66. ВИ. Агошков. В-Окская вольница. Южн. фронт2

Василий Иванович Агошков
66. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

Южный фронт

часть 2

15 октября Реввоенсовет Южного фронта поставил войскам задачу — сорвать операцию белых против ударной группы и разгромить вражескую группировку в районе Орла. С этой це-лью командование фронта снова изменило направление наступления ударной группы. Она должна была теперь наступать в сторону станции Еропкино, непосредственно во фланг и тыл Корниловской дивизии белых и одновременно левым флангом нанести удар на Орёл с юго-запада. Совместно с частями 13-й армии на Орёл должна была наступать Эстонская дивизия.

Исключительно напряжённый характер носили бои в районе Кром. На подкрепление Корниловской дивизии белые бро-сили части Марковской дивизии и Кабардинский полк. Бригаде П.А. Павлова пришли на помощь латышские стрелки.

Белые, бросая в бой все свои силы, теснили части 55-й дивизии. В самый трудный момент сбежал к врагу начальник штаба дивизии, забрав с собой важные документы. В результате этого предательства начдив Станкевич вместе с группой ко-мандиров попал в плен к деникинцам. Станкевич был доставлен в Орёл. Там он подвергся нечеловеческим издевательствам и пыткам. Его избивали, плевали в лицо, всячески оскорбляли.

На груди генерала белогвардейские палачи выжгли пятиконечную звезду. После пыток деникинцы приговорили Станке-вича к смертной казни через повешение. Ни пытки, ни надруга-тельства не сломили воли советского начдива. На вопрос белогвардейцев, хочет ли он сказать что-либо перед смертью, Станкевич заявил: «Да, только несколько слов. Я служил честно в Красной Армии, где мне доверяли, и теперь, умирая, я оправдываю это доверие. Красная Армия молода, но не радуйтесь слишком рано. Она уничтожит ваши кровавые банды. Да здравствует Революция. Да здравствует Красная Армия».

Благодаря действиям ударной группы, поддержанным частями 14-й и 13-й армий, положение советских войск север-нее Орла улучшилось. Все ближе и ближе подходили советские войска к Орлу. Трудящиеся города с нетерпением ждали Красную Армию. Вместе с регулярными войсками в наступлении на Орёл участвовал и Орловский рабочий полк. Реввоенсовет Юж-ного фронта приказал командованию 13-й армии внезапной атакой в ночь на 20 октября уничтожить белогвардейские части и освободить город. Враг, спасаясь от окружения, поспешно по-кидал Орел. Утром 20 октября советские войска вошли в город.

Первыми вступили в Орел кавалерийская бригада под командованием Ф. В. Попова, 76-й стрелковый полк 9-й диви-зии и 5-й полк Эстонской дивизии. Путь белогвардейцам на Тулу и Москву был преграждён. Теперь следовало не дать противнику привести в порядок свои разбитые части, не допустить, чтобы он закрепился на выгодных для него рубежах.
20 и 21 октября Реввоенсовет Южного фронта дал дирек-тивы о преследовании деникинских войск с целью окончательно разбить «Добровольческую» армию. Главный удар войска фрон-та должны были наносить в общем направлении на Курск.

25 и 26 октября бои велись в 10 километрах южнее Орла. Находившиеся здесь деревни переходили из рук в руки. Совет-ские части отбили натиск деникинцев, нанеся им тяжёлый урон.

Одновременно противник вёл наступление на Кромы. 23 октября ему удалось захватить город. Но уже на следующий день полки ударной группы выбили оттуда белогвардейцев. Про-тивник атаковал войска ударной группы со всех сторон и 25 ок-тября снова овладел Кромами. Бои продолжались с неослабе-вающей силой. 24 октября В. И. Ленин, оценивая положение на Южном фронте, отмечал:

«Наступает момент, когда Деникину приходится бросать всё на карту. Никогда не было ещё таких кровопролитных, ожес-точённых боев, как под Орлом, где неприятель бросает самые лучшие полки, так называемые «корниловские», где треть состо-ит из офицеров наиболее контрреволюционных, наиболее обу-ченных, самых бешеных в своей ненависти к рабочим и кре-стьянам, защищающих прямое восстановление своей собст-венной помещичьей власти.
Вот почему мы имеем основание думать, что теперь при-ближается решающий момент на Южном фронте».

Противнику хотя и не удалось вернуть утерянные позиции, однако он добился некоторых преимуществ в группировке сво-их войск. Силы белогвардейского корпуса Кутепова были почти все сосредоточены на центральном участке. В то же время вой-ска советской ударной группы в результате боев оказались раз-бросанными на широком фронте.

В ночь на 25 октября И.В. Сталин вызвал к прямому проводу члена Реввоенсовета 14-й армии Г.К. Орджоникидзе и от имени Реввоенсовета фронта потребовал от командования 14-й армии не распылять полки ударной группы, а бить противника единой массивной группой в одном определенном направлении. При этом было указано, что речь идёт об истреблении лучших полков Деникина.

В течение 25 октября в 14-й и 13-й армиях производи-лась перегруппировка войск, подтягивались тылы. Части удар-ной группы вновь были собраны в кулак в районе Кром.
Ночью 25 октября 3-я бригада Латышской дивизии, внезапно атаковав белогвардейцев, снова заняла Кромы. 3-й Мар-ковский полк белых, оборонявший Кромы, после атаки латыш-ских стрелков перестал существовать: из тысячи солдат и офи-церов 200 было взято в плен, а остальные уничтожены.

За стойкость и мужество, проявленные в боях за Орёл и Кромы, Реввоенсовет Южного фронта 28 октября объявил бла-годарность бойцам, командирам и политработникам Латыш-ской дивизии и бригады червонного казачества.

Возобновили наступление и войска 13-й армии. Эстон-ская дивизия 27-28 октября с боями освободила станции Стишь и Становой Колодезь. В это же время части 42-й и 3-й стрелко-вых дивизий этой армии успешно атаковали Марковскую диви-зию и потеснили её на юг от Ельца.

Успехи советских войск в боях 26-28 октября окончатель-но похоронили надежды Деникина вернуть инициативу на цен-тральном участке фронта. Враг вынужден был отступать.