Первые шаги в музыке 4

Ольга Косарева
 


 

ПРНЦИПЫ РАБОТЫ

     III. БЛОК  –  ДЕТАЛИ  –  БЛОК. Этот принцип хорошо действует при освоении теоретического материала. Сначала происходит знакомство с каким-либо явлением в виде целостной «картинки», затем, в последующие годы, эта «картинка» наполняется детальной информацией, и на заключительном этапе происходит обобщение со всей необходимой «глубиной и широтой». При таком подходе удается избежать непоправимых ошибок, заложенных в традиционной программе. Если изучать, к примеру, квинтовый круг тональностей так, как это делается обычно, т.е. из года в год прибавлять новые тональности, оставляя те, в которых много знаков, «на потом», то результат получается плачевный: до-мажорное и ля-минорное мышление до конца жизни. Разумнее познакомиться с квинтовым кругом в первый год обучения, выучить все знаки в тональностях так, чтобы с этим не возникало никаких проблем, потом дать понятие о разновидностях мажора и минора, хроматизме и альтерации, завершив круг современным ладовым и внеладовым мышлением (на примерах прослушиваемой, исполняемой и сочиняемой музыки).

    Тот же самый «перекос» происходит и в области интервалов, аккордов, метро-ритма. Если интервалы не выучить все сразу, то составные интервалы останутся навсегда в положении «бедной Золушки».

    Сфера аккордов, в общем-то, очень проста и изучить ее не так уж сложно. Первый год обучения отведем на общее структурное ознакомление пока без практического применения, т.к маленькие ручонки еще не готовы играть трех-четырехзвучные композиции. Даже играть один аккорд можно усилиями двух-трех исполнителей, чтобы не зажать, не испортить руки. Сначала даем понятие терцовой структуры аккордов (играем аккорды от любых звуков, прибавляя сверху по одному звуку, называя: трезвучие, септаккорд, нонаккорд, ундецимаккорд, терцдецимаккорд; учим название каждого звука, осваиваем перенесение нижнего звука на октаву вверх – обращения, запоминаем названия обращений трезвучий и септаккордов), изучаем, играем разновидности трезвучий и септаккордов (малый мажорный, большой минорный, уменьшенный и т.д.). В последующие годы к этим знаниям прибавляется альтерация звуков (что тоже несложно), разновидности фактуры, функциональность, правила соединения. В заключении – аккордовые краски разных жанров и эпох, опять-таки в звучащей или сочиняемой музыке.
 
   Вы скажете – эк загнула! Не слишком ли много? Да нет, не много и не трудно. Поймите главное: это вы боитесь, а не ребенок. Вам растянули знакомство с аккордами на годы, вот память и выбрала «на веки вечные» то, что было изучено в раннем детстве, когда слова «сложно» в ее репертуаре еще не существовало. Обыграйте сказками и играми все понятия, которые вводите, добейтесь крепкого запоминания. Каша в голове из недоученного – это путь к тупику.

                ВСТАВКА

  – Играю вальсок, полечку, дети отстукивают трехдольный и двухдольный метр: сильная доля – ладошка об ладошку; слабая доля – прикосновение друг к другу подушечек указательных пальцев. Метр – это «сердце музыки». Сердце бьется равномерно, сколько бы разных звуков не попадало на каждый удар. Идем к доске и записываем мелом то, что только что услышали и прохлопали: сильная доля – большая галочка (V), слабая доля – маленькая галочка  (v), перед сильной долей – вертикальная тактовая черта. От одной тактовой черты до другой – такт: комнатка, где живет мама сильная доля с детками слабыми долями (тактовые черты – стенки между комнатами). Обыгрываем метрическую пульсацию по-разному: то я что-нибудь пою или играю, а ученики (по 3-4 человека у доски) записывают; то кто-нибудь из ребятишек споет любимую песенку, а мы обсудим, прохлопаем и запишем; то выстраиваемся у доски, на которой нарисованы такты с сильными и слабыми долями и, прослушав спетое, все бегут к доске и тыкают пальчиками в «песенку принца» (двухдольность) или в «песенку принцессы» (трехдольность). Это наши первые «метрические диктанты».  Освоению метра помогают именно жесты руками: хлопок – активное мышечное движение, посылающее в мозг сильный сигнал; прикосновение подушечек пальцев посылает в мозг слабый сигнал. В дальнейшем мы отстукиваем метр ногой, как это делают многие эстрадные исполнители.

