Гонение христиан при императоре Диоклетиане

Александр Игольник
                ***
«Аз на сие родихся… и на сие приидох в мир, да свидетельствую Истину (с какой опасностью это свидетельство ни было сопряжено), и всяк, иже есть от Истины (для кого она дорога и у кого есть в душе чувство Истины), послушают гласа Моего»… словами: «Я на то родился, чтобы свидетельствовать о Истине» Господь показал, между прочим, что и тайный намек Пилата – удержаться от именования Себя царем как весьма опасного совершенно недостоин Его; потому что Он действительно есть Царь, в самом возвышенном смысле сего слова, Царь Единственный, Вечный. Между тем, сими же самыми словами до очевидности обнаружилось свойство Царства Христова и его безопасностью для римской власти…
… Римляне, особенно вельможи римские, были в то время знакомы с философиею стоиков, по учению коих истинный мудрец и человек добродетельный есть царь. Изречение Горация: «Ты правитель (rex), если право поступаешь», сделалось в Риме почти народным присловием…
… Поелику Господь так много усвоял (здесь: наполнял значением – Ред.) Истине, то Пилат как бы невольно спросил Его: «Что есть Истина?» - и, не ожидая ответа (по  Феофилакту), вышел вон из претории к первосвященникам…
… «Ты  решаешься жертвовать истине всем; но что такое истина? Доселе ни один философ не только не нашел, даже не определил ее: думай не о истине, а о жизни». Такой образ мыслей весьма удобно может быть приписан Пилату, во времена коего в Риме любимою философиею было учение академиков, кои, ничего не утверждая в области истины, все разрушали и приводили в сомнение…» [1]
Я есмь путь и истина и жизнь[2].
Но они кричали: распни, распни Его [3].

                ***

В ветхозаветные времена, до воплощения Христа, Творец вне человека Духом манил человека к Себе поиском Истины без воли, как орудие «жестоковыйное» – «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках» [4]. Воплотившись, освятив человеческую плоть и воцарившись в сердце, Творец дал человеку в свободной воле поиск и познание Истины, Которую «в последние дни сии говорил нам в Сыне» [5]. А, вознесшись, Солнце Правды воссияло средь человеков, когда через Плоть и Кровь Христа, осветил Творец пространство всей вселенной сердцем, в котором воцарилась Истина, Христос, развеяв «жестоковыйных», дуновением духа мира сего и оставив сих в порхании до времени как суетное мелькание, как отчаянная метушня. Заматериальное светило воплотилось, материализовалось, сохранив заматериальность, Божественное Свое свойство, дабы человек мог войти в заматериальное пространство, Небеса, осветившись и освятившись Плотию и Кровию Христа, Его учением, охватив Небесные просторы сердцем. Сердце, как очаг сияния Триединого Божества, становится двигателем и формирователем особенности жизни христианской, что есть безумие разумным и обличение для стремящихся к смерти, ибо находятся в абсолютной власти греха, прикрывшись обвинительною ложью, мерзостью и смрадом. Но Жизнь воссияла в славе Истины Своей.
Взошло Солнце Правды в человеческом бытии и засияли, как утренние росинки, покрыв земное покрывало, мученики и исповедники Христа, став неоценимой жемчужиной и камнем в строительстве общества и могущества государств. «Тот факт, что несмотря на поджигательство со стороны государства, в то время не произошло возбуждения народной ярости против христиан… Эта подробность объясняет нам, какия великия нравственные завоевания сделало христианство в самом языческом обществе. Христиане теперь имеют дело уже не с толпою подозрительною и злобною, которая видит в них язву человеческого рода и не переходит в наступление лишь потому, что не чувствует для того достаточной смелости, как это было в самую первую эпоху существования христиан в римской империи. Это и не те люди, которым нужно была христианская кровь, которые требуют ея с воплями и сами… приводят в движение против христиан аппарат общественного права и от которых государство должно было защищать христиан, поставляя между ними и христианами преграду в виде формального юридического процесса» [6].
