I-2-7. Да святится имя Твое!

Екатерина Истоомина 2
               
                Меня давно волнуют вопросы, касающиеся имени Бога:
                - О каком имени  Бога говорит псалмопевец Давид в Псалме 102:

"Благослови, душа моя Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его"?

                - Почему мы имя Бога в общепринятой молитве произносим по-русски - Сущий, а имя Сына Его всегда по-гречески – Иисус?

                - Почему отказались от исконных еврейских имён, которыми пользовался Сам Иисус?
               
                Внимательно читая Библию, каждый человек может сплести большой «Венок Любви» из многообразия имён, данных Богу авторами Писания. Нам известно, что писали его «святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (1 Пет. 1:21).

                Воспользуюсь информацией из «Библейского словаря» Эрика Нюстрема. Во всех книгах Ветхого Завета мы находим два главных названия Божественной Сущности:   Элохим и Иегова.

                ЭЛОХИМ - множественное число от слова Эль – «Могущественный».  Именно под этим именем Бог появляется в первой главе Бытия.

                Слово Эль (Бог)  употребляется в соединении с различными феноменами, чтобы отметить их особенное величие или «божественность». Под именем Эль-Шаддай (Бог Всемогущий) Бог открывался патриархам.

«…Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя».  Быт.17:1-2.               
             
«Являлся Я  Аврааму, Исааку и Иакову  с именем «Бог Всемогущий; а с именем Моим: «Господь» (Иегова) не открылся им».  Исх. 6:3.

                Имя ИЕГОВА, вероятно, произошло от глагола «иЕхвех» - «Он существует». Сущий, вечно неизменяемый, Бог завета, являющий Себя в делах благодати.  Это имя никогда и никому не приписывается, кроме  Бога-Творца:
"Велик Бог наш, выше всех богов".
(А эль и элохим в библии иногда встречается в написании "бог". И может относиться к какому-то человеку или к языческим богам: «Вижу как бы бога (элохим), выходящего из земли», - говорит волшебница в Аэндоре Саулу. 1Ц.28:13).
               
                С именем Иегова Бог открылся только Моисею.

«И сказал Бог Моисею: Я есмь Сущий (Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам». Исх. 3:14.

«И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него   и провозгласил имя Иеговы». Исх.34:5.

                Есть ещё еврейское слово «иАхвех» - «Он даёт существование». Отсюда имя Бога ИАХВЕ (Яхве) – «дающий жизнь». 

                В Еврейской Библии таинственное слово «Ихвх» никогда не читается, вместо него произносится «Адонаи» - ГОСПОДЬ, «Адонаи Элохим» (Господь Бог). Слово «Адонаи» произошло от «адон» (господин) и «Иегова» (Вечный). Оно используется в отношении и к Богу-Отцу и к Богу-Сыну.

«Я Господь, - это Моё Имя, и не дам славы Моей иному, и хвалы Моей истуканам». Исайя, 42:8.

«… покажу им  руку Мою и могущество Моё, и узнают, что имя Моё – Господь». Иер. 16:21.

«… и нарекут имя Ему: «Господь – оправдание наше». Иер.33:16.

«Имя Господа – крепкая башня: убегает в него праведник и безопасен». Прит. 18:10.

«А Господь есть Бог Саваоф». Ос.12:5.

                Слово "саваоф" (Цваот) – употребляется для обозначения войск (Исх. 6:26) небесного воинства, планет и ангелов (Втор.4:19). Господь небесного мира и мира духов часто называется Иегова  САВАОФ (Адонай Цваот), то есть Господь воинств.

«С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится». Ис. 14:24.
 
«Искупитель наш - Господь Саваоф (Господь воинств) имя Ему, Святый Израилев». Ис. 47:4.

«Ибо писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле». Рим. 9:17.

«Свято и страшно имя Его». Пс.110:9.

«Так вёл Ты народ Свой, чтобы сделать Себе славное имя. …Ты, Господи, - Отец наш, от века имя Твоё: «Искупитель наш». Ис. 63:14,16.

«И на имя Его будут уповать народы». Мф. 12:21.

                Всё Писание усыпано различными именами Бога-Отца и Сына Его Единородного, чтобы осмысливая их, мы лучше узнали сущность нашего Бога и смогли искренне полюбить Его. Попробуйте читать Библию под этим углом зрения: понять значение имён Божиих.

«Ибо так говорит Высокий и Превознесённый, вечно Живущий, - СВЯТЫЙ – имя Его». Ис. 57:15.

«Я посылаю пред тобою Ангела … слушай гласа Его, … ибо имя Моё в Нём». Исх.23:21.

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: ЕММАНУИЛ» - «с нами Бог». Ис.7:14.

«… родившийся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус ибо он спасёт людей Своих от грехов их». Мф. 1:20-21.

                ИИСУС – греческий вариант еврейского имени Иешуа, Иесуа – «Иегова спасает».

«Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; … и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Исайя, 9:6.

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, сделавшись подобным человекам, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних». Фил. 2:6-10.

«Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам». Ин. 8:25.

                СЛОВО – одно из имён Христа, данное апостолом Иоанном: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Всё через Него начало быть». Ин,1:1,3

«И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от ОТЦА». Ин. 1:14.

«Я открыл имя Твоё человекам». Ин.17:6.

«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень, и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает». Откр. 2:17.

                Так  Бог дал новое имя Иакову – Израиль (Божий герой), «ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь».  Быт. 32:28.

                «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё».  Пс. 90:14.  –  Эта мысль подтверждается пророчеством последней книги Ветхого завета:

«Но боящиеся Бога говорят друг другу: внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». Малахия, 3:16.

                Павел учит верующих Ефеса «отложить прежний образ жизни ветхого человека, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Еф. 4:22.  – Такой обновлённый человек, как и город Иерусалим, по обетованию Бога получит новое имя:  «…и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа». Ис. 62:2.

                На Новой Земле у каждого будет новое имя, соответствующее его сути. Мы узнАем и новое имя Бога Отца: «напишу на нем имя Бога Моего». Отк. 3:12. Правда, далее открывается это имя: «Имя Ему - Слово Божие». Отк. 19:13.

«Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и Ангелами Его». Отк.3:5.   

http://proza.ru/2017/04/21/1307