Дамский вернисаж

Эмма Соловкова
                Мы любим в детстве получать подарки,
                А в зрелости мы учимся дарить…
                (С. Маршак)
      
        В марте этого года исполняется 30 лет уфимскому  народному клубу изобразительного и декоративно–прикладного искусства  «Дамский вернисаж». 
        Это настоящее женское царство – царство женского творчества. Прямо глаза разбегаются: такая чудесная графика, живопись и декоративно–прикладное искусство. Работы очень разнятся тематикой и техникой исполнения: у каждой художницы – свой почерк и творческое вИдение. Но объединяет их всех женская нежность, вдохновение и мастерство. А ещё то, что добрая половина «дам» этого клуба – из одного района Уфы и в детском или юношеском возрасте с 80-х годов с удовольствием посещали занятия в изостудии «Спектр» дворца культуры  «Химик» под руководством Надежды Масленниковой и Венеры Новокшановой. Даже в трудные годы начала перестройки, когда занятия в «Химике» были на несколько лет приостановлены, студийки продолжали собираться вместе, выезжать на этюды.
        Часть выпускников студии продолжили образование в художественных заведениях нашего города, Москвы, Санкт-Петербурга и стали профессиональными художниками и педагогами. Другие же реализовали себя в иных сферах деятельности, но так и не смогли  расстаться с искусством и с заветной мечтой явить миру своё творческое «я», поделиться своим внутренним светом и молодостью души. В настоящее время на счету клуба – участие в республиканских, городских, районных фестивалях и праздниках и в целом ряде коллективных и персональных выставок (в Уфе (во дворце культуры «Химик», в Городском дворце культуры, в Галерее «Урал»), в Краснокамском районе РБ (в Музее истории и краеведения), в Челябинске и др.). И каждый раз с большим успехом, во многом благодаря его энергичному, неустанному руководителю Надежде Масленниковой (которая является и автором  клубовской эмблемы) и его лидерской группе, куда вошли яркие, одаренные, активно работающие художницы. Клуб имеет Благодарственные письма Союза женщин Орджоникидзевского района и РБ, почётные грамоты Республиканского Центра народного творчества.
        «Дамский вернисаж» – это отнюдь не какая-то закрытая, тайная организация со своими «цеховыми» секретами. Как говорят сами художницы, философия их клуба – это философия открытых дверей, предполагающая активные творческие контакты (причём не только с уфимцами, но и с жителями других городов России). Члены лидерской группы создают каждая своё направление, собирая вокруг себя авторскую группу художников, единомышленников, коллег, проводят еженедельные занятия (в настоящее время в Центре культуры и народного творчества Орджоникидзевского района), включая творческие лаборатории, гостиные и мастер-классы для всех желающих. Тем более что им всем есть, что сказать. Ну как не восхищаться работами профессиональных художниц-педагогов клуба? Задушевными графическими пейзажами и натюрмортами с фруктами и цветами (а какая женщина не любит цветы?) Надежды Масленниковой и Любови Егоровой? Надежда Масленникова ещё и отличный портретист: на её «Портрете дочери подруги» изображена юная белокурая модель с маской  белого пушистого кота на голове: оба – зеленоглазые и жизнерадостно и озорно прямо по Вознесенскому «зелёным глазом ловят мир…». А как удивительны пейзажная живопись и графика Татьяны Байковой и фольклорная графика на тему частушек и коллажи из ткани Нины Агафоновой-Сайкиной!
        Оригинальны и забавны анималистика (сухая акварель, тушь) и аппликации Елены Рассомахиной, проводящей мастер-классы в технике «де купаж». Среди её работ – даже целые кулинарные изделия: пиццы, торты (хозяйкам на заметку!) с использованием ярких картинок, раскрашенных салфеток, папье-маше и даже настоящих мучных рожков, «улиток» и «спиралек». Что касается Венеры Новокшановой, то это поистине «всеядный» прикладник: трудно сказать, чего она не умеет; ей подвластны и шелкография, и макраме, и коллажи, и войлочные панно, и гобелены (репродукция одного из гобеленов как пример высокого мастерства вошла в книгу доктора искусствоведения А.Янбухтиной  «Декоративно-прикладное искусство Башкортостана. ХХ век: от тамги до авангарда» (Уфа, «Китап», 2007)). Особенно впечатляют её гобелены на тему моря – бело-синие и волнистые, как морской бриз, и с конями-аргамаками и войлочные панно «Времена года» и «Лунная ночь». А Римма Нигматуллина, получившая импульс к творчеству на берегах Невы, буквально расширяет наше сознание своими яркими философскими абстракциями.
        Есть в этом коллективе женщины, счастливо сочетающие в себе логическое и образное мышление. Биотехнолог по образованию Эвелина Колязова (сейчас она «бизнес-леди») работает в самых разнообразных техниках фитодизайна и флористики (чему обучилась в одной из специальных московских школ). Она создаёт объёмные композиции и  панно из природного материала: засушенных цветов, ягод, фруктов, кусочков деревьев, соломки и даже пальмовых волокон (привезены из Египта!). Особенно хороши её композиции со спиралевидной соломкой: в них – чистота линий и устремлённость ввысь, они все будто пронизаны космосом. Тоже биотехнолог, кандидат наук Анна Ибрагимова восхищает нас очень лиричными, любовно выписанными натюрмортами, на редкость живыми, светлыми портретами и нежными ангелами. Экономист Лилия Беркутова, увлечённая духовными практиками, творчески реализует себя в одухотворённой графике, её коллега  Галина Афиногенова – в изысканной вышивке. А Флюза Ардуванова – кандидат математических наук и одновременно темпераментный и поэтичный художник: от её пастельных пейзажей, ярких натюрмортов и символических картин с использованием декоративного шнура трудно оторвать взгляд. Наверное, люди будущего станут именно такими: гармоничными и всесторонне развитыми…
        Как видим, в каждой из участниц этого коллектива ощутимо наличие таланта – таланта доброго, целительного, способного сделать нас всех счастливее.
        На март этого года в нашем городе в здании «Центра культуры и народного творчества Орджоникидзевского района» запланировано проведение юбилейной выставки «Дамского вернисажа».