Лютер о двух видах праведности

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДВА ВИДА ПРАВЕДНОСТИ
Мартин Лютер
http://www.mcm.edu/~eppleyd/luther.html

Братья, «в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе, Который, хотя Он и нес образ Божий, не притязал на равенство с Богом» (Фил.2.5-6).
1. Есть два вида христианской праведности, так же как человеческий грех бывает двух видов. Первый – это чужая праведность, то есть праведность другого, данная нам извне. Это праведность Христа, которой Он оправдывает нас через веру, как написано в 1 Кор.1.30: «В Нем Бог сделался для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением». В Иоан.11.25-26 Сам Христос говорит: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня никогда не умрет». Позже Он добавляет в Иоан.14.6: «Я есмь путь, истина и жизнь». Это праведность, которая дается людям в крещении и всякий раз, когда они действительно каются. Поэтому человек может с уверенностью похвалиться Христом и сказать: «Я живу во Христе, делаю и говорю в Нем, и Его страдания и смерть принадлежат мне так же, как если бы я жил, делал, говорил, страдал и умер как Он». Так как жених имеет все, что имеет невеста, и она – все то, что и он, и у них двоих все общее, потому что они становятся одна плоть (Быт.2.24), так и Христос и Церковь являются одним духом (Еф.5.29-32). Таким образом, благословенный Бог и Отец милосердия имеет, по словам Петра, даровать нам во Христе огромный и драгоценный дар (2 Пет.1.4). Павел пишет в 2 Кор. 1.3: "Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах".
2. Эта невыразимая благодать и благословение были давно обещаны Аврааму в Быт.12.3: «И благословятся в Семени твоем (то есть во Христе) все народы земные». Ис.9.6 говорит нам: «Младенец родился для нас, Сын дан нам». Для нас, как говорит он, потому что Он полностью наш со всеми Его преимуществами, если мы верим в Него, как мы читаем в Рим.8.32: «Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но отдал Его за нас, разве с Ним не дарует нам и всего?». Поэтому все, что принадлежит Христу, милостиво даровано нам, недостойным людям, из чистой милости Божьей, хотя мы сами заслуживали лишь гнева и осуждения, а также ада. И Сам Христос, Который говорит, что Он пришел исполнить святую волю Отца (Иоан.6.38), быв послушным Ему, все, что Он сделал, сделал для нас, и желал, чтобы это принадлежало нам, говоря: «Я посреди вас, как служащий вам» (Лк.22.27). Он также сказал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (Лк.22.19). Ис.43.24 говорит : «Я обременен грехами вашими, вы утомили Меня беззаконием вашим».
3. Поэтому через веру во Христа праведность Христа становится нашей праведностью и все, что Он имеет, становится нашим, а скорее Он Сам становится нашим. Апостол называет это «правдой Божией» в Рим.1.17, ибо Евангелие и есть, как написано, «правда Божья». Праведные будут жить своей верой, и в том же послании, 3.28, такая вера называется правдой Божией. Мы считаем, что человек оправдывается верою в эту бесконечную правду, и в этот момент поглощаются все его грехи, ибо это невозможно, чтобы грех существовал во Христе. Напротив, тот, кто верит во Христа, существует во Христе, он является одним со Христом, и имеет ту же правду, что Он. Поэтому невозможно, чтобы грех оставался в нем. Эта праведность является первичной, она есть основа, причина, источник всей нашей фактической праведности. Ведь это та же праведность, что и первоначальная праведность, потерянная в Адаме. Христос делает в нас то же, что могла бы исполнить эта изначальная праведность, а скорее всего, и больше.
4. Именно в этом смысле мы должны понимать молитву в Пс.30: «К тебе прибегаю, Господи, пусть же я никогда не постыжусь, в правде Твоей избавь меня!». Не сказано «в моей», но «в правде Твоей», то есть в праведности Христа, Бога моего, которая становится нашей через веру в благодать и милость Божию. Во многих отрывках их Псалтири вера называется «делом Божиим», «силой Божией», «милостью», «Истиной», «праведностью». Все это наименования веры во Христа, и правды во Христе. Апостол поэтому может с дерзновением сказать в Гал.2.20: «Уже не я живу, но живет во мне Христос». Он далее заявляет в Еф.3.14-17: «Я склоняю колени пред Отцом… что Он позволил Христу вселиться в сердца ваши через веру».
