Джимми Барбер. Сила Слова

Инквизитор Эйзенхорн 2
СИЛА СЛОВА
Джимми Барбер (1970)
http://www.mountzionpbc.org/Index/index14.htm

Долгое время я желал увидеть что-то написанное по этому вопросу, но не мог его найти. Я говорил об этом прежде и пытался раскрыть некоторые из золотых жил, которыми Бог благословил меня. Порой меня неправильно понимали и клеили на меня ярлыки, не соответствующие действительности. Я пишу на эту тему, чтобы мы могли "возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа".

Возрождения через Евангелие не существует

Несколько лет назад я говорил своим друзьям: «Я не верю в возрождение через Евангелие, но я не могу опровергнуть его». Когда я спрашивал у служителей объяснения некоторых мест Писания, я получал уклончивые ответы. Таким образом я начал изучать Слово Божие, чтобы узнать, учит Библия возрождению через Евангелие или нет. Сейчас я, слава Богу, могу сказать: я не только не верю в возрождение через Евангелие, но четко убежден, что Библия не учит этой доктрине! Думаю, что если вы честно изучите мою позицию, вы согласитесь с ней.

Новое рождение – сила Божия

Есть некоторые стихи Писания, касающиеся нового рождения, с которыми все согласны. В Иоан.3.3-8 Иисус заявил, что «вам должно родиться свыше», и Он сказал, что это рождение от Духа. Кроме того, в Иоан.5.25 Иисус сравнил новое рождение и воскресение, когда люди должны услышать Его голос. Дивный образ этого был явлен Иисусом в воскрешении Лазаря.
Некоторые могут задаться вопросом, как новое рождение в равной мере приписывается Духу и Иисусу. В Иоан.6.63 Иисус говорит: "Это Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь". Сравнивая Иоан.3.3-8 и 6.63, мы видим, что жизнь дают Дух Святой и голос Сына Божия. Поэтому, когда Иисус сказал, что Он говорит Свое Слово, Он равен Духу, и мы видим, что новое рождение совершают и Дух, и Иисус.
Другие отрывки говорят о новом рождении в жизнь, что оно дается Богом, но не говорят, что есть некие средства (если они вообще
есть), которые используются для его совершения. Единственный помимо указанных выше отрывок, который говорит о важнейшей роли Духа в новом рождении – это Гал.4.29. Все остальные говорят, что Бог дает духовную жизнь, но не говорят, как именно Он это делает.

Честный взгляд на трудные места

Некоторые отрывки, которые ранее смущали меня – это самые утешительные места во всем Слове Божием. Одним из них является 1 Пет.1.22-25. Обычно, когда говорят о новом рождении, цитируют только начало этого отрывка. Люди, верящие в возрождение через Евангелие, считают, что Слово Божие здесь – это слово, которое проповедует служитель. Люди, которые в него не верят, обычно считают, что это Логос, как и в Иоан.1.1-14, ибо словоупотребление одинаково. Если бы 1 Пет.1.23 можно было удалить из текста, любое толкование было бы правильным. Тем не менее понимать этот стих вне контекста нельзя.
Обратите внимание на ст.22, где речь идет о людях, чьи души очищены в повиновении истине. Только так человек может подчиняться Богу и что-то знать об этом. Поэтому, чтобы покоряться истине, нужно быть наученным ею же. В ст.25 слово – это то, что проповедуется как Евангелие. Вы можете спросить: разве Евангелие проповедует служитель, а не Сам Христос? Мы не можем пройти этот стих так легко. Здесь используются разные греческие слова: в ст.23 это логос, а в ст.25 – рема. Логос можно перевести, имея в виду Христа Иоан.1.1, но рема – это всегда письменное или устное слово. Это понятие никогда не означает Христа. Кроме того, и логос не всегда означает Христа, и может также часто означать просто письменное или устное слово (в Мтф.7.24-28, Иоан.4.37-39, 1 Тим.1.15 и в целом 50 раз оно переводится как «говорить», в Мтф.12.36,18.23, Рим.14.12 и Евр.13.17 – как что-то вроде «внимания». 8 раз оно переводится как «речь». Слово «логос» используется 330 раз в Новом Завете, и 225 раз оно переводится как "слово" и только в 7 случаях из 225 раз «логос» переводится как «Слово», что означает Христа.
Поэтому в 1 Пет.23 оно явно означает письменную или устную речь.
Вы можете подумать: если возрождение через Евангелие не соответствует действительности, то что означает ст.23? Я отвечу на этот вопрос позже, а пока объясню другие места – Иак.1.18, Рим.1.16-17,10.17 и 1 Кор.4.15.

Зачем проповедовать Евангелие?

