Пари

Валентина Комина
         Вечер выдался тёплым, безветренным. Павел шёл не спеша, любуясь закатом. Последние лучи заходящего солнца освещали пожелтевшие листья на тополях, которые вспыхивали  ярче, создавая картины тёплой, ещё не размытой дождями осени. Настроение Павла, соответственно погоде, тоже менялось: после трудного рабочего дня наступало какое-то умиротворение. Хотелось сделать что-то доброе, хорошее. Он зашёл в магазин и купил торт и бутылку вина. Потом зашёл в цветочный и купил жене букет алых роз – пусть порадуется.
            Дома он застал жену в компании её лучшей подруги – Нади. Стол был накрыт: на нём красовалась уже начатая бутылка коньяка, коробка конфет и ещё много всячины.
          - По какому поводу праздник? – спросил Павел, вручая жене букет.
         - Да вот Надежда  проспорила мне. – язык у жены заплетался. Видно было, что бутылка на столе не первая.
             Павел вздохнул. Он давно замечал за женой неравнодушие к выпивке. Но такой видел впервые.
        - И по какому поводу спор был? – он старался не показать своё раздражение.
       - А это мы давно уже спорили. Ещё когда ты с Татьяной  жил.  Мы поспорили, что я тебя отобью у твоей красавицы! – растягивая слова, жена повернулась к Павлу, не обращая внимания на подругу, которая дёргала её за рукав халата.
            Павел жил с Ниной всего второй год.  Первая жена – Татьяна – была действительно красавица. Её коса пшеничного цвета, зелёные глаза, стройный стан – всё сводило Павла с ума. Казалось, что он влюблён был в неё с самого рождения. Он не смел даже рассчитывать на взаимность. Парню казалось, что он не достоин и мизинца такой королевы. И, когда она сама подошла к нему, он всё ещё боялся, что это шутка. Как могла такая красавица полюбить его – невзрачного, неуклюжего, да ещё и рыжего. Но Татьяна сумела растопить все его сомнения.
            После свадьбы у них родились две дочери-погодки. Павел строил новый дом – дом для счастья, как любил он говорить. И они действительно были счастливы. Всё у них ладилось: зарабатывал муж хорошо, любовь и согласие поселились в их семье. Татьяна была хорошей хозяйкой – ухоженный дом, великолепные клумбы под окнами вызывали зависть у соседей.
            Особенно завидовала Нина. Она, незавидная, полная женщина обладала скверным характером. Семейная жизнь у женщины не сложилась. Родив два сына от разных мужей, она так и не смогла  наладить собственную жизнь. Занималась торговлей, вернее спекуляцией. Ездила с "челноками" в Турцию, привозила товары, которые продавала на рынке. Она давно завидовала своей соседке Татьяне. Павел был хоть и незавидным на внешность, но работящим. Мастер на все руки: и дом сам построил, и зарабатывал хорошо, и жену на руках, что называется, носил.
           Однажды, обмывая с подругами удачную поездку в Турцию, Нина поспорила с подругой, что отобьёт Павла у жены. С тех пор она не давала соседу прохода. То просила помочь по хозяйству, то неожиданно оказывалась на его пути, когда он возвращался с работы. При этом неустанно нахваливала его, осыпала комплиментами. И как-то заманив его в дом на "пироги", оставила подвыпившего мужчину ночевать. С тех пор их встречи участились. Татьяна же, доверяя мужу, ничего не замечала.
            Однажды Павел взял путёвку в санаторий. Татьяна отпустила мужа, ничего не подозревая. Собрала сумку, пожелала счастливой дороги.
      А через несколько дней встретила бывшую одноклассницу Ольгу. Они разговорились. Оказалось, что Оля работает с Павлом на одном предприятии, к тому же в цехкоме.
           - Слушай, Тань, а ты что же, не поехала в санаторий? Твой Павел ведь путёвку на двоих брал, - Оля покачала головой – Вот так всегда – нам, женщинам, некогда отдыхать.
            Татьяна промолчала. Павел ничего ей не говорил, не предлагал поехать вместе. Придя домой, женщина позвонила в санаторий. На её просьбу позвать Павла, какая-то женщина ответила, что Павел с женой в столовой. Боль внезапно обожгла сердце Татьяны. Ей стало плохо. До больницы женщину не довезли – обширный инфаркт оборвал её жизнь.
           После похорон Нина перешла в дом к Павлу. Первое время она старалась угодить мужчине во всём. Но постепенно дом стал преображаться: неряшливая ленивая женщина не следила за порядком. Всё чаще на кухне оставалась немытой посуда, мусор накапливался по углам. Дети, которых теперь было четверо, были неухожены. Мальчишки, видя поддержку матери, обижали дочерей Павла. Он же не замечал ничего, занятый работой. Всё чаще и чаще приходил домой навеселе. Вот сегодня только не выпил – хотел жене сюрприз сделать. А получилось наоборот – она ему его приготовила…
           Больно было Павлу слышать, что Нина пари заключила на него. Да только ничего нельзя было уже изменить: после их бракосочетания женщина уговорила мужа дом на него переписать.
           Вскоре девочки ушли жить к бабушке. Они подросли и всё уже понимали. В жизни отца им места не было, как и в родительском доме.
     Павел потихоньку спивался. Уйдя на пенсию, уходил в запои. Некогда процветающий дом "для счастья" пришёл в запустение. Нина ругала мужа, но сама и не пыталась что-то изменить, наладить в их жизни. Мальчишки, теперь уже взрослые парни, пошли в мать – нигде не работали, забирая пенсию Павла на сигареты и выпивку.
            Умер Павел в одиночестве, в холодном, полуразрушенном флигеле, куда переселила его жена. В последнее время он постарел, почти ослеп и ничего не мог делать по дому. Сидя одиноко в флигеле, он вспоминал Татьяну, годы, прожитые с ней. Запоздалое чувство вины не давало ему спокойно спать, да и жить тоже…