Байкальская легенда Молитва морю. сценарий к фильм

Антон Кодкин
Молитва морю.
 









Сценарий к фильму Кодкина Антона














2012 год.


НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА БАЙКАЛ ДЕНЬ
Древний как мир СЕДОЙ СТАРИК сидит на корявом, отшлифованном волнами, выжженном солнцем бревне, у берега моря. Ветер треплет его седые волосы, волны бросают брызги на его одежду, руки, лицо. Его глаза почти закрыты, старческая слеза стекает по лицу, отрываясь, она летит на землю, её полёт - всего какие-то мгновения, но преломленный луч солнечного света, вспыхивает воспоминаниями, и уносит в прошлое.

НАТ. БЕРЕГ ОЗЕРА БАЙКАЛ ДЕНЬ

Девушка СВЕТЛАНА стоит на берегу, волны набегают на её босые ноги. Светлана смотрит вдаль моря, где виднеется рыбацкая лодка. Лёгкий ветерок играет в её волосах, Светлана поворачивается и идёт к дому. Ступни утопают в сухом сыпучем песке, её лёгкое платье под напором игривого ветерка, облегает молодое тело. Светлана заходит в дом.

НАТ. МОРЕ ЛОДКА ДЕНЬ

В лодке два рыбака, старый рыбак САВЕЛИЙ, укладывая спускающуюся в лодку сеть, и выщёлкивая рыбу из ячеи, говорит своему сыну, молодому рыбаку АНДРЮХЕ, вытягивающему сеть из воды.

Савелий
Я вот чо думаю
(придерживая Андрюху, пока тот тянет сеть в лодку)
не пора ли тебе Андрюха уже со Светкой свадьбу сыграть? А то  ходишь к ей кажный день, помогашь, по вечерам сиднем сидите, а чего просто сидеть, живите уже вместе. Чтобы как у людей всё было, ребятишек рожайте, а?

Андрюха
(Оглядывается на отца)
Так я-то хоть щас, батя.
Савелий
А чо, Светка не хочет?
Андрюха
Да, не, вроде хочет.
Савелий
Дак чего?
       
       Андрюха
Ну, я хотел попросить тебя, чтоб ты сходил и переговорил с тёткой Глафирой и Светла-ной.
      Савелий
Ну, стало быть, и схожу, прям сегодня и схожу, а чего время тянуть.

Андрюха широко улыбается и разворачивает лодку к берегу.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ИЗБА СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Савелий и Андрюха вытаскивают рыбу из лодки в плетёные корзины. Светлана собирает сети.

Вдоль берега, СКУПЩИК на своей старой телеге, которую тащит такая же старая кобыла, приближается к месту выгрузки.

Савелий отходит к скупщику они о чём-то коротко переговариваются.

Савелий
Андрюха, загрузишь корзины, да Светланке помогай, меня довезёт Айдон.

Савелий забрался на телегу, возница тронул поводья и телега пошла в горку, в сторону посёлка.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ У ВХОДА В ИЗБУ СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

На шестах натянуты сети, Светлана и Андрюха разбирают оставшиеся снасти. Они развешивают их по шестам. Андрюха смотрит, как работает Светлана, его взгляд останавливается невольно на девушке. Светлана делает вид, что не видит этого.
Андрюха (спохватившись)
Свет, а ты ножа моего не видела? А то в море идти, а ножа сегодня и не нашёл.

   Светлана
(улыбнувшись)
А ты в избе погляди, может там оставил? Ты в последнее время всё за-бываешь.

Андрюха смущённо отводит глаза и после оба заливисто смеются.

НАТ. ТРОПИНКА НА ХОЛМЕ ВЕДУЩАЯ ИЗ ПОСЁЛКА ДЕНЬ

По тропинке, вдалеке, идёт ГЛАФИРА тётка Светланы.

НАТ. БЕРЕГ РАЗВЕШЕННЫЕ СЕТИ ДЕНЬ

Андрюха смотрит на тропинку, увидев Глафиру, собирается уходить.

Андрюха
Я пойду до дому, надо ещё до Ивана кузнеца сбегать, петлю забрать.

Светлана оглядывается на Андрюху, улыбается.

Светлана
Я до вечеру поди управлюсь
сама, так приходи, пойдём
до горы сходим.

Андрюха
Эх, Светка, тянет тебя всё
на эту гору, а не страшно?
Ходить туда нельзя.

Светлана
(вдруг серьёзно)
Страшно, когда полная луна
над вершиной проходит,
вроде как, что-то живое
над ней вижу.

Андрюха подходит к Светлане.

Андрюха
Ты Свет ничего не бойся, я
всегда рядом буду.

Светлана
Я всё равно боюсь, стараюсь
не бояться, но иногда, очень
становится одиноко и страшно.
Ладно, беги, там вроде как,
Тётка идёт.

Андрюха разворачивается и идёт в сторону посёлка. На тропинке он встречает Глафиру, они коротко здороваются и расходятся. Глафира смотрит вслед Андрюхе.

НАТ. БЕРЕГ ШЕСТЫ СЕТИ ДЕНЬ

Светлана латает сети, к ней подходит Глафира, достаёт из корзинки платочек с завёрнутыми малосольными огурчиками.

Глафира
(протягивая
огурчик
Светлане)
Ох, и жара сегодня опять, это
же какой день палит, скоро
всё выжгет.

Светлан (смеясь)
А пойдём тётка купаться! Коль
Жара такая так чего сидеть?

Глафира
Не, я лучше в дом, там прохлады
хватит. Красная, поди, как
свекла.

Светлана
Ну, как знаешь.

Глафира поднимается и уходит в избу.

Светлана идёт к берегу. Она заходит по колено в воду, оглядывается, снимает платье, бросает его на берег и бросается в воду.

ИНТ. КОМНАТА С ПЕЧЬЮ В ИЗБЕ СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Глафира возле стола, достаёт из корзины свёрточки с едой. Накрывает на стол. Входит Светлана. Её мокрые выгоревшие волосы падают на плечи, она улыбается и немного удивлённо спрашивает.

Светлана
Тётка, мы, что сегодня пируем
с тобой? Или ждём кого?

Глафира
Ждём, ждём, помогай, давай, не
стой столбом.

Светлана подходит к столу и начинает разбирать солёного омуля, укладывая его на тарелке и перекладывая луком.


Светлана
А кого ждём, тётка?

Глафира
Человек щас с посёлку придёт,
Всё сама увидишь.

НАТ. БЕРЕГ СЕТИ НА ШЕСТАХ ВЕЧЕР

К сетям подходит Савелий, собирает оставленный Светланой инструмент. Савелий смотрит на сети, подходит и хозяйски подравнивает край сети на шесте.

ИНТ. КМНАТА В ИЗБЕ СВЕТЛАНЫ ВЕЧЕР

Светлана и Глафира сидят на скамейке у накрытого стола, иногда поглядывают в окно.

Глафира
Так у кузнеца я забрала ухват
ишо когда?, а всё не дойду до
его кобылы поглядеть, чего с ей.
Иван вчера и пришёл, да пошли
говорит, а мне так неудобно вначале…

Стук в дверь прервал рассказ Глафиры, потом дверь отворилась, и вошёл Савелий. Глафира и Светлана встали навстречу гостю.

Савелий
Здорово были, девоньки.

Светлана
Заходи дядя Савелий.

Глафира
Здравствуй Савелий.

Наступила затянувшаяся пауза. Все молчат, смотрят друг на друга.

Глафира
Ой, чо стою-то! Савелий,
проходи сюда, садись. Свет,
А ну доставай, чего я там
Припрятала.

Савелий
Это ты чего тут Глафира, пир
Устроила?

Глафира
Да, какой там пир, Савелушка,
Так пару картофелин, закусить,
Чтоб говорилось легче.

Светлана достаёт бутыль зелёного стекла и ставит её на стол. Все рассаживаются, рыбак наливает по рюмке себе и Глафире

Савелий
(немного замявшись вначале)
Ну, в общем, я зачем пришёл-то.

Глафира
Ты Савелушка выпей, говорить
Легче будет.

Савелий берёт в руку стопку, улыбается, крестится, выпивает. Закусывает огурцом, кряхтит.

Савелий
Эх, ядрёна суть.

Светлана понимает, зачем пришёл рыбак, и смотрит с любопытством и радостью.

Савелий
(глядя на открытое и юное
лицо Светланы)
Ну, вот Глафира Петровна, пришёл я сватать своего сына за твою племянницу, так как ты являешься опекуншей, то у вас товар у нас купец, у нас ключ у вас замок, у нас шмель у вас цветок! Предлагаю вам подумать над моим предложением. Ни чего не напутал?

Савелий широко улыбается и смотрит на бутыль.

Савелий
Эх, была, не была, налью ещё
По одной, а Глафира?! Ещё легче говорить будет, а там и запоём.

Савелий наливает ещё по стопке, поднимает и говорит как тост.

Савелий
Знаешь, дочка, очень я хочу, чтоб вы с моим Андрюхой счастливыми были, в доме ладили, ребятишек нарожали, да никакого горя бы не знали. Но это, конечно, если ты согласная.

Светлана обнимает Савелия и громко целует его в ухо.     Савелий смеётся и, играя, поднимает руки. Глафира, достав платочек, промачивает им неожиданную слезу. Неожиданно, громко хлопает дверь. Все оборачиваются. Светлана поднимается и подходит к двери. Открывает дверь.

НАТ. ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ МОРЕ ВЕЧЕР

На берегу, лицом к избе стоит шаманка СТАРАЯ АЮНА. Светлана смотрит на неё и говорит.

Светлана
Заходите в дом, уважаемая Аюна.

Шаманка молчит, но Светлане слышится голос.

Голос Шаманки
Стучат копыта вороного жеребца.
Пылит дорога. Близко чёрный
всадник.

