Смысловой уровень сознания

Олег Басин
            Смысловой уровень — это уровень связей, которые соединяют деятельностные в образы ещё более сложные, а именно, ролевые. Очередная ступень образной интеграции в сознании закономерно и неизбежно обладает ещё большей сложностью, чем предыдущая мотивационная ступень. Поэтому тип связи, называемой смысловой, сложнее, чем связь мотивационная, а тем более, чем ассоциативная. Связи двух предыдущих типов социального диапазона, рассмотренные в предыдущих главах, т.е. ассоциативная и мотивационная, способствуют формированию соответственно поведенческих и деятельностных образов, смысловая же связь способствует формированию ролевых образов из деятельностных. Таким образом, основанная техническая задача смысла в сознании — это выполнение связующей функции для различных наших деятельностей, чтобы они входили в единую целостную роль, т.е. подбирались по смыслу. Смысловая связь — это третья по сложности связь социального диапазона сознания, а ролевые образы, собирающиеся при её участии — четвёртый тип социального образа.

            Это говорит уже о высокой ступени сложности, поэтому отнесение смысла к категории связей сознания наподобие ассоциаций и мотиваций является не самым простым решением, а продуктом длительного анализа и множества предварительных гипотез, из которых прошла отбор и поставила всё на свои места та, что определила смысл, как очередной тип связи в общей архитектуре сознания.

            Сомнения в определении смысла как связи имели своё право на существование. Они имели это право потому, что смысл, как третья по сложности связь, обладает более выраженной процессуальностью, чем связь мотивационная. Даже для мотивационной связи требуется процесс построения её аргументирующего ядра, а процессуальность смысловой связи должна быть более выражена на порядок. Такое возрастание процессуальности в функциях связи значительно маскирует истинную связывающую суть.

            Но, тем не менее, сомнения в природе смысла, как в связи, должны отпасть. В самом деле, актуальность каждой очередной деятельности на данный момент нами выверяется по смыслу, т.е. на основе множественного смыслового моделирования. Происходит подбор деятельностей при их кратком мыслительном моделировании и предполагаемой результативности. По итогу, получается, что это и есть функция связи. Но с другой стороны нельзя не заметить и возрастающую степень процессуальности, которая неизбежно происходит при переходе к более высокой степени связи в неком диапазоне сознания, пока не она не превосходит границы допустимой неопределённости. Это безусловно делает связи высокого порядка мало похожими на связи.

                ЗНАЧЕНИЕ РОЛИ В СОЗНАНИИ И В СОЦИУМЕ

            Роль является первым образом абсолютно социального происхождения.
   
            Роль — это способность сознания поддерживать несколько упорядоченных деятельностей в их совместном скоординированном социальном проявлении. Социум — это сообщество, основанное на ролевой определённости входящих в него индивидуумов. Отсутствие ролевой определенности сводит на нет все социальные старания общества. Придерживаться аккуратно, точно и регулярно своих социальных ролей — это и есть социальное поведение; тогда как асоциальность — это пренебрежение именно ролями, а не какими-либо другими мыслительными или поведенческими категориями. Роли — это устойчивые группы деятельностей, которые могут исполняться: попеременно и параллельно; непрерывно и с окончанием. Таким образом, социум и роли — это неразрывно связанные между собой категории.

            Роль является абсолютно социальным проявлением сознания, так что корни этого проявления не принадлежат досоциальной сфере. Если о деятельности мы могли бы говорить и как о стихийной, интуитивной, то о роли так говорить невозможно полностью. Т.е. деятельность ещё может носить хотя бы первичный досоциальный характер, а вот роль досоциального характера лишена полностью, потому что роль — это то, что мы сами выбрали.

            Поведение и представление, будучи ещё более простыми формами, чем деятельность, тем более могут быть досоциальными. Хоть представление мы можем рассматривать как начальную форму социального, но оно ещё не определено в социальном, не задано, а лишь выполнимо. Поведение в ещё большей степени должно пребывать в социальном порядке, хотя и не обязано. Понятно, что у деятельности возрастает её социальное присутствие по сравнению с предыдущими формами мышления. Т.е. мы можем говорить о представлениях, поведениях и деятельностях как о возвышающихся ступенях социальности. Но о ролях мы говорим, не как об очередной ступени на пути в социальность, а как об этаже, социальном этаже. Роль — это кульминация определённости социальных проявлений. Роль невозможно представить без социума, а социум невозможно представить без ролей в сознании и в жизни человека. Роль, как функция сознания и социум, как форма существования человеческого сообщества, взаимно определяют друг друга.

                КОНТЕКСТНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ СМЫСЛА

            Смысловая связь — это связь третьего поколения в социальном диапазоне сознания. В общей архитектуре сознания она расположена выше ассоциативной и выше мотивационной. Исходя из той закономерности, что каждая следующая по сложности связь является формой организации предыдущих связей, можно сказать, что смысловая связь является организованным комплексом мотивационных связей. Это точно также, как мотивационная связь состоит из ассоциативных, организованных с помощью аргументирующего ядра.

            В чём необходимость установления смысловых связей, когда и мотивационные вполне способны определять собой достаточно разумное поведение или мышление, включённое в общую цельную деятельность? Мотивационные связи соединяют поведенческие образы в деятельностные, т.е. в уже достаточно обширные образные формирования. Вопрос лишь в том, что и мотивации могут быть не совсем чёткими определителями дальнейшего поведения или мысли.

            Мы в свою очередь обсуждали, что мотивации необходимы тогда, когда нет достаточной силы (яркости) и чёткости ассоциаций. Тогда в силу вступают мотивации, как кумулятивные усилители ассоциирования. Теперь же, говоря о смысловых связях, мы должны отметить, что и они нужны, когда мотивирование оказывается недостаточным по своему качеству. Вот это недостаточное качество мотивирования в таком случае призвано увеличивать смысловыми связями, состоящими из мотивационных, компенсирующих недостатки друг друга. О каком конкретном и явно недостаточно выраженном качестве мотиваций здесь идёт речь?

            Это качество ассоциативной фокусировки, которое у незрелых мотиваций ещё недостаточно развито, и каждая из них высвечивает не совсем определённую зону, т.е. отличную от точки. Это ведёт к недостатку точности, но и к некоторой широте охвата. В виду своей неопределенности такие незрелые мотивации сами по себе не приносят большой пользы, но их совместное употребление может увеличивать точность (определённость) наведения на объект путем пересечения воздействия.

            Зрелые мотивации, фокусирующие ассоциативность  на конкретное поведение, не нуждаются в своём объединении в смысловую связь, в смысловую конструкцию. Такое объединение касается только незрелых, не совсем точных мотивационных связей. Это могут быть только приблизительные мотивации, очерчивающие некий не совсем определённый круг аспектов. Такие недеформированные мотивации мы называем контекстами.

            Именно контексты, как не совсем чёткие мотивации, вместе составляют смысловую связь, поэтому любой смысл с гуманитарной точки зрения и может подразделяться на контексты, как на некие грани или слои смысла. Составление общего смысла всегда происходит из контекстов, как незрелых мотиваций. Надо отметить, что зрелые мотивации несколько хуже способны к объединению, поскольку обладают  узкой фокусировкой и, следовательно, маловероятно перекрываются общими зонами. Тогда как контекстные мотивации обладают надёжной возможностью обобщения в единую последовательность. Такое нечёткое контекстное мотивирование мы применяем при построении эскизов. Эскизная деятельность — это и сесть процесс формирования смысловой связи. Именно деятельность, потому что составление эскиза имеет статус деятельности, которая и становится постепенно ядром смысловой связи.

            В дальнейшем, когда смысловая связь в целом обретает свою чёткость, эскиз при этом постепенно преобразуется в проект или в замысел, в идею. Последнее преобразование происходит чаще, так как свехчёткость проекта организует скорее функцию, чем роль, разновидность роли с более чёткими и стабильными параметрами, а это линейное состояние роли. Но вообще, роль — это достаточно вариабельное образное формирование, не обладающее чётким набором параметров, и потому обладающее конституцией живого, приспособительного.

               ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ НА СВЯЗЫВАЮЩИХ УРОВНЯХ

            Внимание — это вообще проблема связывающих уровней. Мы говорим о внимании к чему-либо, когда к этому чему-либо направлена совокупность связей нашего сознания, готовых к работе по выстраиванию образов, т.е. к образной интеграции. Внимание бывает простым, если речь идёт о связях одного из связывающих уровней; и внимание бывает сложным, если это касается многоэтажной архитектурной связывающей совокупности от некоторого множества связывающих уровней сознания. Достаточность или недостаточность внимания на любом из этих уровней определяет степень потребности в использования связей более разных порядков; или, как мы это характеризуем гуманитарно: перенос внимания на более общие проблемы, стремление к обобщению при решении наших задача.

            Недостаточность ассоциирования, которая порождает обращение к мотивированию, заключается в недостаточной ассоциативной яркости в зоне действия. Недостаток мотивирования, заставляющий нас обращаться к смыслу, состоит в недостаточной сконцентрированности мотивационной связи. Недостаток же смысла, как функции смысловой связи, заключается в недостаточной групповой замкнутости, т.е. в потребности привлекать новые и новые объекты к решению текущей задачи, вместо того, чтобы ограничиться для этого малой замкнутой группой средств. Смысл требует оптимизации.

               ЕСТЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗЕЙ

            У каждого типа связи свои условия естественного формирования, которые являются таковыми потому, что индивидуум не ставит при этом себя в какие-либо специальные условия, просто стихийно участвует в разнообразных случайных событиях и процессах окружающей жизни.

            Так естественное ассоциирование формируется при случайном для индивидуума повторении некоторых предметов в их стабильном сочетании. Для индивидуума такое повторение случайно, так он сам или его воспитатель не заботились о данных повторениях, но объективно эта сочетательная повторяемость является не случайной, а закономерной, поскольку она связана с естественными механизмами окружающего мира, предоставляющего нам, например, грозу, как правило, в основном с дождём. Синхронизированность многих процессов и есть проявление жизни. Что позволяет вести стохастический контроль сопряженности данных явлений.

            Для формирования мотиваций необходимо уже, хотя бы пассивное, но всё-таки социальное участие, а не чисто стихийное природное, т.е. участие через общественные проявления, но ещё пока пассивные, так как речь идёт о влиянии. Например, так происходит от  искусственных ландшафтных изменений, придающих индивидуальный облик привычному месту жительства, т.е. малой родине. Механизм формирования такого первичного естественного мотивирования является продолжением механизма условно-рефлекторного, и, кстати, опирается на механизм формирования привычки — линейного продукта сочетательного рефлекса. Условно-рефлекторные проявления становятся первичными мотивациями, когда эти проявления приобретают стабильность за счёт ландшафтного проявления, а также соблюдения традиций, ритуалов и ещё каких-нибудь фольклорных и диалектных моментов в жизни общества. Воспитание естественного мотивирования является пассивной социальной функцией, поскольку не требует непосредственного оперативного участия сознательной деятельности окружающих по формированию его у конкретного индивидуума. Что должно быть целью здорового общества. Конечно сознательная деятельность как, такое участие не исключается, но тогда, во-первых, такое мотивирование будет не естественным, а искусственным, а во-вторых, оно не является строго обязательным условием формирования мотиваций, способного обойтись и без намеренного подхода. Лучшие и здоровые мотивации формируются косвенно, а не непосредственно. Непосредственное формирование мотиваций мы называем назидательностью.

            Смысл, в отличие от мотивирования, требует уже активного социального участия окружающих, как непременного его формирования у индивидуумов. Это активное участи заключается в намеренной передаче определённого опыта от одного индивидуума другому. Проблема построения смысла состоит в том, что для составления конструкции смысловой связи требуются расплывчатые незрелые контекстные мотивации, а для удержания их в совместной конструкции необходима зрелость, т.е. опыт чётко аргументирующей мотивации и ясным картинным мировоззрением. Такое сочетание может быть только в процессе обучения одного индивидуума у другого, либо при наличии у одного индивидуума артистизма и опыта в других областях. С опытом в других областях — это достаточно ясная позиция объяснения феномена, но артистизм — это способность к управляемому переключению от одной личности к другой в одном и том же сознании. На основе применения свойств артистизма получается аналогия обучения одного индивидуума другим, но в данном случае всё происходит в едином сознании. Путь артистизма при развитии смыслового мышления — это продукт уже зрелого состояния индивидуума, имеющего опыт в самообучении.

                СМЫСЛОВЫЕ ФИЛЬТРЫ И КЛАССИФИКАТОРЫ СОЗНАНИЯ

            У достаточно осмысленного индивидуума в сознании функционирует достаточно объёмная совокупность смысловых связей, покрывающих собой достаточно весомый объём житейских функций, а тем более профессиональных. Состояние осмысленности — это как раз и есть наличие значительного арсенала смысловых связей, способных функционировать бесперебойно.

            Налаженная смысловая связь в своих предварительных функциях особенно важна для фильтрации и для классификации образного материала. Фильтрация в строгом смысле слова определяет социальный ассортимент в сознании индивидуума, принимая или не принимая туда какие-либо элементы. Таким образом, смысловые связи являются социальными определителями, являясь социальными образными фильтрами сознания. Образные элементы, прошедшие смысловой конкурс, приобретают социально значимый статус, а не прошедшие — нет.

            Помимо этого смысловые связи осуществляют не только отбор, но и классификацию образных элементов, определяя не только их статусное значение в сознании, но и директивное назначение. Такое точное определение во времени и в пространстве, называемое организацией, доступно только смысловому уровню сознания, смысловым механизмам. Это то чего нет на предыдущих уровнях сознания. В чем состоит его уникальность. До формирования смысла в человеке нет внутренней организации. Но при наличии мотиваций он социально определяется как зануда.

