Ученик

Алекс Оно
Действующие лица:

 Гуров, охотник преклонного возраста.
 Ешин, молодой студент.



 Действие первое

 День. Охотничья избушка. Справа печь, табуретка, старый шкафчик. Маленькое окошко посередине, рядом картина с деревенским пейзажем, под окошком скамейка. Слева дверь, рядом на самодельной вешалке несколько охотничьих костюмов. Чуть ближе на прибитом гвоздике висят два ружья. В углу коробка похожая на сундук, веник и железный совок. В центре избы небольшой столик, на нём тарелка с нарезанным хлебом, солонка с солью и две кружки с чаем.
 В избе абсолютная тишина, но, прислушавшись можно уловить чириканье птиц в лесу и листву, колышущуюся на ветру. Небольшая пауза. Слышна неразборчивая речь приближающегося старика. Скрип двери. Заходит Гуров с полным рюкзаком на плече, за ним Ешин с дорожной сумкой. Оба останавливаются на пороге.


 Гуров (снимает рюкзак). Вот, Сашка, мы и пришли. Мой дом. Не городская квартира, конечно…
 Ешин (осматривается). Да, прям как в деревне.
 Гуров (хриплый смех). Нет, в деревне лучше…


 Оба разуваются. Гуров разбирает
 рюкзак. Ешин ставит сумку возле стола
 и садится на скамью.


 Сашка, чего вещи не разбираешь?
 Ешин. А куда спешить, потом разберу.
 Гуров. Смотри, стемнеет, ничего не увидишь, а свечкой особо не посветишь.


 Ешин смотрит на потолок
 потом на Гурова.


 Ешин. Давно у вас света тут нет?
 Гуров (короткий смех). Какой здесь свет? Тайга кругом.
 Ешин. Ну, мало ли…
 Гуров. Нет, только свечи, и то не всегда.


 Маленькая пауза.


 Так, вроде бы всё.


 Вешает пустой рюкзак
 рядом с костюмами.
 Распакованные вещи,
 в основном одежду
 Ешина, складывает
 в шкафчике.


 (показывает на стол). Сядь, перекуси. Вон хлеб и чай приготовил. Пей, пока не остыл.
 Ешин. Спасибо, не откажусь (встаёт и подходит к столу). А где у вас?..
 Гуров. Что? А, вон табуретку возьми.


 Ешин берёт табуретку и садится за стол.


 Давай, не стесняйся.


 Идёт к двери.


 Я пойду, дров нарублю.
 Ешин (смотрит на тарелку с хлебом). Дядь Вась, а есть что нибудь ещё кроме хлеба?..
 Гуров (на пороге). Чаем запивай, вкусно будет.


 Уходит. Ешин сидит и
 продолжает осматривать
 тарелку.


 Ешин (недовольно). Вот блин…


 Маленькая пауза. Слышно,
 как Гуров колет дрова.


 Занавес.


 Действие второе

 Та же обстановка. Поздний вечер. На столе пустая тарелка и одна кружка. Печь растоплена, и вся изба наполнена треском дров. На подоконнике стоит маленькая свечка, освещающая половину избы.
 Ешин сидит на скамье, рядом с ним стоит кружка с недопитым чаем и раскрытая сумка. В руках его журнал, на обложке которой с трудом видны очертания машины. Гуров разворачивает матрас, готовясь ко сну.


 Гуров. Что ты там всё читаешь?
 Ешин. Автомобильный журнал, свежий номер. На вокзале купил. Дорогой правда.
 Гуров. Любишь машины?
 Ешин. Это моя страсть! Отец сказал, что когда закончу учёбу, купит мне иномарку, какую-нибудь японскую.
 Гуров. А на кого учишься?
 Ешин. На юриста. Лично мне эта профессия не нравится, но мама говорит, что это одна из самых востребованных. А вы как думаете?
 Гуров (кашлянув). Не знаю, я в этих городских делах плохо разбираюсь.


 Приготовив матрас, Гуров подходит
 к печи и проверяет дрова. После
 начинает убирать со стола.


 Ешин (пролистав быстро несколько страниц, закрывает журнал и кладёт на подоконник). Дядь Вась, я всё хотел спросить, а сколько вы здесь живёте?
 Гуров. Почти двадцать лет.
 Ешин. А с отцом как познакомились? Он мне про вас ничего не рассказывал.
 Гуров (улыбка). Да про меня собственно и говорить нечего. Я обыкновенный охотник. А познакомились давно. Я тогда в городе на заводе работал. Отец твой был бригадиром. А сейчас уже вон, начальник цеха!


 Маленькая пауза.


 (вздыхает). Как всё быстро меняется…


 Небольшая пауза. Гуров, убрав стол
 садится на табуретку возле печи, берёт
 кочергу и проверяет догорающие дрова.
 Ешин достаёт из бокового кармана
 сумки жвачку.


