Продолжение книжкиДорога в сказку. За околицей

Надежда Дедяева
 
Когда последний двор деревни оказался позади, горожане вышли на луг. Он был таким большущим и пёстрым от разнотравья, что Ирочка даже остановилась от неожиданности:
 
– Ой, мамочка! Смотри сколько разных цветочков! Кто же их тут посадил?

– На лугу цветы никто не сажает. Они сами растут. Видишь, вдалеке целое стадо коров? Они на лугу выбирают те травы, которые им больше по вкусу. Такие травы называются кормовыми. А вон пасётся отара овец. Они тоже щиплют травку. Но овечки в отличие от коров менее разборчивы, они поедают почти все виды трав. И всё же есть тут растения колючие, жёсткие, которые в пищу животным не годятся.  Поэтому такие растения вырастают выше остальных трав  и выделяются на лугу.

– Вижу! Вон, какая большущая колючка с красными  цветками! – показала пальчиком Ирочка.
 
– Верно. Это татарник. Видишь, какой он пышный и гордый? Знает, что его колючки предупредят и животное, и человека что к нему  лучше не приближаться и не ломать, иначе можно пораниться. А другие травы съедают животные, но они от корней отрастают снова и даже успевают зацвести  и разбросать свои семена. А весной луг опять буйно зацветает! Мы с тобой все эти травы рассмотрим, и  я расскажу про них интересные истории, но в другой раз. А сейчас по лугу ходить очень жарко, поэтому пойдём купаться!

(Речные жители)

Ирочка плескалась в речке. Она набирала в ладошки воду и подбрасывала вверх, любуясь, как брызги хрустальными шариками сверкают на солнце. Вскоре это занятие ей надоело, и она стала наблюдать сквозь прозрачную воду за ракушкой, которая медленно двигалась по песчаному дну, выпустив сквозь створки раковины розовый язычок и оставляя за собой маленькую бороздку.
 
– Так это ты  изрисовала всё дно плавными линиями? – заговорила с ней Ирочка.

  Но ракушка её не слышала и продолжала свой путь дальше. – Ты, почему не хочешь со  мной играть? – рассердилась девочка и схватила ракушку, но та поспешно убрала язычок и плотно-плотно закрыла свой домик-раковину.

 – Испугалась меня? Но я же тебя не буду обижать... Ладно, ты всё равно с детьми играть не умеешь, ступай себе! – забросила ракушку подальше в реку.

 Но тут её внимание привлекла целая стайка мелких серых рыбок на самом дне. Они плавали у ног, но стоило Ирочке опустить руку в воду, пытаясь схватить рыбку, как те стремглав бросались врассыпную. Через минуту опять собирались в стайку и кружили рядом. Девочка развеселилась и стала бегать за ними по мелководью. Но, приглядевшись, она заметила, что некоторые рыбки быстро закапываются в песчаное дно. Приметила, где спряталась рыбка, хотела схватить её прямо с песком, но та скользнула между пальчиков и  закопалась опять.
 
  Мама  в это время загорала на песчаном берегу и плела из полевых цветов веночек.

– Мама! Почему они меня дразнят? – спросила  Ирочка.

– Кто тебя дразнит? – мама отложила веночек и забрела в воду.

– Гляди, одни рыбки плавают, а другие прячутся от меня в песочек, но схватить себя не дают, выскальзывают сквозь пальчики.

– Они не дразнят тебя, а боятся. Так рыбки спасаются от хищников. Гляди, обычно рыбки плоские, а в этой стайке  пухленькие,  похожие на пальчики с плавничками, только серенькие. Они плавают у самого дна, но не прячутся, хотя любят жить на песчаных отмелях. Их так и называют – пескари. А те рыбки, которые прячутся в песок, называют вьюнами. Они  плоские и умеют очень быстро сворачиваться в колечко и закапываться.

– А хищники... это кто? Почему от них рыбки прячутся?

– Хищники, это такие зубастые рыбины и зверьки, умеющие плавать и нырять. Они не прочь  полакомиться мелкой рыбой. Например, щука или окунь, зверёк выдра или ондатра. Плавающие утки, гуси тоже не прочь полакомиться рыбкой. От них-то и прячутся в песок вьюны, разбегаются в разные стороны пескари. Тебя они тоже боятся. А ещё рыбок высматривают и ловят птицы.