Светлана шагает на улицу, оглядывается вокруг, ветер треплет волосы, Светлана смотрит на море, потом на шаманку, а Аюны уже на месте нет. Девушка возвращается в дом.

ИНТ. КОМНАТА В ИЗБЕ

Савелий и Глафира смотрят на Светлану.

Глафира
Ты с кем говорила?

Светлана
Аюна стояла, вроде бы она,
а потом исчезла. И вроде как
не она.

Савелий
Ну, что девоньки мои, пора мне
и честь знать, давай, Глафира,
ещё по маленькой, да я до дому
поковыляю.

Савелий наливает по стопкам.

НАТ. КРЫЛЬЦО ИЗБЫ СВЕТЛАНЫ

Светлана и Глафира сидят на табуретах, опёршись на стену дома, они поют.

Светлана
Платье моё вышито к рукавам
от ворота, под кострами слышится
треск сухого хвороста…
заплетались косами мои годы юные
выгорали солнцами, серебрились
лунами…

Глафира подпевает девушке, потом неожиданно.


Глафира
А кому оно не хочется жить,
то счастливо.

Светлана замолчала.

Глафира
Вот твоих возьми, отца твово да
мать – сестрицу мою родную. Всяко
же у их было, хорошо и плохо, а
вон как вышло. Ты одна и осталась,
хорошо, что я ещё рядом есть.
Всё веселее, да? (Глафира оборачивается
и смотрит на племянницу).

Светлана
Тётка Глафира, а мам моя красивая
была?

Глафира обнимает Светлану за плечи.

Глафира
Красивая. Шибко красивая.
Я ей по дурости своей
завидовала даже в молодости.

Светлана
Почему по дурости?

Глафира
Да, как почему?! Потому, что
красота – это наказание Господне.

Глафира перекрестилась, глянув в тёмное небо.

Светлана
Наказание? Я всегда думала, что
это дар.

Глафира
Ну, может это и дар, то слишком
уж он дорого обходится этот дар.
Это как камень драгоценный,
что ли. Который у тебя все украсть
хотят, а ты должна его нести всю
жисть. Кажный кто силу да деньги
имеет, норовит его получить, камень
этот. А тебе надо нести этот камень
бережно, да так, чтоб никуда не
делся, пока он сам себе нужную
оправу не выберет, да не уляжется.


Светлана
И как мам несла камень этот?

Глафира
Трудно, трудно ей было. Понимала она, что силу имеет необыкновенную в красоте своей, да так и сгубила её красота эта.
Ой, ну хватит болтать, уже давно
ночь на дворе, а мы с тобой всё
на улице, айда в избу.

Светлана
А ты веришь, что всё так и было
как рассказывают про маму? Что
царь – рыба есть, что мама этого
Кривого с ума свела, что он по
указке царь – рыбы её убил?

Глафира поднимается и открывает дверь в избу. Она не видит как недалеко от избы, стоит шаманка и наблюдает за женщинами.

Глафира
Не знаю я (голос Глафиры изменился)
знаю, что Гришка Кривой в море свих-
нулся, дак это всем было ясно, а уж
как там всё это было, так это одному
Богу известно. Чего уж он там в море
увидел, или привиделось ему, а то
что он Оксану убил, так это все
знали. Так он в каторге и сгинул
бедолага.

Светлана вслед за Глафирой входит в избу..

ИНТ. ИЗБА СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

Светлана сидит на кровати, она слушает тётку. Глафира расплетает косу и продолжает рассказ.

Глафира
Отец твой совсем нелюдим стал,
как Оксаны не стало, вон, где дом
поставил, чтоб с людями не
встречаться.

Светлана разделась и легла в постель. Лунный свет заливал комнату сквозь занавески, в щель между занавесками смотрела полная луна.

Глафира
Он вообще, только меня до тебя
допустил, понимал, что без
женщины дитя не выходить. Когда
в море уходил, то я тут с тобой его
дожидалась, потом всё реже, когда
ты подросла.

Глафира ложится в постель и задувает керосиновую лампу, теперь свет из окна стал холодным и призрачным, Глафира замечает это.

Глафира
От надо же, а?! Как светит, хоть
ставни иди, закладывай. Будто
живая! Трудно было с твоим отцом,
такой характер, что всё молчал,
да молчал. А потом как-то собрался
в море, да перед тем как
идти, дров заготовил на год вперёд,
зверя добыл, солонины наделал.
Собрался в один прекрасный день,
ушёл и так и с тех пор. В общем, ты
сама уже всё давно знаешь. Спать
надо ужо, всё болтаем. Спокойных снов.

Светлана
Спокойных снов.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДОМ СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

С моря наносит туман или облако, да такое странное, что затягивает только дом Светланы, вдалеке воют волки, скоро облако это растаяло. Старая шаманка ковыляет к себе в хижину, она ещё раз оглядывается на дом Светланы.

НАТ. УЛИЦА В ПОСЁЛКЕ У ВОРОТ ДОМА САВЕЛИЯ УТРО

Андрюха укладывает снасть в суму, и мастрячит её к вёслам. Из ворот выходит Савелий, он помогает Андрюхе затянуть узел и они отправляются к берегу. Они идут вдоль берега, солнце ещё не взошло.

НАТ. БЕРЕГ У ДОМА СВЕТЛАНЫ УТРО

Светлана стоит на берегу и смотрит, как Андрюха с Савелием укладывают снасть в лодку, ставят вёсла, сталкивают лодку. Море спокойно, чайки на воде. Лодка заскользила по морю. Светлана поёт песню.

Светлана
Лети волна светлая
неси лодку лёгкую
любовь мою береги
день солнцем раскатится
звуком наполнится
уйдёт чередой
меж скалами тёмными
потоками звонкими
найди путь домой.

Ветер играет в сетях, развешанных на шестах, играет в волосах Светланы, играет с её лентой, которая улетает вслед ушедшей в море лодке. Лёгкие белые буруны, на гребешках волн, бегут рядом с лодкой, то обгоняя, то отставая от лодки. Взмахи вёсел уносят лодку всё дальше, к скалам Кобылья голова и Тёмный мыс.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ДЕНЬ

Светлана идёт в сторону леса, она собирает дикий лук в корзину. Скоро она замечает, что на поваленной сосне сидит старая  шаманка Аюна. Старуха сидит и смотрит на девушку. Светлана подходит к шаманке.

Светлана
День добрый Вам Аюна! Как Вы себя
чувствуете? Может Вам помочь до
дома дойти?

Аюна скрипит в ответ низким голосом.

Шаманка
И тебе доброго дня, дочка. Я тут
не за помощью сижу, ноги ещё носят
старую Аюну. Я тебя жду, ты приди
сегодня вечером до меня. (пауза)
Не тот ветер вчера подул, не та птица
ночью кричала, я старая, неладное
далёко чую (старуха подняла лицо и
по-волчьи понюхала воздух). Ты
сейчас иди лук собирай, негоже дело
бросать, в падь еловую зайди.
Он там сочный, ароматный, ветром не
обветренный, солнцем не выжженный.

Светлана
Спасибо, я приду вечером.

Светлана поворачивается и идёт в сторону еловой пади, потом оборачивается, шаманки уже нет.

НАТ. ЕЛОВАЯ ПАДЬ ДЕНЬ

Светлана спускается в лощину за луком и слышит вдалеке стук копыт. Девушка видит всадника на вороном скакуне, в черной одежде. Она вспоминает слова шаманки «Стучат копыта вороного жеребца. Близко чёрный всадник». Светлана присаживается на траву, чтоб её не было видно в лощине. Всадник проносится мимо. Он спешивается невдалеке. Бросается на траву и лежит на спине, раскинув руки, глубоко и часто дыша. Светлана тихо уходит до своей избы.

ИНТ. ИЗБА СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Светлана режет дикий лук, разводит огонь в печи и ставит на печь чан с водой. За окном слышится топот копыт. Светлана выглядывает в окно, за домом несётся чёрный всадник. Его вороной жеребец будто дышит огнём. Так кажется Светлане.

НАТ. БЕРЕГ ДОМ СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Лодка зарезает носом песок берега, Андрюха ловко соскакивает и втягивает лодку на сушу. Савелий подаёт снасть и улов в кулях. Андрюха принимает на берегу. Светлана подкатывает бочку для засолки. Работают все быстро и споро, оставляют рыбу скупщику, часть в засол укладывают. Когда вся работа сделана, Андрюха подходит к Светлане.

Андрюха
Я сейчас с батей в посёлок,
а вечером до тебя прибегу,
чего надо из посёлка?

Светлана
Не, ничего не надо, только приди,
а то мне страшно.

Андрюха
Приду, я же сказал, что приду.

Савелий и Андрюха уходят в посёлок. Навстречу им попадается скупщик на своей телеге. Колёса телеги скупщика обиты металлической полоской и их слышно далеко.

НАТ. ДВОР ДОМА САВЕЛИЯ ДЕНЬ

Вороной жеребец стоит у яслей под навесом, из дома выходит всадник – это ИВАН старший сын Савелия, у него в руках дымящийся самовар, парень ставит самовар на землю, берёт сапог и начинает раздувать угли. В это время во двор входят Савелий и Андрюха.

Савелий
Иван, Ваня, ты гляди чего, приехал!

Савелий радостно вскидывает руки и идёт обнять сына. Андрюха тоже обнимает Ивана.
Андрюха
Здорова брат. Давно не виделись!


Савелий
Ты по делам, али так на отдых?

Иван
По делам, какой отдых. Ну, я
заждался вас тут, уже объехал
всю округу, вон мой друг
вороной стоит. Айда в дом,
чай пить, я из города
всяких гостинцев привёз.

Савелий смотрит на Ивана с явным удовольствием, он молчит и слушает сына. Андрюха занялся снастью и тоже слушает Ивана.

Иван
Я гляжу, что женщин в этом
доме ещё не появилось.