 Ешин (жуёт). Дядь Вась, а вы когда нибудь с моим отцом охотились?
 Гуров (ворошит угли). Много раз.
 Ешин. И как?
 Гуров. Здорово было. Помню, как вышли в дождь и на медведя наткнулись.
 Ешин (с лёгким интересом). Ого! И что??
 Гуров. Отец твой хотел первым стрелять, но я его вовремя остановил.


 Маленькая пауза.


 Это был не медведь, а настоящий дьявол. Один неудачный выстрел мог стоить нам жизней.


 Маленькая пауза. Гуров
 ставит кочергу.


 Минут пять мы наблюдали за ним. Он нас не видел и безмятежно что-то вынюхивал в траве. Наконец пришло время…
 Ешин (перебивает, с большим любопытством). А кто первый стрелял?


 Маленькая пауза.


 Гуров (смотрит на угли). Я громко крикнул, медведь поднял голову, быстро прицелившись, мы оба выстрелили. Одна пуля попала в лоб, и зверь упал замертво.


 Встаёт и подходит к коробке.


 Ешин. Вот это да! Супер!


 Гуров открывает коробку,
 достаёт фотографию и даёт
 её Ешину.


 Гуров. Вот, смотри. У твоего отца тогда был фотоаппарат, и мы сфотографировались на том месте.


 Маленькая пауза.


 Ешин. Дома у нас такая же стоит, только я не думал, что это на охоте.
 Гуров. Теперь ты знаешь.


 Гуров подходит к печи, трогает её,
 после идёт к матрасу, раздевается,
 готовясь лечь спать.


 Поздно уже. Ложиться пора.
 Ешин (откладывает фотографию и смотрит на свои часы). Дядь Вась, так ещё и десяти нет.


 Гуров аккуратно складывает
 одежду на пол и ложится.


 Гуров. Мне вставать в пять, нужно речку проверить.
 Ешин. Зачем её проверять?..
 Гуров. Недавно там лису видел, крутилась всё…
 Ешин. Мне можно с вами?
 Гуров. Не обязательно.
 Ешин. Да давайте я с вами! Вместе посмотрим, прогуляемся.


 Маленькая пауза.


 Гуров. Ну, как хочешь. Только тогда сейчас ложись. Я тебе на печи постелил, там тепло, хорошо.
 Ешин. А вы что, на полу будете?
 Гуров (зевнув). Да… Ведь старый уже, с печки свалюсь и сломаю себе что нибудь (лёгкий смех).
 Ешин (встаёт и подходит к печи). Ладно.


 Взбирается па печку.


 Гуров. Чего не раздеваешься?
 Ешин (укладывается). Да мне и так хорошо.
 Гуров. Смотри. Печь ещё тёплая, жарко будет.
 Ешин. Ничего. Спокойной ночи, дядь Вась.
 Гуров (зевает). Тебе тоже, Саша.


 Небольшая пауза. Слышен храп
 Гурова. Ешин ворочается, не
 может заснуть.


 Занавес.


 Действие третье

 Раннее утро. Лес. Густой туман. Колючие кустарники, толстые стволы деревьев, столь высоки, что кажется, они не имеют верхушек. Пение птиц, журчание речки.
 Из тумана, словно из ниоткуда появляется Гуров. Он медленно идёт к речке. За ним Ешин, то и дело отмахивается от комаров. Подойдя к речке, Гуров наклоняется и с особым вниманием осматривает землю и мокрую от росы траву. Ешин, остановившись возле одного из деревьев, вздыхает.


 Ешин. Надоели эти комары! Всего уже покусали!


 Маленькая пауза.


 (отмахивается). Ужас! Что же вы меня не предупредили, я бы накомарник взял?!


 Маленькая пауза.


 Дядь Вась, что вы там рассматриваете?
 Гуров. Тише…
 Ешин (подходит к Горину). Вы что-то увидели?
 Гуров (тихо). Похоже, что зверь был здесь… Совсем недавно, следы свежие.
 Ешин (наклоняется и пытается разглядеть). Где?
 Гуров (медленно водит пальцем по земле). Вот видишь? Здесь он, видимо, стоял и наблюдал за тем кустом (показывает в сторону еле видимых кустов).
 Ешин (щурится, пытаясь разглядеть). Ничего не вижу. Камни, земля…


 Маленькая пауза.