– Птицы? – удивилась Ирочка. – Птицы в воздухе летают, а рыбки в  воде. Как же их птичка схватит, она же утонет!?

– Пойдём, я знаю, где зимородки охотятся, сейчас мы за ними понаблюдаем.

(Птицы рыболовы)

Мама повела Ирочку над речкой и вскоре они пришли  к ивовым и тростниковым зарослям на берегу. Тут большущие ивы склоняли ветви к самой воде, а вдоль берега на реке разрослись кувшинки. Их жёлтые цветы источали медовый аромат, а глянцевые круглые листья напоминали сказочные блюдца, на которые то тут, то там запрыгивали лягушата и грелись на солнышке.

– Сейчас мы тихонько подойдём ближе к берегу, чтобы можно было разглядеть, что же делается в зарослях на противоположной стороне. Там живут очень красивые птички. Поэтому разговаривать мы не будем, чтобы не спугнуть их, а просто посидим в зарослях и понаблюдаем, – шёпотом говорила мама.

Они выбрали удобное местечко среди ивняка и сели прямо на песок.

– Гляди, – прошептала мама Ирочке в самое ухо, показывая пальцем на другой берег, где на  ивовой ветке у  воды сидела ярко-синяя небольшая птичка. – Видишь птичку? Это зимородок. Наблюдай, что он будет делать.

Ирочка, проследив за маминым пальцем, увидела зимородка и теперь во все глаза рассматривала эту яркую птицу. Грудка у неё была такая синяя с зелёным отливом, словно кто-то её покрасил самыми яркими фломастерами. Она сидела неподвижно, казалось, что заснула, но вот камнем упала в воду.

 Девочка вскрикнула от неожиданности и хотела сказать маме, что птичку надо срочно спасать, потому что она сонная свалилась в воду и утонет. Но в этот миг птица выпорхнула из воды совершенно сухой и уселась на ту же ветку, только в клюве у неё теперь поблёскивала небольшая рыбка.

– Видишь, – мама опять зашептала дочке на ухо. – Она высмотрела в воде рыбку и так ловко нырнула за ней, что ты даже испугалась. А пичуга теперь с обедом.

– Как же она не намокла? – удивилась девочка.

– У неё пёрышки прилегают очень плотно к телу и смазываются её жиром, поэтому вода к перьям не пристаёт, а скатывается как с зонтика! Оперение этой птицы, словно водолазный костюм, служит ей!

Зимородок спорхнул с ветки и понёс в клюве рыбку себе на обед. Мама тоже поднялась:
 
– Теперь ты видела, как охотится на рыбок эта красивая птица?

– Я думала, что она заснула и упала в воду, а она, оказывается, не спала?

– Конечно, нет! Она просто затаилась и ждала, когда рыбка подплывёт поближе под её ветку. Зимородок терпеливый и удачливый охотник. А сейчас я тебе ещё одного пернатого рыбака покажу. Тут есть мелководный заливчик, на нём  промышляют серые цапли. Близко к ним мы подойти не сможем, место там открытое, они нас сразу заметят, но мы и издалека их увидим. Цапля птица большая, видная.

Ирочка сразу увидела серую цаплю. Она стояла неподвижно, опустив клюв к самой воде.

– Гляди, мамочка, она прямо в речку забрела! – тихонько воскликнула девочка. Ей очень нравилось наблюдать за необычными птицами.
 
Но цапля толи услышала её голос, толи увидела их на открытом берегу, взмахнула большущими, серыми крыльями и поднялась в воздух.

– Ой, как за ней тянутся ноги! – воскликнула Ирочка.

– Ты верно заметила. Лапки у цапель длинные, чтобы можно было глубже забрести в воду. А когда цапля летит, вытягивает ножки вдоль тела.  Они, по сравнению с её крупным телом и большими крыльями, длинные и тонкие, тащатся за ней словно два шнурка. Очень интересно наблюдать за цаплей в полёте. У неё и клюв, и шея длинные, чтобы дотянуться до речного дна, когда она стоит на высоких ногах в воде. Цапля, как и зимородок, замирает и не шелохнётся, пока к ней не подплывёт неосторожная рыбка или глупый лягушонок. Тогда она в один миг хватает свою добычу твёрдым длинным клювом.

