63. ВИ. Агошков. В-Окская вольница. Ход сражения

Василий Иванович Агошков
63. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.
Ход сражения

В то время как 1-й армейский корпус Добрармии, куда входили «цветные» части, рвался на север по линии Курск-Орёл-Тула-Москва, командование Красной армии сосредотачивало под Брянском и Карачевом ударную группу, имея целью нанес-ти удар во фланг добровольцам.

Сражение развернулось на тер-ритории современной Орловской области – от Мценска до По-нырей и от Карачева до Ливен. Орёл в те годы насчитывал до 80 тысяч жителей, Мало-Архангельск, Кромы, Дмитровск – порядка 5 тысяч каждый. Основные железные дороги шли от Курска на Орёл и далее на Тулу, а также от Брянска через Орёл на Елец. Однопутные дороги – Льгов-Брянск и Малмыжи-Ливны.

//Может быть, тогда и была станция Малмыжи. Сейчас – это станция Мармыжи, родина известного скульптора Вячеслав Крюкова. Малмыжи красуется и на приводимой карте. //

Корниловцы заняли станции Еропкино и Стишь, в ночь на 13-е налётом разгромили штаб бригады красных, а 13-го при поддержке 2-х бронепоездов начали наступление на Орёл, войдя в него к вечеру. Одновременно на станции Золотарёво был захвачен штаб 55-й дивизии. 13-я армия красных утратила устой-чивость, её сводная бригада и 55-я дивизия были вскоре рас-формированы, дорога на Тулу была практически открыта.

В ночь на 14 октября красные предприняли неподготов-ленную попытку отбить Орёл, а днём корниловцы налётом взяли Мценск, но вскоре вернулись и перешли к обороне Орла, сведя действия к дуэлям бронепоездов. В ночь на 15 октября латышские части, пройдя за 4 дня 50 км, без боя вошли в Кромы, так и не оттянув на себя части белых. Тем временем Алексеевцы заняли Новосиль, а Марковцы вели бои под Ельцом.

В этой обстановке командование Южным фронтом воз-ложило задачу нанесения главного удара на 14-ю армию, пере-дав ей и Ударную группу и прибывавшую Эстонскую дивизию. Левому крылу 14-й армии было приказано наступать на восток и юго-восток, а ударной группе — нанести удар на Орёл с юго-запада и вместе с Эстонской дивизией с запада и частями 13-й армии взять город Орёл.
 

18 октября красные по разведданным установили распо-ложение белых и планы их действий и предприняли контрудары.

19 октября Латышская дивизия продолжала теснить за-слон марковцев. На исходе дня Корниловцы получили приказ отойти от Орла – у красных было существенное преимущество в численности и артиллерии. За два дня 2-й полк Корниловцев потерял до половины личного состава. В ночь на 20 октября ос-новные силы белых оставили Орёл, и утром в город без боя во-шли части 9-й и Эстонской дивизий. Второй атакой корниловцы при поддержке бронепоездов выбили красных со станции Стишь. Расчёт на то, что белые будут оборонять Орёл и попадут под концентрические удары красных, не оправдался.

Отдав Орёл, белые собрались более компактно, что при-вело к затяжным упорным боям на 80-км фронте от Дмитров-ска до станции Стишь. 21 октября разведка красных доложила о составе противостоящих Ударной группе сил – 6700 штыков, 420 сабель, 150 пулемётов, 43 орудия и 4 бронеавтомобиля.

Был отдан приказ наступать вдоль железной дороги, на рассвете станция Стишь была взята латышами, через несколько часов Корниловцы отбили станцию обратно при поддержке 2 бронепоездов. Дроздовцы, после упорных боёв, опять потеснили правый фланг красных, Марковцы подошли к Кромам.

22 числа обескровленная в боях 7-я дивизия красных бы-ла сведена в стрелковый полк, правый фланг перешёл к оборо-не, и белые вновь завладели инициативой. Примаков отдал приказ наступать на Дмитровск, но Дроздовцы не только отби-лись, но и опять продвинулись вперёд.

В ночь на 23 октября красные ушли из Кром, их атака на Стишь была отражена. Для координации усилий в направлении станции Калниньш создал из латышей группу Стучки с задачей перерезать ж/д. В боях за день стороны понесли тяжёлые поте-ри: так, одна из бригад латышей потеряла 220 человек, 3-й Корниловский полк – до 400, 3й Марковский под Кромами – до 130. К вечеру латыши вновь выбили Марковцев из Кром.