Савелий
Нет, пока ещё не появилось
(смотрит на Андрюху).

Андрюха переводит разговор.

Андрей
Так ты тут уже чай, значит
скипятил, так чего стоять
во дворе, айда в дом, Батя.

Уходят в дом.

ИНТ. ИЗБА САВЕЛИЯ КОМНАТА СО СТОЛОМ ДЕНЬ

Савелий, Иван и Андрюха сидят вокруг стола, на столе самовар, чашки с чаем и угощения, привезённые Иваном. Слоёный пирог с начинкой, сладкий пирог, пирожные. Савелий откинувшись на спинку стула, положив руку на стол, как настоящий хозяин.

Савелий
Так ты мне скажи, ты в отпуск
или ты не в отпуск, я в толк
не возьму.

Иван
Ну, какая разница, батя? В отпуск
я или не в отпуск.

Савелий
Э, не скажи. Ежели ты в отпуск,
то это значит ты по нам заскучал,
по земле родной, да и приехал
проведать, да повидать нас.
А ежели ты по работе по своёй, то
это, конечно, тоже хорошо, но
нам с Андрюхой (Савелий замялся).

Андрюха
Да нет никакой разницы Иван,
конечно, главное, что ты приехал
и всё.

Андрюха улыбается и смотрит на брата.

Андрюха
Ты расскажи чего в городе-то
делаешь? Выучился-то поди давно
уже, а сейчас, что делаешь
где служишь? Рассказывай, ну!

Иван
Я служу при отделении Императорского
географического общества Иркутской
губернии. Сейчас теперь атлас
издать хотят по всей Сибири, так вот
я буду здесь всё рисовать и описывать
составлять каталог минералов и
окрестностей.

Савелий берёт нож и режет пирог. Иван смотрит на нож.

Иван
Хороший нож, однако. Кто смастерил?

Андрюха
Так Никола и смастерил, кто у нас
тут ещё кузнец, только Никола.

Савелий улыбается.

Савелий
Ну, теперь Николай Егорович его
зовут.

Иван
Хороший нож (берёт нож в руки)
за такой в городе цену хорошую
дадут.

Савелий
Больше жизни не дадут, да
Андрюха.

Иван
В деле побывал в каком?



Савелий
А то! Вот, смотри, от пули
дырку видишь?(указывая на шкуру
медведя, лежащую на полу)
подвело ружьё Андрюху, а нож
в самый раз угадал.

Андрюха улыбается, смотрит на Ивана, тот крутит нож в руках.

Савелий
Ладно, пойду как я баньку
стоплю, вечером с дороги
да с устатку, кости погреем.

Андрюха
А налей батя мне ещё чайку,
сладкого пирога спробую.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Хижина похожа на логово зверя, дверь мягкая, как из кожи, вровень с землёй. К хижине подходит Светлана, она в нерешительности останавливается, но скоро набирается смелости и входит внутрь.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Внутри хижины большой котёл, стоит сбоку у стены, которая, как и все остальные стены, завешаны шкурами. Шаманка сидит на невысоком ложе, она курит длинную трубку, и глаза её закрыты. Свет проходит сквозь окно, затянутое пузырём зверя.

Шаманка
Заходи, дочка. Присядь тут рядом
со мной.

Светлана входит и садится на чурбачок, стоящий у ложа шаманки.

Шаманка
Скоро придёт час, и ты войдёшь
сюда одна. Найдёшь амулет, одень
его, а сейчас дай мне свой волос.

Светлана срезает прядку волос с головы и подаёт шаманке.

НАТ. БЕРЕГ ИЗБА СВЕТЛАНЫ ВЕЧЕР

Андрюха занят выколачиванием крышки из бочки. Он постукивает и затягивает обруч. К нему подходит Светлана.

Андрюха
Ты куда бегала? (он улыбается)

Светлана
Ходила до Старой Аюны, я же
хотела сказать тебе днём, а
вы с дядь Савелием сразу ушли.
А потом ещё этот чёрный всадник,
никогда раньше его не видела,
так страшно стало.

Светлана посмотрела на Андрея.

Андрюха
Да, это же Иван из города приехал,
брат мой Иван, ты чего испугалась.

Андрюха обнимает Светлану за плечи.

Светлана
Аюна сказала, что тревога её гне-
тёт. Говорит, что видела царь – рыбу
да, в аккурат над моим домом. Сказала,
что всадник – это знак, когда придёт
беда. Боюсь я, Андрей.

Андрюха
Это ей показалось всё, она же
старая, вот и видится ей всякое.

Светлана
Нет, не видится, она видит не
глазами, она другая.

Слышится вой волков в лесу. Над морем вист полная луна. Андрею кажется, что он видит силуэт рыбы над лунной дорожкой. Вой волков повторяется.

Андрюха
Надо тебе Рыжика привести, чего-то
часто они подвывать стали, да
подошли близко. Завтра в тайгу схожу,
может, стрельну кого.

Светлана
Смотри, а вон по тропинке не тётка
там идёт? Точно, Глафира, чего это
она в такое время?

Подходит к дому Глафира.

Глафира
Светонька, ты где? Свет!

Светлана
Тётка, ты к берегу иди, мы тут.

Глафира подходит к берегу, под лиственницей сидят Андрюха и Светлана.

Глафира
А, вон вы где. А я сижу дома,
а на сердце вот не спокойно и всё.
Во как луна на меня впечатлительно
действует. Так думаю, пойду до
Светланы дойду, а тут ещё эти
окоянные воют, видать близко
подошли. Решила у тебя ночевать.

Глафира, уходит в избу.

Андрюха
Ладно, ночь уже, побегу до посёлку,
утром пораньше выбегу, до тайги.

Андрюха уходит по дороге в посёлок. Светлана идёт в дом. Лунный свет, отливая на лице старой Аюны голубоватым оттенком, делает лицо шаманки страшным. Шаманка поворачивается и уходит прочь.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ УТРО

Иван подходит к берегу, кладёт на песок планшет, разувается, снимает рубаху, заходит в холодную воду и обливает лицо и плечи, зачёрпывая воду ладонями. В небе кружат чайки, солнце поднялось. Иван идёт вдоль берега, видит избу Светланы и саму девушку, латающую сети. Светлана поёт.

Светлана
Слышу запахи горьких трав
Знаю камни холодных дорог
Ждёт осенняя тишина
Всех не сказанных нами слов
Ветра песни ведут за порог
Ритмы вечности в волнах суть
На вершинах моих тревог
Что не сказано не вернуть
Не прошёптано, не сказано
не спето, без ответа.

Лёгкое платье играет на ветру, поднимаясь выше колен. Иван садится под лиственницу и рисует Светлану. Когда же он заканчивает рисунок, Светлана ещё работает, Иван подходит.

Иван
День добрый!

Светлана не видела, как подошёл Иван и поэтому вздрогнула.



Светлана
Добрый день. Ты, наверное, Иван?
Брат Андрея?

Иван протягивает Светлане листок с рисунком, пропускает мимо слова про Андрея.

Иван
Я любовался тобой, нравится?
Тебе в город надо, там твою
красоту по достоинству оценят.

Светлана разрывает листок, краснея.

Светлана
Нет, не нравится. Может это в
городе принято незнакомых девушек
голыми рисовать. А мне кажется,
что это не прилично. (протягивает
порванный листок Ивану)
А красота – это же наказание,
да и оценили уже.

Иван улыбается. Он смотрит на разорванный листок, достаёт другой и садится рисовать. Он смотрит на Светлану зачарованно. Светлана спокойна, продолжается песня.

Светлана
Знаю я, что ты не сказал
Слышу я, что не скажешь ты
голос мой тишину сорвал
От прощания до немоты
Слышу крик перелётных птиц
Знаю путь беспокойных стай
Брошу взгляд, успеваю проситься
И улетаю.
Не прошёптана, не сказан,
не спета, без ответа.

Светлана смотрит на Ивана. Иван быстрыми штрихами набрасывает линию за линией и скоро протягивает листок Светлане. На листке портрет девушки исполненный графически. Светлане этот рисунок нравится, она улыбается и уходит в дом. Иван, постояв один, идёт дальше по берегу, иногда останавливаясь и записывая или зарисовывая, что-то.

ИНТ. КОМНАТА СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Светлана сидит на кровати и смотрит на рисунок. Потом встаёт и подходит к окошку, где видно как Иван стоит и делает записи. Светлана кладёт рисунок на стол и в её голове звучат слова шаманки «близко чёрный всадник». Светлана выходит из дома.

НАТ. СЕТИ ВОЗЛЕ ДОМА СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Светлана латает сети. От опушки идёт Андрюха, он спускается с угора к берегу, несёт за плечом козу. Подходит к Светлане.

Андрюха
Гляди-ка Свет, какую красавицу
стрельнул. Как раз к свадьбе
угощение будет.

Светлана улыбнулась. Андрюха уходит в дом. Светлана ждёт. Андрюха выходит с листком бумаги и подходит к Светлане.

Андрюха
Иван был?

Светлана
Был. Сам же видишь, рисовать
он горазд, однако. Смотри, как
живая я тут.

Андрюха
Да, красиво, может рисовать брат
у меня, тока я таких талантов за
ним не знавал. Ну, да ладно, давай
козу разделаем, да вниз опустим.
Жара, не пропала бы наша добыча
раньше, чем приготовим.
 
Светлана
Он и есть чёрный всадник, я
почувствовала, Аюна права.

Светлана пошла за Андрюхой в дом.

ИНТ. ДОМ СВЕТЛАНЫ

Светлана и Андрюха разбирают тушу козы, укладывают соль и опускают в подполье.

Андрюха
Чего Иван-то говорил?

Светлана
Да, так ничего особо не говорил.
Сказал, что я красивая, что мол
в город мне надо, красоту показывать.
Да и рисовал, а потом я в дом пошла
а он туда, к ручью ушёл. Подай нож.