– Сколько тут всего интересного! – воскликнула девочка. – А ты мне ещё что-нибудь покажешь?

– Обязательно покажу, а сейчас мы  почистим твоим совочком родник. Он вот тут, под берегом. Видишь, из тех зарослей травы и камыша течёт к речке маленький ручеёк?

– Откуда он течёт?

– Он вытекает из криницы. Сейчас ты это увидишь.

(Криница)

Спустились по едва заметной тропинке к небольшому заросшему прибрежными травами родничку.

– Тропинку сюда протоптали пастухи. Набирают в роднике питьевую воду, – рассказывала мама. – Вода в нём холодная, чистая и очень вкусная.

– Я тоже пить хочу...

– Вот сейчас мы с тобой  напьёмся, – мама достала из сумки кружечку и осторожно набрала в неё воду из родника. – Пей, не спеши, вода очень холодная, горлышко может заболеть. А я сейчас раскопаю родник, сделаю его больше, а то воду из него едва кружечкой можно зачерпнуть. Если сейчас не почистить, эта криница к осени совсем зарастёт травой и скроется под толщей ила.

Мама стала раскапывать родник и достала с его дна помятую пластмассовую бутылку.

– Гляди, Ирочка, что сделали плохие люди! – воскликнула мама.

– Что они сделали? – Ирочка подошла ближе и стала наблюдать за маминой работой.

– Плохие люди это те, которые не любят нашу речку и луга. Они бросают тут мусор, бутылки, банки, пакеты. А ветер сносит всё это в родник, и он засоряется, вода не может пробиться через пластмассовые упаковки.

 Каждый год по берегу погибает много таких родников, а ведь они питают водой нашу речку. В итоге и сама речка мелеет, затягивается грязью. А бывает, что дети бросают в речку бутылку и смотрят, как она плывёт по волнам словно кораблик. Не понимают  ребятишки, что эта бутылка застрянет где-нибудь в камышах. К ней прибьётся ещё мусор, получится маленькая плотина, которая замедлит течение реки, а камыши только того и ждут.

 Прибрежные растения  быстро растут  в стоячей воде, и вскоре на этом месте река обмелеет, образуется болотная топь, которая не даст пройти рыбе вверх по течению на нерест. Так река со временем оскудеет, обмелеет и погибнет.

– Разве такое может произойти из-за одной брошенной бутылки?

– На луга, в лес, к реке приходят миллионы людей. Если каждый человек оставит после себя всего одну бутылку, пакет или банку, то получится, что в общей массе тонны мусора разбрасываются по самым красивым уголкам Земли. Этот мусор не позволяет расти цветам на лугах, грибам и ягодам в лесу, засоряет реки и не даёт пройти рыбе на нерест.
 
– На какой нерест плывёт рыба? – не понимала Ирочка.

– Нерест, это когда рыба мечет икру, из которой потом появятся её детки-мальки. Каждый год рыбы приплывают в одно и то же место на реке, где оставляют свою икру. А если они к этому месту не смогут пройти, то им придётся метать икру в непригодных для этого условиях. Икру может унести течением или она попадёт в холодную родниковую воду и погибнет. А может быть, достанется на обед другим рыбам, тогда мальки не появятся на свет, – объяснила мама. А без рыбы река будет скучной.

– Мы с тобой мусор на реке не бросаем. Мы  помогаем родничку, – задумчиво проговорила девочка.

– Потому что мы с тобой очень любим речку, луга и весь наш прекрасный край! – мама раскопала  родник так, что получилась большая яма, наполненная ключевой водой. Теперь можно было черпать студёную воду не только кружкой, но и ведром! И  к реке от этой очищенной криницы побежал весёлый говорливый ручей.
 
– Ну вот... Сегодня мы с тобой сделали доброе дело. Теперь пора возвращаться к бабушке. У неё в подворье живут домашние животные, мы их разглядим. Это тоже очень интересно, – улыбалась счастливая мама.