История создания трагедии Гёте Фауст

Павел Малов-Бойчевский
1
Иоганн Вольфганг Гёте задумал свою знаменитую трагедию «Фауст», когда ему было двадцать с небольшим лет, а закончил ее за несколько месяцев до смерти. Конечно, за это время он написал массу других произведений, что и составило творческое наследие писателя, но главнейшим произведением, отразившим всю картину той переломной эпохи, все-таки был «Фауст».
В основу сюжета трагедии положена легенда о средневековом чернокнижнике и маге докторе Иоганне Фаусте. Это был в действительности существовавший человек, но как это и бывает с выдающимися личностями, наделенными неординарными способностями, о нем уже при жизни ходили в народе легенды и сказания, где правда причудливо переплеталась с вымыслом. Вскоре после этого в Германии даже появилась книга неизвестного автора под названием: «История доктора Фауста, известного волшебника и чернокнижника», осуждающая данную полулегендарную личность за отступничество от церкви и связь с сатаной. Однако, книга не лишена была и объективной оценки некоторых положительных сторон деятельности доктора Фауста, решительно порвавшего со средневековой схоластической наукой и церковным богословием и задавшегося целью разрешить животрепещущие вопросы человеческого бытия и устройства мира.
Появлялись и другие произведения на эту тему. В частности, о докторе Фаусте писали современник Шекспира Кристофер Mapло, современник и друг Гёте Фридрих Клингер и многие другие. Всё это, однако, ни в малейшей степени не умаляет оригинальности произведения самого Гёте, – значения и места его трагедии в мировой литературе. В те времена использование, так называемых бродячих сюжетов, а также легенд, сказок и прочего для создания собственных оригинальных произведений не считалось плагиатом. Тогда просто не существовало подобного понятия – плагиат. Это можно проследить и на примере творчества Пушкина, использовавшего сюжеты многих русских народных сказок. То же самое можно сказать и об английском драматурге Шекспире, почти все пьесы которого созданы на основе заимствованных сюжетов. Кстати, Гёте, в то время когда начинал работу над «Фаустом», не читал многих произведений на эту тему других авторов, он знал только кукольные комедии на этот сюжет, которые пользовались в то время большой популярностью на ярмарочных представлениях в Германии. Если сравнивать «Трагическую историю доктора Фауста» Кристофера Марло и произведение Гёте, то у Марло Фауст хочет получить весь объем знаний о мире с целью достижения власти над миром и испытания всех удовольствий жизни, а у Гёте Фауст жаждет знания ради самого знания, ради самоусовершенствования. Он хочет не благ лично для себя, не удовольствий и удовлетворения низменных страстей, а постижения смысла жизни. Фактически, прибегая к помощи дьявола, Фауст всё равно ищет дорогу к Богу.
2
Трагедия Гёте "Фауст" по форме произведение не совсем обычное. Написанное стихами по законам драматического произведения, оно в то же время не может быть поставлено на сцене из-за своего непомерного объема. Поэтому «Фауст», скорее всего, не драма, а драматическая поэма с элементами эпоса, в виду того, что действие произведения обладает большой протяженностью в пространстве и времени. Речи персонажей и героев, особенно Фауста и Маргариты, очень напоминают лирические стихотворения. Таким образом, «Фауст» органически несёт в себе черты всех трех основных родов литературы: драмы, лирики и эпоса.
Если взглянуть на произведение Гёте с точки зрения стилевых особенностей, то оно очень многопланово. В нем соединены как черты реализма, так и романтизма. В «Фаусте» имеют место и бытовые эпизоды, написанные по законам реализма, есть лирические сцены, как, например, встречи доктора Фауста с Маргаритой, есть и трагические моменты. Но основная линия, пронизывающая всю трагедию, – это мистическая. Гёте вводит в повествование такие нереальные персонажи, как Бога, архангелов, дьявола, ведьм. Всё это порождено отчасти фантазией автора, отчасти необходимостью следовать сюжетным коллизиям старинной легенды, взятой за основу для написания «Фауста». Однако, все эти нереальные эпизоды не самоцель. Отказываясь от правдоподобия, Гёте тем самым хотел выразить свое сложное понимание жизни. Всё это – прием, позволяющий автору отдалить от себя действительность и лучше вникнуть во все, что проистекает вокруг него. Автор тем самым становится над действительностью. Таким образом, фантастика Гёте всегда связана с действительностью. Образы реальных людей вступают во взаимоотношения с нереальными. Фантастические, мифологические персонажи попадают в реальную среду и, порой, действуют как реальные люди. Для Гёте и его современников ценность этих фантастических персонажей заключалась в их традиционности и узнаваемости.