Дух мира, царь которого есть дьявол, витает до времени и тогда витал в сердцах, в которых бурлят в зловонной пене: женщины, зрелища, яства, разврат, убийства, грабежи. Он, дух, вопил среди сетей обыденной, им созданной структуры мировоззрения, не принимая Свет, ибо он есть тьма, неведение, забвение и развлечение.  И места нет для тьмы, куда попадает Свет, Который обильно рассыпало Солнце Правды, ибо тьма не объяла Его. Дух мира вопил все яростнее и злее, прячась от Солнца в мелькающие тени. Он дерзко и нагло говорил о своем законном утверждении владений.
                ***
Год 295. Африканский город Тевеста.
Максимилиан (христианин, молодой человек, 21 год): Мне нельзя служить, потому что я христианин.
Проконсул: В войске государей наших, священных императоров Диоклетиана [7] и Максимиана, есть много воинов христиан и они даже служат в лейб-гвардейском корпусе.
Максимилиан: Я не могу служить, потому что не могу делать зла.
Проконсул: Да разве служить в военной службе, значит делать зло?
Максимилиан: Ты сам знаешь лучше.
Проконсул: Казнить мечом.
Максимилиан: Peo gradias. [8]
                ***
Год 298.
Маркелл: Я служу Иисусу Христу, Царю вечному, с этих пор перестаю служить и не хочу кланяться императорам, ложным вашим богам и деревянным идолам.
Проконсул: Правда ли все, что о тебе докладывают? Правда ли, что в присутствии войска пред знамением ты сбросил знаки своего звания? Правда ли, что ты заявил об этом поступке официально?
Маркелл: Правда.
Проконсул: Правда ли, что ты отказываешься служить императору?
Маркелл: Правда.
Проконсул: Казнить мечом.[9]
                ***
«Как стояние для другого (в строю) предпочтет стоянию для Христа (на молитве)? Будет на стоянии в день воскресный, в который нет стояний и для Христа? Будет стеречь те храмы, от которых отрекся? И тех, кого днем изгонял заклинаниями, будет охранять ночью? Потерпит-ли, чтобы по воинским правилам сожгли тело умершаго христианина, котораго Христос освободил от заслуженного огня? Из сего видно, как тяжелы, оскорбительны были для христианского чувства и веры обязанности воинскаго звания, когда воин христианин должен был стоять на страже у языческих капищ, особенно в день Воскресный, и в те часы, когда христиане собирались для Богослужения и молитвы. С каким отвращением он должен был присутствовать при языческих жертвоприношениях, обрядах и процессиях?» [10] (Тертуллиан)[11] О, невыносимая, невидимая пытка, понятная лишь христианину! О, великая борьба в бескрайних просторах сердца духов тьмы и Света, где немочь человеческая предательски восстает! [12] О, Господи, помилуй нас покаянием, в час когда расплывается видимость Света в обыденности теней и мрака мира сего, который Свет не принял. О, всерастерзающий бич развлечений и утверждений действительности временного царства в виртуалях, который в размахах побоев вселенной давно уже засвистал!
Тогда, во времена восхода, когда сердца горели пламенем ярким, невозможно было скрыть свечу, неудержимо разгоняющая тьму, которая как огненный столп, доходящий до Небес, непоколебимо утверждала истину Христову. Тогда, когда безумный принцип Каинов будоражил темные пространства мира реками крови, не подымая глаз и устилая дымовой завесой поверхность земную от небогоугодных жертв, тогда погремел звериный рев на высоту святую, не осознавая дебелость свою  и немощь.
                ***
Год 303. Февраль 23. Разрушение никомидийской христианской церкви. Эдикт. Приказано: общественные собрания христиан разрушить, их же подвергнуть гражданской смерти без различия своего ранга и состояния; отнять право на защиту на суде; лишить знатности происхождения и значительности должности; лишить свободы незначительных и права рабов на свободу.