5. Таким образом, чужая праведность, вселенная нам без наших дел, только по благодати, в то время как Отец обращает нас ко Христу, противополагается первородному греху, тоже чужому, который мы приобретаем без наших дел, только в силу рождения. Христос ежедневно все более и более сменяет в нас ветхого Адама, в соответствии с той мерой веры и познания, в какой мы растем во Христе. Его праведность не дается нам вся сразу, но она начинается в нас, возрастает, и, наконец, совершенствуется до конца через смерть.
6. Второй вид праведности – это наша надлежащая праведность, исходящая не от наших дел, но из того, что мы совершаем их, имея первую, чужую праведность. Это образ жизни, проводимой в добрых делах, в первую очередь, умерщвлении плоти и распятии своих желаний, о чем мы читаем в Гал.5.24: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Во-вторых, это праведность состоит в любви к ближнему, и в-третьих, в кротости и благоговении пред Богом. Апостол постоянно говорит о ней, как и остальные Писания. Он, однако, кратко излагает все в Тит.2.12: «Будем жить в этом мире трезво (что относится к распятию плоти), справедливо (что относится к нашим ближним) и искренне (что относится к Богу).
7. Эта праведность является результатом праведности первого вида, на самом деле ее плодом и следствием, как мы читаем в Гал.5.22: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Плоды, упомянутые здесь – это дела людей духовных, ибо очевидно, что в этом отрывке духовный человек называется духом. В Иоан.3.6 мы читаем: «Рожденное от плоти есть плоть; рожденное от Духа есть дух». Это правда, которая во всем стремится покончить с ветхим Адамом и уничтожить тело греховное. Поэтому она ненавидит себя и любит ближнего, она не ищет своего хорошего, но ищет от другого, и в этом состоит весь ее образ жизни. Тем, что она ненавидит себя и не ищет своего, она распинает плоть. Поскольку она ищет хорошего от другого, она творит дела любви. Таким образом, в каждой сфере воля Божья для нас – это жизнь, трезвая по отношению к себе, справедливая по отношению к ближнему и благоговейная по отношению к Богу.
8. Эта праведность следует во всех отношениях примеру Христа и преобразует нас в Его образ. Именно этого требует от нас Христос. Подобно тому как Он Сам сделал для нас все и не искал Своего блага, но лишь нашего, и в этом был послушен Богу Отцу, Он желает, чтобы мы последовали тому же примеру по отношению к нашим ближним.
9. Мы читаем в Рим.6.19, что эта правда противополагается нашему содеянноиу греху. «Ибо как вы отдавали члены ваши беззаконию, так ныне предоставьте члены ваши праведности для освящения». Поэтому первого рода праведность есть голос жениха, который говорит душе: «Я твой», а второго рода – голос невесты, которая отвечает: «Я Твоя». Тогда брак совершается, и он становится сильным и полным в соответствии с Песнью Песней 2.16: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я – Ему». Тогда душа уже не стремится быть праведной в себе и для себя, но она имеет Христа как свою Праведность, и печется лишь о благополучии ближних. Поэтому Господь угрожает синагоге через пророка: «и Я прекращу в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья" (Иер.7
10. Еще один отрывок, который мы должны рассмотреть здесь, говорит: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» (Фил.2.5). Это означает, что вы должны быть склонными и расположенным друг к другу, как Христос был расположен к вам. Как? Таким образом, что «Он, истинно равный Богу, не почитал Себя равным, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил.2.6-7). Образ Бога здесь не означает сущности Бога, потому что Христос никогда не лишал Себя этого. Но можно сказать, что Его мудрость, сила, справедливость, добро и свобода приняли человеческую сущность. Ибо Христос есть свободный, сильный, мудрый Человек, не причастный ни одному из пороков или грехов, которых не чужды все другие люди. Он был велик во всех Своих атрибутах, которые особенно свойственны образу Бога. Тем не менее Он не надмевался этим, и не презирал тех, кто был рабами и подвергался разного рода злу.
11. Он не был похож на фарисея, который сказал: «Боже, я благодарю Тебя, что я не похож на других людей» (Лк.18.11), ибо этот человек считал других людей жалкими, и во всяком случае он не желал, чтобы они были подобны ему. Это своего рода грабеж, которым человек присваивает себе то, что он должен четко усвоить Богу, а также не желает понять, что без Него он ничем не отличался бы от других людей. У людей есть такое желание – чтобы они были подобными Богу сами по себе, ради себя, в похвалу себе и не будучи обязанными никому другому. Не так, думаю, поступил Христос, и иной была Его мудрость. Он отказался от образа Бога, который Он получил от Отца, не желая использовать его против нас, не желая отличаться от нас. Кроме того, для нашего блага Он стал как один из нас и принял образ раба, то есть подверг Себя всякого рода злу. И хотя Он и тогда был свободен, Он, как говорит апостол, сделал Себя слугой всех, пережив все наши беды так, как если бы они были Его собственными.
12. Соответственно Он взял на Себя все наши грехи и наше наказание, и хотя Он получил эти вещи вместо нас, Он сделал так, как будто бы Он принял их из-за Себя. И поскольку Его отношение к нам было истинно таким, Он имеет право быть нашим Богом и Господом, ибо будучи таковым, Он стал нашим Слугой, как написано в Рим.15.1-3: «Мы должны не себе угождать… Ибо Христос не Себе угождал, но, как написано: «злословия тех, кто злословил Тебя, пали на Меня». Цитата из Псалмопевца имеет тот же смысл, что у Павла. Апостол говорит, что каждый христианин должен стать слугой другого в соответствии с примером Христа. Если есть мудрость, праведность и сила, которой можно превзойти других и похвалиться образом Бога, то мы не должны приписывать ее себе, но отдать Богу, и жить так, как если бы мы совсем не имели ее (2 Кор.6.10), имея в ней нужду.
13. Смысл слов Павла в том, что поскольку каждый человек должен отвергнуться себя и испить даров Божиих, он должен вести себя так, как если бы слабости ближнего, его грех и глупость были его собственными. Он не должен хвастаться или гордиться тем, что получил. Также он должен презирать победу над ближним своим, как будто он Бог или равный Богу. Поскольку прерогативы Божьи должны быть оставлены только Богу, становится дрзким грабежом, когда человек лихо и надменно отрицает это. Именно в этом состоит путь раба, заповеданный апостолом в Гал.5.13: «Через любовь будьте рабами друг друга». Так члены тела, как учит Павел в Рим.12.4-5 и 1 Кор.12.12-27, будучи сильными и здоровыми, не должны превозноситься над теми, которые являются слабыми, больными или менее благородными, как если бы они были их хозяевами и богами, но, напротив, должны тем более служить им, забывая собственную честь, здоровье и питание. Ибо ни один из членов тела не существует сам, но ищет своего блага у других. И те члены, что слабее, хуже и менее благородны, служат более других, так что не может быть разногласий в теле, все члены которого должны заботиться друг о друге, по словам Павла (1 Кор.12.25).
14. Из этого вытекает, как следует вести себя по отношению к ближнему в любой конкретной ситуации.Всякий раз, когда мы на основании нашей праведности, мудрости или власти надменны или сердимся на тех, кто является неправедным, глупым или менее сильным, чем мы, совершается наибольшее извращение, которое работает против правды, против мудрости, против силы. Сила не в том, что вы можете сделать слабых еще слабее, угнетая их, но в том, чтобы вы сделали их сильнее, поднимая их и защищая. Вы мудры не для того, чтобы посмеяться над глупыми и тем самым сделать их еще глупее, но для того, чтобы научить их так, как вы сами научены. Вы праведны потому, что можете оправдать и простить неправедных, а не потому, что вы можете только осуждать, унижать, судить и наказывать. Ибо это есть пример Христа для нас, как Он Сам говорит: Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него" (Ин. 3:17). Он также говорит в Лк.9.55-56: «Вы не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, но, чтобы спасти их".
15. Но плотская природа человека жестоко бунтует, ибо она радуется наказанию другого, хвастается своей собственной праведностью, стыдит ближнего и не смущается его неправдой. Поэтому она и уповает на собственные дела, считая себя лучше соседа. Но она также противостоит ближнему и хочет превознестись над ним. Это зло и извращение, в отличие от любви, которая желает не собственного блага, но блага другого. Нас должно огорчать, что нашему ближнему не лучше, чем нам самим. Нам следует желать, чтобы ему было лучше, чем нам, и если ему действительно лучше, мы должны радоваться не меньше, чем когда лучше нам самим. «Ибо в этом закон и пророки» (Мтф.7.12). 
16. Но вы скажете: разве не допустимо смирить злого человека? Разве не справедливо наказывать грех? Кто не обязан защищать правду? Разве иначе не будет поводов для беззакония? Я отвечу: нет единственного решения этой проблемы. Поэтому следует различать между людьми государственными и частными лицами. Есть вещи, которые не относятся к частным лицам, но лишь к тем, на кого Богом возложена та или иная ответственность. Их задача – наказывать и судить злых людей, отстаивать и защищать угнетенных, потому что это делают не они, а Бог. Они Его слуги, как говорит апостол в Рим.13.4: «Начальствующий не напрасно носит меч». Но это следует понимать по отношению к другим людям, а не к себе самим. Ибо никто не действует от имени Бога ради себя и своего, но ради других. Однако если должностное лицо ради себя просит у кого-то другого, то оно не есть представитель Бога, ибо в этом случае оно не судья, но одна из сторон. Но на эти вопросы пусть ответят другие в другое время, ибо это слишком широкая тема, чтобы говорить о ней сейчас.
17. Частные же лица бывают трех видов. Во-первых, есть те, кто ищет мести и суда в качестве представителей Бога, и таких в наше время очень много. Павел допускает возможность таких людей, но не одобряет их, когда говорит в 1 Кор.6.12: «Все мне позволительно, но не все полезно». Скорее он говорит в той же главе: «Судиться друг с другом – это ущерб для вас». Но все же, чтобы избежать большего зла, он терпит меньшее, чтобы не оправдались те, кто применяет силу и платит злом за зло, просто требуя своих преимуществ. Таковые не войдут в Царство Небесное, если не изменятся и не оставят то, что просто позволительно, в пользу того, что полезно. Поэтому страсть к собственной выгоде должны быть истреблена.
18. Во-вторых, есть те, кто не желает мести, но в соответствии с Евангелием (Мтф.5.40) тем, кто потребует у них верхнюю одежду, они готовы отдать и рубашку, и они не сопротивляются никакому злу. Это сыны Божьи, братья Христа, наследники будущих благ. В Писании они названы сиротами, вдовами, пустынею – ибо они не мстят за себя, и Бог хочет назвать Себя их Отцом (Пс.68.5). Они не только сами далеки от мести, они не пожелают, чтобы кто-то отмстил за них, они не хотят и не ищут этого, или лишь позволяют это, или же, если они входят в число самых совершенных, они запрещают это и готовы отказаться от всего, что имеют.
19. Предположим, вы скажете: такие люди очень редки, и кто останется в этом мире, если он будет таков? Но это не новость сегодня, что лишь немногие спасаются, и узки те врата, которыми немногие входят в жизнь (Мтф.7.14). Но кто все же делает это – разве они не бедняки, сироты и вдовы Христа? Поэтому они более готовы скорбеть о грехе тех, кто причинил им зло, чем о том, что они потеряли. И они поступают так, чтобы обратить тех, кто причинил им зло, от их греха, а не мстить за обиды, им причиненные. Поэтому они отлагают собственную праведность и принимают праведность другого, молясь за своих гонителей, благотворя тем, кто их проклинает, и делая добро тем, кто творит зло, будучи готовы претерпеть за них кару, чтобы они спаслись (Мтф.5.44). Вот Евангелие и пример Христа (Лк.23.34).
20. В третий род людей войдут те, кто согласен с тем, что я сказал, но чьи убеждения не вполне соответствуют их делам. Они требуют обратно свою собственность или ищут законных наказаний не потому, что ищут своей пользы или возмещения ущерба, но стремятся и исправить того, кто их обокрал или обидел. Они понимают, что преступника нельзя исправить без наказания. Это ревнители, и Писание хвалит их. Но никто не должен стремиться к этому, если он достаточно зрел и опытен, чтобы войти во второй род, ибо он может по ошибке принять гнев за усердие и быть осужден за гнев и нетерпение, думая, что он руководствуется любовью к справедливости. Отличить гнев от усердия и нетерпение от правдолюбия могут лишь самые духовные. Христос обладал рвением, когда он взял бич и гнал продавцов и покупателей из храма, как сказано в Иоан.2.14-17. Павел обладал тем же самым, но он сказал: «Должен ли я прийти к тебе с жезлом или с любовью в духе кротости?» (1 Кор.4.21).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn