Географические кошмары

Володя Морган Золотое Перо Руси
   Нелегко приходится морякам в открытом море: то шальные ветры,  то нехватка питьевой воды и пищи, то миражи и звуковые галлюцинации, то компас подводит. Не меньшую опасность для мореходов таят в себе и, так называемые, «географические кошмары», связанные с островами-загадками. С островами, которые, как в известной шутке, то они есть, то их нет. Или они появляются совсем в другом месте, чем обозначены на штурманских картах.
     Немало таких примеров известны истории мореплавания и географии. В их числе загадка скалы Тралс. Скала эта нанесена на всех картах, помечена во всех лоциях, но ни моряки, ни географы до конца не уверены в её существовании, хотя не могут утверждать обратное.
    Открытие произошло апрельской ночью 1928 года. В те времена, когда ещё не было радаров, и моряки полагались на карту да компас, на своё зрение, слух, морской опыт и интуицию.
     Возвращаясь домой в конце сезона охоты, английское китобойное судно «Тралс» чуть было не погибло в прямом столкновении с сушей. Клокочущее штормовое море, выбитые могучими ударами волн стёкла ходовой рубки, мощные снеговые заряды... И вдруг над правым бортом китобоя неожиданно нависла чёрная скала. Судно получило удар неимоверной силы, и крыло ходового мостика рухнуло в море. Когда снежная мгла рассеялась, моряки включили судовой прожектор, и все тридцать четыре  моряка «Тралса» отчётливо разглядели, как смертельная опасность им угрожала.
     Капитан китобоя Ноел Стоун произвёл обсервацию судна по звёздам и отправил радиограмму: «В координатах 56 градусов 10 минут южной широты и 23 градуса 40 минут восточной долготы обнаружена скала высотой порядка 150 футов не обозначенная на карте и представляющая опасность для мореплавания в этом районе». А в картографических архивах Британского адмиралтейства и до сего дня хранится карандашная зарисовка скалы, выполненная кем-то из членов экипажа «Тралса».
     С той поры прошло несколько десятков лет, но злополучную скалу Тралс никто  ни разу так и не видел. Но значит ли это, что её нет?
     В 1959 году поисками загадочной скалы занималась советская китобойная флотилия «Слава». Все её шестнадцать судов развернулись в шеренгу длиной в 80 миль  таким образом, чтобы не терять друг друга из вида. В течение суток все суда флотилии шли с одинаковой скоростью, визуально наблюдая соседей слева и справа. После такого тщательного прочёсывания морского пространства и безуспешных поисков на морских картах мира к прежним координатам скалы Тралс стали подпечатывать буквы «П.С.», что означает «Положение сомнительно».
     Ещё одна попытка обнаружить скалу-беглянку была предпринята в декабре 1971 года экипажем дизель-электрохода «Обь».  Однако  этот день выдался пасмурным, судно было вынуждено идти лишь по счислению, и советским морякам так и не посчастливилось встретиться с загадочным объектом.
     И всё-таки быть категоричным в отрицании существования скалы Тралс мешает целый ряд дополнительных обстоятельств. Прежде всего, хотя бы потому, что члены экипажа «Обь» наблюдали издали нечто похожее на островное образование. Возможно, это был айсберг? Чёрные ледяные горы, в силу разных причин, изредка встречаются в Антарктике. Но, может быть, капитан Стоун неправильно определил координаты скалы во время её обнаружения?
     Такое случается. Порой возникают фактические ошибки. Так, подыскивая в марте 1972 года место для новой полярной станции в западной Антарктиде, члены научной экспедиции того же дизель-электрохода практически заново определили и нанесли на карту береговую черту между мысами Колбек и Дарт.
     Существует разночтение и в отношении Гавайских островов.
По общепринятому мнению этот архипелаг открыт в 1778 году прославленным Джеймсом Куком. Однако совсем недавно обнаружены старинные испанские карты, на которых обозначены некие острова на географической широте, идентичной Гавайям. Долгота этих островов, правда, иная, но это как раз указывает на то, что и сегодня  при определении подлинных координат морских объектов необходимо делать поправку на неточность показаний тех хронометров и инструментов, какими пользовались моряки прошедших времён.
     Загадочна история острова, открытого в 1739 году французским мореплавателем Жан-Батистом Буве и названного его именем. С 1927 года этот необитаемый островок принадлежал Норвегии, но в течении пятидесяти лет его не посетило ни одно норвежское судно. О крохотной точке суши посреди океана вспомнили, когда в Норвегии решался вопрос об установке в этом районе автоматической метеорологической станции. К острову отправилась экспедиция, но на его месте гуляли лишь крутые волны. Островок обнаружили на полторы мили западнее указанных прежде координат.
      Можно, конечно, предположить что капитан Буве совершил ошибку в своих вычислениях.  Однако специалисты утверждают, что за минувшие десятилетия остров сам переместился на запад от своего прежнего местонахождения.
     Более того,  геофизики установили, что в настоящее время в мире насчитывается с десяток островов, координаты которых неверны. Прежде всего, замечания ученых касаются островов в районах подводных хребтов. Тектонические процессы земли, происходящие под водой вызывают значительный дрейф, смешение, скальных массивов. Неслучайно в 1975 году международная океанографическая экспедиция установила, что острова Тристан-да-Кунья, находящиеся в южной части Атлантики, за сто лет переместились  почти на одну милю в сторону Антарктиды.