Эдикт второй: представителей христианского клира, епископов, пресвитеров, диаконов, чтецов и экзоркистов заключить в темницу.
Эдикт третий: принудить взятых под стражу духовных лиц к принесению жертв – исполнивших отпустить, твердых принудить пытками.
Год 304. Диоклетиан в присмертной болезни. Эдикт четвертый (издается Галерием [13]): всех христиан принудить к принесению жертв, добиваться этой цели всевозможными пытками.
“Nomine christianorum delete” – задача, которую императоры хотели бы видеть осуществленною.
                ***
Человеку заложено Творцом тянуться к Свету,  Жизни, к самому Творцу, как зависящее от Него творение, где через творения Божии он мог о Творце что-либо знать. Но ветхое «я» видело в сих творениях свое главенство, чему, развивая, поклонялось, создавая изваяние, а в ритуалах и обрядах развивало ветхое «я».
С просвещением Светом человека, осветив его нутро исполнением заповедей Божиих и Кровию и Плотию Христа, после чего он мог созерцать Творца, Слово человек окутывает словами о Творце, знанием заменяя созерцание, Свет заменяет электричеством и «харизматическим» движением, Жизнь низводит до существования разумного существа, где наукой и искусством утверждает бытие ветхого «я». Но что видит он, человек, в сих многочисленных творениях, составляющие его бытие, затмив творения и бытие Творца? Себя – творца сих бесчисленных творений, которого антропогенный индивидуализмом изваял в идола – Ветхое «Я». А ритуалы, обряды и жертвоприношения стали неотъемлемым образом жизни, в котором воплотился ад, где каждый тянет на себя мир, все и вся, как лебедь, щука и рак. Все сие творится в удивительной тишине, надеюсь, что пока. Но, а тогда…
                ***
Святой Георгий: О царь, и вы, князья и советники! Вы установлены для соблюдения добрых законов и праведных судов, а неистово воздвигаете вашу ярость против христиан, утверждая беззаконие и издавая неправильные постановления о суде неповинных и никого не обидевших людей. Вы гоните их и мучаете, принуждая к вашему безумному нечестию и тех, кто научился быть благочестивым. Но нет, ваши идолы – не боги! Не прельщайтесь этой ложью. Иисус Христос – Единственный Бог. Един Господь во славе Бога Отца, Которым все сотворено и все существует Духом Его Святым. Или вы сами познайте истину и научитесь благочестию, или не смущайте безумием вашим познавших истинное благочестие.
Магненций: Кто побудил тебя к такому дерзновению и велеречию?
Святой Георгий: Истина.
Магненций: Что же это за истина?
Святой Георгий: Истина эта – сам Христос, гонимый вами. [14]
Диоклетиан: (трем святым девам – Агапии, Хионии и Ирине) Какое безумие научило вас последовать жалкому и скверному заблуждению, унижая справедливый закон наш и презирая, как нечто нечистое, наших богов? Но так как я вижу, что вы знатного рода, молоды и прекрасны, то, сожалея вас, советую вам пощадить себя. Отрекитесь от вашего Христа и принесите жертву богам, и я дам вам из своей свиты трех юношей знатного рода, вполне достойных вашей красоты, чтобы вы имели славных мужей, ради которых и сами будете в почести…
Ирина: Пусть преклоняют свои головы пред идолами все, обезумевшие в своем нечестии противники Истинного Бога. Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклонятся проведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола стоящего или сидящего, лежащего или скачущего, смеющего или плачущего – и из какого сделать материала – из дерева ли, или из камня, или из меди, или из иного какого материала. И если он сделает плохо, ты нарушаешь условие, а если хорошо, то отдаешь ему обещанную плату. А потом сему купленному и сделанному ты поклоняешься, называя своим богом истукана, которого скорее надобно называть купленным рабом, нежели богом. [15]
Проконсул: Растерзать!
Лактанций: Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не мог бы исчислить всех родов мучений, которые претерпели верующие.