Свободное перо Гёте мастерски перерабатывало мифы, имевшие разные источники. Он обращался к древнегреческим мифам, библейским, средневековым. Переработанные полетом его поэтической мысли, все эти разные по происхождению легенды и мифы подчинялись единой философской задаче – поиску истинного значения мира и человека в нем.
Но трагедия Гёте – это не просто философский трактат,  завуалированный приемами художественной литературы. Гёте, как поэт, создал произведение высокого поэтического мастерства. В немецкой поэзии нет произведения, равного «Фаусту» по использованию всего богатства поэтической палитры. В «Фаусте» присутствует и интимная лирика, и гражданский пафос, и глубокие философские размышления, и острая сатира, и живой народный юмор. В произведении Гёте очень много удачных образов, разнообразен поэтический строй речи, выражены все оттенки звучания стиха. Всё богатство чувств, которые способна выразить человеческая речь, передал Гёте в своей трагедии.

3
Теперь перейдем к характеристике содержания «Фауста».
Трагедия начинается двумя прологами. В первом прологе («Пролог в театре») Гёте высказывает свои взгляды на искусство. В «Прологе на небесах» дан ключ к пониманию идейного смысла трагедии, здесь начинается история жизни главного героя произведения, доктора Фауста.
Мефистофель, разговаривая с Богом, издевается над человеком, считает его ничтожным и жалким. Стремление к истине Фауста представляется ему бессмысленным. Однако, Гёте, устами Господа, опровергает эти взгляды Мефистофеля. Господь говорит о Фаусте:
Он служит мне, и это налицо,
И выбьется из мрака мне в угоду.
Когда садовник садит деревцо,
Плод наперед известен садоводу.
Таким образом, в «Прологе на небесах» Гёте дает завязку борьбы вокруг Фауста и предсказывает, что победа останется за Фаустом.
Вначале Фауст очень сожалеет о своей беспомощности в разрешении коренных вопросов жизни, так как науки, которыми он усердно занимался, не в состоянии дать исчерпывающего ответа на эти вопросы. Фаусту противопоставлен Вагнер, который является лишь самодовольным обывателем в науке, поставившим себе цель – бездумно «поглощать» ученые книги, страницу за страницей. Образ Вагнера воплощает мертвую теорию, оторванную от практики и далекую от реальной жизни. Фауст же стремится найти истину и понимает, что ее надо искать не в мертвом хламе старинных книг, как это делает Вагнер.
Неспроста Фауст у Гёте стремится к получению новых знаний и к постижению истины о мире и предназначении человека в нем. Под этим писатель подразумевает умственное движение целой эпохи духовного развития европейского общества, которую назвали впоследствии эпохой Просвещения. В это время передовые умы Европы боролись против церковных предрассудков и всяческого мракобесия. Научные знания противопоставлялись церковной схоластике. Интеллектуальное движение перекликалось с борьбой передовых сил общества против феодализма за свободу личности и демократизацию.
Гёте в Германии также включился в этот всеевропейский процесс просвещения. В трагедии «Фауст» он выразил свое личное понимание жизни, облачив его в поэтическую форму. Герой трагедии – символическая фигура, воплощающая в себе всё человечество. Но в этом типе литературного героя есть и черты реального человека. Являясь яркой, необычной индивидуальностью, доктор Фауст вовсе не претендует на роль ангела во плоти. Он прежде всего – человек и ничто человеческое ему не чуждо. Имеются у Фауста и недостатки. Но в этом-то и заключается правдивость этого образа, его истинная реальность. Сам Фауст также понимает своё несовершенство, он не обольщается на счет своих достоинств. У героя есть весьма положительная черта – вечная неудовлетворенность собой и окружающим миром. Фауст постоянно стремится стать лучше, чем он был до того, и сделать мир более совершенным для жизни других людей.