НАТ. СОПКА ВХОД В ПЕЩЕРУ

Иван останавливается у входа. В пещеру ведут следы колёс телеги скупщика рыбы. Иван оглядывается, потом входит в пещеру, у порога он видит факел, стоящий в тубе, Иван берёт факел, зажигает и, оглядев пещеру, сразу подходит к стене, он проводит пальцем по светлой жилке в камне. Его лицо озаряет улыбка.

НАТ. ДОМ СВЕТЛАНЫ БЕРЕГ ДЕНЬ

Андрюха со Светланой ровняют шесты, на которых висят сети. К дому подходит Глафира. Она видит ребят и подходит к ним.

Глафира
Привет, Андрюха! Здравствуй дочка.

Глафира идёт было в дом, но вдруг поворачивается.

Глафира
Слышь, чего, Андрей! А Иван зачем
приехал? искать тут чего?

Андрюха
Да, вроде книгу какую-то оформлять
отправили. Я толком не знаю, но
какое-то общество про геограхию
какую-то. А ты чего спрашиваешь?
Да, ты никак напуганная, чего глаза-то
такие?

Глафира
Так там у вашего дома пол посёлка
мужиков собралось. Всё пытают
Савелия за Ивана, чего да зачем,
а Савелий сам толком не знат ни чо,

Андрюха улыбается Светлане и, заканчивая с шестом, говорит.

Андрюха
Ладно, побегу до посёлка, а то
наши мужички батю съедят там у
его собственных ворот.

Андрюха уходит. Светлана и Глафира смотрят ему вслед.


Светлана
Ты тётка вчера про красоту
говорила.

Глафира
Ой, да мало чего я тут наговорю.
А что?

Светлана
    (не глядя на Глафиру)
Тут сегодня Иван приходил. Так,
как уставился на меня и глаз не
отводит, а ведь там в городе
девок пруд пруди. Говорит, что
красивая я. потом как схватил
карандаш, как давай рисовать.

Глафира
Ой, девка.

Светлана
Там, в доме рисунок на столе лежит,
пойди, посмотри.

Глафира входит в дом и через мгновенье выскакивает. Она бледна, держит впереди себя листок и не может сказать ни слова. Только трясёт листком перед собой и перед лицом Светланы.

НАТ. ДОМ САВЕЛИЯ ДЕНЬ

У ворот Савельевого дома стоят мужики. С полтора десятка посельчан чего-то выспрашивают у Савелия. Стоят все спокойно, не шумят. Пыхтят самокрутками. Подходит Андрюха.

Андрюха
Здорово мужики.

Из мужичков, собравшихся у ворот, вышел кузнец НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ, молодой, но уважаемый в посёлке кузнец. Он подходит к Андрюхе.

Николай
Здорово, Андрей. Мы тут узнать
хотим, говорят, что Иван приехал.

Андрюха
Так, знамо дело, приехал. Не тайна
поди.

Николай
А по чо приехал? Не сказал?


Андрюха
Николай, ты если чего знаешь, то
ты говори, я не пойму про что ты
меня спрашиваешь? Тебе же ясно
сказали, Иван приехал по делу
от геограхического общества, книгу
каку-то оформлять. Больше я ничего
и не знаю. Да и вообще, придёт Иван
я с ним к тебе приду, вот и
спросишь сам.


Николай
Ну, добро, Андрюха, буду ждать
вас.

Мужики ещё стоят немного. Слышны фразы.

Голоса
Город-то поди не разбират,
чего им тама, заберут и
не оглянутся.
Аюна сказала, что всю гору
ледяную свезут.
Да, глупости, как гору свезти
можно… думай, чо говоришь!

Скоро все расходятся по своим дворам да домам.

НАТ. ДОМ СВЕТЛАНЫ БЕРЕГ ВЕЧЕР

Глафира сидит на чурбаке, она смотрит на рисунок, сделанный Иваном. Светлана выходит из дома и выносит ковшик с водой.

Светлана
На, тётка, хлебни холодной
водички, а то смотреть на
тебя больно. Ты чего там
увидала-то?

Глафира, отпивает воды, снова смотрит на рисунок.

Глафира
Это же он Оксану нарисовал.

Ветерок поднимает столб пыли невдалеке.

Глафира
Это же копия Оксана. Я как увидала
так чуть меня кондрат не хватил.
Ты гляди, как живая.

Светлана с любопытством заглядывает в рисунок.

Светлана
А я так только себя вижу, что же
я такая же красивая как мама?

Глафира отходит к берегу, смотрит вдаль.

Глафира
Эх, девка, одни беды от красоты
ентой.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ВЕЧЕР

Иван идёт мимо Светланиного дома, он смотрит в её сторону, но не поворачивает. Он идёт быстро, на его лице улыбка.

НАТ. ДВОР ДОМА САВЕЛИЯ

Андрюха на ремне правит нож, входит Иван во двор.

Иван
Здорово брат! Как в тайгу сходил?
Стрельнул кого, али так погулял?

Андрюха
Стрельнул, козу стрельнул, у
Светланы оставил. Пойдём, со мной,
разговор к тебе имеется.

Андрюха поднимается с мета, и не глядя на Ивана, идёт к калитке. Иван идёт следом за Андрюхой.

НАТ. УЛИЦА РЫБАЦКОГО ПОСЁЛКА ВЕЧЕР

Андрюха с Иваном идут вдоль заборов и палисадников мелких. Люди здороваются с уважением, собаки лают на крайних избах.
Скоро они подходят к дому кузнеца Николая, входят во двор.

НАТ. ДВОР НИКОЛАЯ КУЗНЯ

Андрюха подходит к входу в кузню.

Андрюха
Николай! Я тут тебе гостя привёл,
выходи, встречай!

Андрюха жестом показывает Ивану проходить к кузне. Иван идёт к двери, навстречу ему идёт Николай, старые друзья обнимаются.

НАТ. ДВОР НИКОЛАЕВОГО ДОМА

Андрюха сидит чуть в стороне, мастерит ножом что-то из дерева. Иван с Николаем беседуют сидя на лавке у дома.

Николай
Стало быть задание от императорского
географического общества. Да,
видать ценют тебя на твоей службе.
А то тут слух шёл, что ты за камнем
розовым приехал, что за тобой
приедут люди и вывезут ледяную гору.
А ты воно чо, по заданию да ишо по
государственному.

Иван
Про камень тоже в задании есть.
В городе собрались большое
архитектурное предприятие
сочинить. Есть в Иркутске купец,
богат неслыханно, самому
Императору, письма отправляет
с вопросом на строительство
зданий в городе, а потом строит.
Так вот задумал этот купец большое
здание ставить в самом центре города,
а для отделки ему нужен камень
особый, красивый. Вот привезу ему
пробы нашего розового камня, глядишь,
и подойдёт. Это наука, геология
и минералогия называется. Ну, не я,
так другие приедут, всё одно край
наш изучать будут.

Николай молчит, потом через паузу, задумчиво.

Николай
Значит, права была Аюна. Вывезешь
камень розовый. 

Иван смотрит на друга.

Иван
Если камень подойдёт, то часть
вывезут. Если нет, то так и будете
вдали от цивилизации жить.

Николай
Я бы вдали пожил, мне эта цивилизация
даром не нужна. Ну, да ладно, пойду
работать, а то горн выстынет, а ещё
только начал новый нож, идея у меня
есть как, слышь, Андрюха, думаю как
форму сделать под руку, чтоб совсем
удобно, и ещё добавить крепости. На
твоём как режется?



Андрюха
А мне так хорошо, чуточку подлиннее,
ну, ты сам знаешь.

Николай
Сделаю, я понял как надо, ещё недельку
дай и заходи. Ну, ладно Иван, чего,
трудись на славу отечества.

Иван и Николай встают и прощаются. Андрюха и Иван выходят со двора.

НАТ. УЛИЦА ПОСЁЛКА ВЕЧЕР

Иван и Андрюха идут по посёлку, потом выходят в проулок, Андрюха останавливается и поворачивается к Ивану.

Андрюха
Наука геология, говоришь? А к Светке
моей ходить, как наука называется?
Ещё раз узнаю…

Иван шагает к Андрюхе.


Иван
И что? Давай, что ты там сделаешь?

Андрюха
Убью.

  Андрюха поворачивается и идёт к дому, Иван идёт следом.

ИНТ. ИЗБА САВЕЛИЯ ВЕЧЕР

Савелий сидит за столом, чинит керосиновую лампу. Входят Иван и Андрюха. Савелий, заждавшись, улыбается, оборачивается к сыновьям. Он видит, что между сыновьями не ладно.

Савелий
Я тут вот, что подумал, дети мои.
Завтра все вместе в море пойдём,
когда мы последний раз вместе ходили?
Да и потом пойдём ли нет, одному
Богу известно.

Сыновья прошли к столу, сели по разные стороны.

Иван
Конечно, отец! Пойдём завтра все
вместе.

Иван достаёт из планшета рисунки и записи. Андрюха смотрит на эти картинки, потом спрашивает.

Андрюха
А ты, поди, за этот розовый камень
денег много получишь?

Иван не обращает внимания, он пишет, чертит таблицы, делает зарисовки. Андрюха выходит во двор.

НАТ. БЕРЕГ ДОМ СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

Светлана, накинув тулуп, стоит на улице и смотрит на чистое звёздное небо. Слышится голос Глафиры.

Глафира
Света, ты где там?

Светлана
Я смотрю на небо, столько звёзд
сегодня высыпало.

Глафира
Так их кажну ночь стока, или ты
чего-то особливого там увидела?

Светлана
Я всё время теперь думаю о том,
как мы с Андреем поженимся, как
потом с ним жить будем. Я так жду
этого дня, этой нашей свадьбы.

