Угасание

Алекс Оно
Действующие лица:


 Янов, студент.

 Котов,
        его одногрупники.
 Ерошин,

 Иева, подружка Янова.
 Горин, преподаватель.
 Танеев, профессор биологии.
 Циулина, профессор психологии.
 Паутов, библиотекарь.
 Медсестра, молодая девушка.
 Студенты.
 Преподаватели.



 Действие первое

 Психиатрическая лечебница. Ярко освещённый коридор. Двери в палаты, похожие на тюремные камеры. Несколько банкеток с правой стороны. Красная стрелка на стене слева, указывающая на выход. Очень тихо.
 Около одной из дверей стоит Котов, рядом медсестра. Оба смотрят в маленькое дверное окошко. Внезапно тишина прерывается стоном из палаты.


 Котов. Скажите, как он сейчас?
 Медсестра. На данный момент, сложно делать какие-то выводы.
 Котов. Но вы же, наверное, проводили обследование…


 Разговор прерывается стонущим голосом из палаты.


 Голос. Не надо, не надо… Зачем ты стоишь?
 Медсестра (в дверное окошко). Всё хорошо, Паша, успокойтесь.
 Котов. Так как он?


 Маленькая пауза.


 Медсестра. Сейчас точно сказать не могу… Обследование такого рода требует времени.
 Котов. Сколько?


 Стук в дверь. Внезапный крик.
 Раздражённый голос.


 Ромка! Ты ведь слышишь меня?! Так?!
 Котов. Да, Паша. Я тебя слышу…
 Медсестра. Лучше вам сейчас с ним не говорить. Это может…


 Сильный стук в дверь. Кричащий голос.


 Голос. А! Замолчи! Замолчи ты… Глупая…
 Медсестра (успокаивающе). Паша, прошу вас, успокойтесь. Сейчас придёт доктор…
 Голос. Не надо мне ничего… Вам! Да, вам нужен доктор!


 Ещё несколько сильных стуков.


 Котов. Когда можно будет…
 Голос. Зачем!? Зачем стоишь с ней (смех)!? Можешь уходить… Разговор бессмыслен…
 Медсестра (взволнованно). Нужно позвать доктора!..
 Голос (переходит от смеха к крику). Она ещё глупа… Уходи! Рома, ты слышишь? Уходи! Это бесполезно. Созданы все условия! Понятно! Все! Все!..
 Котов. О чём он говорит?
 Медсестра. Не знаю, но, по-моему, вам лучше уйти (отводит Котова от двери).


 Стук. Громкий смех.


 Голос. Котов. Подождите… Когда я смогу узнать?
 Медсестра. Возможно, через неделю… Может, больше…
 Голос. Рома! Разве ты не видишь?! Совсем оглупел!..
 Котов. Можно поточней?
 Медсестра (вздыхает). Пойдёмте вниз. Там поговорим…


 Оба уходят. Тишина. Сильный стук.


 Голос (плачет). Ну, вот… Я же говорил… Рома, я же говорил… Я же говорил…


 Занавес.


 Действие второе


 Незадолго до этого…

 Лекция в университете. Справа учительский стол и большая исписанная доска. Дверь слева. Стройными рядами стоят студенческие парты.
 Вся группа студентов в сборе. Однако, слушающих лекцию меньше половины. Остальные же предпочитают просто отсиживаться. Горин стоит у доски, держа в руке мел.


 Горин. …Рассматривая природу, как единую систему живого и неживого, нельзя забывать о противоположности, что, по сути, является основой всего…


 Где-то в центре поднимается рука.


 Да, я слушаю.
 Студент. Извините, но мне кое-что непонятно…
 Горин. Что именно?
 Студент. Но это невозможно… Ведь природа, как вы сказали, представляет собой единую систему. Тогда, как же…
 Горин. Спасибо, я вас понял. Вопрос ваш довольно типичен.


 Маленькая пауза.


 Сам факт того, что природа едина и что существуют противоположности, уже говорит о… (прерывается). Ерошин!
 Ерошин (быстро поворачивается лицом к лектору). Да?
 Горин. Я понимаю эта тема далеко не ваша. Но, на всякий случай, предупреждаю, что без этого об удачном зачёте можете даже не мечтать…
 Ерошин (ухмыляясь). Хорошо, я учту… Можете продолжать.


 Хихиканье в группе.


 Горин. Это всех касается. Вы уж, пожалуйста, все учтите…


 Небольшая пауза.


 Так, продолжим… Примеров, доказывающих неоспоримую значимость противоположностей в природе, можно приводит много… Чтобы было более понятно, вот вам один из простых (пишет на доске)… Темнота, представляющая собой прежде всего отрицание света, есть противоположность его абстрактно-тождественной идеальности, противоположность в ней сама (заканчивает писать)… Это можете не зарисовывать. Важно понять суть (берёт указку, начинает показывать). По графику видно, что эта противоположность обладает материальной реальностью и распадается в себе на два вида. На телесное различие, и на противополагание как таковое, которое само по себе, не удерживаемое индивидуальностью, лишь рушится в себе, представляет собой распад и нейтральность…


 Поднимает руку Котов.


