Подкидыш. Рассказ лесника

Татьяна Латынская
          Слышите, как Соловей поет-заливается? Знатный певец, на всю округу знаменитый.  Чисто поет, то флейтой, то свирелью, а то и кукушкой закукует. Мастер своего дела!
   Живет за рекой в небольшой березовой роще. Соловушка, подруга его, хлопочет вокруг гнезда, не отвлекает по пустякам. Только когда птенцы появляются, тут, уж, не до песен - надо семью кормить, одной Соловушке не справиться. Живут дружно и вырастили уже несколько поколений отменных певцов. Но в то лето, о котором пойдет речь, что-то не заладилось  у Соловушки - только одно яйцо в гнезде появилось.
   - Утомилась ты, голубушка! Вспомни, как тяжело до родных мест добирались, да гнездо строили, а годы - то уж не те, - утешал ее Соловей.
     Соловушка повздыхала, да делать нечего, надо высиживать. Села, перышки распушила, сидит день и ночь, только глазки черными пуговками поблескивают. А Соловей неподалеку  пением развлекает да гнездо сторожит.
      Как-то раз вылетела Соловушка из гнезда, чтоб подкормиться немного, возвращается, глядь, а в гнезде еще одно яйцо появилось, тоже светло-зеленое, как и первое, только в два раза крупнее. Сконфузилась Соловушка, когда, мол, я успела еще одно снести, но супруга решила не отвлекать. Села, яйцо под себя подгребла, перышками укрыла и заснула под нежные трели и посвисты Соловья.
       Вот так появились в гнезде у Соловьев два птенца. Первым проклюнулся Маленький соловьенок, Малышом его и назвали. Пищит тихонько, нежно, есть просит. А дня через два второй из крупного яйца вывалился. Распахнул желтый клюв и закричал так громко, что братца и не слыхать. Соловушка умильно заахала:
    - Смотри, смотри, дорогой, какой у нас с тобой сынок вылупился! А горло-то, горло! Всех перепоет. Славный певец из него получится!
    - Да уж, - согласился гордый папаша, - весь в деда. Вот уж был крепыш так крепыш! И голосище под стать!
     Но не до пения пока, надо деток кормить. Особенно Желторотик покоя не дает. Только наносят заботливые родители мух и жуков разных, как он опять кричит истошно, словно неделю голодный.  Носятся кормильцы день - деньской, из сил выбиваются,  ночью только и удается передохнуть, когда птенцы засыпают.
     - Ну, ничего, - подбадривает Соловей Соловушку, - еще неделя-другая, малыши на ноги встанут, будут сами кормиться. А я начну их пению учить. Вот ты и отдохнешь, моя милая Матушка.
     Недельки через две стали птенцы из гнезда выпрыгивать, в  траве то червячка, то жучка схватят. Решил Соловей, что пора детей пению обучать. Усадил птенцов на веточку бок о бок. Желторотик грудь расправил, хвост вытянул, Малыша и не видно совсем рядом с ним. Начал Соловей со свиста, самый легкий звук для птенцов. У Малыша хоть и слабенький свист получается, но правильный, а Желторотик изо всех сил старается, а не выходит. Шипение какое-то, а не свист.
   - Старайся и получится, вон у тебя какой учитель славный, - утешает расстроенного птенца Соловушка.
    День, другой идут уроки. Малыш уже и свист, и щелканье освоил, радует родителей высотой и точностью звука, полнотой голоса.  А у Желторотика только хрип да крик.
    Расстраиваются родители, но виду не подают, верят, что и у него голос прорежется. Однажды отец решил «кукушкин перелет» выучить с птенцами, показал, как правильно его исполнять нужно и, вдруг, «ку-ку», «ку-ку»! Да так чисто  и звонко у Желторотика получилось!
    - Вот видишь, как хорошо ты этот звук освоил, значит, и другие осилишь! - вскричал Соловей, а Соловушка даже прослезилась от радости.
   Но, вдруг, откуда-то Сорока прилетела, да как застрекочет:
    - Подкидыш, подкидыш! Ишь, как кукует, матушку-кукушку нерадивую зовет. Выходили, выкормили, а ей и горя мало!
    - Что ты болтаешь, трещотка! Какой он подкидыш, сынок это наш, Желторотик! - закричала на Сороку Соловушка, крылышками гневно замахала, гонит от гнезда.
    - Ну, конечно, сынок, только кукушки, а не твой, святая ты простота! Глаза-то протри, разве ж такие полосатые грудки да длинные хвосты у соловьев бывают?
    Улетела Сорока, а Соловушка хоть и расстроилась, но виду не подает, по-прежнему о Желторотике,  не меньше, чем о Малыше, печется. И Соловей, как ни в чем не бывало,  каждое утро с уроков пения начинает.  Малыш уже на весь лес звонко распевает, а Желторотик никаких других звуков, кроме «ку-ку» так и не освоил.
   - Не мучай Желторотика уроками, - сказала однажды Соловушка, - нет у него таланта к пению, не станет он певцом. Что уж тут поделаешь!
    На том и порешили. А птенец нахохлился, поскучнел. Соловушка забеспокоилась.
   - Что-то ты невеселый, сынок, не заболел?
   - Нет, - отвечает Желторотик, - мне грустно.
   - Отчего тебе грустно? - еще больше всполошилась Соловушка.
   - Совсем бесталанный я у Вас получился, только «ку-ку» и умею. Вон Малыш как славно поет, а он ведь совсем махонький, горлышко у него тоньше моей лапки. Обидно мне! Ни на что я не гожусь!
   - Не грусти, Желторотик! Каждый со своим талантом рождается, но не каждый сразу его находит. Кукуй себе на здоровье, а дело для тебя обязательно найдется.
     И вот, однажды, появились в роще огромные мохнатые гусеницы. Откуда такая напасть взялась, непонятно. Но только стали эти прожорливые гусеницы листья березовые поедать. Деревья на глазах чахнут. Прилетели птицы со всех концов, и давай с гусеницами сражаться, березы спасать. Но не могут гусениц маленькие птички одолеть, уж очень те большие да жирные.
     И только Желторотику эти гусеницы не страшны. Как распахнет он свой огромный рот, так сразу пяток и ухватит. Целый день без сна и отдыха березовую рощу от гусениц очищал.  Так всех и извел. Березы повеселели, листочками зелеными заплескали, Желторотика благодарят за спасение.
    - Ай да, Желторотик, ай да, молодец! - запел, засвистал на все лады птичий хор.
А уж родители как радовались, как гордились  своим славным сынком!
   - Я же говорила, малыш, что дело тебе обязательно найдется, - обнимала ласково огромного сына Соловушка.- И если кто скажет, что ты бесталанный, не верь! Не каждый может целую рощу спасти!
Вот так и повелось: Соловей с Малышом поют, слух наш услаждают, а Желторотик кукует да деревья от вредителей бережет.
   - Слышите, слышите, второй голос подхватил, это Малыш старается. А вот и кукушка закуковала, слышите? Это Желторотик отцу с братом да Соловушке привет посылает!