24 октября дроздовцы вели встречные бои с червонцами. В бою у Козлово деревня четыре раза переходила из рук в руки. Под Кромами Корниловцы отбросили шедший на усиление обо-роны города латышский полк, в результате красные снова оста-вили Кромы, куда к вечеру вошли Марковцы.

Белые с помощью бронепоездов удерживали Стишь, по-сему красные решили перенести направление удара на стан-цию Становой Колодезь. 25 октября Кутепов отдал приказ на-ступать и взять Орёл. Красные же перенацелили всю Ударную группу на Дроздовцев, а Корниловцев «предоставили» 13-й армии, передав ей Эстонскую дивизию.

Ударная группа получила приказ взять Кромы. Весь день шли упорные бои – латыши теснили Дроздовцев, Корниловцы и эстонцы бились за Стишь. Действия красных не имели должной координации, плюс в тот момент нечего было противопоставить бронепоездам белых. 26 октября белые ввели в бой все резер-вы. Уборевич требовал от Ударной группы наступать в районе Орёл-Кромы-Фатеж и не заниматься «захватом рубежей», а пре-следовать и уничтожать противника. К вечеру красные вновь взяли Кромы.
 

27 октября после 7 дней боёв, Корниловцы оставили станцию Стишь под напором Эстонской дивизии, а 28 сдали Становой Колодезь, что исключало возможность наступления на Орёл. Таким образом, сражение, шедшее с 10 по 27 октября, завершилось «победой по очкам» – красные не сумели разгромить добровольцев, но оттеснили их и нанесли им тяжёлые по-тери. Был достигнут перелом, в первую очередь, тем, что была прервана серия побед Белой армии. После перехода к обороне белые пытались стабилизировать фронт на рубеже Севск- Дмит-ровск- Еропкино- Новосиль, Елец, но войска красных сбили их с этого рубежа и развернули преследование.

К исходу 18 ноября фронт проходил по линии Льгов-Курск-Тим-Касторное. Большую роль сыграла 8-я кавалерийская диви-зия В.М. Примакова, которая 3 ноября вошла в прорыв юго-восточнее Дмитровска и, действуя в тылу врага, 4 ноября овла-дела Понырями, 5 ноября — Фатежом, а 15 ноября — Льговом, что дезорганизовало оборону противника.

Шпионы и перебежчики

Характерной особенностью Гражданской войны был, в общем-то, одинаковый и классовый, и качественный состав обеих армий. И красные, и белые проводили мобилизации кре-стьян, которые воевать не хотели и при каждом удобном случае дезертировали или переходили туда, где было лучше. Например, один из приказов командарма-13 специально требовал «прекратить позорную сдачу в плен целых частей».

Или случай у села Корнево, когда два взвода из состава маршевых рот Дроздов-ской дивизии перешли к красным, убив своих офицеров.
Пленные, которых было изрядно, очень часто не были похожи на персонажей картины «Коммунисты на допросе» и сво-бодно делились информацией в обмен на жизнь. Так, захвачен-ный Корниловцами комбриг красных дал показания о составе и расположении ударной группы. Встречались, правда, и серьёзные исключения – начдив-55, бывший генерал-майор Станке-вич, будучи взят в плен Корниловцами, от сотрудничества отка-зался и был повешен. А комендант Мценска Сапожников, тоже бывший генерал-майор, побывал в плену у белых и вернулся на службу в Красную армию.

Обе стороны активно призывали офицеров, из 300 тысяч офицеров 1 Мировой войны 50 тысяч попало в Красную армию и примерно столько же – в белые. Прапорщики и поручики де-лали головокружительные карьеры, становясь командармами и генералами, и точно так же, как и мобилизованные крестьяне, офицеры оказывались то по одну, то по другую стороны фронта, как, например, Булак-Балахович или колчаковский штабс-капитан Говоров, впоследствии – маршал Советского Союза. Красные в тылу противника опирались на большевицкое подпо-лье, белые – на многочисленные антикоммунистические орга-низации. Агентура, вольная или невольная, пронизывала штабы сторон вплоть до самых высоких уровней.

Наверняка все помнят фильм «Адъютант Его Превосходи-тельства». Красный разведчик, на должности адъютанта коман-дующего, командующий – полный мужчина в очках… Да-да, прототип Кольцова, штабс-капитан Макаров, служил адъютан-том именно у Май-Маевского. И как раз в период Орловско-Кромского сражения. Вот известная фотография: впереди – Май-Маевский, у него за спиной, в чёрной форме и «дроздов-ской» фуражке (малиновой с белым околышем) – Макаров.

http://www.paintball-online.ru/index.php?showtopic=15709