   – Ритмические фигуры изучаем, играя в цветущий сад, где светит солнышко и летают птички. Сколько звуков в доле, столько слогов в произносимом слове, в более сложных ритмических фигурах используется прием внутрислогового распева. К сожалению,"картинка" с нотами не скопировалась, поэтому напишу словами:

                четвертная - мак;
                две восьмых - ро-за;
                триоль - ли-ли-я;
                четыре шестнадцатых - ко-ло-коль-чик (увы, ничего другого не придумала, поэтому слово "колокольчик" произносим с ударением на первом слоге);
                восьмая и две шестнадцатых - со-о-лныш-ко;
                две шестнадцатые и восьмая - птен-чи-ки-и;
                пунктирный ритм - кру-у-у-жат (подстановка слова с замыкающим согласным звуком очень хорошо помогает понять, что последний короткий звук относится к этой же доле, а не к следующей, что явно ощущается из-за его краткости и, в результате, тяготению к следующему звуку)
               
               

  Если  понятие «метр» для детей является достаточно сложным, т.к. не имеет наглядного образа, и приходится прибегать к ассоциации (сердце музыки), то понятие «ритм» легко понимается: ритм – это разные или одинаковые по длине звуки и паузы.

    Мы пропеваем знакомые песенки, подставляя вместо стихотворных слов наши «цветочные клумбы». Например, песня «Жили у бабуси два веселых гуся» у нас звучит так: «Ро-за, ро-за, мак, мак…», «В траве сидел кузнечик»: «Ты ро-за, ро-за, вот ка-а-ак, ты ро-за, ро-за, вот ка-а-ак…(повторение), ты со-о-лныш-ко, ро-за, со-о-лнышко, ро-за…» и т.д. Все пропетое легко анализируется и записывается на доске в виде ритмических фигур.
 
 

 Первые записи у нас пока «двухэтажные»: сверху рисуются галочки долей, под ними – ритмический рисунок. Можно, как задание на дом, предложить написать метро-ритмический рисунок тех песенок, которые мы играем, осваивая транспонирование по разным тональностям и аккомпанемент: «Кошкин дом», «Ходит кот». Записью нот мы еще не пользуемся, т.к. она требует сложных двигательных навыков, а вот нарисовать вертикальные и горизонтальные палочки не так трудно. Здесь, правда есть свои «подводные камни». Вертикальные палочки (штили) учимся рисовать вертикально, а не с  наклоном (заболели они у тебя что ли? так и норовят улечься спать). А вот горизонтальные «ребрышки» можно рисовать или строго горизонтально, или с наклоном – в зависимости от того, куда двигается мелодия. Если к штилям добросовестный ребенок пририсовал нотки, то придется потратить время на то, чтобы научиться рисовать не большие «картошки», а маленькие черточки с наклоном вправо, приучая малыша к скорописи. Нам скоропись понадобится на следующий год, когда будем записывать в нотную тетрадь звучащую музыку. Это называется «механической записью»: мгновенно, без раздумий, фиксируется то, что звучит. В другом варианте записи ставка делается на развитие музыкальной памяти: прослушал – записал по памяти. Но и здесь не следует тратить силы на выведение «картошек»: пока рисуешь, все забудешь.

    Обращение к метро-ритмической записи хорошо включить как момент сосредоточенной деятельности между подвижными играми. Но увлекаться этим не следует. Главная задача первого года обучения – создать зрительно-слуховые образы основных средств музыкального языка.

                (Продолжение следует)