 (кладёт указку на стол). Да, Роман, слушаю.
 Котов. Вот вы говорите о природе… Свет и тьма – природные явления. На них, безусловно, можно рассматривать противоположности. Но ведь человек – тоже часть природы…
 Горин. Так и есть.
 Котов. Тогда почему я, как часть природы, не ощущаю этих противоположностей?
 Ерошин. А кто сказал, что ты чья-то часть?


 Смех в группе. Маленькая пауза.


 Горин (перевёл взгляд на Ерошина). Я думаю, вы понимаете, что обычно случается после последнего предупреждения?
 Ерошин. Да, конечно. Уже молчу…
 Горин (смотрит на всех). Естественно, как и всегда, это всех касается. Всех без исключения.


 Смех прекратился. Маленькая пауза.


 Это всё, что вас интересует?
 Котов. Ну, в общем да…
 Горин. Хорошо… Обычно такие вещи невозможно просто заметить без определённой наблюдательности…
 Котов. То есть нужно всего лишь наблюдать?


 Звонок.


 Горин. Можете попробовать. Но лично я рекомендую прочесть семнадцатый параграф. Там в очень удобной форме изложено большинство классических примеров этого явления. Можно поискать дополнительную литературу в библиотеке…


 В группе начинается возня.
 Все собираются.


 …И это, естественно, тоже всех касается. Через неделю будет зачёт. Так что подготовьтесь. Можете идти.


 Все уходят. Небольшая пауза.
 Горин начинает вытирать с доски…
 К столу медленно подходит Янов.
 Горин прекращает вытирать.
 Оборачивается.


 А, Павел, это ты? У тебя вопросы?


 Небольшая пауза.


 Янов. Интересно вы рассказываете…
 Горин (с улыбкой). Ну, это моя работа… А вот ты, смотрю, совсем про учёбу забываешь. Раньше хоть заинтересованность была. Разговаривали, обсуждали… А сейчас я тебя совсем не узнаю.
 Янов. Вы прочли мой реферат?
 Горин. Какой? А, тот! Всё вспомнил… Знаешь, времени сейчас совсем нет. Да и вообще, что ты возишься с этим рефератом? Тебе к зачёту надо готовиться…


 Заглядывает Котов.


 Котов. Ей, Паш, ну ты идёшь?
 Янов (оборачивается). Чего тебе? Не видишь, я разговариваю?!
 Котов. Давай быстрее!


 Скрывается. Небольшая пауза.


 Янов. Надеюсь, вы прочтёте. Это очень важно.
 Горин. Для тебя сейчас должен быть важен зачёт. А реферат… Не помню, чтобы был задан реферат…
 Янов. Мне больше нечего сказать… До свидания.


 Идёт к двери.


 Горин. Подожди. Павел! Ты меня вообще слушаешь?


 Янов уходит. Горин, пожав плечами,
 начинает готовиться к следующей
 лекции.


 Занавес.


 Действие третье

 Библиотека. В левой части расположен читальный зал. Справа регистрационный стол. Далее стеллажи.
 За столом, перебирая посетительские карточки, сидит Паутов. В читальном зале несколько студентов готовятся к занятиям. У одного из стеллажей стоит Янов. Позади него, оглядываясь, Котов.


 Котов. Долго ещё? Мне что, тут весь вечер с тобой торчать?


 Маленькая пауза.


 Ты слышишь меня?
 Янов. Я тебя очень хорошо слышу… Пожалуйста, не мешай.
 Котов. Да что ты пялишься на этот стеллаж?! Уже полчаса прошло!
 Янов. Ищу книгу. Разве не видно?
 Котов. У меня уже ноги затекли!
 Янов. Так иди. Кто тебя держит?
 Котов. Ну, вроде бы ты. Кто ещё, по-твоему, меня может тут держать.
 Янов. И как я тебя держу?
 Котов. Слушай, кончай прикалываться! Давай быстрей ищи!
 Янов (поворачивается к Котову). Да что тебе нужно? Не видишь, я занят!


 Маленькая пауза.


 Котов (немного растерявшись). Я же клочь потерял… Ты что, забыл?


 Маленькая пауза. Янов поворачивается
 к стеллажу.


 Янов. Да, извини… Наверное, и правда забыл.
 Котов (более уверенно). Ничего, бывает… Так когда закончишь?
 Янов. Ром, иди-ка ты в читальный зал. Посиди там, почитай. Мне ещё нужно время.
 Котов (недовольно). Очень смешно… Иди почитай. Иди посиди…
 Янов (отходит от стеллажа). Делай, что хочешь, только не стой за спиной.


 Идёт к Паутову.


 Котов (разводит руками). Вот забава ещё… Сидеть тут и ждать.


 Идёт в читальный зал.
 Янов у регистрационного
 стола.