 Гуров (встаёт и осматривает местность). Думаю, можно начать с этого места. Раз лис тут задержался, значит, ему есть, что здесь ловить.
 Ешин (по-прежнему рассматривает землю). На лиса будем охотиться?
 Гуров. Да. Я когда-то тоже начинал с этого зверя. Его легче выследить.
 Ешин (встаёт). Здорово! Когда начнём?
 Гуров. Посмотрим. Может быть, завтра.
 Ешин. Давайте сегодня! Сходим сейчас за ружьями и будем выслеживать.
 Гуров (короткий хриплый смех). Эх, Сашка, куда торопишься? Лис никуда от нас не денется.


 Маленькая пауза. Гуров идёт
 назад. Ешин стоит у речки.


 Ешин (погрустившим голосом). А что сегодня будем делать?
 Гуров (скрывается в тумане). Подготовимся.


 Маленькая пауза. Ешин резко
 оглядывается и бежит за Гуровым.


 Ешин. Дядь Вась, меня подождите!


 Занавес.


 Действие четвёртое


 Несколько дней спустя.

 Декорации первого действия. Вечер. На улице ещё светло, но из-за деревьев свет не может пробиться в окошко. На гвозде возле печи весит лисья шкура. Возле коробки несколько пакетов с разделанным мясом.
 Гуров сидит за столом и пьёт чай. Ешин на скамейке у окошка пытается позвонить по сотовому.


 Ешин (недовольно). Отсюда ещё и не дозвонишься!
 Гуров. Тайга. Привыкай.


 Маленькая пауза. Ешин после
 нескольких неудачных попыток
 убирает телефон, встаёт и подходит
 к печи. Осматривает шкуру.


 Ешин (рассматривает шкуру). Дядь Вась, я всё понять не могу…
 Гуров (допивает чай и отодвигает от себя кружку). Что такое?


 Маленькая пауза. Ешин садится
 обратно на скамью.


 Ешин. Почему вы не дали мне выстрелить?. Зачем я вообще ружьё с собой взял? Тащить его ещё, не пёрышко ведь.


 Маленькая пауза. Гуров улыбается,
 встаёт и садится рядом с Ешиным.


 Я мог сам его подстрелить.
 Гуров. Конечно, мог.
 Ешин. Тогда почему…
 Гуров (аккуратно перебивает). И возможно, что подстрелил б, если бы не спешил.
 Ешин (чуть возмущённо). Так он же меня не видел! Я подкрался и вот вы тут (замолкает и опускает глаза)…


 Небольшая пауза.


 Гуров. Сашка, ответь мне на вопрос, почему ты решил заняться охотой?


 Маленькая пауза.


 Ешин. Не знаю. У меня дома много охотничьих журналов. Я их часто читаю, там так всё интересно написано, с рассказов охотников. Фотографии зверей, природа. Отец тоже часто рассказывает про охоту. Вот меня и затянуло. Думаю, есть свободная неделька, можно и попробовать…


 Гуров улыбается. Маленькая пауза.


 Гуров (медленно и тихо). Знаешь, Саша, охота это такая вещь… Терпение и последовательность, вот главное чем должен владеть настоящий охотник. Зверь ведь тебе не какое нибудь там полено. Он умён, хитёр и осторожен. Иной раз так выслеживаешь, минута, две, шесть, десять… Одно мгновенье, а его раз - и нету!
 Ешин (еле заметная улыбка). Убегает?
 Гуров. Не просто убегает, а умело скрывается, да так что и следа нету.
 Ешин (смотрит в пол, грустно). Интересно…
 Гуров. Да.


 Маленькая пауза.


 Охота - целая наука, и чтобы ею овладеть, нужны годы… (чуть громче). Да куда там годы! Вон, почти всю жизнь охочусь, и чуть того лиса не упустил.


 У обоих лёгкий смех.
 Небольшая пауза.


 (вздохнув). Так что давай, не скисай, а лучше спать ложись пораньше. Завтра на поляну пойдём.
 Ешин (подняв голову, тихо). Это которая рядом с речкой?
 Гуров. Да.
 Ешин (зевнув). Зачем туда идти?


 Маленькая пауза.


 Гуров. Покажу, где мы будем в следующий раз медведя выслеживать.
 Ешин (резко поднимает взгляд на Гурова). Правда, что ли?!
 Гуров (шутливо). Когда-то же надо будет этого толстяка подстрелить!
 Ешин (радостно). Дядь Вась, ну вы даёте! Это же здорово!


 Маленькая пауза.


 И я буду в него стрелять?
 Гуров (так же шутливо). Ну, если он не испугается и не убежит, то…


 Ешин обнимает Гурова.


 Ешин. Вы даже не представляете себе, как я рад!!!
 Гуров (улыбается). Представляю.


 Ешин встаёт и подходит к печи.


 Я всегда мечтал увидеть настоящего медведя! А уж охота, так это просто нереально!


 Маленькая пауза.


 Гуров. Ладно, давай успокаивайся и ложись. Рано утром надо будет идти.


