Феолент

Елена Юрьева
Главы из повести "Всего один выходной"

     Глава вторая (романтическая)


 
 
                Воспоминания о Феоленте


     На остановке (и в обозримом пространстве) никого не было, и я не ожидала, что в подъехавшем троллейбусе будет полно народу.
В такую то рань...  Странно.
     Я стала пробираться между стоявшими людьми и уже в процессе продвижения начала понимать, что что-то не то, что я становлюсь центром внимания.
Причём - пристального. Я позвоночником это чувствовала, когда погруженная в свои мысли, протискивалась в середину троллейбуса.
     Я подняла глаза.
В троллейбусе ехали военные. Моряки. Полный троллейбус моряков и морских офицеров... И только одна молоденькая, очень симпатичная девушка, которая сама влезла в самый центр этой кают-компании.
 Ситуация.
    Весь личный состав обернулся на меня  и не спускал с меня глаз.
Кто стоял подальше, раздвигали стоявших или наклоняли им головы, чтобы не заслоняли картину.
    На меня смотрели, меня разглядывали, что-то говорили друг другу, улыбались и я.... не знала, что делать.
     Троллейбус совершенно никуда не спешил. Он неуклюже колыхался по Севастополю, а я вроде-бы как-бы с безразличным видом оглядела своих попутчиков и увидела на их лицах, кроме улыбок  ещё и …. грусть.
Да, да - грусть... Даже, можно сказать, жалобу.... на то, что вот, приходится тянуть служивую лямку (правда, я не знала, есть ли такая лямка), на то, что вот офицеры и адмиралы (тоже очень симпатичные) везут их куда-то, а то бы они все (конечно все!) с радостью променяли бы эту свою служивую долю, (я не знала, как назвать эту их долю), побросали бы всё и поехали бы со мной в Бахчисарай.

     Названия остановок были морские, в окне мелькала бухта цвета морской волны,  в троллейбусе ехали одни морские офицеры, а я чувствовала себя  «владычицей морскою» ….
Какие там офицеры и адмиралы! Для них никого не было сейчас главней меня.
Я достала записную книжку и по привычке записала пришедшую в голову интересную фразу.
     Внимание ко мне не ослабевало. Я видела в этом внимании какой-то голодный огонёк и, почувствовав, что начинаю краснеть, основательно уткнулась в свои записи. 
 
    « Земли полуденной волшебные края....» … Это Пушкин о Крыме.

«Опасность, риск, власть природы, бесконечное кипение встреч, лиц, событий...».... Это Грин о жизни вообще.

« Бессонница … Гомер ... Тугие паруса...
   Я список кораблей прочёл до середины...», - я перевернула страничку: «Когда бы не Елена (!), что Троя вам, ахейские мужи...».
Тысячи мужиков перерезали друг другу горло из-за одной прекрасной женщины. Вот это я понимаю.

« За каждым поворотом вас ждёт встреча с ещё неизведанным, неиспытанным...» - это Паустовский.

 «Путешествуйте, бродяжничайте, любите женщин...»....

 Я посмотрела из под бровей на окружавших меня моряков с этой точки зрения.
      Вот тебе и принцы. Хоть и не под алыми парусами, а в синем троллейбусе, но  ведь все они в будущем капитаны дальнего плавания!!!
     Да. Да. Мечта о необыкновенной профессии - это опять Грин.
Шторма и норд-весты, маяки и туманы, крылатые фрегаты и летучие голландцы, выловленная бутылка, залитая воском, в которой - жгучая тайна! Необитаемые острова с зарослями тростника и гнездящимися в скалах дикими птицами; затонувшие корабли с несметными сокровищами; плач дельфинов по ночам, а между тем как высоко в небе  - то Южный крест, то Медведица....

   Троллейбус резко затормозил и я неожиданно для себя уперлась стоящему рядом морячку в грудь.

- Что, девушка, штормит?
- Ой, извините пожалуйста, - я убрала руку.
- Пожалуйста, пожалуйста. Вы не стесняйтесь, держитесь за меня.

     Морячок, получив завистливые удары во все бока от стоявших рядом сослуживцев, улыбался во всё лицо, а я опять покраснев, стала смотреть в окно.

      В окне мелькнула знакомая местность.

Да. Да. Вот отсюда  -  направо. Пересесть на автобус и - до мыса Феолент.

     Феолент -  моё первое потрясение в Крыму.
Как же глубоко вошло в меня и долго не покидало это видение!