 Паутов. А, Паша. Ну, здорово. Что, опять за книгой?
 Янов. Да, пожалуй, кое-что надо…
 Паутов (возится за столом). Подожди, дай найду твою карточку…


 Пауза.


 Вот, наконец-то… Так… О, да у тебя тут уже хвост… Механика, физика, философия… Ещё в начале года брал.
 Янов. Скоро всё верну.
 Паутов (пишет в карточке). Конечно, вернёшь…


 Маленькая пауза.


 (откладывает карточку). Так, что тебе?
 Янов. Органическая физика, социология и, желательно, справочник по биологии.
 Паутов (смешок). Ты что, издеваешься? С таким долгом и ещё столько же просишь.
 Янов. А что такого?
 Паутов. Да ничего… Просто не положено как-то.
 Янов. Я всё верну. Скоро… Просто мне нужно…
 Паутов. Ты ведь прекрасно знаешь, что при таком долге я не могу дать тебе столько книг.
 Янов (настойчиво). Я верну. Пожалуйста.


 Пауза.


 Паутов (махнув рукой). Ладно, чёрт с тобой!.. Пошли.


 Встаёт и идёт к стеллажам.
 Янов за ним.


 Так, что ты говоришь, тебе нужно?
 Янов. Органическая физика…
 Паутов. Стоп. Кажется, где-то здесь была… Ага, вот она (достаёт книгу и даёт Янову).
 Янов. Отлично.
 Паутов. Конечно, не новинка, но для студента подойдёт… Так, что ещё? Социология?
 Янов. Да.
 Паутов. Тебе основы или определённую область?
 Янов. Можно основы.


 Маленькая пауза.


 Паутов. Ну… Думаю, вот эта. Очень интересно. Сам читал (даёт Янову книгу)… Правда, ничего не понял (лёгкий смех).
 Янов. Как раз то, что надо.
 Паутов. И биология значит… Слушай, да тут всего немеренно… Тебя что конкретно интересует?
 Янов. Вирусы… Происхождение, разновидности, что-то в этом роде…
 Паутов. Так бы сразу… Вот эта, вроде бы, ничего книжонка (даёт Янову)… Не знаю насчёт разновидностей, но о происхождении и жизни всё, что надо…


 Маленькая пауза.


 Янов. Спасибо тебе огромное!
 Паутов. Читай на здоровье. Только вот должок верни.
 Янов. Конечно… Всё верну.
 Паутов. Ну, давай...
 Янов. Подожди. Мне ведь там, наверное, расписаться надо?
 Паутов (тихо). Зачем? У тебя долг… Будем считать, что ты сегодня ничего не брал.
 Янов (улыбается). Спасибо.
 Паутов (кивает). Давай, иди, готовься…


 Идёт к столу. Янов быстро к выходу.


 Янов. Эй, Ромка. Пойдём.
 Котов. О, а я уже собирался здесь ночевать.
 Янов. Тихо!.. Пойдём быстрей.


 Занавес.


 Действие четвёртое

 Комната в университетском общежитии. Около десяти вечера. Обстановка довольно скромна. У стены маленький холодильник, столик и кровать в углу. Посередине голое окно. Под ним письменный стол, на нём стопочка тетрадей и пара книг. Справа дверь, вторая кровать. Над ней старая фотография и книжная полка.
 Котов лежит на кровати слева и читает. Янов за столом. Перед ним несколько открытых книг и общая тетрадь.


 Котов. Этот дебил Ерошин, чуть лекцию не сорвал! Это надо же, сидеть, как баран, и указывать! И ещё меня задевает.
 Янов. А что тебя так задевает?
 Котов. То, что я не могу нормально беседовать с лектором. А для меня, если ты ещё не знаешь, это очень важно. И все ему ещё подхихикивают.
 Янов. Ну, в этом виноват только ты.
 Котов (откладывает книгу). И в чём же я виноват?! В том, что он неуч?! Или, что все хихикают над ним?!
 Янов. Ты сам позволяешь им.
 Котов. Не понял…


 Пауза.


 Янов. В данном случае инициатива была на твоей стороне. Ты создавал условия.
 Котов (хихикнув). А я думал, ты что-то умное скажешь.
 Янов. А ты не согласен? По-моему ты осознанно начал.
 Котов (смеётся). Ну ты дурак… Чё я начал то?
 Янов. И не смейся. Сейчас тоже самое. Ты создал условия, при которых в наш разговор внедрился Р.О… Конечно, отчасти и я виноват. Но опять же инициатива, по большей мере, на твоей стороне.
 Котов. Пашка (хихикает), ты случайно головой не ударялся? Или может фантастики начитался?


 Маленькая пауза.


 Знаешь, это очень вредно. Особенно перед зачётом… Нет, я, конечно, и сам не против отвлечься, но не до такой же степени!..


 Небольшая пауза.