Глафира неслышно выходит из избы.

Глафира
Всё хорошо будет, всё хорошо.
Он же с тебя глаз не сводит.

Светлана
А вдруг разлюбит перед свадьбой.
А я тогда за Ивана замуж выйду,
он на меня сегодня так смотрел.

Глафира
Тьфу, ты окаянная, что в твоей
голове творится-то! Лишь бы
болтать!

Глафира сердится и идёт в дом.

Светлана
Да, шучу я, шучу.

Не весело произносит Светлана. Обе заходят в дом.


ИНТ. КОМНАТА В ДОМЕ СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

Женщины ложатся спать, Светлана задувает лампу, свет полной луны заливает комнату.

Глафира
Вот ведь светит как! Как будто
днём.

Вдруг дом затягивает туманом. Свет луны становится тусклее и тусклее, пока комната не погружается во мрак.

Светлана
Тётка, это что там такое?

Глафира
Так, а я почём знаю.

Вдруг из тумана прорисовываются отдельные светящиеся лини, они напоминают огромные рыбьи чешуи. Свет от этих линий становится всё ярче, мимо окна проплывает огромный плавник. Глафира и Светлана сидят, оцепенев, и смотрят в окно. За плавником чередой проходят чешуи, и юрко проплывает стайка мелких рыбёшек, которые светятся не изумрудным,
а фиолетовым. Громкий стук в дверь выводит женщин из оцепенения. Они слышат голос шаманки.

Аюна
Эй, вы там живые ещё? Отзовитесь!

Шаманка стучит снова и снова. Светлана поднимается и идёт к двери. Открывает.

Шаманка
Скажи мне что ни будь.

Светлана
Зззаходите, пппожалуйста.

Старуха поджигает пучок травы и входит с ним в дом, пока трава дымится, она обходит все углы. Глафира и Светлана окончательно оправляются от страха.

Глафира
Это что? Аюна? Что это было?

Аюна
А ты не видела? Сама она приходила,
уже третью ночь тут кружит над вашей
избой. Вы же свадьбу играть собрались.
Пока своё не получит не отстанет она
от вас.

Светлана
А чего она хочет получить?

Аюна
А чего ей не хватает? У вас же
тут любовь, да ещё какая! Она
её за сто вёрст чует.

Аюна смотрит на Глафиру.

Аюна
Ты ей чего, не рассказала, что ли?
Лучше расскажи, а то ведь тяжко
придётся. Ну, да ладно, пора однако,
мне во свояси ковылять.

С этими словами шаманка выходит из избы.

Светлана
Тётка, ты знаешь, почему она над
нами кружит?

Глафира
Из-за матери твоей, из-за Оксаны.

Светлана
Из-за мамы? А почему?

Светлана совсем растеряна. Она смотрит на тётку, ни о каком сне не может быть речи.

Глафира
Так мстит она.

Светлана
Кому мстит? Мне?

Глафира
А кто её знат? Может тебе, а
может Оксане ещё мстит. Как там
на том свете-то, не известно же.

Светлана
А за что она ей мстит?

Глафира
Так ясно за что, за гордыню, за
отца твоего, за что она ещё может
мстить. Однажды ночью Оксана пришла
ко мне.

Глафира молчит, он смотрит в окно, через какое-то время она начинает рассказ.


ИНТ. КОМНАТ ГЛАФИРЫ НОЧЬ

Глафира сидит за столом, штопает бельё, за окном непогода, ветер и дождь. В дверь кто-то громко стучит. Глафира поднимается и идёт открывать, на пороге Оксана. Она вся промокшая от дождя, её лихорадит. Глафира взмахивает руками и помогает Оксане войти в дом. Она наливает ей настойки и даёт большое полотенце. Оксана выпивает. Полотенце лежит на коленях.

Глафира
Оксана, ты чего? Дома чего не так?

Оксана стягивает мокрый платок, глядя в одну точку.

Оксана
Я видела её.

Глафира
Кого её?

Оксана
Царь – рыбу.

Оксана сидит и смотрит в одну точку. Руки её мелко дрожат, они испачканы в саже. Глафира сидит, молча, прикрыв рот рукой, она не решается заговорить. Наконец, Оксана заговаривает сама.

Оксана
Она в женщину превращалась,
красивую. Она по берегу
шла, в аккурат навстречу
Павлу моёму, вот идёт так
ему навстречу.
Подходит к нему.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ВЕЧЕР

Вдоль берега идёт женщина в лёгком ситцевом платье, фигура её безупречна, походка совершенна. Навстречу ей идёт рыбак, крепкий мужчина, в расцвете лет, со светлыми волосами и загорелым лицом, которое будто светится от его синих глаз.
Женщина подходит к рыбаку и берёт его за руку, рыбак покорно держит руку женщины, слушает, что она говорит, кивает в ответ её словам. Потом женщина отпускает его руку и идёт обратно, рыбак садится на берег и обхватывает голову руками и будто рыдает. Оксана, наблюдавшая эту сцену, издали, идёт параллельно берегу, и пути красавицы. Она следит, куда идёт женщина. Оксана смотрит, как незнакомка заходит в береговой песчаный распадок, и вскоре от туда выходит царь – рыба, которая плывёт по воздуху, делает круг и уходит в сторону моря. Оксана идёт к тому месту и видит под молодой лиственницей лежит платье, в котором была незнакомка. Оксана берёт платье и бежит домой.

ИНТ. КОМНАТА ОКСАНЫ ВЕЧЕР

Оксана вбегает в дом и открывает печь, в печи ещё не погас огонь. Оксана видит, как платье пытается забраться по руке прочь от огня. Огонь вспыхивает сам сильнее, треск поленьев выдаёт жар, Оксана сбрасывает платье с руки прямо в печь. Она слышит крик, от которого холодеет у неё всё внутри. Оксана бросается прочь из дома.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ

Оксана подбегает к берегу, навстречу ей из глубин моря вылетает царь – рыба, она в ярости. Они стоят друг перед другом, Оксана на берегу, на земле, царь – рыба над морем. Царь – рыба рвётся, разевает пасть, но Оксана отважно смотрит ей в глаза, бросая вызов. Потом бьёт наотмашь по морде рыбу, но рука пролетает по воздуху. Оксана кричит что-то, рыба резко разворачивается и уносится прочь.

ИНТ. КОМНАТА ГЛАФИРЫ

Оксана выпивает ещё настойки, она приходит в себя. Глафира в ужасе смотрит на сестру. За окном буря.

Глафира
Это что же ты наделала, сестрёнка?
Ты сожгла дорогу царь – рыбе в мир
людей. Это ты так Павла свово любишь?
Это ты из-за любви всё?

Оксана
Беременная я, Глаша. Как же ребёночка
на свет без отца-то рожать.

Глафира подходит к Оксане и обнимает сестру.

ИНТ. КОМНАТА СВЕТЛАНЫ

Светлана слушает тётку, открыв рот.

Светлана
Так что же, царь – рыба могла гулять
среди людей, а мама отрезала ей этот
путь?

Глафира
Ну, да, она могла ходить в облике
человеческом, смотреть, слушать как
мы, говорить. Но она не могла
чувствовать как люди. А потом вот Оксана
устроила ей. Так с тех пор никто её и не
видал в человечьем обличье. Оксана всё
говорила, что после смерти птицей будет.
Вот оговорила, что много раз во сне
видела, как птицей летает. Притомилась
я голубушка ты моя, может, уже спать
будем?

Глафира ложится под одеяло и сразу засыпает. Светлана не может долго уснуть. Она представляет мать, рыбу, потом
засыпает и во сне поёт песню.

Светлана
Белый не скоро снег возвратится
В небе кричит белая птица
Утром меня породила мать-земля.

Пылью клубить бесконечность дороги
Вёрсты бить о чужие пороги
Под дождём босая делаю шаг.

Птицей ввысь, чтобы успела
рожью спелой
чтобы спела
может успела
прошептала
оглянулась
и осталась.
НАТ. БЕРЕГ МОРЯ УТРО

Савелий с сыновьями идут вдоль берега, солнце ещё встаёт, но уже светло. Андрюха несёт вёсла, Иван снасть в мешке за плечом, Савелий идёт налегке, разглагольствует.

Савелий
И много так народу в городе живёт?
Как вот Николай рассказывал.

Иван
Так на то он и город, батя, чтоб
там много народу жило.

Савелий
Вот у нас в посёлке душ двести
поди есть, так я считаю, что это
в самый раз, а в городе, что все
работают? Все делом заняты?

Иван
Понимаешь, отец, город – это
большой сложный организм, там
по другому всё. Вот в посёлке
ночью все спят, никто не работает.
А в городе есть своя ночная жизнь.
А чтоб её поддерживать, нужно
чтоб кто-то работал. А ещё такое
чудо скоро в Иркутске появится,
называется железная дорога.
Слыхал?

Савелий
Не, не слыхивал. Чего это? Дорога
из железа будет? Ты, слышь чо
Андрюха?! Иван чего говорит.

Иван
Нет, это будет дорога, по которой
будет идти паровоз и к нему будут
прицеплены вагоны, а в вагонах люди
будут ехать, или товары разные.

Савелий
Ну, не знаю я про паровоз, а вот по
ночам токма нечисть не спит. А добры
люди спать должны.

Иван улыбается, Андрюха идет, молча, он погружён в свои мысли, все трое подходят к лодке. Иван забрасывает в лодку снасть, Андрюха ставит вёсла, Савелий отходит в сторонку и смотрит в море. Андрюха с Иваном сталкивают лодку в воду, Савелий грузится, Иван, Андрюха запрыгивает последним.  Лодка бежит по морской глади, над головой кружат чайки. Иван делает зарисовки на своём планшете, Андрюха на вёслах. Скоро доходят до Тёмного Мыса. Выбирают сеть, рыба идёт одна другой краше, вся ровная, как подобрана. Даже Савелий, удивляется.