Собственно говоря, герой и предстает перед читателем в начале трагедии неудовлетворенным всеми имеющимися знаниями, ввиду того, что они не дают самого главного, к чему стремится душа Фауста – понимания сущности жизни. Фауст не такой человек, который бы удовлетворялся тем, что предлагают религия и умозрительное книжное знание. Отчаяние героя столь велико, что его даже посещает мысль покончить жизнь самоубийством, но, услышав доносившуюся из храма песню молящихся, Фауст отказывается от своего намерения. Он понимает, что народ, не найдя выход из повседневных трудностей, обращается за помощью к Богу, как и он некогда, и решает помочь людям отыскать ответы на животрепещущие вопросы жизни. Однако, от помощи религии и науки он сразу же отказывается - всё это для него пройденный этап. Временно он прибегает к помощи потусторонних сил (дьявола).
Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Как и в старинной легенде, дьявол приходит для того, чтобы соблазнить Фауста всеми удовольствиями жизни и, ввергнув в пучину греха, завладеть его душой. Мефистофель у Гёте не похож на карикатурное изображение черта в народных преданиях, этот образ насыщен глубоким философским смыслом. Мефистофель – воплощение духа отрицания в противовес образу Бога. Тем не менее, у Гёте дьявол не является исключительно воплощением зла. Надо отдать должное, критические замечания Мефистофеля во многом небезосновательны. Мефистофель умен, он мастер подмечать человеческие слабости и пороки. В его устах часто звучат горькие истины.
Характерно мнение о себе самого Мефистофеля, который, отвечая на вопрос Фауста, говорит, что он «творит добро, всему желая зла».
Таким образом, Мефистофель своими кознями вызывает противодействие Фауста и тем является главной причиной его активности. Подталкивая Фауста к совершению дурных поступков, Мефистофель, сам того не желая, пробуждает лучшие стороны его натуры. Полностью противоположные по своим желаниям и устремлениям, Мефистофель и Фауст, тем не менее, неотделимы друг от друга.
Фауст вовсе не ищет чувственных наслаждений, он движим иными стремлениями. Но задача познания истины не может быть разрешена в одночасье. Поэтому Фауст, требуя от Мефистофеля исполнения всех своих желаний, ставит условие, что Мефистофель получит его душу только в том случае, если Фауст успокоится, прекратит свои искания и, наслаждаясь жизнью, крикнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»
Мефистофель не верит в возвышенность идей Фауста и рассчитывает легко доказать свою правоту о ничтожестве человека. Вначале он предлагает Фаусту посетить студенческую пирушку в кабачке, надеясь, что и Фауст примет участие в пирушке. Но Фаусту противна эта пьяная компания. Тогда Мефистофель в кухне ведьмы возвращает Фаусту молодость и тот вначале поддается на уловку дьявола, он просит Мефистофеля помочь ему познакомиться с Маргаритой. Но ожидания Мефистофеля, что Фауст отдастся только чувственным наслаждениям, оказываются напрасными. Очень скоро грубые чувственные отношения Фауста к Маргарите сменяются всё более возрастающей любовью. Его чувство к девушке становится не только физическим, но и духовным. Их любовь стала взаимной, но, как люди, они были совершенно разными и в этом основная причина трагического исхода их любви.
В отличие от Фауста с его критическим вольнолюбивым характером, Гретхен принимает жизнь в том виде, какова она есть в данный момент. Воспитанная в строгих религиозных правилах, она считает естественные склонности своей натуры порождениями греха. Поддавшись обуявшей ее страсти к Фаусту, она затем глубоко переживает свое падение. Гретхен оказывается грешницей не только в собственных глазах, но и во мнении окружающей среды с ее ханжескими предрассудками. Этими двумя факторами и обусловлен трагический конец ее жизни.
Гибель Гретхен – трагедия, трагедия честной и прекрасной женщины, оказавшейся вовлеченной из-за своей любви в круговорот страшных событий, доведших её до убийства собственного ребенка. Вследствие всего этого Маргарита сходит с ума. Ее осуждают на казнь. На этом заканчивается первая часть трагедии Гёте.
И хотя первая часть «Фауста» вполне завершенное художественное произведение, повествующее о трагедии ученого, разочаровавшегося в науке, не нашедшего счастья в любви, Гёте продолжает рассказ о судьбе доктора Фауста во второй части.

4
Первая и вторая части различны по своей форме. Первая часть, несмотря на многие фантастические моменты, в целом правдоподобна. Духовные поиски Фауста, а также его не сложившаяся любовь волнуют чувства читателей. Вторая же часть почти лишена психологических мотивов, в ней отсутствует изображение человеческих страстей. Здесь писателя больше занимают общие идеи. Образы людей во второй части лишены полной жизненной достоверности. Это лишь поэтические символы определенных идей и понятий. В символической форме, языком условных понятий, здесь изображен кризис монархического строя, осуждены феодальные войны, возвеличены поиски духовной красоты и труд на благо людей.