                СМЫСЛОВАЯ ФИЛЬТРАЦИЯ

            Смысловая фильтрация образного материала сознания происходит с целью насыщения социального мышления, поведения и восприятия разнообразными адекватными образными элементами. Фильтрация — это жёсткая процедура, требующая многостороннего одновременного отбора. Этот отбор происходит при помощи стопок мотиваций, входящих в смысловую связь, и называемых контекстами. На социальную пригодность некоего образного элемента может указывать только прохождение его сквозь строй всех контекстов смысловой связи по принципу логического пересечения. Только тогда образный элемент признаётся социально определяющим по смыслу, когда он одновременно соответствует всем контекстам (внутренним мотивациям) определённой смысловой связи, т.е. тогда, когда у данного элемента есть роль.

            Сопряжённая работа фильтрующих смысловых связей называется волей. Воля в дальнейшем определяет ценности индивидуума.

            Смысловой отбор или смысловая фильтрация происходят при побочном ассоциировании проходящего элемента с аргументирующими элементами контекстно-смысловой мотивации. Те в свою очередь возбуждают свои мыслительно-поведенческие процессы, а совокупность мыслительно-поведенческих процессов показывает чувственную состоятельность в данном аспекте. Таким образом, элемент, проходящий на соискание атрибута, через побочно простимулированные мыслеформы получает многостороннюю чувственную характеристику, то, что мы определяем как способность глубоко чувствующего человека. Такой человек не способен переступить свою внутреннюю организацию, и мы говорим о присутствии у него чести.

               ВОЛЯ КАК ФУНКЦИЯ СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ

            Воля является функцией сознания, которая берёт своё начало именно от смыслового уровня и продолжает функционировать выше. Но первоначальный волевой определитель — именно данный уровень.

            Если определять волю гуманитарно, то её внешняя функциональная сторона — это соотнесение желаний с необходимостью судьбы, а эта необходимость подразумевает умение стабильно удерживать в сознании важнейшие личные и общественные вехи истории. Данная функция подразумевает умение возвращаться к одним и тем же целевым программам, до тех пор, пока они остаются актуальными для данной личности. Таким свойством, т.е. свойством актуальной стабильности обладает только смысловой уровень сознания, который определяет функциональную замкнутость некой группы жизненных элементов. Судьбу вообще можно творить только на основе рационального механизма, т.е. механизма с конечным обозримым числом элементов с ясными чёткими свойствами. Смысл определяет в сознании эту замкнутую рациональную систему творения судьбы с использованием конечной группы проверенных средств и инструментов.

            Воля — это функция сознания работающая с желаниями, можно сказать, это ОТК наших желаний, т.е. механизм проверки их качества с позиции нашей судьбы. В том и важность наличия желаний. Желания — это продукт условно-рефлекторного уровня сознания, который порождает такие образы, как действия, влечения и желания, принадлежащие соответственно фазам поведения, восприятия и мышления. Если говорить точно, то воля управляет и селекционирует все эти три формы условно-рефлекторного продукта: и действия, и желания, и влечения. Сначала воля развивает внутреннюю модель желания, переводя её в ведение сочетально-рефлекторного уровня сознания, развивая на его основе переживания, сопровождающиеся эмоциями, а затем полученные эмоции уже можно эквивалентно сопоставлять в единой системе, чтобы оценивать эффект общего выигрыша, если он возможен. То есть впечатления являются инструментами формирования воли которыми оперирует смысл.  Причём, этот общий выигрыш в случае воли контролируется относительно очёнь обширной группы внутренних явлений, актуальных для судьбы человека. Происходит проверка эмоциональной эквивалентности на уровне жизненных устоев личности.

            Так что воля — это довольно сложный, многоэтапный и многоуровневый процесс контроля желаний. Сначала желание переносится на модель впечатления-переживания-поступка с целью получения эмоционального параметра. Собственные чувства условно-рефлекторного уровня сознания, т.е. ощущения, не обладают способностью участвовать в процессе эквивалентной сверки, поэтому они и включаются в процесс следующего порядка — процесс сочетательно-рефлекторных впечатлений, переживаний и поступков. После получения важной для этой оценки эмоционального параметра сравнения и сопоставления могут происходить в любых режимах, наиболее оптимальным из которых для судьбы является волевой на основе смыслового уровня сознания.

            Пресекая нормальное формирование смыслового восприятия, общество искусственно создаёт человека-раба.