Присутствие смерти

Андрей Климов
                Присутствие смерти наиболее остро ощущается весенней порою, когда снег уже сошел, и наступили первые тёплые, солнечные дни. Почему именно весной так явственно чувствуется дыхание смерти, в то время, как вся природа исполнена жизни, жизни пробуждающейся и вновь утверждающей себя после зимней спячки, стужи и леденящего оцепенения? Весна - квинтэссенция жизни, но жизнь не отрицает и не упраздняет смерти, напротив, смерть есть отрицание жизни, она караулит жизнь с момента её зарождения, и потому, наверное, весной, в пору обновления,  восстановления жизни, присутствие смерти проявляет себя столь реально и неотступно. Жизнь, земная жизнь трепещет перед дыханием смерти, увы, ей нечего противопоставить разрушению и тлену, земная жизнь – явление преходящее, неизбежно и неумолимо устраняемое смертью до тех пор, пока сама жизнь не наполнится содержанием безсмертия. Откуда возьмётся это чудесное содержание, где найти его? Господь Бог наш, Iисус Христос есть единственный источник и податель жизни, Он – залог нашего безсмертия и жизни вечной, Он и только Он освобождает нас от тяжких уз смерти и греха, ведущего к погибели души и смерти вечной. От жизни преходящей и тленной Господь направляет нас к жизни вечной, указует путь к безсмертию. «Божия благодать, - говорит святитель Тихон Задонский, - есть жизнь душ наших, без благодати Божией душа наша жива быть не может; якоже бо тело наше душою, тако душа наша Божиею благодатью живет». Смерть есть следствие греха, следствие прямое и неизбежное. Освободимся от греха и станем неуязвимы для смерти. Но как освободиться от греха, к которому неудержимо стремится всё наше падшее человеческое существо? Сие выше сил наших. По словам Тихона Задонского, «греха никто отнять не может от человека, кроме Сына Божия. Он ради отнятия греха в мiр пришел и пострадал, и умер, да истребит грех». Другими словами, Христос Спаситель уже проделал за нас всю работу по преодолению смерти, от нас же всего-то и требуется, не отступать от Спасителя нашего ни на шаг, крепко держаться за  Него и слушаться Его во всем. Но мы почему-то этого не делаем, для нас задача следования за Христом чаще всего оказывается непосильной. Почему? Неужели мы предпочитаем смерть жизни? Очевидно, да, предпочитаем смерть, в противном случае, ничто бы не остановило нас, не удержало от того, чтобы неотступно и без оглядки идти за Христом. В конечном счёте, ответ прост: мы не стремимся к жизни, ибо стремление к жизни предполагает усилия, усилия над собой и борьбу со своим грехом; но смерть, видно, для нас милее, чем борьба с самим собой, и мы неизбежно и настойчиво выбираем смерть.