Продолжение Дорога в сказку. Подворье бабушки

Надежда Дедяева
Ирочка сидела на ступеньке крыльца и наблюдала, как мимо бабушкиного дома по улице шли коровы с пастбища. Они шли неторопливо, покачивая огромными округлыми боками, лоснящимися в последних лучах  садящегося за околицу солнышка. От стада пахло молоком и степью. Некоторых коров сопровождали хозяйки, а другие шли домой сами, хорошо зная дорогу к своему двору. Вот и Красавка подошла к воротам и призывно замычала.

– Иду! Иду! – поспешила бабушка впустить корову во двор. – Пришла, моя умница! –  хозяйка гладила её шею и угощала сухариком.
 
Ирочка уже спустилась с крылечка, чтобы подойти к корове ближе, но в это время  на улице показался верхом на коне пастух.

– Пошли, пошли, родимые! – подгонял он неторопливых животных, помахивая в воздухе кнутом.  Его красивый  конь словно приплясывал под седоком, грациозно перебирая ногами.  Но вот он цокнул подковой о камень на дороге, и  девочка воскликнула:

– Мамочка! Погляди, какие у него каблуки!

– У коня не каблуки, а копыта! – засмеялась мама. – Копыта бывают у многих животных: у коровы, лося, у коня и даже у овечек. Только у всех копытца разные. Видишь, у коня они цельные, круглые. А у коровы каждое копыто состоит из двух одинаковых половинок.

– А у овечек, какие? – Ирочка побежала смотреть, как бабушка загоняет овец.

– Поторапливайтесь, поторапливайтесь! – похлопывала бабушка по спинам животных, которые столпились у входа в открытую летнюю загородку. – Вам отдыхать пора, а у меня ещё дел много, Красавку доить надо.

Девочка наблюдала, как животные нехотя заходили  в тесное помещение без крыши, и неожиданно спросила:

– Бабушка, это их гараж?

– Вот рассмешила! – заулыбалась бабушка, и морщинки на её лице разгладились. – Это у машин бывает гараж, а  для животных строят тёплые сараи. Вон, видишь, сарай под соломенной крышей? Это зимний дом для Красавки и овец. А летом там жарко, душно, поэтому мы для животных построили вот такие открытые загоны из плетней. Тут им хорошо, прохладно.
 
– Это называется плетнём? – Ирочка тронула рукой плетёную загородку. – Но зачем это строить, если крыши нет? Пускай просто так живут во дворе.

–  Если овец не загнать в такую загородку, они потопчут мой огород, съедят цветы на клумбе у порога. А загородку сделать очень просто. Видишь, она из прутьев ивняка. Их  переплели между забитых в землю кольев, и получилась прочная плетёная стенка. Её называют просто плетнём.
 
– Бабушка, давай посмотрим какие у овечек копытца! У коня и у коровы  большущие, а у них такие маленькие! – Ирочка присела на корточки, заглядывая в загон через щель в калитке.

– Так ты ничего не увидишь. Пойдём прямо в загон и всё хорошенько рассмотрим. Не бойся, эти животные смирные, их можно погладить. Гляди, какие у них шубки кучерявые, – бабушка стала гладить овечку и та потянула к ней мордочку, выпрашивая сухарик. – Ишь, попрошайки! Знают, что у меня в кармане всегда для них есть угощение.  Сейчас вас моя внученька угостит!

Ирочка взяла у бабушки сухарики и стала кормить животных. Они осторожно брали из её рук лакомство мягкими губами и с удовольствием  съедали.
 
– Какие кучерявые! Как собачка пудель, что у моей подружки! Только ушки у них не кучерявые, а бархатные, мягкие! – разглядывала овец девочка и сначала с опаской, а потом уже смелее стала гладить и обнимать их. Теперь она хорошо рассмотрела их копытца. – Бабушка! У них же копытца тоже раздвоенные, как у коровы, только такие маленькие, аккуратненькие!

– Молодец! Ты наблюдательная, всё правильно подметила. Теперь пойдём доить Красавку, – позвала бабушка.

Корова Красавка стояла в своём загоне и спокойно что-то жевала. Увидав хозяйку, миролюбиво промычала и переступила с ноги на ногу.

– Тяжело тебе с полным выменем, я знаю. Сейчас подою, умница моя! Вот только соски твои помою, – разговаривала  с коровой бабушка, садясь у её ног на маленькую скамеечку и ставя рядом ведро с тёплой водичкой.

– Бабушка, зачем ты моешь  эту сумку у неё между ног? – спросила Ирочка.

– Эта сумка называется выменем. В ней Красавка принесла нам молочко. Когда она ходила по пастбищу и ела травку, вымя запылилось, поэтому его надо сначала хорошенько вымыть и осторожно вытереть полотенцем.

– У Красавки есть своё полотенце? – удивилась девочка.

– А как же? Есть у неё и своё полотенце, и ведёрко из которого её мою, и вот этот подойник, в который  она нам молочко отдаёт.

– А как она нам даст молочко?

– Смотри, на вымени есть соски, вот они! – показала бабушка. – Сейчас я на них буду надавливать пальцами, и из них побежит в подойник молоко.

– А Красавке не будет больно? – забеспокоилась девочка.

– Что ты! Ей дойка нравится. Вымя полное, тяжёлое, корова ждёт, чтобы я скорей освободила её от этой тяжести.
 
Бабушка придавила руками два соска, и молочные струи звонко ударили в пустой подойник.

– Ой, как интересно! Молочко так выстреливает, как вода из моего водяного пистолета!