 Ешин быстро не раздеваясь
 запрыгивает на печь.


 Ешин. Конечно! Уже сплю!


 Маленькая пауза. Гуров
 приготавливает матрас и
 ложится.


 Гуров. Саша.
 Ешин. Да.
 Гуров. Только давай договоримся, чтоб вперёд меня не шёл, а уж тем более не уходил, как в этот раз. Хорошо?
 Ешин (с непониманием). А что так?
 Гуров. Да нет, ничего. Просто мне так спокойней будет.
 Ешин. Ладно, без проблем.
 Гуров. Хорошо. Спокойной ночи, Саша.
 Ешин (зевнув). И вам тоже.


 Небольшая пауза.


 Занавес.


 Действие пятое

 Та же обстановка. Утро. На гвозде нет одного ружья. На печи лежит одна простыня. На столе тетрадный лист с ручкой. Несколько минут тишины. Слышится отдалённый выстрел.
 Гуров крепко спит, но вскоре просыпается. Встав и не заметив отсутствия Ешина, он убирает матрас, зевая, выходит из избы.


 Гуров. Вот и новый день!


 Небольшая пауза. Гуров возвращается.


 (зевнув). Сашка, вставай! Идти уже надо (берёт охотничий костюм, чуть громче). Саша, поднимайся, мы и так проспали!


 Смотрит на печь.


 Саша…


 Оглядывается.


 Ты что, спрятался?


 Замечает что на гвозде
 нет одного ружья.


 (чуть взволнованно). Сашка, ты где?


 Смотрит на стол.


 Что такое?..


 Подходит, берёт лист со
 стола и читает про себя.
 Маленькая пауза. На его лице
 явная тревога и боязнь.


 Не может быть!


 Маленькая пауза. Бросив листок
 Гуров быстро одевается.


 (одеваясь). Глупый мальчишка!


 Одевшись, он берёт с
 гвоздя ружьё и быстро выходит.
  Маленькая пауза.


 (отдаляющийся крик Гурова). Саша! Вернись! Сашка!


 Занавес.


 Действие последнее

 Лесная поляна, заросшая густой травой. Слева, вдали виднеется речка. Справа небольшой холмик и деревья.
 Тяжело раненый, окровавленный Ешин, лежит возле холмика, в руке его зажато ружье. Вокруг несколько больших кровавых следов, по-видимому, он пытался доползти самостоятельно. Издавая мучительные стоны, Ешин завёт на помощь. Вскоре со стороны речки появляется Гуров.


 Гуров. Саша! Ты где?!


 Услышав голос, Ешин пытается
 поднять голову и крикнуть, но
 губы не слушаются его. Заметив
 лежащего Ешина, Гуров изо всех
 сил бежит к нему
 и садится рядом.


 (шокировано). Сашка!.. Господи, что ты сделал!?


 Ешин пытается что-то
 сказать, но текущая из-за
 рта кровь не даёт ему.
 Гуров снимает с себя
 куртку и кладёт под
 голову Ешину.


 Зачем!? Глупый, зачем ушёл!?


 Начинает искать у Гурова
 телефон.


 Где?! Где твой телефон?! Сашка!!!


 Ешин захлёбываясь кровью
 находит в себе силы сказать.


 Ешин (обрывисто). Дядь… Дядь Вась… Я…
 Гуров (ищет телефон). Тише! Молчи, дурак! Не говори ничего!


 Маленькая пауза.


 Ешин. Я выследил его… Он набросился…
 Гуров. Телефон!!! Я не могу найти (начинает плакать)!
 Ешин (хрипя). Он ударил меня… Я успел выстрелить…


 Гуров собирается
 тащить Ешина до избы.


 Гуров. Не говори, прошу тебя! Сейчас я отнесу тебя до избы.
 Ешин (плача). Не надо! Мне больно.
 Гуров. Всё будет хорошо, Саша, ты только не говори…


 Маленькая пауза. Гуров
 пытается поднять Ешина на
 спину, но не может.


 Ешин (в кашле). Вы были правы (закрывает глаза).
 Гуров. Подожди, Саша, не закрывай глаза! Смотри на меня!
 Ешин (тихо). Зверь осторожен…
 Гуров. Все будет хорошо. Ты слышишь?!


 Еще раз пытается поднять Ешина,
 но увидев, что тот бездвижен,
 перестаёт.


 Потерпи немного! Саша!


 Прислоняется ухом к сердцу.
 Маленькая пауза.


 (не услышав стука). Господи!


 Маленькая пауза. Гуров
 погружается в отчаяние.


 Что я наделал!!!


 Закрывает ладонями лицо.


 (ревёт). Глупый мальчишка…


 Гуров, сидя на коленях
 у тела Ешина, плачет.
 Маленькая пауза.


 Занавес.


 Конец