Крыса

Максим Ляляев
Время и место: 1984, 101-й Гератский полк, Афганистан.

Его звали Шамиль. С Москвы. Кличка Крыса. Не знаю никого, кто бы более соответствовал прозвищу: маленький, подлый, пронырливый, проворный. Долго "заливал", с глазами на выкате после принятия дозы "геры" (героина), насколько популярен он в блатных кругах столицы.
Конечно, врал.
Закладывал всех "молодых" "дедам" самозабвенно: кто прикорнул втихаря после тяжёлого ночного наряда, кто (18-летний организм на воздухе и в работе всегда требует пищи) схавал лишнюю банку тушёнки (которой было завались!), кто злобно посматривал на старослужащих (было за что).
Всегда и всех закладывал. Крыса.
Он был старше призывом на полгода. К моменту развязки--"дед".
Мы — "черпаки", отслужившие по году.

Итак, палатка на сорок человек. Ночь перед дембелем тех, кто выше всех по званию и должности для советских пацанов в сапогах.
Внезапный крик: "Ты чё, курва, куда?!"
Оказалось, Крыса залез в дембельские "дипломаты".
Минут сорок мочили они. Подустали: "Он ваш".
Никогда не думал, что человек после ТАКОГО может выжить. Били ногами, руками и всем, что попалось под руку. Заставляли (как и он нас) отжиматься над иголкой. Потом ещё не раз ногами по почкам.
Прапор: "Только, б.., не убейте!"

Полгода спустя. Шинданд, Отряд боевого сопровождения колонн. Мимо нашего ДП идут БТР-ы с дембелями из Герата. Я стою дежурным по отряду после прибытия с Кандагара. Уже "дед".
Крик Витька — зёмы из Саратова:
"Макс, Крыса на броне!"
На третьем от меня бронетранспортёре, бледно улыбаясь, согнувшийся от "геры" и побоев, но живой, Шамиль-Крыса-москвич едет домой.
Мы помахали ему вслед.
Мы отомстили.
Крысе Афганской войны.

Фото: 31.10.1985, Афганистан, Шинданд, Отряд боевого сопровождения колонн, Дмитрий (слева) и Максим Ляляевы. Нам по 20 лет.