Отец. Глава 21. Младшенький

Валентина Баскакова
 
   
  Зимой, когда я училась во втором классе, наша семья увеличилась: родился Серёжа. Это случилось декабрьской глухой ночью, в 2 часа. Я проснулась, и отец поздравил меня с появлением младшего братишки, уже назвав его по имени. Он очень любил его, много нянчился с ним, любил фотографировать. У отца одного из первых в деревне появился фотоаппарат, раньше это была тренога, со всем комплектом для печатания – долго находили на повети стёклышки с негативами снимков – а сейчас он купил фотоаппарат под названием «Смена». Было приобретено им и всё необходимое для печатания фотографий, и ночами они с Колей, старшим братом, занимались производством снимков. Позднее я тоже приобщилась к  этому интереснейшему занятию и долго держала в своих руках этот процесс, даже в институте, в студенчестве, и позже, уже имея семью, я занималась фотографированием тоже.

  Какой он был забавный, Серёжка, в раннем детстве: пухленький, кучерявый, мне нравилось играть с ним, ухаживать. Единственное, что омрачало меня: он отрезал мои пути к абсолютной свободе, которая была моей верной спутницей до его рождения. Ведь сейчас в моей  помощи  дома уже нуждались. Особенно грустно было летом, когда подружки пропадали у реки, а таскать его с собой мне не разрешали, это было и небезопасно. Несколькими годами раньше в такой же ситуации оказалась и Маша Новикова, моя одноклассница: у неё родился младший брат Петя, и она грустно констатировала, по-взрослому качая головой и вздыхая:"Вот, Петенька, надавало же тебя, Господи, родили тебя, а мне с тобой водись!"  Мы сочувствовали Маше, помогали ей перетаскивать брата с места на место в наших вояжах по деревне. Но Маша жила в центре деревни, мне же, чтобы попасть в вожделенную компанию, нужно было преодолеть достаточное расстояние, потому и был наложен запрет на передвижения с братом. И, как мне ни было тошно, я старалась придумывать разные занятия для него в доме и возле дома, никогда не оставляя его одного. Ему было около года, когда он очень сильно заболел. Это было зимой, погода была нелётная, но прилетал санитарный самолёт из Архангельска, чтобы увезти его с мамой в больницу в город. Я плакала, переживая за него, тоскуя по ним.

   Отец, оставаясь дома без мамы, умело управлялся и со скотом – у нас всегда были овцы, а ещё раньше, до Серёжи, когда я была совсем маленькой,  даже коза;  – и с нами, с детьми. Впрочем, старший брат был тогда уже достаточно взрослый: по окончании восьмилетки он поступил в ГПТУ п. Пинега и вскоре вернулся домой с правами тракториста.
   
 Я любила, когда отец готовил еду. Он делал это роскошно и необычайно вкусно. Почему роскошно? Мама бы такой расточительности не вынесла: он брал банку тушёнки, нарезал туда мелко луку и заваривал содержимое кипятком. А тушёнка тогда была не то, что сейчас: никаких жил, болони, непонятно каких и из чего добавок, - одно мясо с примесью густого, вкуснейшего  холодца. Никогда в жизни я больше не едала так вкусно, честное слово! Кроме того, он мастерски умел заварить и мусёнку, и сухарницу – из его рук всё было необычайно вкусно, правда! Это говорю я, которая к еде в детстве имела необычайное отвращение. Накормить  меня было проблематично. И росла я худая, маленькая, бледная, как вичка-торосничка, по словам Марьи Герасимовны, нашей соседки, которая заменяла нам бабушку.
   
   Слава Богу, Серёжка пошёл на поправку, и вскоре они с мамой вернулись домой. Я так рада была его выздоровлению, что решила заниматься с ним, и старательно это делала. Серёжка рано научился читать, задолго до школы, я пела ему песни, и он быстро запоминал слова и мелодию.  Слова выговаривал чётко, правильно, не шепелявил, не сюсюкал, как многие маленькие дети. В садике его хвалили, соседи восхищались его сообразительностью и бойким языком. Несколькими годами позже, когда отца уже не было, частенько вечерами мы устраивали импровизированные концерты с ним вдвоём, а соседки, заглянувшие к нам на огонёк, говорили маме: «Ну, Маруся, это у тебя вылитый Петрован!»

   Моему младшему брату Сергею теперь уже под 50, у него семья: замечательная жена, славные дети, есть уже и внучка, - всё, слава Богу, сложилось, как у людей. Более того, творческую натуру свою он проявляет и в жизни. Вот его адрес на сайте Стихи.Ру: http://www.stihi.ru/avtor/isakovser
   Я люблю стихи и песни, которые пишет Серёжа.

Продолжение   http://www.proza.ru/2012/04/18/479