 Ну, что молчишь?
 Янов (что-то записывает). Возможно, есть погрешность. Теория ещё сыровата, но большинство параметров совпадают.
 Котов. Слушай, правду Владимирович сказал. Странный ты… Я бы даже сказал, чокнутый в конец.
 Янов (бросает ручку). Постой! Ты что, подслушивал? Отвечай!
 Котов. Я стоял возле двери, тебя ждал. И услышал… Да и какая разница…
 Янов (смотрит на Котова). Ну ты и скользкий…
 Котов (резко встаёт). Да ты на себя посмотри! Совсем очумел! Несёшь ахинею всякую!
 Янов. В отличие от тебя, у меня глаза открыты.
 Котов. Знаешь что…
 Янов. Что?
 Котов. Иди-ка ты…


 Стук в дверь.


 Кого ещё там принесло?
 Янов (встаёт и идёт к двери). Сядь лучше и угомонись. А то всё общежитие сбежится.
 Котов. Да иди ты (ложится на кровать и берёт книгу)…

 
 Янов открывает дверь.


 Янов. А… Катя. Привет. Чего тебе?
 Иева (в дверях). Да вот, просто заглянула.
 Котов. Катька, заходи. Будь как дома.
 Янов (оборачивается). Заткнись, Рома.
 Котов. Ты сам-то заткнись… Психопат. Тебя даже к двери подпускать опасно.
 Иева. Шумно тут у вас. Я уж думала, подрались…
 Янов. Да нет. Всё нормально. Можешь идти (собирается закрывать дверь).
 Иева. Мне нужно поговорить с тобой.
 Янов. Давай завтра. Ладно?
 Иева. Ты мне постоянно это говоришь.


 Маленькая пауза.


 Янов. Не знаю. Я работаю. И Рома здесь… Лучше в другой раз.
 Иева. Паша, пожалуйста… Я должна…


 Пауза.


 Янов (поворачивается к Котову). Слышь, Ромка?
 Котов. Чего тебе?
 Янов. Выйди на минуту. Нам с Катей поговорить надо.
 Котов. Ага, ещё что тебе?
 Янов. Да ты...!
 Иева (зайдя). Рома, нам очень нужно.


 Маленькая пауза. Котов отбрасывает
 книгу и встает.


 Котов. Пойду, водички попью.
 Янов. Иди, иди, попей.
 Котов (идёт к двери). Ты, Катька, поосторожней с ним. А то мало ли…


 Уходит.


 Иева. О чём это он?
 Янов. Не слушай его…


 Садится за стол. Иева постояв немного,
 садится на кровать справа.


 Готовишься к зачёту?
 Янов. Нет… Это… Я… Ну, в общем, ты не поймешь.


 Пауза.


 Иева. Паш, скажи честно, что-то случилось?
 Янов (пытается писать). С чего ты взяла? Всё в порядке.
 Иева. Разве? Мне так не кажется.
 Янов (с улыбкой). Мало ли, что кажется…
 Иева. Ты избегаешь меня. Но почему?
 Янов. Я много работаю. И… Ты, наверное, понимаешь…
 Иева. Нет, не понимаю.


 Небольшая пауза.


 Если я тебе не нравлюсь, так и скажи.
 Янов (перестаёт писать, смотрит на Иеву). Нет-нет, что ты говоришь такое! Всё не так просто.
 Иева. И постоянно отговорки… Оправдания.
 Янов. Нет…
 Иева. За дуру меня принимаешь?
 Янов (резко стучит по столу). Подожди! Подожди!..
 Иева. Чего подожди? Сколько мне ещё ждать? Надоело, понимаешь?
 Янов. Ты зачем это сказала?
 Иева. Что сказала?
 Янов (напряжённо). Я почти… Почти создал условия. А ты… Всё испортила!
 Иева (испуганно). Паша, что с тобой? О чём ты?
 Янов (вскакивает и смотрит в окно). Молчи! Катя, прошу тебя, молчи!
 Иева. Паша!
 Янов (садится рядом с Иевой, берёт её крепко за руку). Ты понимаешь… Ещё не поздно…Ещё всё можно стабилизировать.
 Иева (отдергивает руку). Совсем сдурел!
 Янов (угрожающим тоном). Ты… Ты глупая. Не понимаешь… Сейчас он начнёт заражение. И мы… Мы уже ничего не сможем сделать. Ты уйдёшь. Я останусь один. Ты не поймёшь. А я не успею объяснить. Понимаешь?!.. Но если ты помолчишь, Р.О. не сможет внедриться.


 Пауза. На лице Иевой видны слёзы.


 Иева (плачет). Паша… Ты…
 Янов (пытается взять её за руку). Извини… Но так надо. Не говори ничего. Я постараюсь предотвратить заражение…
 Иева. Теперь я поняла…
 Янов. Ч… Что?
 Иева (отталкивает Янова, встаёт). Рома часто говорил мне, но я не верила… Теперь я всё понимаю…


 Идёт к двери.


 Янов (встаёт). Нет-нет, постой! Не уходи! Постой!
 Иева. Сумасшедший!


 Уходит, хлопая дверью.
 Янов стоит молча, не
 двигаясь. Заходит
 Котов.


 Котов. Чё у вас опять?