Во второй части Фауст менее активен, чем в первой. Временами на первом плане оказываются только Мефистофель и другие персонажи. Здесь намеренно переносится внимание с личности героя на окружающий его мир. Сам Фауст уже не представляет для читателя загадки. Во второй части трагедии Гёте старается осветить некоторые мировые проблемы.
Одной из них является проблема главного закона развития жизни. Характерным в этом отношении является спор греческих философов Фалеса и Анаксагора. Фалес доказывает, что источник жизни - вода, Анаксагор придерживается иной точки зрения. Он утверждает, что всё развивается путем скачков и катастроф. Гёте отвергал этот принцип в качестве закона мирового развития. Он больше склонялся к мысли о постепенной эволюции животных видов, вершиной которой и стал человек.
Гёте вносит принцип развития и в характеристику духовной жизни. Поэт верит в идею прогресса, но развитие человеческой истории он представляет как путь полный борьбы и неизбежных сложных противоречий.
Затрагивая самые разноплановые стороны жизни, Гёте не стремится к единству в развитии сюжета своего произведения. Вторая часть состоит из пяти актов весьма мало связанных между собой. Каждый представляет собой законченное целое, со своими сюжетом и темой.
После трагической гибели Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает свои поиски истины. Вначале он оказывается на государственном поприще, но, разочарованный в этой деятельности, Фауст ищет новые пути.
В конце концов ему кажется, что он находит то, что нужно: возрожденную к жизни спартанскую царицу Елену. Фауст и Елена олицетворяют два начала: Елена является символом идеальной античной красоты, а Фауст – воплощением беспокойного романтического духа. В результате их символического брака появляется на свет прекрасный юноша Эвфорион, – в котором соединились черты его родителей. Но Эвфорион слишком идеален для несовершенного мира. Эвфорион гибнет. С его гибелью исчезает и Елена. У Фауста остается только ее одежда, как бы призванная символизировать невозможность возрождения древнего идеала красоты. Дух прошлого, увы, не вернешь, и человечеству, как в случае с одеждой Елены, остались только внешние формы античной красоты.
Несмотря на новую неудачу и новое разочарование, Фауст неумолим, он не отказывается от своей идеи. За помощь императору он получает обширную, но не пригодную для жизни территорию. Всю свою оставшуюся жизнь, несмотря на тайное противодействие Мефистофеля, Фауст посвящает работе по превращению этого участка земли в красивую и безопасную от волн моря местность, где спокойно трудились бы люди.
Претворение в жизнь замысла Фауста тянется долго, но ему важно то, что он наконец-то нашел желаемое и близок к поставленной цели. Фауст нашел смысл жизни в постоянных испытаниях, в борьбе, в работе. Жизнь приносила ему краткие моменты
счастья, сменяемые долгими годами преодоления трудностей. И хотя замысел его еще не завершен окончательно, Фауст верит в конечное осуществление своей идеи. Таким образом, Фауст прозревает и обретает понимание истины лишь под конец жизни.
После смерти Фауста Мефистофель пытается унести его душу в ад, но божественные силы противятся этому и уносят душу Фауста на небо, где она должна встретиться с душой Маргариты. Таков финал трагедии в целом.

5
Значение произведения Гёте в мировой литературе трудно переоценить. О «Фаусте» написано множество литературоведческих книг, в которых с различных сторон истолкованы характеры и события трагедии, далеко не всегда друг с другом совпадающие. Вопросы, поднятые Гёте, не поддаются простому и однозначному решению. Над этими вопросами до сих пор ломают головы ученые и писатели.
В нашей стране свободолюбивая мысль Гёте увлекла талантливого писателя Михаила Булгакова на создание собственного произведения, несколько перекликающегося с «Фаустом». Это известный роман «Мастер и Маргарита», предваряемый эпиграфом из «Фауста». Другие произведения на эту тему менее значительны, не говоря уже о современных эпигонах Гёте и Булгакова. Повторить такой литературный подвиг не каждому по плечу. Произведения подобно «Фаусту» и «Мастеру и Маргарите» явление исключительно редкое. Это факт не просто человеческой деятельности, усилия ума, а, я бы сказал, факт космического вмешательства, передача информации из других миров. Чем, собственно говоря, и является любое творчество.

1992 г.