Отец. Глава 3. Женитьба. Первые годы семейной жизн

Валентина Баскакова
      
      
 
 Избач – так называлась должность Петра, когда он предложил руку и сердце  Марусе, молоденькой девушке, маленькой, хрупкой, приехавшей в деревню по окончании курсов в Карпогорах на должность заведующей  маслозаводом. Избач - это заведующий агитационно-просветительским пунктом. В обязанности избача входила регистрация поступающих материалов и политпросвещение местного населения. Сельсовет выписывал для пункта газеты и журналы, а Пётр выбирал материалы для обзоров событий и выходил на рабочие места в коллективы с беседами и лекциями. Несмотря на молодость, он успешно справлялся с обязанностями. У него была рабочая группа инвалидности, то есть, он имел право на работу, но с травмированным глазом не всякая работа была подходяща. Жить молодые стали вместе с родителями Петра. Ведь сёстры Петра - и Анисья, и Мария - были уже замужем, освободилось место и для молодой хозяйки. В 1949 году родился первенец Николай, мой старший брат. А вскоре после его рождения в один из праздников  среди молодёжи произошла драка с участием Петра. Времена были строгие, и за драку(хотя никто не был в ней изуродован, искалечен, даже оружие не применялось) участники были осуждены. Отец пробыл в местах не столь отдалённых около трёх лет, был амнистирован после смерти вождя.

  Вернувшись домой, зарёкся буянить и распускать кулаки. Может быть, я идеализирую его, как человека любимого и дорогого для меня, но я действительно не помню, чтобы мама ходила с синяками или он когда-нибудь замахивался на неё, хотя в деревне ссоры в семьях с рукоприкладством не были редкостью. Скорее, в ссорах родительских отец был страдающей стороной – так, по крайней мере, казалось мне, маленькой девочке, родившейся в 1955 году. Когда отец страдал похмельем после обильных возлияний в праздники, - он  сидел на скамеечке возле печи, мусоля папиросину в пальцах, а мама монотонно и надоедливо выговаривала ему, тяжело вздыхающему, молчаливому, с опущенной головой, - моё сердечко разрывалось от жалости. При первой же возможности, как только мать выходила по делам на улицу, я бросалась к заветной прятанке и доставала отцу вожделенную бутылку с остатками спиртного, убранную с вечера мамой. Я знала, что ему полегчает. В праздники в доме бывали застолья, и я никогда не боялась отца во хмелю, как это порой бывало в семьях моих сверстников.

Продолжение http://www.proza.ru/2012/04/17/1482