 Маленькая пауза.


 Янов (еле говорит). Ничего…
 Котов. Она вышла вся заплаканная.
 Янов (тихо). Она не послушала… Я же говорил.
 Котов (подходит к кровати). Не знаю, что тут произошло, но ты и, правда, умом тронулся.


 Маленькая пауза.


 Янов (смотрит на Котова). Где она? Где Катя?
 Котов (котов расправляет постель). К себе пошла. Наверное, здорово постарался.
 Янов (выше тоном). Что ты ей наговорил?
 Котов. А?
 Янов. Не включай дурака. Я же знаю, кто тут за спиной любит болтать.
 Котов (готовится ко сну). Паша, ты меня сейчас лучше не трогай.
 Янов (стукнув по столу). Ты!...


 Резко поворачивается. Уходит.


 Занавес.


 Действие пятое

 Следующий день. Лекция. В группе присутствуют все кроме Янова. Циулина стоит у доски с книгой в руке.


 Циулина. … Особое внимание в ходе изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения, деловые и личные, рациональные и эмоциональные…
 Ерошин (перебивает). А как же интимные?


 Хихиканье в группе. Маленькая пауза.


 Циулина. По-твоему, интимные не входят в личные отношения?
 Ерошин (чешет затылок). Э… Вроде бы нет…
 Циулина. Так вот, если хотите знать, советую помолчать и не перебивать меня (предупреждающе). Иначе будем разговаривать в ином тоне.
 Ерошин. Понятно…
 Циулина. Вот и славно (осматривает группу). Да, и куда Павел подевался? Я и не обратила внимание. Вроде, никогда лекции не пропускал…
 Ерошин. Нина Сергеевна…
 Циулина. Да.
 Ершин. А я его вчера ночью видел.
 Циулина (смотрит на Ерошина). Неужели?
 Ерошин (довольно). Да. Он возле общежития ходил.


 Маленькая пауза.


 Циулина. Интересно… Скажите, а что вы там сами делали?
 Ерошин (растеряно). Я… Э… Там…
 Циулина. Всё понятно, можно не объяснять… Но об этом с вами ещё будет разговор… Потому, как вы учитесь, можно только гадать чем вы  занимаетесь ночью.
 Ерошин. Я…
 Циулина (выше тоном). Всё, хватит! Ещё слово и пойдёте в деканат (осматривает группу). Так, Котов.
 Котов. Да.
 Циулина. Вы случайно не знаете, где Павел?
 Котов. Сюда мы вместе пришли… Когда заходили, он был сзади.
 Циулина. Может, в медпункт пошёл (задумчиво)?


 Небольшая пауза.


 Ладно… На чём я остановилась (смотрит в книгу)? Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают…


 Заходит Янов.


 Павел! Вы где были? Лекция уже кончается.
 Янов (смотрит в пол, затем переводит взгляд на Циулину). Извините… Я опоздал… Плохо себя чувствовал… И… Можно сесть на место?


 Хихиканье в группе.


 Циулина. Так, тихо всем! Садитесь. Но в следующий раз предупреждайте.


 Янов медленно, смотря вниз, проходит,
 садится на место. Маленькая пауза.


 …Как я сказала, на первом этапе они бывают относительно безразличными, затем могут становиться конфликтными или же наоборот превращаться в коллективные (кладёт книгу на стол). Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности…


 Кто-то тянет руку, спрашивает.


 Студент. Извините, а что, изменения в группе вообще никак не влияют на человека?
 Циулина. Почему же? Изменения вполне естественны, но только в том случае, если отношения в группе существуют длительное время…


 Звонок.


 …Однако даже при этом, изменения в большинстве случаев незначительны… Так, на сегодня всё. На следующую лекцию подготовьте ответы на вопросы 16-го параграфа. Свободны.


 Все собираются, уходят.
 Циулина листает учебник.
 Подходит Янов.


 Янов. Извините…
 Циулина. Да, Павел, я вас слушаю.
 Янов. Мне нужно поговорить с вами… Это касается лично меня.
 Циулина (не отрываясь от книги). Да, подожди минутку. Сейчас я кое-что посмотрю…


 Проходит минута. Циулина
 откладывает книгу. Смотрит на Янова.


 Вид у вас какой-то нездоровый… Вы не заболели?
 Янов. Да вроде нет…
 Циулина. Ерошин сказал, что видел вас ночью у общежития… Это правда?
 Янов. Слушайте его больше…


 Маленькая пауза.


 Циулина. Да конечно. Извините. И как я могла усомниться в вас... Так что вы хотели?
 Янов. У вас есть время поговорить со мной?
 Циулина. До следующей лекции десять минут. Так что время пока есть.
 Янов. Хорошо.


 Маленькая пауза.