Савелий
Чего-то я не припомню, чтоб вот так
рыба шла. Ты глянь Иван, одна к
одной. Может в твою честь подбирались,
что вот человек из города приехал,
надо красиво ему сделать.

Вдруг сеть резко тянет вниз, выскальзывая из рук рыбаков, и наклоняя лодку всё сильнее, Иван бросается на другой борт, на мгновение лодка возвращается в исходное положение, но тут же её сеть тянет с новой силой.

Савелий
Режь сети Андрюха!

Андрюха уже выхватывает нож и одним взмахом отсекает сеть по борту. Отрезанная сеть всплывает и болтается рядом с лодкой.

Савелий
Это кто кого тут ловит?

Едва Савелий заканчивает фразу, как лодку затягивает туман. Плотный, вязкий туман. Становится трудно дышать. Иван кричит Андрюхе.

Иван
Греби, надо уходит из этого места.

Андрюха едва видит Ивана, несмотря на то, что Иван сидит на расстоянии руки.

Андрюха
Не кричи, куда грести-то? Скала
рядом, если наткнёмся всем хана.
Сиди, жди.

Савелий оглядывается по сторонам. Он понимает, что этот туман не простой. Вдруг перед ним в тумане возникает огромная, переливающаяся царь – рыба. Савелий не может проронить слова. Он смотрит на рыбу в оцепенении, через какое-то время он понимает, что рыба говорит с ним.

Царь – рыба
Долгую жизнь ты живёшь Савелий.
В море ходишь, всегда я тебе улов
даю не малый. Сыновей вырастил, вон
каких, а в том и моя заслуга есть.

Савелий шевелит губами, к нему возвращается дар речи.
Савелий
На жизнь не жалуюсь, на сыновей
тоже. А какая такая твоя заслуга
и чего ты от меня хочешь?

Рыба смеётся и делает круг перед лицом Савелия.

Царь – рыба
Вы все кормитесь с моего моря,
поэтому каждый год я забираю
с разных берегов сильного молод-
ого рыбака. Пришло время твоих
сыновей. Всех мне сегодня не надо.

Савелий сжимает в руке картуз.

Савелий
Врёшь, не получишь ты никого, а
хочешь, возьми меня.

Царь – рыба страшно смеётся и потом отвечает Савелию зло.

Царь – рыба
Старьё мне не нужно, мне нужны
молодые и сильные. А за непочтение
твоё, ты сам выберешь кого мне
отправить. А захочешь что-то
изменить.

Царь – рыба становится огромной, она приближается к лицу Савелия. Но Савелий стоит, не двигаясь с места. Только волосы на его голове становятся седыми.

Царь – рыба
Если захочешь поиграть со мной,
зайди к Аюне, может у вас что
и получится.

Царь – рыба вновь смеётся, и, сделав круг, исчезает вместе с туманом. Братья, увидев седого Савелия, не могут вымолвить слова.
Савелий
Ну, чего смотрите.

Савелий наклоняется за борт и тоже приходит в изумление.

Савелий
Давай, Андрюха, греби. Сегодня
такой хороший улов, только не
понятно, кто кого поймал.

Андрюха ложится на вёсла.


НАТ. БЕРЕГ ДЕНЬ

Лодка врезается в прибрежный песок. Рыбаки спрыгивают на берег. Подходит Светлана, она помогает выгружать рыбу, он не сразу замечает перемены в Савелии, под картузом не видно волос, но она чувствует, что случилось, что-то не ладное.

Савелий
Выгружайтесь, я пойду до Аюны схожу,
потом всё расскажу.

Савелий уходит в сторону леса, к хижине шаманки. Ребята смотрят ему вслед.

Светлана
Чего случилось-то? На вас лица
нету.

Иван смотрит вслед Савелию и говорит.

Иван
Нечистая, однако, нам в море
встретилась. То чуть на дно
нас всех не утянула, потом
туману напустила. А отец ещё
и разговаривать сам с собой
начал. Вся голова седая у
него теперь.

Андрюха выкладывает рыбу по мешкам, молчит. Подняв пару сигов, фунтов по пять каждый, откладывает их в сторону.

Светлана
А что Савелий говорил? Вы слы-
шали?

Иван с Андрюхой переглянулись.

Андрюха
Нет, мы слышали, что он говорит
что-то, а что не слышно было, слова
в этом тумане как в вате, глухо
и вязко всё. Дышать трудно было, я
вот это хорошо запомнил.

Иван согласно кивает.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ДЕНЬ

Савелий идёт по опушке, он не замечает, как у самого леса пробегают волки. Как за ним наблюдают маленькие фиолетовые рыбки. Савелий идёт до хижины шаманки и входит.



ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Шаманка сидит на невысоком ложе, глаза её прикрыты, она курит свою неизменную длинную трубку. Савелий оглядывает хижину, он не решается заговорить первым и шаманка прерывает его молчание.

Шаманка
В море ходил, Савелий?

Савелий
Да, с сыновьями, сегодня пошли.
Да, такое там дело вышло…

Савелий опять мнётся. Шаманка сидит молча.

Савелий
Царь – рыбу встретили.

Наконец произносит Савелий. Шаманка открывает глаза.

Шаманка
Она к тебе сама вышла?

Савелий
Ну, да, вот как тебя видел.
Вначале туман напустила, как
вата, дышать тяжело, засыпать
начинаешь, а потом вдруг сама
появилась. Или может мне приви-
делось из-за тумана?

Савелий начинает сомневаться в увиденном.

Шаманка
Нет, не привиделось, это она.
Чего сказала? Почему ко мне
пришёл?

Савелий, опустив голову, отвечает.

Савелий
Сказала, что одного из моих
сыновей заберёт. Ещё сказала,
что я сам выбрать должен, а
если хочу что-то изменить, то
отправила к тебе.


Шаманка
Изменить. Ни чего ты не изменишь,
она возьмёт своё. Могу только
сказать, кого она заберёт. Сказать?
Савелий смотрит на шаманку, потом говорит.

Савелий
Скажи. Чо же в неведении
жить-то.

Шаманка берёт ступку, перетирает туда сухой травы, заливает какой-то жидкостью из склянки, выпивает, и взгляд её затуманивается. Савелий, стоящий перед ней, превращается в облако.

НАТ. БЕРЕГ ДЕНЬ

Облако плывёт над берегом, потом оно падает дождём вниз и взгляд шаманки с каплями дождя летит вниз. Падает на плечё Светлане, стоящей у берега в наряде невесты. Светлана смотрит в море, потом подходит к лодке, встаёт в неё и море большой волной, забирает лодку с берега и уносит с собой в другой мир.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Савелий сидит у входа, он слушает, как воет шаманка. Аюна открывает глаза, видит Савелия.

Шаманка
Одно могу сказать тебе Савелий.
Тот кто женится на Светлане, того и
заберёт царь – рыба. Больше ничего
не могу сказать тебе.

Савелий поднимается и на выходе говорит.

Савелий
Спасибо тебе, уважаемая Аюна.
Андрюха тебе сейчас пару сижков
принесёт.

Шаманка, закрыв глаза, сидит на своём ложе и курит длинную трубку.

Шаманка
Слышишь?

Савелий
Чего?

Шаманка
Как ступают волчьи лапы на опушке.

Савелий
Нет, не слышу, уважаемая Аюна.

Шаманка
Тихо. Тихо крадутся. Желтоглазые.
Исход чуют, добычу чуют, скоро
скоро будет им добыча. Я знаю.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ДЕНЬ

Савелий выходит из хижины Аюны и смотрит в сторону леса, он замечает, как едва качаются ветки кустарника. Савелий уходит к берегу.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДЕНЬ

Вдоль берега скупщик едет в сторону ледяной горы, увозя на своей телеге сегодняшний улов. Савелий спускается к берегу, где Светлана и Андрюха возятся с частью улова. Савелий подходит к ним, смотрит на двух сигов, отложенных Андрюхой.

Савелий
Слышь, Андрюха, отнеси старой
Аюне вот эту парочку, я в посёлок.

Савелий уходит в сторону посёлка.

НАТ. ВХОД В ПЕЩЕРУ В ЛЕДЯНОЙ ГОРЕ ДЕНЬ

Иван стоит у входа в пещеру. Он берёт факел, поджигает его и входит внутрь. Он идёт вглубь пещеры, рассматривая стены. Проводит пальцем, потом останавливается возле длинной прожилки в стене. Достаёт из планшета маленькую стамеску и откалывает кусочек прожилки. В руке у него золото. У входа в пещеру слышится стук колёс телеги скупщика. Иван идёт ему навстречу. Скупщик стоит у входа и ждёт. Выходит Иван с зажженным факелом, протягивает его скупщику. Старик скупщик берёт факел и заводит свою кобылу под уздцы в пещеру. Потом поворачивается к Ивану.

Скупщик
Жисть человека как нож,
быстрая, блестящая и острая.
Вот ты сегодня воткнул этот
нож в самое сердце горы,
а гора стоит с сотворения мира.

Скупщик уходит вглубь пещеры. Иван отходит от входа в пещеру, разжимает кулак и улыбается, на его ладони блестит самородок золота.

Иван
Геология – это наука.

Иван улыбается.


НАТ. БЕРЕГ ДЕНЬ

Светлана перетаскивает сети к шестам, Андрюха придерживает шесты. Сеть висит на шестах. Андрюха берёт сигов и идёт к шаманке.

НАТ. ОПУШКА ДЕНЬ

Андрюха идёт вдоль леса и невольно оборачивается в сторону кустарников, он останавливается, ему слышится шелест и движение. Но с наружи всё спокойно. Андрюха входит в хижину Аюны.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ

Старуха сидит на своём ложе, кажется, что она спит. Андрюха тихо кладёт рыбу на чурбак, стоящий рядом с ложем шаманки и выходит.