     «Блуждающим» островом является и Корсика - родина французского национального героя императора Наполеона.  Как показали исследования, проведённые учёными в 1978 году, за 80 лет Корсика передвинулась на 10-12 метров к востоку.
     Со средней скоростью 15-20 метров  в год движутся на восток Западно-Фризские острова в Северном море. Самый большой из них, по имени Тассел, переместился за столетие на полтора километра.
     Приведённые примеры убедительно говорят о фактических ошибках моряков и об игре природы. Однако «движущиеся», «блуждающие» острова неоспоримо существуют. Но судьба острова Тралс, открытого китобоями, до сих пор неизвестна. Как неизвестна и судьба открытой в 1707 году, неподалёку от Шпицбергена, Земли Джилиса. Сколько ни бороздили морские суда те края, загадочную Землю, нанесённую на карту,  морякам так и не удалось отыскать.
     По-прежнему не обнаружена и Земля Андреева, увиденная однажды в 1763 году русскими моряками  севернее Медвежьих островов.
     Естественно предположить,  что все эти земли, появившись однажды, вновь погрузились в морские пучины. Знавало человечество и такое, причём ставшее иногда подлинной трагедией.
     Как не вспомнить, например, трагедию, разыгравшуюся всего в каких-нибудь двадцати километрах от столицы Японии города Токио. 18 сентября 1952 года в этом районе почти под самым  бортом японского сторожевого судна «Сикинэ Мару» неожиданно началось извержение  вулкана, в результате чего плавательное средство чуть не затянуло под воду. Четыре дня спустя, в центре вновь  образованного буквально на глазах острова,  заявил о себе ещё один действующий вулкан. Через неделю всё исчезло, а затем «новичок» вновь выступил из-под воды, едва не опрокинув прибывшее в этот район научно-исследовательское судно.  Днём позже дерзкий островок нырнул под поверхность моря, но когда на  разведку – прямо к центру бурлящей массы – прибыло океанографическое судно «Киое Мару», море под ним внезапно взорвалось, навсегда поглотив всех членов этой опасной экспедиции.
   14 января 2012 года в Италии был задержан полицией капитан потерпевшего крушение у берегов Тосканы итальянского круизного лайнера Costa Concordia. На момент катастрофы на борту находилось 3216 пассажиров из 62 стран и 1023 члена команды. Обнаружены тела 30 погибших, ещё два человека числятся пропавшими без вести. Трагедия разыгралась практически перед глазами миллионов телезрителей. Эксперты недоумевали, каким образом судно, проходившее этим маршрутом по 52 раза в год (раз в неделю) могло, наскочить на подводный риф, но посчитали, что наиболее вероятной причиной  крушения лайнера была ошибка в управлении судном.
     Сам капитан на полицейском допросе  и в интервью местным СМИ заявил, что авария произошла из-за того, что корабль наткнулся на скалы, которые не были отмечены на карте. 
Учитывая постоянную тектоническую активность в Средиземном море  с капитаном нельзя не согласиться.
     Исчезновение таинственной Земли Санникова, хорошо известной русским читателям  по увлекательному роману советского академика В.Обручева, а также островов Меркурий и Диомид, нанесённых на географические карты в восемнадцатом столетии, учёные связывают с существовавшим некогда материком Арктида.
     Гипотеза о суше, будто бы соединявшей прежде азиатский и американский материки, впервые была выдвинута советским учёным Я.Галакелем. В самом деле, отчего так схожи земная растительность российской Якутии и Чукотки с канадским севером? Случайно ли так много общих черт в геологическом строении американских и российских берегов Северного Ледовитого океана? Чем объяснить, что перелётные птицы, обычно прокладывающие свои пути на небольшом удалении   от суши, здесь, в Арктике, бесстрашно преодолевают огромные ледяные пространства? И откуда в холодной Арктике повсюду встречаются ископаемые кости древних мамонтов, диких лошадей и бизонов?
     Все эти собранные вместе факты, несомненно «работают» на увлекательную гипотезу  Галакеля  об Арктиде, основой которой, по предположению был ныне подводный хребет Ломоносова, а острова Северного Ледовитого океана – осколки этого огромного доисторического материка.
     Предположение об Арктиде, однако не бесспорно. Свою, не менее обоснованную гипотезу выдвинул в своё время руководитель лаборатории мерзлотоведения Северо-Восточного комплексного научно-исследовательского института  С.Томирдиаро. Согласно теории, предложенной этим известным учёным, Арктида – это грандиозная ледяная равнина, накрывавшая некогда, словно панцирь,  весь Ледовитый океан, простираясь до Северного полюса и Канады.
Согласно Томирдиаро, Арктида разрушилась в последнюю ледниковую эпоху, когда океан начал вскрываться. В то время и возникли острова, впоследствии уничтоженные морем.
     Не так просты вопросы, предлагаемые к дискуссии  учёными всего мира! Чтобы отгадать тайну возникновений, передвижений и исчезновений океанических островов, моряки и исследователи не однажды жертвовали собой, подвергаясь всевозможным опасностям. А неизведанные земли, как мы убедились, рождаются из-под воды в гуле, в горящей лаве и чёрном пепле, и затем  бесследно исчезают, увлекая в море своими загадками всё новые поколения первооткрывателей.

     На снимке: Costa Concordia
 
                *****