 Мне нужно знать, какие существуют виды конфликтов? Я пытался найти в учебнике, но там нет.
 Циулина. А зачем тебе? Вроде бы в программе у нас этого нет...
 Янов. Что, совсем?
 Циулина. Нет, вы, конечно, коснётесь этого, но не раньше третьего курса. А сейчас это тебе совсем не нужно.
 Янов. Поверьте, сейчас это мне очень необходимо.
 Циулина. Но зачем? Не понимаю…
 Янов. Наверное, вы просто не знаете.
 Циулина (лёгкий смешок). Нет, конечно, я знаю… Но объяснить такое за десять минут?? Не думаю.
 Янов (настойчиво). Самое основное! Пожалуйста! Не будем тратить время.


 Маленькая пауза.


 Циулина. Самое основное… Ммм… Самый распространённый – это конфликт безысходности…
 Янов (достаёт тетрадь, записывает). Рассказывайте подробней.
 Циулина (немного удивлённо). Взаимоотношения в данном случае являются несовместимыми, противоположными.
 Янов. А причины? Какие известны причины?
 Циулина. Особых причин нет. Просто один относится к другому отрицательно, а второй положительно…
 Янов (резко вырывает лист из тетради). Извините. Но тут не сходится. Это больше похоже на однородный отрицательный конфликт неопределённости.
 Циулина (немного растерянно). Что?..
 Янов (не смотрит на Циулину). Он возникает при создании условий, в которых паразитирует Р.О. Да! Точно. Смотрите (показывает в тетрадь)!
 Циулина. Паша, я не понимаю…
 Янов. Что? Чего вы отвлекаете меня? А!?


 Пауза. Циулина стоит в недоумении.


 В справочнике написано, что данный тип конфликта можно разрешить только полным разрывом отношений между конфликтующими сторонами! Но это не так! Я-то сразу понял, что это неправда. Долбанная книга! Я пришёл к вам!.. Думал, вы поможете! А вы (смеётся)! А вы и сами не знаете (хватает со стола книгу и кидает в стену)! Ну, что молчите?


 Маленькая пауза.


 Циулина (возмущённо). Немедленно успокойтесь, Янов! Возьмите себя в руки!
 Янов. Вы глупая… Глупышка (смеётся)… Процесс-то обратим! Вирус можно уничтожить, если сбалансировать условия… Понятно вам!
 Циулина. Что вы себе позволяете Янов!? Как вы смеете!? (не выдержав, суетливо). Я этого так не оставлю грубиян… Ещё голос повышает!!
 Янов (хихикая). Он и сейчас уже здесь. Вы разве не замечаете? Глупая!
 Циулина. Пошёл вон! Негодяй!


 Янов с ухмылкой поворачивается и
 идёт к двери.


 Нахал!
 Янов. Глупышка…


 Уходит. Циулина в ужасе смотрит ему в след.
 Схватившись за сердце, садится за стол.
 Через несколько минут появляется Горин.


 Горин. Нина Сергеевна… Господи, что с вами (подбегает к Циулиной)?! Нина Сергеевна, ну скажите!
 Циулина. Это… Это Янов…
 Горин. Что?! Пашка? Что случилось??
 Циулина (плачет). Как он мог! Это просто ужас какой то!.. Швырнул книгу! Оскорблял!..
 Горин (смотрит на лежащую книгу, потом на Циулину). Павел?! Что вы говорите! Как он мог такое сделать?!
 Циулина. Он… Он негодяй!
 Горин. Подождите, успокойтесь. Я воды принесу… Никуда не уходите. Я сейчас приду.


 Убегает. Циулина в слезах остаётся одна.


 Занавес.


 Действие шестое

 Комната в общежитии. Около девяти вечера. Котов лежит на кровати. Смотрит в потолок. Некоторое время спустя дверь медленно открывается. Заходит Янов с помятой тетрадью в руке. Подходит к столу, кладёт тетрадь. Несколько секунд смотрит в окно, садится.


 Котов. Я уж думал, ты не придёшь… Хотел дверь оставить открытой на ночь.


 Маленькая пауза.


 Что молчишь-то?
 Янов. Что тебе надо? Ключ я тебе отдал. Можешь, в конце концов, отстать от меня?!
 Котов. Да не в ключе дело.
 Янов. Правда? И что ещё?
 Котов. Я живу с тобой здесь почти год. Ещё три впереди. И неужели ты думаешь, что я буду отчитываться за все твои приколы?!
 Янов. Если ты о вчерашнем, то извини. Настроения не было.
 Котов. Про вчера я уже забыл.
 Янов (смотрит на Котова). Тогда зачем заговариваешь!?
 Котов. Не повышай тон, пожалуйста, а лучше скажи мне, почему я должен за тебя отчитываться?
 Янов. Отчитываться?
 Котов. Да, именно (смотрит на Янова)… Два часа назад приходил Горин. Зашёл, как будто ошпаренный. Рассказал, что ты сегодня устроил… Циулину чуть в больницу не увезли.
 Янов (смешок). Да… Ей бы не мешало.
 Котов. Ты думаешь, это смешно?
 Янов. А что, мне плакать? Или, может, пойти извиниться? Да и, вообще, не вмешивайся в мои дела! Сейчас у меня нет времени на разговоры с тобой. Работа ждёт!