– Ты, внученька, так не кричи. Корова не любит громкого разговора во время дойки. Видишь, нервничает, ногами переступает, может мой подойник опрокинуть и разлить надоенное молоко, – погладила корову по крутому боку. – Не волнуйся, моя Красавушка, не бойся...
 
Бабушка говорила спокойно, мягко, и её голос успокоил корову. Теперь она стояла смирно, а Ирочка молча наблюдала, как струйки молока, ударяя в подойник, образовывают пенную шапку, и она поднимается всё выше и выше.

– Вот мы и подоили Красавку, – сказала бабушка, когда пена сравнялась с краями подойника. – Молочка все хотят, гляди, котята уже ждут свой ужин, – поднимаясь со скамеечки, бабушка указала на трёх котят, которые в ожидании  сидели рядом.

Ирочка не заметила когда пришли котята, потому что с интересом наблюдала, как бабушка доит корову.

– Ой, какие хорошенькие! – обрадовалась она и стала гладить котят. – Этот серенький, а эти рыженькие!

– Давай их мисочку, сейчас мы и котят угостим парным молоком. – Бабушка налила парного молока, и пушистые комочки стали лакать угощение.

– Как у тебя тут интересно! Прямо настоящий зоопарк! – радовалась девочка.

– А ты моих курочек и петуха уже видала?

– Видала! Мы с мамой их зерном кормили. А петух так сердито на меня смотрел, наверное боялся, что я стану обижать его кур.

– Наш кочет сердитый. Если чужие куры заходят на нашу усадьбу, он кричит и тут же выгоняет их со двора. А недавно что-то не поделил с соседним петухом. Так дрались, что я хворостиной их еле разогнала. Так пощипали друг друга, что ветер два дня перья по двору кружил.

– Бабушка, ты так интересно рассказываешь про своего кочета! Хоть у него и выдрали перья, но всё равно наш петух самый красивый! Вон, какой у него пёстрый хвост!

– Верно. Он пострадал меньше, а соседскому петуху досталось... – заулыбалась бабушка. – Сейчас я познакомлю тебя с последним, таинственным жителем моей усадьбы.

– Бабушка, у тебя кто-то ещё живёт? – удивилась внучка.

– Живёт и тоже очень любит молоко, но людей боится и оттого не показывается. Но если ты будешь терпеливой и посидишь тихонько на крыльце, то увидишь, как из-под поленицы дров появится большой ёж. У него есть своя мисочка, и я его каждый вечер подкармливаю, – бабушка налила ежу молока и поставила рядом с дровами.

Ирочка сидела на крыльце и поглядывала на миску ежа, но он всё не появлялся. И вот, когда уже наступил вечер, а девочке надоело ждать, у дров что-то зашевелилось, тихонько фыркнуло, и у миски появился большой ёж. Девочка замерла от удивления и радости. Она первый раз наблюдала  за таким колючим зверьком! Он в сером сумраке вечера почти сливался с дровами, но всё же можно было разглядеть и его колючки, и мордочку. Вот только лапки скрывала серая колючая шубка. Ёж пил молоко и совсем не обращал внимания на притаившуюся девочку. Когда миска опустела, он опять деловито фыркнул, но не спрятался в дровах, а побежал по тропинке к саду и скрылся в траве.

– Мама! – позвала Ирочка. – Ёжик побежал в сад, но там же темно, он заблудится! – беспокоилась она
.
– Не волнуйся, это он на охоту пошёл. Одного молока ему мало, пошёл поискать жучка или червячка. Эти зверьки охотятся ночью, а наш сад для него знаком, он же тут живёт, всё знает.

– Давай его поищем?

– Зачем? Пусть спокойно охотится, не надо его пугать, а то он уйдёт с нашего двора туда, где его никто не станет трогать. Пусть думает, что мы не знаем о его существовании.
– А завтра я опять его увижу?

– Конечно! Ты можешь наблюдать за ним каждый вечер.

– Как же у бабушки интересно! – захлопала в ладошки от счастья Ирочка.

– Гляди! К нам ещё одна гостья пожаловала! – мама показала на большую серую жабу, которая выпрыгнула из влажной грядки с цветами и тут же проворно схватила какого-то жучка, быстро проглотила и замерла, осматриваясь. И вот, никого не боясь, прыгнула один, второй раз, а потом, неуклюже перебирая лапками, стала осторожно подползать к задремавшему на траве мотыльку и в один миг схватила его.

– Наблюдаете за лягушкой? – подошла бабушка. – Их в огороде много.

– Ты же сказала, что ёжик последний, с кем я познакомилась, а оказывается, что ещё и лягушки есть? Может быть, мы ещё кого-нибудь забыли вспомнить? – удивилась Ирочка.

– Ёж, последний житель моего двора, которому я наливаю молока, а другой живности в подворье ещё много. В сараях живут мыши, а на сеновале под самым потолком ласточки свили гнездо и выводят птенцов. В саду можно встретить ящерицу, а  за оконным наличником прижились дикие осы. На старой груше в конце сада сорочиное гнездо, а под стрехой сарая гнездятся воробьи.

– И я завтра всех их увижу? – спросила Ирочка.

– Конечно, только наблюдать за ними надо тихонько, не трогая и не ломая их домики. Чем бережнее мы к ним будем относиться, тем больше птиц и разных зверьков поселятся в нашем саду и в подворье. Места всем хватит, а мы их будем подкармливать, потому что рядом с ними жить интереснее и веселее.