НАТ. ОПУШКА ДЕНЬ

Он ещё раз смотрит в сторону леса, но ничего подозрительного не видит и не слышит. Только кукушка отрывисто и одиноко мерит время. Андрюхха уходит.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ

Когда Андрей уходит, шаманка открывает глаза и берёт в руки одного из сигов. Она надламывает его пополам и впивается зубами в спинку, между плавником и головой. Её пальцы утопают в упругом мясе рыбы. Но вдруг рыбина дёргается, глаза оживают, и острая плавниковая кость впивается шаманке в горло. Аюна пытается оторваться от рыбы, но кость впилась намертво. Взгляд шаманки затуманивается, снова она видит облако, из которого идёт дождь. Из капель дождевых свивается царь – рыба.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДЕНЬ

Берег моря, волны бегут одна за другой, по берегу моря ковыляет шаманка.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Через считанные мгновения, шаманка стихает и скатывается со своего ложа.

НАТ. ДВОР ДОМА САВЕЛИЯ ВЕЧЕР

Иван задаёт корму скотине, подходит к своему вороному, поглаживает его по гриве.

Иван
Застоялся друг ты мой, заждался.
Ну, да ничего, смотри, что у меня есть.
Иван достаёт из кармана галифе свёрток, развязывает его и смотрит, показывает самородок жеребцу, тот равнодушно пережёвывает овёс.

Иван
Ни чего тебе не надо, тварь
ты простодушная.

Во двор входит Андрюха, он проходит в дом, не заметив Ивана, тот спешит спрятать золото обратно в карман. После чего тоже идёт в дом.

ИНТ. ДОМ САВЕЛИЯ ВЕЧЕР

Савелий разговаривает с Андрюхой. Иван входит, но на него не обращают внимания.

Савелий
Да, к чему такая спешка, сынок?
Ну, погодите ещё немного, зачем
торопиться?

Андрюха
Я чот батя тебя не пойму. Ты намедни
говорил, женитесь, а теперь обгодить
говоришь. Что случилось? Отец, ты
скажи, я же пойму. Вон и Иван тут.

Савелий, молчит, потом машет рукой.

Савелий
Ну, коли сами умные, так и
делайте, как знаете.

Савелий уходит во двор.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ВЕЧЕР.

Светлана сидит у лиственницы, она смотрит в светлую часть вечернего неба. Луна висит над морем и в лунной дорожке видны плещущиеся рыбы. Светлана уходит в дом.

НАТ. ДОРОГА ОТ ПОСЁЛКА К БЕРЕГУ НОЧЬ

Начинается сильный ветер, мелкие облака несутся по небу. От посёлка по дороге к берегу идёт Савелий в его руке ружьё.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ХИЖИНА ШАМАНКИ НОЧЬ

От леса тенью в свете луны промелькнуло несколько волков.




НАТ. ДОРОГА ОТ ПОСЁЛКА К БЕРЕГУ НОЧЬ

Савелий идёт решительным шагом, в свете луны, его седина будто светится.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ХИЖИНА ШАМАНКИ НОЧЬ

Волки забегают в хижину шаманки. Раздается рычание и звук рвущихся тканей.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДОМ СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

Савелий стоит у дома Светланы и смотрит в тёмные окна. Потом подходит к двери и стучит. Свет в окне зажигается, Савелий видит, как Светлана проходит с лампой по дому к двери. Дверь открывается, Светлана стоит в дверях, на плечи накинут тулуп, она смотрит на Савелия. Савелий поднимает ружьё.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ХИЖИНА ШАМАНКИ НОЧЬ

Волки выскакивают из хижины шаманки, полог закрывающий вход, сорван.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ НОЧЬ

Внутри хижины всё разбросано и разорвано. От самой старухи не осталось ничего, кроме маленького амулета, белеющего на тёмном, залитом кровью полу хижины.


НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДОМ СВЕТЛАНЫ НОЧЬ

Светлана смотрит на Савелия. Савелий держит ружьё на уровне груди девушки.

Светлана
Надо же, как с мамой.

Савелий опускает ружьё. Он поворачивается к морю и бежит в волны. Он ругается, но ветер заглушает его слова. Светлана идёт вслед за стариком. Когда он без сил опускается на берег, Светлана накрывает его тулупом и выводит из воды на песок.

Савелий
Ты прости меня дочка. Прости.
Ну как же это помыслить, чтоб
своими руками дитя своё рыбе этой
отдать. А ведь Аюна сказала, что
тот уйдёт, кто на тебе женится.
Прости меня дочка.

Светлана обнимает голову старика, она плачет, но рёв ветра и набегающих волн, заглушают её плачь. Светлана поднимает старика на ноги, отдаёт ему тулуп и провожает до тропинки. Потом разворачивается и уходит в дом. Старик, едва Светлана уходит, разворачивается и толкает лодку в море, запрыгивает в неё. Он среди бушующих волн видит сиреневое облако. Он вновь трясёт кулаками, он стреляет в это облако из ружья, отдачей его выбрасывает из лодки.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ УТРО

Савелий сидит в лодке. Он весь мокрый и совсем старый. Светлана отпаивает его горячим напитком. Рядом стоит телега скупщика. Подходят Андрей и Иван, они берут Савелия под руки, сажают на телегу скупщика и увозят его в посёлок.

НАТ. ДОРОГА ОТ БЕРЕГА К ПОСЁЛКУ УТРО

По дороге едет телега, на которой везут Савелия, сыновья идут рядом. Навстречу им идет Глафира. Он останавливается удивлённая, смотрит вслед телеге. Потом прибавляет ходу, торопится к Светлане.

ИНТ. ДОМ СВЕТЛАНЫ УТРО

Светлана наводит порядок в комнате, входит Глафира.

Глафира
День добрый, Света.

Светлана
Здравствуй, тётка.
Светлана видит встревоженное лицо Глафиры.

Светлана
Что, видела Савелия?

Глафира
Да, видела. А что с ним случилось?

Светлана
Не знаю, вышла утром, а он сидит
в лодке, как из моря вышел.
Я ему бухлёру скипятила, а потом
и сыновья прибежали. Хорошо скупщик
в посёлок шёл.

Светлана во время рассказа отводит глаза. Глафира чувствует, что Светлана не договаривает. Она пристально смотрит на девушку. Потом подходит к ней вплотную.

Глафира
Не обманывай меня дочка, зачем
тут Савелий в такое время? Почему
тулуп на нём наш? Почему он мокрый?

Светлана смотрит тётке в глаза и рассказывает как всё было.

Светлана
С ружьём приходил, ночью.
Убить меня хотел, говорит, что
царь – рыба заберёт того, кто
со мной будет. Не смог стрельнуть.
Пошёл в море с рыбой воевать, а она
над ним насмехается, выкинула на
берег и всё.

Глафира сидит на кровати, и, прикрыв рот рукой, качает головой.

Глафира
Так это что же. Никогда тебе не
выйти замуж?

Светлана
Почему не выйти, выйти.

Глафира
Так сгинет же Андрюха тогда.

Светлана
А я не за Андрюху выйду.

Глафира
А за кого?

Светлана
За Ивана. Иначе принесёт он беду нам.
Я видела сегодня как скупщик от
Ивана отошёл как от прокажённого.
Не к добру это.

Глафира
Господи! Да как же это ты дочка
сама решишь?!

Светлана
Эх, Савелий, переложил ты на
мои плечи такую тяжесть. Ну,
ни чо. Я стерплю. Я сильная.

Светлана вышла из дома. Она кричит Глафире.

Светлана
Я к шаманке схожу, ты тётка пока
тут побудь, приду тогда всё и
решу уже совсем.

НАТ. ОПУШКА ЛЕСА ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Светлана идёт по опушке к хижине. Она издалека замечает, что полог со входа сорван. Светлана торопится к хижине. Перед входом она останавливается, смотрит себе под ноги. Трава у входа чёрная от засохшей крови. Светлана входит внутрь.

ИНТ. ХИЖИНА ШАМАНКИ ДЕНЬ

Светлана стоит посредине комнаты. Она оглядывается в поисках амулета. Потом глядит себе под ноги и видит блестящий предмет. Она поднимает его, не отирая от крови, одевает его на шерстяную верёвочку. Как только амулет оказывается у неё на шее, она начинает видеть и слышать как шаманка. Светлана смотрит на пиалу с водой, которая чудом осталась стоять на чурбаке около ложа шаманки. Светлана слышит, как начинается дождь, потом она видит, как в пиалу падают капли дождя.

НАТ. БЕРЕГ МОРЯ ДЕНЬ

Светлана видит, как по берегу моря ковыляет старая Аюна, потом шаманка отбрасывает свою палку и её походка становится ровной и красивой, шаманка оборачивается и Светлана видит, что это не Аюна, а сама Светлана. Потом она подходит к лодке, встаёт в неё и лодка наполняется водой, становясь пиалой в хижине Аюны.

ИНТ. ХИЖИНА АЮНЫ ДЕНЬ

Светлана ещё раз оглядывается в хижине, берёт мешочек с травами и выходит на улицу.

НАТ. БЕРЕГ ДОМ СВЕТЛАНЫ ВЕЧЕР

Тётка Глафира и Светлана сидят у дома и поют.

Светлана и Глафира

День под солнцем в хлопотах
Свадебных мерится
Речка тихим шёпотом
От холмов стелется

Платье моё вышито
к рукавам от ворота

НАТ. БЕРЕГ ДОМ СВЕТЛАНЫ ДЕНЬ

Длинные столы стоят, вдоль берега, они накрыты белыми скатертями

Под кострами слышится
Треск сухого хвороста

На больших треногах висят котлы с угощением над кострами.

Заплетались косами
Мои годы юные
Выгорали солнцами
Серебрились лунами

Братья стоят на берегу против друг друга. Их лица озлоблены, кровавые подтёки на лицах и руках.

