Дефицит личностной идентификации

Александр Макеев
Дефицит личностной идентификации возникает при отсутствии или гипоплазии ядра идентификации, который обычно формируется в ранние годы. Задержке самоидентификации способствуют проблемы в семье: насилие родителей, внушаемый ими страх и даже неосведомленность о своём происхождении и предыстории семьи. При наличии затянувшейся социальной инфантильности в личности могут возникнуть умозрительные действия, направленные на инстинктивный поиск самоидентификации. Сначала поиск носит конструктивный характер, так как самоидентификация относится к общечеловеческим процессом, но со временем поиск приобретает деструктивный характер, когда результатом неадекватной самоидентификации является отчуждение собственного Я и превращение Я в идею, иногда в виде механизма самозащиты. Вероятность замены Я на идею возрастает при затянувшихся идентификациях и сверхидентификациях, что трансформируется в фантастически наивные или параноидальные формы идентификации.

К характеристикам людей с дефицитом личностной идентификации в сочетании с характерным социальным аутизмом следует отнести: Холодный и прямолинейный эгоизм, фарисейское самодовольство и безмерно ранимое чувство собственного достоинства, теоретическое стремление осчастливить человечество в соответствии со схематическими доктринерскими принципами, желание сделать мир лучше, альтруистическое самопожертвование в большом стиле, прежде всего во имя общих обезличенных идеалов. Особо типичным является холодная аффективная безучастность, корни которой лежат в глубочайшем презрении к людям.

Полное удовлетворения такие характеры получают при наличии «пассивного партнёра», то есть субъекта, находящегося на ещё более низком уровне инфантилизма или признаваемого лидером как таковым. В качестве пассивного партнёра могут выступать не только конкретные личности, но коллективы, социальные сообщества и даже народы. Сочетание двух инфантилизмов в психиатрии получило название «безумие на двоих”. Активный партнёр в процессе взаимодействия во всё расширяющемся масштабе, как по темам, так и по объёму, навязывает свои бредовые идеи пассивному партнёру, так что за весьма непродолжительное время возникает нерушимое единство, называемое массовым психозом, при котором толпе можно втюхивать любую информацию, например, следующего содержания:
NASA нашло икону с температурой 36,6 и пульсом.
Согласно исследованиям специалистов из NASA, краски, которыми была нарисована икона, никогда не находили на Земле.
Исследования показали, что глаза иконы "реагируют" на свет. Космическое агентство NASA (США) опубликовало результаты научных исследований, проведенных над иконой Божией Матери из Гваделупы. Сенсационным стало то, что офтальмологический анализ глаз Марии показал уменьшение сетчатки глаза при приближении света и расширение при его удалении, как это бывает с глазами живого человека. Также ученые заметили, что температура ткани, на которой был изображен образ, соответствует температуре тела здорового человека - 36,6 градусов.

Потрясающую информацию содержит значение температуры женского портрета, соответствующая началу овуляции.

На фоне вседозволенности и всеядности на идеологическом фронте развивается мания клинически здорового человека, носящая обычно национально-религиозный оттенок. Пассивность второго партнёра, обременённая повышенной щепетильной реакцией на критику, в конце концов приводит к созданию не только массового гипнотического эффекта, но и к самогипнозу активного партнёра. Причины появления индукции и самоиндукции и перспективы их взаимодействия объясняет криминологическая психология: «Если социально инфантильная личность, обуреваемая маниакальными идеями, встречает со стороны массы почти собачью преданность, то негативные потенции объекта обожания неизбежно должны усилиться и в конечном итоге уничтожить остатки гуманности».

В качестве примеров исторических личностей, страдающих дефицитом личностной идентификации, можно привести Наполеона, Муссолини, Гитлера, Сталина, Хрущёва.