Евсевий: Я сам был очевидцем этого, так, что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга. [16]
                ***
В это гонение появлялись случаи самоубийства: христиане, особенно христианки поканчивали с собой мечом, то бросались в реку, то бросались с верхнего этажа дома, где их хотели арестовать, не желая отдаться в руки посланных арестовать их. Воры находили безопасную наживу, если принимались грабить дома христиан. Захватывалось имущество. В обращении к суду обличалось их принадлежность к христианству.
Правительство оставалось одиноким в борьбе с христианством. В общем, массы оставались пассивными и, как только у администрации ослабевала энергия, гонение постепенно начинало затихать. Теперь языческое общество считало в своем составе не мало таких, которые видели в христианах добрых и полезных граждан, хороших друзей, заслуживающих защиты даже с самопожертвованием.
                ***
Восток – Галерий. С 1 мая 305 года стал восточным августом и распоряжался от Адриатического моря до Малой Азии. Сирию с Палестиной и Египтом отдал племяннику иллирийскому пастуху Даю, которого производит в полковники, затем в кесари под именем Максимина (гонение 8 лет).
Запад – Максимиан, август Италии, Африки и Испании. Гонение менее строго, чем на востоке. Преимущественно производятся казни христиан, служащих в войске. В Африке подавляет конфискация священных книг, разрушение и запечатывание храмов, чем совершение казней.
Западный кесарь Констанций Хлор (Галлия, Британия) старался смягчить действие эдикта. С 1 мая 305 года стал августом запада и прекратил гонение. Галерий, будучи столь неделикатным, избрал кесарем для запада Северия, хотя Констанций сам назначил кесарем своего сына Константина, которым добровольно уступил Африку Северу. Север хотел возобновить гонение, но в Риме с титулом августа противостал соперник Максентий, сын Максимиана (год 306). В 307 году Север был убит и Африка перешла к Максентию, который прекратил там гонение. Для борьбы с Максентием Галерий назначил 11 ноября 307 года Ликиния с титулом августа, который также производит прекращение гонений.
На востоке гонение держалось при Максимине. В 306 году он подтвердил последний эдикт. В 307 или 308 году стала необходимость примкнуть к политике западных государей, однако нашел исход не убивать христиан, а выкалывал один глаз или перерезал жилы на одной ноге, а затем ссылал в разные рудники. В 310 году гонение Галерия затихло по причине тяжкой болезни, которая свела его в могилу. В 311 году Галерий издал первый несомненный эдикт в пользу христиан – религиозная дозволенность. Максимин пытался ограничить его применение в своих владениях, но все-таки не мог не привести его в исполнение. Гонение прекратилось и здесь. Через 6 месяцев Максимин снова возбуждил преследование христиан, хотя не том объеме и не в той форме.
                ***
Форма бытия разума и инстинктов разбилась стуком пламенного сердца, которое есть уста и глаза нового учения. «Язычники терпели всякую веру, лишь бы она  не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла образ жизни. Вместо эгоизма – проповедовала любовь; на место гордости ставила смирение; вместо роскоши, доходившей в Римской империи до страшных размеров,  требовала воздержания и поста; искореняя многоженство возвысила значение рабов, взывала к богачам о  милосердии и благотворительности» [17]. Посему гонение являлось «борьбой новых начал со старыми языческими порядками» [18], где не малую роль играла свобода от духа времени и мира. Борьба сия была утверждение духа  Истины и Жизни в обыденном течении смертности и лжи, где чудеса констатировали сию неоспоримость. Гонение же Диоклетиана явилось последней вспышкой борьбы против христиан, хотя, если быть откровенным, борьба сия была последним ударом сердца по языческим верхам, владельцам территорий и земель. Сие же, выносливая стойкость в Истине христиан, явилось ярким утверждением существование пакибытия, где Господь в нем Христос, который есть мера и Единственный образ подражания всему и вся, Просвещающий всякого приходящего в мир.