Чтобы ответить на этот вопрос, я адресую вас к Рим.1.16-17. Павел говорит, что он готов проповедовать Евангелие всем людям, обязан это делать и не стыдится того, ибо Евангелие есть сила Божия ко спасению каждого, кто верит. Я не буду отвлекаться здесь к теме спасения, но напомню, что жизнь и спасение – это две разные темы. Спасение есть нечто, что начинается в разуме Божием, переживается на опыте в жизни верующего и завершается с Богом во славе. Поэтому здесь мы изучаем не спасение как таковое, а жизнь и Евангелие в их отношении друг к другу.
В Рим.1.17 Павел заявил, что Евангелие раскрывает правду Божию "от веры в веру". Павел не сказал, что проповедь Евангелия создает правду Божью, но что Евангелие раскрывает Божью правду. Павел утверждает, что праведность Божья открывается тому, кто имеет веру. Рим. 10.6-9 далее поясняет это. Здесь главное – тема правды Божией. Павел утверждает, что Израиль (как нация) не знает об этой праведности. Он также говорит, что праведность Божия поддерживает и утверждает. Она не просит Помазанника Божия ни сойти с небес, ни воскреснуть из мертвых. Праведность Божия говорит, что Слово так близко, что оно в ваших устах и сердце. Кроме того, Павел говорит, что Слово веры – это то же самое, что благовестие Божие. Поэтому, когда свидетельство Евангелия приходит, оно может исповедоваться устами и в него можно веровать сердцем. Таким образом, согласно Рим.1.16-17, когда человек Божий проповедует Евангелие и кто-то верит, то потому, что Бог уже поместил Слово веры в людей! Так как здесь Слово – это рема, а не логос, оно не может быть понято как Христос. Когда Иисус в Иоан.6.63 говорит о том, что слово, сказанное Им, есть дух и жизнь – это тоже рема. Если
сравнить с 1 Пет.1.23-25, то слово, которое возрождает – это рема, т.е. слово, которое находится в нас прежде, чем к нам приходит Евангелие.
Как это слово входит в человека? Это происходит, когда он слышит глас Сына Божия, а не когда он слышит проповедника. Когда Павел услышал впервые проповедь Стефана, это был для него лишь «запах смертоносный на смерть», но когда он услышал глас Сына Божия на пути в Дамаск, повергший его наземь, тогда Господь послал Павла проповедником правды Божией, открывшейся ему. Таким образом, «жизнь и бессмертие через Евангелие» (2 Тим.1.10) – это явление, привлечение или получение правды Божией.
Как тогда в общую картину вписывается Рим.10.17: вера от слышания? Речь на самом деле не идет о том, что жизнь и Дух от слышания. В Гал.5.22 говорится, что вера есть плод Духа, и мы знаем, что слова, которые говорит Иисус, суть Дух и жизнь. Жизнь Духа присутствует до веры или убеждений. Человек, мертвый во грехе, не может не слышать, ни верить. Кроме того, Рим.10.8-9 учит, что когда человек слышит Евангелие и верит, то это потому, что Слово веры (рема) уже есть в нем. Таким образом, Рим.10.17 не учит о новом рождении, но о том, что совершается, когда человеку является правда Божия через веру в Иисуса Христа. Это то же самое, что жизнь и бессмертие.