    Сразу, как я приехала в «Омегу», даже не отдохнув с дороги, меня повезли на Феолент.
«Феолент» - звучало очень необычно, загадочно, но очень красиво.
Девушка, которая меня туда повезла, никогда не была в Москве и всё время меня о ней расспрашивала.
А о Феоленте мы не говорили... Я только поняла, что там очень здорово и что там снимали «Человека-амфибию», «Молчания доктора Ивенса» и другие какие-то фантастические фильмы. 
   На Феолент мы ехали просто купаться и загорать.
По дороге, в разговоре, промелькнуло и другое название -  Голубая бухта. Это название было понятно, и в жарком, душном автобусе произносить его было особенно приятно. Я уже мысленно лежала на мокрых, прохладных камнях и в меня бухали голубые волны.

     Мы сошли с автобуса. Моря не было видно нигде.
Только ровная, выжженная, безрадостная местность, с жёлтой высохшей травой, с чертополохом, пыльными кустами и со степным ковылём... (я так подумала на какую-то траву, хотя не имела ни малейшего представления о том, как этот ковыль выглядит...).
   Мы шли медленно вперёд, откуда дул ветерок.
Никакого намёка на море, на красоту....  И только потому, как стучало сердце (неровно и взволновано) я понимала - что-то будет!
   Ветерок становился ощутимее и он приносил еле слышный шум.
Но, вокруг только желтая трава и «звенящий на ветру чертополох».
И вот.... один  шаг и сразу - Всё!

    Резкий порыв ветра откинул назад мои волосы и заставил меня отпрянуть от ... открывшейся панорамы!
Море! Огромное, бескрайнее, синее, разливанное, волнующееся....  появилось - вдруг!
Оно сразу, сливаясь на горизонте с таким же бездонно-голубым небом, заполнило всё пространство.
    Море шумело... Оно двигалось, ворочилось, оно жило. Оно Было! Скалы, склоны, бухты, гроты, камни, волны, пена....
Море! Вот оно! На, получи! Ты же мечтала его видеть?
Да... Да...
Но, что бы так..!?. Ошеломляюще.!?...  Таким?
За что....  мне... такой подарок? На всю жизнь. Феолент.

    Ветер трепал мои волосы.....  Он колыхал моё лёгкое платьице,   
обнимал меня за плечи, ... «он пахнул километрами, разлуками и встречами».... Ветры странствий и приключений! Ветры, дующие и веющие во все стороны моего подлунного мира... Ветры,  рождающие розу... И мне казалось, что я воочию вижу эту розу, розу ветров, которую дарило, которую преподносило мне море.

    Я замерла. Я забыла откуда я и зачем я здесь...
Передо мной было море, вечное море.  Оно было таким здесь всегда. И я не знаю какой сейчас год, век.... Вон, вдалеке, белой стрелкой по голубым волнам движется «Ракета». «Ракета» ли?....
Да нет, это древнеримская галера.... плывёт до генуэзской крепости....
А я пришла сюда из живого и процветающего Херсонеса и направляюсь к георгиевскому монастырю, как когда-то шли к нему, вот по этим самым местам, спасшиеся чудом в шторм древние греки...

    Меня потрясли за плечо. Я очнулась и мы стали спускаться вниз, к морю.

    Этот спуск был сплошное преодоление.
Перепрыгивая с камня на камень, хватаясь руками за колючие горные травы, подавая друг другу руки, карабкаясь то вверх, то вниз, мы спускались вниз, к морю.
Ветер и дождь превратили холмы и скалы в «пчелиные соты», которые помогали нам карабкаться и продвигаться к дикому пляжу.


                «....Огнь древних недр
                И дождевая влага
                Двойным резцом ваяли облик твой....»
   
     Мы вскрикивали на каждую прошмыгнувшую ящерицу, кололись об какие-то колючки и ругались, наши ноги соскальзывали вместе с хрупким и ненадёжным грунтом и мы рисковали скатится кубарем вниз.  «С великого горба... катились две торбы... хлеб, соль, вода, пшеница, с кем ты хочешь пожениться. Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей...».
И смеялись друг над другом.... И сами  были обсмеяны хохочущими чайками.
А одну чайку я узнала, так как недавно о ней прочитала хорошую книгу....  Мы помахали друг другу крыльями и перекинулись кричащим приветствием!

   Да! Мы были юны и прекрасны, мы были опалены солнцем, исхлёстаны ветром, мы слышали внизу торжественный зов моря, а вокруг была какая-то дикая красота, наполненная терпким ароматом полыни и истории...
   Скифия, Киммерия, Таврида, Крым, Феолент, Херсонес. 
Древняя Корсунь, куда пришёл князь Владимир, покорил её, принял там христианство, женился на византийской принцессе Анне, от которой родились Борис и Глеб, первые наши русские христианские святые. Вот. Перекрёсток всех эпох.
(Чего только нет в моих записных книжках).
Почему Гамлет говорил, что распалась связь времён?
Нет, она существует... В моей голове - это точно.

    Пройдя по карнизу, нависшему над невысоким обрывом, держась за выступы скал и за колючие горные травы,  мы, как священные лани Артемиды, перепрыгнули на самую трудную узенькую дорожку, которой придумывали, громко смеясь, смешные названия. «Шайтан тропа»,  «Тропа невольных вздохов и криков», «Тропа горных козлов»
Ну, а где козлы? Козлы где?  И каждый раз от нового приступа смеха рисковали сорваться вниз...

    Дикий пляж, куда мы спустились, оказался приятным, укромным местечком.
Крупная галька, несколько огромных валунов, которые скатились далеко в море и представляли собой прекрасные трамплинчики, откуда можно будет нырять.
    Но, играла музыка! Откуда? Мы огляделись....

   За большим камнем, в тени, лежал парень в соломенной шляпе, в плавках и читал под музыку включенной спидолы.
Больше - никого.

    За всё время прибывания на этом диком берегу он не посмотрел на нас ни разу, да и мы очень скоро забыли, что не одни.
    Мы купались в зелёной прохладной воде; мы плавали под ней с открытыми, вылупленными от изумления глазами; доставали со дна красивые камни и раковины. Мы вертелись в воде волчками и визжали от удовольствия (как могут визжать только девчонки); мы брызгались, лупя по воде ногами, плывя на спине; ныряли до потери сознания со скал, а потом выбрасывались на берег и в изнеможении распластывались на гальке рядом с медузами....
   Мы загорали и пели, разговаривали и фотографировались, снова купались, снова ныряли и снова, загорая, болтали обо всём на свете.

    Потом решили сфотографироваться вместе.
Покричали несколько раз парню в шляпе, но тот наверное, оглох от своей спидолы. Я кинула в него горсть гальки.
Он оторвался от книги, выключил спидолу и посмотрел на нас.
Мы попросили его нас сфотографировать.
Парень встал, движением ковбоя поправил шляпу и медленно, вразвалочку, без эмоций направился к нам. Молча взял у нас фотоаппарат, так же равнодушно отошел, посмотрел в объектив и вдруг стал так заразительно хохотать, что мы в недоумении переглянулись, потом огляделись, а парень хохотал, приговаривая:
- Ой, ой, держите меня, ой, смехом изойду.
И так это у него здорово и натурально получалось, что мы сами рассмеялись.
А я хохотала так, что даже от смеха соскользнула с валуна в воду, и вот в этот момент, когда я  вверх ногами скатывалась с камня в море, парень нас щёлкнул.

Мы смеялись всю обратную дорогу и ещё потом, когда лагерный фотограф Дима сделал нам фотографии.

    Как мне всегда приятно вспоминать Феолент.
Яркое, шумное, красивое, веселое воспоминание.
Воспоминание о Феоленте. Хорошее название...
Может быть, когда-нибудь я стану писателем и напишу о Крыме, и эта книга будет называться -  «Воспоминание о Феоленте». 
Зря что ли я таскаю всегда с собой эти записные книжки, записывая свои мысли, впечатления, ассоциации...

Ох, боже мой, кому нужны эти твои ассоциации.

    Я посмотрела на знакомого мне морячка.
Он совершенно напрасно строил мне глазки.....

    На Графской пристани все военные вышли, а знакомый мой морячок, выходя, подмигнул:
- С праздничком, девушка.

С праздничком каким-то. Какой может быть летом праздник, кроме моего дня рождения.
     На Графской пристани играл духовой оркестр. Но почему оркестр?

      Севастополь мелькал в окне бухтами, кораблями, пристанями, пляжами, морячками.
     Как я люблю дорогу с её крутыми поворотами....
Да, именно за то, что бывают крутые повороты, и за поворотом - новая, неожиданная, никогда не виденная тобой картинка, которая рождает во мне новые мысли и чувства. Вот.

   И ещё  я люблю духовой оркестр. Особенно трубы.
   У нас в вожатской стоит пионерский горн. Я в него пыталась дуть.
Это очень трудно. А для Володи горниста - так легко, что мне всегда казалось, что он дует совсем в другой горн. Я даже у него один раз взяла горн из его рук и дунула.
Нет, тот же горн. Что и в вожатской. Точно. Тот же.

    Да..да... Это очень трудно - медные трубы.
Хоть горн, хоть слава... А я хочу славы. Всемирной! Очень хочу. Чтобы я шла, а все оборачивались. Чтобы все пальцем показывали: Смотрите, это Она идёт! Чтобы всем меня не хватало, чтобы всем я была нужна.
А то всё одна, да одна.
Дайте же мне славы! На, деточка. Спасибо. Пожалуйста.

    Я вышла на автостанции и купила билет до Бахчисарая.
Как хорошо, что я  увижу Бахчисарайский фонтан.
Я достала свою записную книжку и возле пункта, где было написано «Бахчисарай», поспешила поставить крест.
Как хочется на всех пунктах наставить кресты.

А праздник  действительно был. День военно-морского флота. Угу.