Три пальмы

Марина Войтецкая
ТРИ ПАЛЬМЫ

У меня никогда не хватает терпения, а если честно, то и желания, «выбрать благоприятный день» для пересадки, обрезки, перестановки и прочего воплощения в жизнь всяческих затей. Вот вдруг надоели мне две вариегатные монстерки в разных горшках. По результатам летней жары пришлось было порезать надругавшуюся над своими красивыми листьями пеструю красавицу. Какая-то часть загнулась, а два черенка превратились в уверенные молодые растеньица. Я вспомнила, что зарекалась увеличивать популяцию за счет простого деления, и решительно ссадила их в один горшок. Прямо в декабре. Пусть пушистость поизображают.
Мало, кто из моих растений жил по правилам. Пересаживаю я их по настроению, обрезаю или формирую по необходимости, поливаю по принципу «забыла, когда», даже подсветку включаю и выключаю, когда просыпаюсь и засыпаю, а уж в регулярности режима сна и бодрствования меня никто упрекнуть не может.
Бывает, что поводом для глобальных изменений становится совсем малозначительное обстоятельство. Например, увидела я в гипермаркете дешевенькие квадратные решеточки на колесиках. Смерила машинально их размер и…

 Растут у меня три пальмы. Двадцать лет назад после смерти бабушки разбирали мы с мамой ее комнату. Отодвинули кровать (бабушка привычки переставлять мебель не имела), а там, в пыли у плинтуса валялись три финиковые косточки. Сколько лет они там пролежали, не знаю. Кто-то из нас сунул их в чей-то горшок, а они взяли и проросли. А раз уж проросли, то, естественно, были высажены в отдельные горшочки. Через какое-то время горшочки стали росткам малы, понадобилась пересадка, потом еще одна…
В очередной заход мне показалось, что самый крупный росток уж очень старательно наращивает корни, и я эти корни ему слегка укоротила. Хорошо, что ума хватило не резать корни оставшимся двум пальмочкам!
Результаты моей хирургии не замедлили сказаться. Самая лучшая и пушистая пальмочка надолго остановилась в росте, засушила почти все листья, кроме самых юных, и несколько лет балансировала на грани двух миров.

За это время две другие ее сверстницы превратились в раскидистые кусты с длинными перистыми листьями, пережили еще не одну пересадку. Постепенно стала оправляться и травмированная пальмочка. Выпустила несколько новых листьев, один крупнее другого, и наконец, стала приподниматься над землей, намекая на то, что теперь уже и она нуждается в очередной пересадке. Возраст моих фиников перевалил за десять лет, они уже давно не помещались на подоконниках, и я решила разместить их на полу. Мне удалось приобрести замечательные напольные поддоны на колесиках, в которые хорошо вставали серьезные пятнадцатилитровые горшки. Чтобы полутораметровые листья не заняли полностью пространство достаточно большой комнаты, я поставила своим пальмам круговые опоры, в которых растения казались устремленными ввысь и при этом занимали не очень много места.

Одинаковые по возрасту, мои пальмы не производили впечатления сверстниц. Та, которой я так опрометчиво подрезала когда-то корни, выглядела значительно более юной, ее листья были короче, чем у двух других, а ствол заметно тоньше. Но композиционно в этом была некоторая изюминка, а когда кто-то мне предложил продать одну пальму, все мои домашние дружно высказались в пользу сохранения лермонтовской триады.
В моем доме высокие потолки, напольные растения смотрятся очень красиво, смущает только то, что горшки не достают мне до колен, но легко становятся объектом исследования моих четвероногих домочадцев. Впрочем, разъяснения и некоторые другие воспитательные меры все же уберегли горшки с пальмами от перманентных раскопок.

Когда пересадки и многочисленные перестановки были позади, а дизайнерское решение наконец-то было мучительно найдено, я увидела специальные горшки для пальм. Мне показалось, что меня скрутили винтом без права распрямиться. Я готова была взвыть оттого, что не знала о них раньше.
Это были высокие, узкие, квадратные в плане и расширяющиеся кверху горшки на квадратных же поддонах, к которым крепились колесики. Общая высота конструкции составляла сантиметров шестьдесят, что делало землю в таких горшках недоступной для исследовательских носов и лап. Да и внешний вид безумно дорогих горшков вполне соответствовал их стоимости. Такие горшки позволили бы на многие годы решить проблемы пересадок, не прибегая каждый раз к новым интерьерным решениям.
А я ведь только-только свои пальмы пересадила. Повторная пересадка определенно не стоила эстетического наслаждения. Дороговизна и внушительные размеры запавших мне в душу горшков удерживали от покупки их впрок.

Прошло еще несколько лет. Пальмы мои растут круглый год и даже иногда срывают комплименты своему внешнему виду, в котором почти не просматриваются симптомы слишком сухой для них атмосферы городской квартиры. Между ними стоит небольшой фонтанчик. Такое увлажнение в моей квартире – капля в море. Но все-таки не полная сушь.

Я уже не раз полностью переставляла все растения в комнате, где живут три пальмы, да их уже и не три вовсе: в последние годы появились в моем доме вашингтония и хамедорея, совсем недавно завелась ливистона. Но по-прежнему, говоря о пальмах, я думаю о своих финиках, выросших из засохших косточек. Уже не испытывает никаких проблем и самая маленькая из пальмочек, та, которой я когда-то подрезала корни, хотя в росте она все еще отстает от своих ровесниц. Уже пора их всех снова пересаживать: приподнялись стволы над землей, разросшиеся корни выталкивают растения из земли. Вот бы сейчас те итальянские горшки… Но я уже несколько лет их не встречала. Не грешит наша торговля регулярностью и постоянством.

В моем цветочном хозяйстве постоянно чего-то не хватает: то редкого размера поддона, то какой-нибудь необычной опоры, то очередная моя идея организации пространства потребует пусть незначительной, но непреодолимо необходимой детали, которой, как назло, не сыщешь ни на какой помойке. Опять же надо поискать какое-то решение для пересадки пальм…
Еду на свой любимый рынок. А там стоят те самые пальмовые горшки! Только почему-то поддоны у них теперь без колесиков. Это серьезное препятствие. Такой горшок, наполненный землей, слишком тяжел, да и ставить поддон прямо на паркетный пол, хоть и изрядно загаженный, не умно. Если паркет гнить начнет, мне мало не покажется. Вот незадача! Как же сюда колеса-то приделать? Приклеить? Это не лучшее решение. Тяжесть-то большая, и продавиться поддон сможет, и какой клей может склеить металл с пластиком так, чтобы не сорвался при движении? А катающиеся подставки все круглые, квадратный горшок на круглую подставку не поставишь.

Меня раздирают противоречия. С одной стороны, я так давно мечтаю о таких горшках для своих пальм, а с другой, – отсутствие колес сводит почти на нет их рациональность и привлекательность. Дав себе обещание подумать, я тщательно смерила поддон горшка и уехала не солоно хлебавши.
Решение пришло мгновенно. Кому и зачем может понадобиться квадратная, размером двадцать пять на двадцать пять сантиметров, примитивная деревянная решетка на колесах? Ведь напольные горшки обычно намного больше по размеру, да и круглые они, как правило. А поддоны горшков для моих пальм именно такого размера! Тютелька в тютельку! Три штуки мне, пожалуйста! И не важно, сколько они стоят!
Так, на рынок я успеваю только завтра. Завтра и поеду. Всё! Купила. Они стоят целое состояние, но до чего же хороши! Проклятые буржуи веников не вяжут, все продумано до мелочей, да и красивые какие! Заиграют мои пальмы!

Начинаю с самой крупной. Перевалка, смена дренажа, досыпаю землю, ставлю в таз, чтобы пролить, как следует: ком излишне суховат. Из десяти литров воды, в таз просочилось не больше четырех. Зато мне одной теперь горшок не поднять. Ура! Дочка пришла с работы. Вдвоем мы переставляем горшок на поддон, установленный на подставочку. Да уж, без колес такой горшок можно было бы куда-нибудь поставить только раз в жизни. А на колесах я могу поиграть в поисках композиционного решения.
Горшок хоть и узкий, но сожрал все мои земляные запасы. Придется метнуться, докупить земли. Для пересадки еще двух растений ничего не осталось. Но это я мигом.
Пересаживаю вторую пальму, подходит очередь самой маленькой. Достаю ее из горшка и… Она-таки мне отомстила! Ее корневой ком оказался самым большим из всех трех, а корни – самыми толстыми и длинными. Значит, когда я ее обрезала, она все силы бросила на восстановление главного, что есть в жизни растений. Вершки, мол, могут подождать, а без корней жизни быть не может. А я-то ее подкармливала, чтоб она росла лучше. Она и старалась. И преуспела! И только когда с лихвой вернула корням мощь и силу, принялась приводить в порядок вершки, надземную часть то есть.

Я мысленно поставила себя на место моей пальмы. В ранней своей молодости попала она в беду, лишилась части жизненно важного органа, но не сдалась, а расставила приоритеты и принялась за дело. Все свои силы, все доступные ресурсы сосредоточила на восстановлении утраченного органа, не разбрасываясь и не обращая внимания на то, что о ней подумают. А ведь можно было вполне принять ее за неудачницу, плохо растущую на фоне своих пушистых подруг. Ей еще повезло, что я не сильно требовательна, да и растений у меня много. Другая бы хозяйка, может, и не оставила бы ее в покое и не дала бы спокойно зализать раны. Придется усвоить этот урок. Вот ведь сколько в этих растениях человеческого!