Но сия борьба, при гонении при Диоклетиане, была в действительности борьбой более инстинктов, а борьба разума лишь в последствии наполнит Светом слово, которым сформируется подобный сему образ бытия, его мировоззрение, которому человек возжелает дать свое собственное просвещение.
Тогда, при восходе дня, человек, как творческое и деятельное создание, создавал порядки нового учения, стремясь отобразить пакибытие в бытии, а Господа Христа в себе. Сегодня, в закате дня, когда здравые ведут поиски отблески Света прошедшего дня, юродивые гласят, опустив глаза во тьму: «Все боги мертвы и теперь должен жить сверхчеловек» [19], создавая мертвый, «новый» мир, где «оживает» быстротечность смерти.
«Христианство возвещает, что нет аннигиляции и нет беспорядка; весь нигилизм и абсурдизм напрасны. Пламя Ада – окончательное и ужасающее доказательство этого: всякая тварь свидетельствует, добровольно или против своей воли, о совершенной взаимосвязи вещей. Эта связь – любовь к Богу, и эта любовь есть даже в адском пламени; именно любовь к Богу мучит тех, кто отверг ее… Абсурдизм – проблема внутренняя, а не внешняя, не мир иррационален и бессмыслен, а человек… и Христианство, и абсурдизм одинаково враждебны рационализму эпохи Просвещения и гуманизму, то есть тому мнению, что всю реальность можно истолковать в чисто рационалистическом и человеческом смысле.  А потому мы, действительно, должны выбирать между «чудесным» христианским мировоззрением, в котором Бог – центр, и конец которого – Царство Небесное, и между абсурдным, сатанинским мировоззрением, в центре которого падшее «я», и конец которого – ад, ад и в этой жизни, и в вечности.
Мы снова должны стать христианами. Бессмысленно, воистину абсурдно говорить о преображении общества, об историческом переломе, о вхождение в эпоху «надабсурдную», если нет Христа в наших сердцах;  если Христос в наших сердцах, то все прочее не имеет значение.
… И может случиться, что последнее, чем христиане смогут засвидетельствовать об Истине, это своей мученической кровью.
И это повод к радости, а не к отчаянию. Потому что надежду свою христиане полагают не в этом мире и в его царствах – надежда на это была бы верхом абсурда, – христиане уповают на Царствие Божие, которое не от мира сего» [20].

1 - Сочинений Иннокентия Херсонского. Изд. Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. 2000 – Т.2. Стр. 396-398.
2 - Ин.  14, 6.
3 - Мк. 23, 21.
4 - Евр. 1, 1.
5 - Евр. 1, 2.
6 - Проф. В. В. Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Посмертное издание под редакцией проф. А. Бриллиантова. Общество любителей православной литературы. Изд. им. свт. Льва, папы Римског. К. 2005. – Стр. 160.
7 - Диоклетиан – (284-305) человек из низших общественных слоев. мел положение простого солдата. Через возрастание военной карьеры добился императорской короны. Одарен высоким здравым смыслом. После Аврлериана показал себя, как реформатор римской империи. Свою корону разделил с товарищем по оружию Максимианом Геркулием (285г.), с которым сохраняет титул августов, избрав еще 2-х кесарев: Констанция Хлора для запада и Максимиана Галерия для востока. Теоретик. На практике вдел собственными глазами крушение своей правительственной систмы.
8 - Проф. В. В. Болотов. Там же. Стр.138.
9 - Проф. В. В. Болотов. Там же. Стр. 139-140.
10 - Разсуждение о поведении первенствующих христиан в отношении к язычникам. Сочинение студента Московской Духовной Академии Димитрия Левитскаго. Типография Августа Семена, при Императорской Медико-Хирургической Академии. М. 1842. – Стр. 72.
11 - на это проф. В. В. Болотов говорит: «…христиан об их вероисповедании не спрашивают. Они сами заявляли, что они христиане и во имя своих религиозных убеждений отказываются от службы. Они страдают за свои убеждения, но при таких убеждениях они пострадали бы и в России, в настоящее время, потому что уклонение от военной службы неразумно и преступно. Эти христиане очевидно живут стариной и не хотят ни к чему приспособляться. Раньше христиан не брали на военную службу, а отсюда у них составилось особое воззрение на пребывание в военной службе, как на делание зла.» (Там же. Стр. 140) В сочинении далее по тексту также слова Тертуллиана говорят: «…Когда-же христиане принимали на себя гражданские должности, то проходили их в духе христианской любви, были не столько исполнителями языческих законов, сколько отцами подсудимых… или, должно тотчас по крещении оставлять службу, как и делают многие, или, оставаясь в ней, всеми силами остерегаться от всего противного Богу и в случаях крайности страдать за веру. Христианин всегда один и тот же.» Пожалуй, для ясности нужно подчеркнуть, что второй (Тертуллиан) обращался к язычникам, превышая Божественные законы над государственностью и обществом, первый же обращался к язычникам «во Христе», где законы сердца стали «стариной». На это свт. Игнатий Брянчанинов говорит: «Святые отцы всех времен постоянно выражали свое отношение к откровенному Божию учению словом: верую. В современном обществе, которое величает себя по преимуществу образованным и христианским, непрестанно раздается выражение сердечного отношения, залога к Божественному Откровению в слове: я думаю.» (Слово о спасении и христианском совершенстве) Ныне наше горделивое общество вопиет: я хочу, где желание более есть отнюдь не желание Истины, а константа «я прав, я истинен», где Истина истинна тогда, когда удовлетворяется константа, в ином случае она или трактуется под константу, или отвергается вообще. Сие же есть продукт демократического положения, где личность, как единица, составляющая общество, сменяется частностью, как индивид общества, в котором формируется общество частное вне самого общества, где последнее есть единица, составляющая частное. То есть, теоцентризм, смененная анропоцентризмом, полностью «отдает права» эгоцентризму, который претендует на утвердительную форму бытия.   
12 - в эгоцентричном, в обществе язычников, которые живут в подчинении смерти и греха, что сохраняет, развивает, прогрессируя, ветхое «я», вырабатываются по образу жизни определенные законы, которые образуются в зависимости от констатирования повторения, периодичности, логики и прочих факторов явления. Все это образует мир сей, в котором господствует смерть. Жизнь, мир Христов противоположен миру смерти, поэтому Церковь земная именуется воинствующей, т.к. жизнь в ней борется со смертью. Подчинение вольное или невольное законам ветхому «я» производит умаление жизни, Христа. Поэтому Тертуллиан выше говорит не о подчинении законам ветхого «я», а всего лишь о присутствии в них. Но тогдашнее присутствие, когда христианин был Духом и в вере силен, весьма и весьма отличается от сегодняшнего присутствия, когда христианин слаб как в вере, так и Духом, а внешнее давление также несравнимо высоко с предоставлением свободы и прав.
13 - Галерий – человек происхождением из низших слоев общества. Имел сильное влияние от матери, ярой язычницы. Более груб и менее проницателен, чем Диоклетиан. Энергичен, имел военную храбрость. Нравственный виновник гонения против христиан, убедивший Диоклетиана, что они являются виновникам пожара в никомидийском дворце.
14 - Жития святых на русском языке изложенные по руководству Четьих-Минеи свт. Дмитрия Ростовского. Изд. Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, 1999. – Кн. 8. Стр.
15 - Там же. Стр. 234-235.
16 - Прот. Петр Смирнов. История христианской Православной Церкви. Крутицкое Патришее Подворье. М. 2000. Стр. 49.
17 - Прот. Петр Смирнов. Там же. Стр. 44.
18- Там же. Стр. 45.
19- Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. Изд. пятое. Издательский Дом Русский Паломник Валаамское Общество Америки. М., 2008. Стр. 620.
20 - Там же. Стр. 624-626.