Апрельские тезисы Чулпан Хаматовой

Олег Татков
Я очень субъективен относительно Чулпан Хаматовой. Считаю её выдающимся человеком и актрисой. Поэтому не смогу объективно рассказать о её мастер-классе на студенческом кинофестивале «Святая Анна» иначе, чем заменив свои личные рассуждения тезисами из стенограммы её общения со студентами. Записывал я от руки, но очень надеюсь, что ничего не переврал. 
(опубликовано в "Литературной России" -
http://www.litrossia.ru/2012/17/07003.html)


О профессии.

Я не могу сказать, что для меня профессия – образ жизни. Профессия – крест.
Мне мой педагог в 16 лет подарила книгу,  в которой написала. «Неси свой крест и веруй!» Это слова Чехова. И только сейчас я начала их воспринимать как пророчество…

Я не свободный художник. Я – винтик в системе. От меня зависит огромное количество людей и просто позвонить и сказать, что  устала, - я не могу. Я должна заранее – за полгода  (смех в зале – Авт.)  предупредить, что у меня будет плохое настроение…

Самое главное в профессии – перевоплощение. Это как в детстве.
 
Актёром можно стать, но способности, безусловно,  должны присутствовать.




О школе (какая ближе – школа Станиславского или Мейерхольда)

Чулпан сверкнула глазами, улыбнулась и сказала: "Мне ближе школа Михаила Чехова".



О театре.
 
Я считаю, что профессионально меня воспитал главный принцип русской театральной школы. Объясню, что это такое.  После трёх лет обучения в ГИТИСе у каждого студента, - а я не исключение -  было стойкое ощущении, что хуже тебя просто нет,  и не было в этих стенах.  Тебя постоянно ругают –  и это очень закаляет.
В какой-то момент становится всё равно – мол,  хуже уже не будет…


Дипломный спектакль у меня был »Дневник Анны Франк». Но погиб Дворжецкий,  и спектакль получился его памяти…


Работала в детском театре Играла снежинок, карамелек, гномиков и даже хромого мальчика на заднем плане. Это было счастливое время – дети после спектакля дарили надкушенные яблоки – у них больше ничего не было и это вызывало слёзы радости...



Когда я попала на учёбу в Лондон, - а народ там был отовсюду,  – для меня было открытием, что к студентам можно относиться  по-другому. 

У нас был курс  «стенд-ап импровизации» и вместо штатного профессора на занятие пригласили  «звезду» этой импровизации, которая как-то совсем по-нашему,  обрушилась на студентов с критикой. И вдруг произошло событие, которое лично для меня стало потрясением. «Звезду» за неуважение к студентам попросили покинуть аудиторию. Это сделал американец.   «Звезда» тут же  возмущённо помчалась к ректору, тот пришёл, выслушал американца и принял сторону студентов.





О кино

Должно совпасть 3 составляющих; -  время,  сценарий, роль.


Я соскучилась по кино и с радостью бы туда вернулась. Обожаю играть эпизоды. Потому что это абсолютно безответственно – всё висит на главных героях и можно похулиганить….


Мне жаль, что ушло понятие «пластический рисунок» в кино. И ещё я обожаю грим.


 
На встречное утверждение о том, что ей боятся предлагать роли из-за общепринятой легенды о хаматовской абсолютной  непредсказуемости, - Чулпан,  грустно улыбнувшись,  сказала:  «Мне 36 лет и» ….

И рассказала историю о «добром сценаристе», посмотревшем отснятый материал и посоветовавшем ей сменить профессию из-за, - по его мнению, - крайне невыразительных глаз, которые, - опять же, - по его мнению, - не дадут ей состояться как киноактрисе….



Про «Ледниковый период»

Втянули меня в это дело врачи. Вернее,  Илья Авербух,   умело воспользовался моим отношением к людям этой профессии и моим отношением к фонду «Подари жизнь». Он просто позвонил мне и сказал, что я своим участием в проекте 1 канала с такой огромной аудиторией, смогу увеличить интерес к фонду.
И действительно,  – это сработало. Во время «Ледникового периода» резко возросло число людей, которые начали помогать фонду, увеличился размер и самой помощи.

Было безумно тяжело, поскольку приходилось совмещать съёмки в «Ледниковом периоде со съёмками в фильме Алексея Германа младшего «Бумажный солдат», который  снимался между Астраханью и Волгоградом в посёлке Южный Баскунчак.



(Из Википедии - «Бумажный солдат» — фильм режиссёра Алексея Германа-младшего. На 65-м Венецианском кинофестивале картина получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Озелла» за лучшую операторскую работу).


Чулпан рассказала,  как однажды после 2-х недельного отсутствия  на катке она вернулась со съёмок и её уже в машине начал буквально отчитывать  встречавший её в аэропорту фигурист Костомаров за то, что она потеряла физическую форму и навыки.   В этот момент позвонил Алексей Герман и сказал буквально: "Я тут отсмотрел снятый материал и никак не могу решить – ты ещё актриса или уже фигуристка?"



О мечте

Мечтаю получить сценарий об истории Раисы Горбачёвой, и всего её с Михаилом Горбачёвым,  сложного пути.




О человеческих качествах.
 
Я ничего в этом не понимаю. Но я чётко знаю, что у каждого человека свой путь и он его выбирает сам.

 
Всем понравиться нельзя...


Я вот до сих пор не научилась различать плохих людей – не могу различить, когда человек врёт, издевается. Даже просто определить – злой человек или нет.







О коллегах.

Коллеги относятся ко мне очень хорошо. Когда мы с Диной Корзун задумали фонд, то для того, чтобы о нём громко заявить,  нам надо было собрать в одном месте, и в одно время много звёзд. Все, кому я позвонила с просьбой, - согласились,  и никто не подвёл...


Для меня это был день «Ч», после которого в моей  жизни всё изменилось...
 



О  Евгении Миронове.

Женя мой друг.
Миронов из тех артистов, кто над рождением роли работает вместе с режиссером. И ещё он замечательный партнёр.

А вообще для меня партнёр – это человек, работающий на общий результат; - когда надо отойдет в сторону, когда надо - выдвинет на передний план тебя...





«За жизнь»
 
Жизнь – тельняшка. Полосы чёрные и белые. Только по ширине они разные…

Всю жизнь топтать не будут – будут и прекрасные моменты.




О Нобелевской премии.
 
Это радостно, но я к этому отношения не имею.  С утра готовлю детям завтрак, – мажу бутерброды, жарю яичницу. Вдруг звонят друзья и говорят: – мы тебя хотим выдвинуть на Нобелевскую премию. Представляете,  – яичница и Нобелевская премия?


Вот примерно в таком состоянии я и пребываю до сих пор...




О текущем моменте.

К нынешнему своему общественному статусу, я отношусь как к Чистилищу. Всё  в моей жизни начинается с меня и по-другому быть уже не может…



Послесловие:  Вопросов о Ксении Собчак не было. Аудитория попалась адекватная...


Фото автора.