Так за перепевами
И не сразу верилось
руки переделали
Всё, что к свадьбе делалось.

Светлана уводит за руку Андрюху, Иван остаётся стоять около стола. Мимо Ивана идёт Глафира, она несёт большой чугунок на другой край длинного стола. Когда она ставит чугунок на стол, то видит на песке платочек, она поднимает его и разворачивает, там маленький кусочек золота. Глафира смотрит на Ивана, тот забирает у неё эту находку.

Глафира
Тебе надо умыться и одеть чистую
рубаху.

Глафира поливает Ивану из кувшина на руки, тот умывается.
Светлана поливает Андрюхе, тот умывается. Светлана смотрит на Андрея, он не смотрит на девушку. Светлана шепчет ему на ухо. Андрей отворачивается, чтоб скрыть слёзы. Светлана плачет.

НАТ. ДОРОГА ОТ ПОСЁЛКА К БЕРЕГУ ДЕНЬ

С пригорка от посёлка начинают идти гости на свадьбу. Идут по одному, по два человека. Светлана с Глафирой носят угощения на стол. Иван в сторонке рисует. Андрюха идёт в посёлок. Иван стоит возле стола и держит большой казан с дымящимися угощениями. Глафира расстилает под него специальную кожаную подстилку. Савелий сидит у берега на поваленной лиственнице, отшлифованной волнами.

НАТ. БЕРЕГ СТОЛ НА БЕРЕГУ ДЕНЬ

Люди подходят к столу, садятся, перешёптываются. Гости сидят за столом. Во главе стола Светлана она одета в расшитый праздничный наряд, волосы заплетены в одну косу, рядом с ней Иван. Возле Ивана сидит Савелий, возле Светланы – Глафира. Она встаёт и оглядывает гостей. Лица у гостей спокойные, без эмоций, все смотрят на Глафиру.

Глафира
Вот, гости дорогие, сегодня,
передаю всю свою ответственность
за мою деточку (Глафира всплакнула)
всю мою заботушку, на плечи
Ивана Савельевича Захарова, ты
Иван Савельевич поднимись, пожалуйста,
покажись всем нашим гостям дорогим.
Да скажи слово.

Иван поднимается и кладёт поклон всем, сидящим за столом.

Иван
Давно меня не было на родной земле.
Да, вот видите как судьба моя
складывается, видимо любовь моя
к родине моей, к тому месту где
я родился и вырос, вся эта любовь
собралась в одном человеке, в
Светлане. Я бесконечно люблю
эту необыкновенную…

Николай кузнец
Там лодка в море что ли? Это кто
там в море пошёл? Уж не Андрюха ли?

Все оборачиваются в сторону моря. Иван немного раздосадован. Савелий молчит, всё происходящее его уже не интересует.

Светлана
А для нас это диковинно, лодка
в море? Или никто не видел как
Андрей Савельевич в море ходит?

Гости поворачиваются к столу. Иван продолжает стоять и не очень понимает, что ему дальше делать.

Светлана
А что свадьба у нас сладкая такая?

Николай кузнец
Так горько, однако. Горько.
Горько.

Светлана поворачивается к Ивану, и крепко целует её Иван, совсем потеряв голову от счастья. Светлана садится на своё место, на её лице нет ни горя, ни радости. Она смотрит вдаль, туда, куда уходит лодка Андрея, она видит лицо Андрея.

НАТ. МОРЕ ЛОДКА ДЕНЬ

Лодка качается на волнах. В лодке лежит Андрей. Он смотрит в небо, слушает крики чаек, плеск волн. Он видит лицо Светланы. Над лодкой начинает сгущаться туман. Андрей безразлично наблюдает за этим. Скоро туман становится непроглядным, и из него появляется Царь – рыба. Андрей садится в лодке, потом встаёт на ноги. Красота увиденного его ошеломляет. Он тянется к рыбе. Вдруг он слышит голос.

Царь – рыба
Нравлюсь я тебе.

Андрей кивает.

Царь – рыба
Ты боишься меня?

Андрей
Нет, не боюсь.

Царь – рыба
Так иди ко мне.

Андрей шагает за борт лодки и пропадает в тумане.

НАТ. БЕРЕГ СТОЛ ДЕНЬ

Гости поют сибирскую ссыльную.

Идет он тайгою гyстою,
Где птички поpхают, поют,
Котел его с бокy тpевожит,
Сyхаpики с ложками бьют.

Бpодяга к Байкалy подходит,
Рыбачью он лодкy беpет.
Унылyю песню заводит,
Пpо Родинy что-то поет.

НАТ. БЕРЕГ СТОЛ ВЕЧЕР

За столом сидят Николай кузнец, Савелий, Иван, Глафира. Светлана уже одета в повседневное платье и сверху тулуп.
На столе убрано, но скатерть ещё лежит. Длинный стол, освещён с одной стороны керосиновой лампой.

Иван
Будем ждать Андрея, куда идти.

Николай кузнец
Надо дожидать, как же можно.

Светлана
Я дождусь, пока собираюсь,
пока убираем с Глафирой, тут
ещё костёр разожжём, там и Андрей
подойдёт. Идите себе с Богом.
Иван, ты Савелия отведи до дома,
да собирайся, если хочешь чтоб мы
завтра выехали.

Иван слушается Светлану и уходит вместе с Савелием и Николаем. Светлана и Глафира остаются вдвоём.

Светлана
Вот так тётка, жизнь поворачивается.
Давай хворост к берегу притащим,
а то не увидит Андрюха берега-то.

Женщины приносят хворост и поджигают его. С хворостом сгорает ночь. Светлана одна на берегу. Летняя короткая ночь пролетает незаметно. Светлана видит, далеко в море качается лодка. Она понимает, что лодка пуста.

Светлана
С наступившим рассветом,
счастье моё не сбылось.
Где ты? Где ты?
Песня моих слёз.

Сколько скатилось с неба
Не дождавшихся звёзд
Где ты? Где ты?
Песня моих слёз.

Берег ветром раздетый
Голос мой в землю врос
Где ты? Где ты?
Песня моих слёз.

Будешь ли ты допета
До серебра волос
Где ты? Где ты?
Песня моих слёз.

Светлана около лиственницы, звёздное небо бледнеет, падающие звёзды исчезают, призрачный лунный берег становится обычным.
Светлана идёт к длинному столу на берегу, она садится во главе стола, оглядывает несуществующих гостей и будто играет свою собственную свадьбу одна.

ИНТ. ДОМ САВЕЛИЯ КОМНАТА ИВАНА УТРО

Иван собирает записки и рисунки. Он перекладывает всё по папкам, укладывает папки в большой портфель. Раскрыв одну из папок с рисунками, он нашёл эскиз Ледяной горы, этот рисунок он кладёт за пазуху. Платочек с самородком он разворачивает и любуется самородком, кладёт его во внутренний карман.

ИНТ. ДОМ СВЕТЛАНЫ УТРО

Светлана сидит на кровати. Смотрит в окно. Потом встаёт и подходит к бочке с водой, зачерпывает пьёт. Подходит к столу, берёт керосиновую лампу, снимает колбу, поджигает фитиль и бросает лампу на дрова возле печи.

Одиночеством дни вязать
Жить под солнцем как при луне.
Не смогу тебя больше ждать
Сквозь ветра я иду к тебе

Керосин, разлитый по полешкам не сразу, но схватывается. Пламя постепенно крепнет, поднимаясь над поленницей. Светлана выходит из дома. Она идёт к берегу, сталкивает лодку на воду и запрыгивает в неё.

Я из памяти шью паруса
Ухожу в рассвет и прибой
Тает берега полоса
Слышу ветра зовущий вой

Волна поднимает лодку и опускает, но неизменно удаляет от берега. Вёсел в лодке нет, Светлана стоит в ней и смотрит на берег.

Пусть сойдутся наши пути
Пусть годами дорогу мерить
Но я знаю, что надо идти
Знаю надо любить и верить

НАТ. БЕРЕГ УТРО

По берегу к морю идут люди. Они идут широкой цепью. Впереди на вороном скакуне мчится Иван. Он врезается на скаку в волны. Он скачет вдоль берега, он кричит что-то Светлане. Люди тоже машут руками и кричат. Но берег только удаляется, качаясь всё сильнее и сильнее.

НАТ. МОРЕ ЛОДКА

Светлана смотрит на удаляющийся берег. Она спокойна и даже едва заметная улыбка появляется на её лице. За её спиной появляется облако. Лодка входит в это облако и исчезает в нём.

НАТ. БЕРЕГ ДЕНЬ

По песчаной прибрежной полосе едет телега скупщика, в телеге сидят Андрей и Светлана, они оборачиваются и смотрят назад. За ними торопится старая шаманка, они помогают ей взобраться на телегу. Едут дальше.

НАТ. БЕРЕГ ДЕНЬ

Старик сидит на поваленной белой лиственнице. В его глазах, слезящихся от ветра, снова появляется слеза, в которой проявляется рыба.

Царь – рыба
Ну, вот, старик, теперь я за тобой.

Глаза старика закрываются.

ЗТМ
Песня Перекрёстки.
Перекрёстки далёких дорог или волны седые
………………………………………………………………………………………………………

Титры.

По берегу моря едет телега, она не запряжена лошадью, она едет сама по себе. В телеге сидят Андрей, Светлана, Аюна, перед телегой на её пути стоит человек – это Савелий, телега останавливается и Савелий забирается в телегу.

Как узнать, то ли явь, то ли сон, солнце в море уронит.
Режут молча пустой горизонт взгляды из-под ладоней.
Как узнать кто вернётся назад волны в камни разбиты
Море слушает каждый закат шёпот древней молитвы.

Глафира стоит на берегу и смотрит в горизонт над морем, прикрыв глаза от солнца рукой.

Конец.