 Открывает тетрадь и несколько книжек.
 Начинает писать.


 Котов. Мне, Паша, начихать на твои так называемые дела. Просто хочу, чтобы ты запомнил – я к этому не причастен. Мне и учёбы хватает.
 Янов. Хорошо я запомню, Рома, только не мешай … Здесь у меня большие расчёты.
 Котов. Да, пожалуйста.


 Пауза. После нескольких минут писанины
 Янов откидывает ручку. Сидит в раздумье.
 Котов продолжает глазеть на потолок.


 Янов. Рома?
 Котов. Чего тебе?
 Янов. Меня кое-что интересует. Можно спросить тебя?
 Котов. Ну, валяй.


 Маленькая пауза.


 Янов. Предположим такую ситуацию… Мы с тобой решили сыграть в шахматы на деньги. Ты играешь значительно лучше и уверен в победе. А я что-то вроде новичка, которым овладел азарт…
 Котов. Ну и?
 Янов. После длительной партии я выигрываю и всеми своими действиями показываю свою радость… И вот вопрос. Поддашься ли ты злости и ударишь меня? Или же смиришься с поражением?


 Пауза.


 Котов. Ну, учитывая, что мне частенько хочется наподдать тебе… Скорее всего, я бы тебе врезал.
 Янов (улыбается). Я знал, что ты так ответишь.
 Котов. Вот и хорошо.
 Янов. Ведь это логично. Под влиянием ярости и осознанием потери денег, такая реакция вполне естественна. Тем более, мы просто сожители и мало друг друга знаем. Тут всё понятно.
 Котов. Да, конечно (безразлично поворачивается к стене).


 Небольшая пауза.


 Янов. Ты знаешь, сегодня многое изменилось… Можно даже сказать, я нашёл, что искал. Искал многие годы…
 Котов. Я рад за тебя.
 Янов. До сегодняшнего дня я ещё сомневался в своих мыслях. Но после того, что я увидел сегодня в библиотеке, всё вдруг прояснилось!
 Котов. И, что же ты там такого увидел?
 Янов. Это было так неожиданно. После лекции я решил заглянуть в библиотеку. Я надеялся, наконец, найти ответы и уничтожить сомнения. Я подошёл к стеллажу и начал искать нужные книги. Была тишина, ведь там почти никого не было. И вдруг я услышал стук шахмат. Оглянувшись, я заметил двух студентов. Они сидели в читальном зале и играли в шахматы. Я уж было решил вернуться к поискам, как вдруг замер на месте. Что-то в их игре начало привлекать меня. Я подошёл ближе, и, незаметно для них, начал наблюдать. Это было потрясающе! Их игра была оживлена жестами, рассуждениями, воспоминаниями! И даже шутки нашли своё место в такой серьёзной игре!.. Я наблюдал за каждым их движением. Ход, за ходом, и чувствовал то, насколько близки эти люди друг другу… Возможно, они были братьями, однако сходства во внешности я не нашёл. Или, может быть, друзьями. Не важно. Меня восхищало это единство! Это понимание!


 Маленькая пауза.


 Котов. Да, очень интересно…
 Янов. Фигур на доске оставалось всё меньше и меньше. При каждом ходе их руки начинали дрожать. Всё больше. Последний ход… Конец игры. И вдруг это… 
 Котов. Что?
 Янов. Между ними завязался спор. Сначала я подумал, что это просто обсуждение итога игры, не больше. Но потом случилось ужасное…
 Котов (несерьёзно). И что там случилось?
 Янов. Один из них резко встал. Глаза его были словно стеклянные. В них не было ничего. Ни жестокости, ни безумия. Одна пустота. Затем он сжал кулак и… Ударил…


 Маленькая пауза.


 Второй ничего не сделал, хотя я думал, что последует ответ. Он не промолвил ни слова… Просто ушёл.
 Котов (ещё более несерьёзно). Круто!


 Пауза.


 Янов. После этого я долго не мог понять причины этого. Ведь такое поведение было неуместно в данном типе отношений…
 Котов. Ой, Паша не начинай!
 Янов. И, возможно, только сейчас я стал понимать причину.


 Небольшая пауза. Котов встаёт и идёт
 к холодильнику. Достаёт недоеденный
 шоколад, начинает есть. Садится на кровать.


 Котов. Паш, скажи мне… Зачем ты это делаешь?
 Янов. Делаю что?
 Котов. У тебя же с Катей было всё отлично! Всё-таки год встречались…


 Маленькая пауза.


 А университет? Ты же был одним из лучших студентов… Зачем ты довёл Циулину? Зачем себя мучаешь? Я не понимаю.


 Янов встаёт и идёт к двери.


 Постой, ты куда собрался?
 Янов. На улицу (открывает дверь).
 Котов. Паша!


 Небольшая пауза. Янов замер в дверях.


 Янов. Дело не во мне…
 Котов. Тогда почему?
 Янов. Тебя это не должно волновать.