Иак.1.18 часто цитируют в пользу возрождения через Евангелие. На первый взгляд, этот стих учит об этом. Но анализ оригинала покажет обратное. Текст Иак.1.18 не создавал бы никаких проблем, если бы речь шла о том, что Бог использует устное или письменное Слово при новом рождении. Почему? Жизнь дает Сын Божий, Который говорит слово. Но выявление этой жизни происходит через проповедника, доносящего слово. Этот отрывок говорит о явлении или раскрытии слова.
Рассмотрим слово «родить» в этом стихе (греч. аpokueo, от kueo – быть беременной, т.е. приносить плод чрева). Это слово используется в Писании только два раза, в этом Послании – десь и в 1.15, где речь идет о рождении. Иаков не говорит об изначальном даянии жизни, но только о ее явлении. Дар жизни чаду Божию в духовной сфере подобен зачатию. Некоторые могут возразить, что зачатие – это еще не человек, а только клетка. Но согласно Пс.50.5 Давид говорит, что он грешник с момента зачатия. Некоторые люди отрицают, что он говорит о первородном грехе, но это несерьезно в свете утверждений об этом стихе со стороны таких богословов, как Дэвид Диксон, Мэтью Генри, Джон Джилл. Сперджен говорил: «Это злостное извращение Писания – отрицать, что здесь идет речь о первородном грехе и природной развращенности».
В этой связи возникает вопрос: как может что-то произойти с чем-то, что не существует и никогда не будет существовать? Ответ по логике и по Писанию ясен: никак. Поскольку Давид был человеком с момента зачатия, в этот момент началась его физическая жизнь. Аналогичным образом, когда Бог оживотворяет человека и дарует ему духовную жизнь, его душа подобна младенцу в утробе матери. Когда кто-либо проповедует Слово истины, это подобно работе акушера. Таким образом, с того времени, когда человек оживотворен или рожден свыше, и до того момента, когда ему проповедуется Евангелие, он существует на «пуповине» Божьей благодати.
Вполне возможно, что человек оживотворен какое-то время и не знает ничего об этом, так же как он не знал ничего о себе до того, как приобрел сознание своего существования. Не все переживают такой драматичный опыт, как Павел.
Мы пришли к выводу, что Иаков не говорит здесь о предоставлении духовной жизни, но лишь о ее явлении, как и Павел в 2 Тим.1.9-10. Контекст Иак.1 и всей книги подтверждает, что она написана в поощрение верующим являть плоды детей Божиих. Иаков не описывает здесь, как человек обретает духовную жизнь.
1 Кор.4.15 также используется в поддержку возрождения через Евангелие. Мы не можем по этому стиху прийти к определенному смыслу слова «рождение». Оно используется в разных смыслах в Писании. Тем не менее я считаю, что по изучении этого слова мы увидим, что 1 Кор.4.15 вполне гармонирует со сказанным выше. Если говорить наиболее просто и кратко (я предоставляю читателю углубиться в этот момент), то греческое слово, употребленное здесь – это gennao, одна из форм ginomai, что содержит в себе идею становления, так что gennao – это родиться или возникнуть в будущем. Возможно 9 вариантов перевода этого слова. В Мтф.1.2-16 оно используется в значении «дать жизнь». Тем не менее в Мтф.1.2-4, Лк.1.57, Иоан.16.21 то же самое слово употребляется в значении исхода из утробы. Поэтому есть все основания утверждать, что Павел говорил не только о возникновении жизни, но и о ее явлении. При толковании этгго стиха в свете других отрывков мы обнаружим поразительную близость к значению в 2 Тим.1.10 – «явлению жизни и бессмертия». В Деян.18.10, где говорится о том, как Павел впервые посетил Коринф и собирался уйти из-за преследований, Господь повелел ему остаться, ибо в городе есть много людей Божьих.
У Бога были Свои люди в Коринфе прежде, чем Павел проповедовал там, и Бог повелел ему остаться и проповедовать, чтобы «родить» их к жизни и бессмертию, и чтобы они обрели правду Божию. Как и в случае с Иак.1.18, мы видим, что Павел не говорит о том, что люди оживотворяются через его проповедь и становятся детьми Божьими. Он напоминает им о том, что Христос открыл Себя им, так что они стали детьми Божьими. Так как Павел был первым проповедником в Коринфе, он сыграл важную роль в их обращении, но не возрождении. Однако поскольку они дети Божьи, они должны были сохранять веру. Добавлю, что аналогичная ситуация описывается в Послании к Филимону 10: Павел принял ту жизнь, которую Бог даровал Онисиму, так что Онисим теперь жив как дитя Божье, а не раб мира.

Итоги

Я попытался показать, что когда человек оживотворяется, то же Слово Божие (рема), которое используется в проповеди, придает жизнь. Разница в том, что когда это Слово используется Сыном Божиим, оно животворит или дает жизнь мертвым грешникам. Однако, когда это же Слово используется проповедником, оно приносит жизнь и нетление, или, как говорит Павел в Рим.1.16-17, правду Божию от веры в веру. Слово веры (рема), данное конкретному человеку, есть глас Сына Божия, и это то самое Слово, которое мы проповедуем. Таким образом, это свидетельство, что то же Слово, которое есть в Писании, возрождает человека. Когда проповедуется Слово (рема), имеют место два свидетельства: правда Божия открывается человеку, и в нем являются жизнь и бессмертие, данные ему.
Это показывает, насколько можно верить в возрождение через Евангелие. Слово истины имеется в виду в обоих случаях. Разница – в том, кто использует Слово. Я признаю, что во время проповеди служителя Господь может оживотворить тех, кто слушает проповедника, однако Бог не использует собственно проповедника, оживотворяет только глас Сына Божия. Бог не ограничивает Себя людьми. Если Иисус повелел ученикам освободить Лазаря от пелен и отпустил его после того, как Он дал ему жизнь, мы должны понять, что то же самое оживотворение происходит в Евангелии. Вы можете спросить: откуда мы тогда знаем, что Бог животворит? Я отвечаю: мы не знаем. Вот почему Иисус повелел идти по всему миру и проповедовать Евангелие, а Павел отдал свою жизнь ради правды Божией, а не шел к людям с полуправдой (2 Тим.2.10)! Если мы, зная эту истину, не будем проповедовать ее с рвением нашего брата Павла, да заберет ее Господь у нас и да отдаст тем, кто будет ее проповедовать! Я иногда задаюсь вопросом, не судит ли нас Бог за пассивность в деле истины, позволяя тем, кто учит лжи или полуправде, нести ее среди Его овец.

Заключение

Я не исчерпал тему в этом небольшом буклете. Тем не менее я считаю, что предложил честный подход с использованием основных стихов. Об этом может и должно быть написано гораздо больше. Я дал лишь краткое введение с некоторыми ответами на эти отрывки Священного Писания. Молюсь, чтобы это принесло вам пользу и привело вас к изучению данной темы, чтобы познавать Слово и проповедовать со все большим энтузиазмом величие и явление жизни Сына Божия, Иисуса Христа, в смертной плоти нашей.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn