Второе пришествие парусов

Володя Морган Золотое Перо Руси
  Бирюзовое небо, отражаясь в  морской воде, окрашивает море в аквамарин... Из акватории  грузопассажирского порта, переполненного безлиственным лесом корабельных мачт, грузовыми стрелами, гигантскими портовыми  кранами  и трубами, осторожно выбирается обычное с виду сухогрузное судно. И вдруг, на чистой воде, как белые голуби,   взвиваются  над  ним белоснежные  паруса.
     Казалось бы, откуда им взяться, белокрылым клиперам и фрегатам в наше время?
    Стальные танкеры и рудовозы, контейнеровозы, ролкеры и лихтеры тяжело утюжат  сегодня моря и океаны. Суровые матросы орудуют на палубах электрическими швартовыми лебёдками. Испытанные штурманы прокладывают на картах курс корабля с помощью лазерных маяков, спутников и радарных установок. Хлопочут в чреве  у грохочущих дизелей, турбин и генераторов знатоки сложных машин – судовые мотористы. Сегодняшние корабли – это огромные плавучие заводы, а труд моряков - высокомеханизированный труд индустриальных рабочих.
  Восемь тысяч лет верой и правдой служил парус людям, и человечество многим обязано тому неизвестному гению, кто первым поднял  на мачте плохо выделанную звериную шкуру, с выгодой использовав даровую силу ветра. Думал ли он, что дарит людям крылья, способные переносить их в любом направлении по всей планете?
     Сохранились точные сведения о древнейшем судоходстве на Ниле. Египтяне строили парусные суда более трёх тысяч лет до нашей эры. В это же время парус использовался для плавания по морю в Китае и Финикии. Позднее и греки научились ставить паруса на своих гребных «галерах», называемых по-разному в зависимости от количества рядов вёсел на  них. Один ряд вёсел – «унирема», два ряда – «бирема», три – «трирема». При помощи вёсел продвигались вперёд и римские галеры, а парус помогал гребцам лишь при сопутствующих ветрах. То есть, плыть при встречном или даже при боковом ветре было невозможно, только если ветер в корму.
     Одним из первых парусников в восточно-европейском судостроении, наряду с «дракарами» викингов, была славянская «ладья». Новгородские «шитики» и «ушкуи» плавали на Балтике, «кочи» поморов достигали Новой Земли и Груманта (Шпицберген).
     В 14-15 веках возник смешанный тип парусного вооружения, когда одна из мачт несла латинский парус, а другая – прямые паруса с реями. Такие, как «каравелла» и «каракка», чьи названия чаще всего связаны с именами отважных мореходов Христофора Колумба  (1451-1506) и  Фердинанда Магеллана (1480-1521).      
     В 1492 году каракка «Санта Мария», на которой  во время плавания в неизвестность держал свой флагманский флаг Христофор Колумб и две каравеллы «Пинта» и «Нинья» достигли Американского континента. Каракка Ф.Магеллана «Виктория» в составе эскадры  совершила первое в мире кругосветное путешествие.
     Затем на смену каравеллам пришли «бригантины». В девятнадцатом веке появились трехмачтовые быстроходные «клиперы» (по-морскому «клипера») или, как их ещё называли по другому, «винджаммеры», то есть, «выжиматели ветров».
     Клипера начали строится на американских верфях атлантического побережья, а несколько позднее появились  английские. Красавцы с огромным парусным вооружением, клипера обладали прекрасным ходом и ставили один рекорд скорости за другим. Свыше 400 миль в сутки!
   Накренившись, почти касаясь волны расправленными реями, мчались клипера к заветной цели. Казалось, белокрылое судно вот-вот опрокинется, но нет. Вырвав из-за пояса пистолет, капитан выстреливал в паруса, они рвались в клочья, и судно выпрямлялось на волне. С именами таких клиперов, как «Чемпион морей» и «Катти Сарк»  связаны в истории мореплавания примеры высших достижений парусного судостроения.
     Самым знаменитым на все времена был и остаётся   клипер  «Катти Сарк» (Cutty Sark), названного именем шотландской ведьмы Нэн, воспетой народным поэтом Робертом Бернсом и означающей в переводе «Короткая рубашка». Суеверные моряки не спешили попасть на палубу парусника. Но судьба  «Катти Сарк» оказалась на удивление счастливой.    
     Винджаммер Cutty Sark  был построен 22 ноября 1869 года на верфи «Scott & Linton Shipyard» в городке Дамбартон. Длина  судна - 64,7 метров, ширина - 11, водоизмещение - 2100 тонн, скорость - 17,1 узла. Экипаж  клипера из 35 человек легко управлял мощными для этого класса парусами в  9754  квадратных  метров. Конструктором был мистер Геркулес Линтон, сумевший в корабле такого класса умело воплотить  инженерную и коммерческую мысли. Большая площадь парусов и обтекаемые обводы судна позволяли ему побеждать все другие парусники в скоростных гонках на маршруте  Шанхай - Лондон через мыс Доброй Надежды. Клипер «Катти Сарк» преодолевал это расстояние за 122 дня, и приносил огромную прибыль своим владельцам, первым доставляя в Англию свой чайный груз и срывая немалые призы. Последний груз с чаем был доставлен в Лондон в 1877 году. Новым рынком стала богатая овцами Австралия.  Клипер доставлял австралийскую шерсть в период с 1885 по 1895 годы, устанавливая новые рекорды скорости. Расстояние из Австралии до Лондона, через мыс Горн, «Короткая рубашка» преодолевала за 72 дня.  Наконец, парусник Cutty Sark стал единственным среди клиперов 19 века, сохранившийся в оригинальном состоянии до наших дней и был поставлен в музей. 
     Первым крупным русским парусником был трёхмачтовый «Фредерик», спущенный на воду в Нижнем Новгороде в 1635 году. В селе Дединово, неподалёку от  Коломны на реке Оке, был построен первый русский двухпалубный корабль «Орёл». Первым кораблём, спущенным на воду в Санкт-Петербурге, стал 54-пушечный парусник «Полтава», названный в честь победы русского оружия над шведами в Полтавской битве.
     На высокой плоской корме «Полтавы» в замысловатой резьбе по дереву был изображён падающий Фаэтон – сын древнегреческого бога Гелиоса.  В резной символике содержалось не восхищение поступком Фаэтона, дерзнувшего  достичь солнца, а назидание. Ибо образ Фаэтона, ассоциирующийся  во времена Петра Великого с королём Швеции, трактовался не как образ некоего вдохновенного юноши, воспарившего к солнцу, а как амбициозного и самонадеянного упрямца, которому никогда не будут подвластны дикие кони и колесница, низвергнутые Зевсом в морскую пучину.
     Благодаря парусу и усилиям Петра Великого Россия утвердилась на Балтике и на Чёрном море. Белокрылые корабли доставили русского мореплавателя  Беринга к проливу между Азией и Америкой. Под парусами обошли вокруг света капитаны Крузенштерн и Лисянский. Шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Беллинсгаузена и Лазарева в 1820 году впервые достигли берегов Антарктиды. Фрегат «Паллада», спущенный на воду в 1832 году, прославился своим кругосветным путешествием, которому писатель и автор знаменитого «Обломова» И.А.Гончаров посвятил свои путевые записки. Дерзкую попытку достичь Северного полюса на паруснике «Святой Фока» предпринял неутомимый  полярный исследователь Г.Я.Седов.
     За тысячелетнюю историю судостроения   самым большим в мире  парусником считается семи мачтовая шхуна Тhоmаs W. Lawson, построенная на верфи Fore River Ship & Engine Building в американском городе Quincy, штат Массачусетс в 1902 году для компании Coastwise Transportation Co. 
    Это гигант из гигантов. Длина - 112,6 метров, осадка - 10,7 м, водоизмещение - 5218 тонн. Для обеспечения продольной прочности корпуса парусному судну «Томасу» были приданы несколько большие, чем обычно, высота и ширина. Стоя в одной половине трюма шхуны, человек не видел, что делалось у другого борта. 
     Парусами площадью 13106 квадратных метров управлял экипаж всего из 19 человек. Мощнейшее парусное  вооружение  состояло из 25 парусов: 7 гафельных, 7 топселей, 6 стакселей и 5 кливеров. Их общий вес составлял 18 тонн. Мачты имели высоту до 35 метров, продолжением которых служили семнадцати метровые стеньги. Одна конструкция весила около 60 тонн.  Работу морякам по постановке и складыванию тяжёлых парусов облегчали различные приспособления и устройства, одним из которых был небольшой паровой двигатель. Это и позволяло морякам выполнять все морские операции с меньшим количеством личного состава. Шхуна была  названа в честь известного яхтсмена Тhоmаs W. Lawson  и на её строительство было потрачено около 240000 долларов.
    Когда семимачтовик появлялся  в порту со всеми своими  поставленными парусами, зрители были в восторге от увиденного.
Несмотря на свои внушительные размеры парусник выглядел весьма элегантно. Это достигалось за счёт лёгкой седловатости палубы и несколько приподнятой носовой части. Весь облик парусного судна создавал впечатление стремительного движения.
    Особенностью шхуны было отсутствие парового двигателя для движения по морю. Из-за такой конструкции парусное судно не отличалось завидными мореходными качествами, было медленным и неповоротливым, но все недостатки компенсировала огромная грузоподъемность. Это во многом определило  функциональность корабля.
     Шхуна Тhоmаs W. Lawson совершала рейсы вдоль побережья США, доставляя  сыпучие грузы: уголь, соль, песок и т.п. Но в начале XX века появился большой спрос на нефть; «Тhоmаs W. Lawson» был продан компании «Anglo-American Oil Co» и в 1906 году переоборудован в нефтеналивной танкер. После таких изменений парусное судно  оценивалось в два раза выше своей первоначальной стоимости и стоило 400.000 долларов. Грузоподъёмность его достигала 60.000 баррелей нефти, стоимость транспортируемой сырой нефти составляла 200.000 долларов, и шхуна за два рейса с лихвой окупила все расходы хозяев  на переоборудование корабля.
      К сожалению, однажды, следуя курсом  из Америки в  Лондон с полностью загруженными сырой нефтью танками парусное судно Thomas W. Lawson попало в жестокий шторм, и потерпело  крушение близ острова Scilly 13 декабря 1907 года. Из 17 членов экипажа бывшего на борту погибло 15 человек.
     Сейчас останки единственной в мире семи мачтовой шхуны, одного из первых нефтяных танкеров покоятся на 17 метровой глубине Атлантического океана с координатами Ш=49;53'38'', Д=6;22'55''.  Таким образом, шхуна Тhоmаs W. Lawson вошла в историю мореплавания не только как самое большое семимачтовое парусное судно, но и как  первый  в мире танкер, потерпевший крушение в море.
     Сегодня возвращение парусов на море обусловлено энергетическим кризисом и необходимостью сохранения мировой экосистемы. Совершенствуя конструкцию парусов,  учёные добились того, что судно может идти почти против ветра. Древнее «белоснежное крыло» стало пластмассовым, дюралевым и титановым. 
    В 1979 году этой проблеме была посвящена международная конференция, собравшая в Лондоне свыше ста специалистов морского дела. В том же году в Николаеве на Всесоюзном симпозиуме по вопросам исследования, проектирования и постройки парусных судов был представлен проект рудовоза типа «Зоя Космодемьянская» с парусным вооружением общей площадью 14 тысяч квадратных метров. Паруса – из искусственных материалов, способных выдержать натиск любого ветра (авторы В.Шередин и В.Шостак). Промысловое судно под парусами было создано в Калининградском научно-производственном объединении пром рыболовства группой специалистов под руководством главного конструктора В.Соколова. В Центральном научно-исследовательском институте морского флота под руководством И.Мирошниченко велись в то время изыскания оптимальных вариантов парусного оснащения некоторых типов коммерческих судов.   
     Каковы же практические достижения в использовании выгодной и экологически чистой ветровой энергии на морских судах? Известно, что помимо «рыбака», созданного в Калининграде, в мире существовало ещё два небольших парусно-моторных буксира, успешно эксплуатируемых американской фирмой «Ребел Марин Сервис» и имеющих вспомогательное вооружение типа «кэч».
  В 1979 году в Японии были проведены морские испытания первого в мире танкера на 83 тонны с тремя мачтами несущими три паруса трёх различных типов и оборудованного вспомогательным двигателем.
   В августе 1980 года был успешно спущен на воду последующий  японский танкер «Шин Айтоку Мару» дедвейтом 1600 тонн. Помимо дизельного двигателя на судне были установлены две поворотные стальные мачты, несущие два жёстких прямых паруса размером 12 на 8 метров. Коммерческой эксплуатацией «Шин Айтоку Мару» открылась новая страница в многовековой истории парусного флота.
      Клипером нового поколения  считается одна из самых больших и самых необычных яхт нашего времени трёхмачтовая супер-яхта «Мальтийский Сокол» (Maltese Falcon), принадлежащая американскому мультимиллионеру Тому Перкинсону. Яхта  водоизмещением 1240 тонн построена на судостроительной верфи Perini Navi Yachts в самом начале ХХI века, в апреле 2006 года, и имеет 88 метров длины. Замечательной особенностью являются высокотехнологичное парусное вооружение и роскошный экстравагантный интерьер.  Средоточием современных  технологий мегаяхты является новая система такелажа, получившее название DynaRig и разработанное голландским морским архитектором Gerald Dijkstra. В отличие от обычного прямого парусного  вооружения пять парусов каждой мачты яхты Maltese Falcon, по сути, объеденены в один и действуют как единая аэродинамическая колонна.
