всех сферах деятельности".
Суть этого заявления заключается в том, что будущий военный конфликт 1068 года будет в корне отличаться от привычного представления о войне, основанного на стереотипах эпохи "холодной" войны. Будущие военные конфликты, в которых придется участвовать половцам, не будут ожесточенным столкновением многомиллионных вооруженных до зубов регулярных армий, выстроившихся в линию фронтов на огромном пространстве. В условиях абсолютного военно-политического доминирования, военная сила степняков будет вести не только и не столько наступательные или оборонительные военные действия, сколько участвовать в экспедиционных операциях по стабилизации. Само
комплексное представление о роли и месте, характере и сущности операций по стабилизации отмечает, что традиционные войны становятся все менее актуальными по сравнению с иррегулярными войнами, под которыми понимается "ожесточенная борьба между государством и негосударственными акторами за власть и влияние над соответствующим населением". Военные силы половцев в таких условиях могут вмешаться - т.е. оказать поддержку той или иной стороне в конфликте, которая объявляется Ханом легитимной. В этом и состоит суть операций по стабилизации.
Важным предварительным условием проведения операций по стабилизации является кризисная или конфликтная ситуация внутри какого-то государства или региона. Такая ситуация может созреть объективно или быть инспирирована извне - это не так важно. Главное, что кризисная или конфликтная ситуация дает формальные основания для оправдания и легитимизации половецкого вмешательства.
Лесь: Какой им повод был вмешаться- неужели им известен  был поход триумвирата Ярославичей против Полоцкого княжества  в 1067 году- разведка хорошо поработала?
Всеслав: Они по спутникам передвижение войск зафиксировали. Но и агентурная сеть свое дело сделала. Это дало им основание понимать княжескую усобицу 1067 года под сформулированное половцами понятие "хрупкого государства", под которым подразумевается "государство, страдающее от институциональной слабости достаточной для того, чтобы угрожать стабильности центрального правительства". По половецкой классификации, "хрупкие" государства делятся на "уязвимые" и "находящиеся в кризисе". В документе указывается:
"Уязвимое государство является государством, не способным или не желающим обеспечивать необходимую безопасность и решать основополагающие задачи жизнеобеспечения значительной части населения. В уязвимых государствах легитимность центрального правительства является сомнительной. Это - государства, идущие к краху или выкарабкивающиеся их кризиса. Государство, находящееся в кризисе, является страной, где центральное правительство не осуществляет эффективного контроля над своей собственной территорией. Оно не способно или не желает обеспечивать необходимую безопасность и решать основополагающие задачи жизнеобеспечения значительной части населения. В странах, находящихся в кризисе, центральное правительство может быть слабым, отсутствовать вообще или быть не способным или не желающим обеспечивать необходимую безопасность и решать основополагающие задачи жизнеобеспечения. Это - государства, идущие к краху или уже оказавшиеся в крахе, где ожесточенный конфликт является реальностью или готов вспыхнуть в любую минуту".
Если теперь все эти теоретические выкладки наложить на представления половцев о происходящих в Киевской Руси процессах, можно вполне обоснованно утверждать, что Киевская Русь рассматривается ими в качестве "хрупкого" государства.  Вряд ли можно их заподозрить в стремлении заниматься абстрактным теоретизированием. Военные всегда прагматики по своему менталитету. Очевидно, что они осознанно стремились подойти к оценке будущей военно-политической реальности в глобальном масштабе, и соответствующим образом подготовиться к ней. Вряд ли бы они готовили план предстоящей операции, занимаясь умозрительными категориями  и глупым прожектерством.
Лесь: Половецкие ханы полновластно распоряжались десятками тысяч воинов - кочевников, направляя их в опустошительные набеги, с чего им считаться.
Всеслав: Воевать надо не числом, а умением. Да и прямые военные действия вызвали бы ожесточение. Как и реакция на любое грубое вмешательство, вторжение, интервенцию- им нужно было составить приятный, героизированный, пафосный, гиперболизированный,  образ военнослужащего, чтобы в кино и литературе русский народ видел не свою «непобедимую и легендарную»-а несокрушимую армию половцев которая бы в его глазах была бы не опасным врагом оседлых народов Восточной степи Европы, а армия профессионалов.
Лесь: Это к разговору о том, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую?
Всеслав: Это к разговору о том, посмотри на этикетки на твоей одежде и посчитай. Сколько на них геральдических символов и флагов иностранных государств- неужели это так, неспроста? Или это болезни твоего роста и самоидентификации, или это попытка заполнить пустоту –которая внутри и ты хочешь ощущать себя вкупе, с общностью-отождествлять себя с силой- а не с тем, что поражено синильным ядом разложения.
Лесь: Какой пропагандой, какими фильмами «стабилизация» сопровождала свое «пришествие»?
Всеслав: «Закон доблести», «Морской бой»- все предваряло их высокий профессионализм и кодексы чести. Воспитывали половцев с малолетства умелыми, быстрыми и выносливыми воинами- надо отдать этому должное. Но за их оружием стояла реальная политика и геополитические интересы- а это уже разговор не о военной доблести..