     Самое большое парусное судно в сегодняшнем мире «Королевский Клипер» (Royal Clipper)  длиной  133 мметра и водоизмещением 5061 тонн было построено в 2000 году. Пятимачтовик способен пересекать любой океан при любой погоде.  Royal Clipper преодолевает 7000 миль за 10 дней. Крестная мать «Королевского клипера» - сама королева Швеции Сильвия. В состав экипажа включены  и несколько россйскихих моряков, имеющих большой опыт, полученый ими при подготовке на Балтийском парусном флоте.
    Создание таких мощных «новичков» моря, как Royal Clipper и «Мальтийский Сокол» (Maltese Falcon),  подтверждает простую истину: морская романтика  подкрепляется  в них    новейшими технологиями.   
   Большое парусное судно - идеальное средство для показа флага своей страны. Особенно ценят возможность заявить о себе латиноамериканские государства. Подтверждение тому - чилийская четырёх мачтовая баркентина «Esmeralda». Когда-то она создавалась для испанского военно-морского флота как учебное судно под названием «Дон Хуан де Аустрия». Это самое старое из больших парусных кораблей Южной Америки. Баркентина неоднократно принимала участие в парусных регатах и дважды завоёвывала главный приз соревнований STA - серебряную статуэтку Cutty Sark.
     Заслуженной гордостью итальянцев является  парусный  линкор «Америго Веспуччи». Он был построен на одной из верфей в Кастелламаре-ди-Стабия неподалеку города Неаполя в 1931 году и носит имя знаменитого флорентийского мореплавателя, составившего первые карты Нового Света. Невзирая на солидный возраст, парусник по сей день совершает ежегодные походы через Атлантический океан и часто становится участником морских фестивалей. В 1976, 1992 и 2000 годах в рамках грандиозных парусных регат «Америго Веспуччи» посетил США.
    В  рейтинг крупнейших яхт мира составленный на 2012 год вошли восемь судов, принадлежащих российским бизнесменам. В том числе – две яхты начальника Чукотки Романа  Абрамовича, одна из которых (Eclipse) длиной 164 м возглавляет рейтинг, а вторая (Luna) занимает 19 строчку. Есть в рейтинге еще три яхты, ранее принадлежавшие Абрамовичу – это Pelorus (115 м, 19 место), Le Grand Bleu (112,8 м 21 место), Ecstasea (86 м, 51-е место). Первую из них, по одним данным, он в 2009 году продал американцу Дэвиду Гиффену за $300 млн, по другим, подарил бывшей жене, вторую подарил своему партнеру Евгению Швидлеру, а третью продал в 2009 году какому-то американцу. Кроме Абрамовича и Швидлера, среди хозяев яхт из сотни рассекающих волны, оказались Андрей Мельниченко, Юрий Шефлер, Алишер Усманов, недавний претендент на президентский престол Михаил Прохоров и Сулейман Керимов.
   Для тех, кто бережно хранит в памяти прекрасный мир Жюль-Верна, Александра Грина, Константина Станюковича, Роберта Стивенсона, Джозефа Конрада, взволнованные морские пейзажи Ивана Айвазовского и Джозефа Тёрнера, существуют в мире такие древности, как белопенные паруса четырёх мачтовых барков «Крузенштерн» (год постройки 1926) и  «Седов» (1921),  фрегат «Штандарт» (1703),  польский трёхмачтовик «Дар млодежи» (1982),  немецкие «акульи» куттера  Gefion (1932)  и Gorch (1958), болгарская баркентина Kaliakra (1984),  трёхмачтовая голландская шхуна «Лотлориен» (1907) и другие учебные суда, ныне существующие и строящиеся в разных странах мира. 
      Морские парусники - это школа флотского мастерства, становления подлинно морских характеров. Только сильные, мужественные люди могут достойно противостоять морской стихии. Более чем в двадцати странах на парусниках проходят морскую практику учащиеся морских учебных заведений. На флоте хорошо помнят слова выдающегося русского флотоводца С.Макарова: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». И это для юных романтиков моря  где-нибудь в Гибралтаре  гремят сегодня грозные боцманские свистки и команды:
     - Аврал! Пшёл все наверх! Стаксель, нижнюю бизань и марселя ставить!

   На снимках: винджаммер «Катти Сарк», проект круизного лайнера Eoseas и военный парусник компании STX Europe.
                * * * * *