 Уходит. Котов сидит на кровати, смотря
 в след Янову.


 Занавес.


 Действие седьмое

 Следующий день. Аудитория. Идёт подготовка к зачету. Половина группы занята чтением, остальные что-то пишут в тетрадях. Танеев сидит за столом. Перед ним открытая толстая книга. Кто-то из студентов поднимает руку. Танеев кивает, разрешая сказать.


 Голос с конца группы.


 Студент. Вот здесь написано, что вегетативные нервные узлы располагаются за пределами центральной нервной системы… Так… И что они, так же как и вегетативные ядра, представляют собой скопление нервных клеток (перелистывает страницу). Путь из центральной нервной системы до управляющего органа всегда состоит из… Подождите (что-то вычитывает)… Да, из двух нервных клеток.
 Танеев. Всё верно.
 Студент. Здесь полное определение, но не сказано где находятся эти клетки…
 Танеев. Одна в пределах центральной нервной системы, вторая в одном из нервных узлов на периферии.
 Студент. Ага, спасибо.


 Маленькая пауза.


 Танеев. А про нервную регуляцию ты уже прочёл?
 Студент. Нет ещё.
 Танеев. Там есть пункт про поведенческие реакции. Это можно пока не писать.


 Маленькая пауза. Слышны быстрые
 шаги. Заходит Паутов.


 Паутов (немного в напряжении). Извините… Можно вас?
 Танеев (смотрит в книгу). Сейчас не могу.
 Паутов (настойчиво). Прошу вас… Это серьёзно… Нужна помощь.
 Танеев (отрывается от книги). Да что там у вас?
 Паутов (волнуясь). Быстрее, прошу вас.


 Маленькая пауза.


 Танеев (встаёт и идёт к двери). Так, ребята, прочтите ещё про сердечные сокращения. Я сейчас вернусь… И чтобы тихо было.


 Танеев и Паутов уходят.


 Занавес.


 Действие последнее

 Библиотека. Все столы в читальном зале опрокинуты. По полу разбросаны книги. Слева стоят несколько студентов. Ближе к середине Горин и несколько преподавателей. Возле стеллажа, размахивая перочинным ножом и выкидывая с полок книги, стоит Янов.


 Горин (медленно подходит к Янову). Спокойно… Паша… Спокойно. Прошу тебя.
 Янов (в истерике размахивает ножом). Стоять! Не подходи ближе! Ты!
 Горин (останавливается). Хорошо, я стою… Видишь? Опусти нож… Паша…


 Появляются Паутов и Танеев.


 Танеев. Да объясните вы мне, наконец, что (увидел происходящее)… Что… Что здесь творится?
 Паутов. Говорю же вам, парень совсем спятил! Зашёл тихо, спокойно. Потом вытащил нож и начал всё опрокидывать! На меня чуть не накинулся! Успел отбежать.


 Маленькая пауза. Танеев подходит к Горину.


 Танеев. Паша, что с тобой?!
 Горин. Бесполезно. Он неадекватен.
 Танеев. Паша! Слышишь? Опусти нож. Зачем тебе это?
 Янов (крича). Заткнитесь! Все вы! Глупые! Условия уже созданы! Бесполезно говорить!
 Горин. Прекрати пока не поздно.
 Янов (смеётся). Заткнись ты! Глупый, отупевший урод!!!
 Горин. Прекрати.
 Янов (ухмыляется). Всё здесь уже заражено! Конфликт не избежим.
 Горин. Паша, опусти нож.
 Янов (кричит). Не избежим, говорю! Слышишь! Не избежим (берёт с полки книгу и кидает)!
 Танеев (подходит к Паутову). Что вы стоите? Милицию вызывайте!
 Паутов (растерявшись). Как же так? Как же…
 Танеев. Надо угомонить его, иначе порежет кого нибудь!
 Янов (кричит). Всё в этих книгах вранье… Вранье! Нет объяснения! Нет логики! Глупые мысли и всё (начинает плакать)…
 Танеев (смотрит на Паутова). Вы что, оглохли?! Идите, вызывайте, говорю!
 Паутов (пытается собраться). Да, да, сейчас… Иду…


 Уходит. Маленькая пауза. Танеев
 подзывает к себе несколько
 студентов и преподавателей.
 Кивает Горину и начинает
 обходить стеллажи.


 Горин (пытается отвлечь). Послушай меня, Паша… Успокойся. Зачем тебе нож? Убери его.
 Янов (плачет, рука с ножом дрожит). Вы ослепли… Я-то понимаю причины…
 Горин. Да конечно…


 Танеев и преподаватели зашли сзади.
 Танеев делает знак Горину.


 Конечно, Паша… Я тебя понимаю… Положи нож… Пожалуйста.


 Янов сжимает нож в руке.


 Янов. Тупица! Ничего ты не понимаешь!


 Сзади на Янова накидывается Танеев.
 Янов пытается вырваться.


 Отпусти! Ты!!! Отойди от меня!


 Подбегают преподаватели и
 ещё несколько студентов.
 Валят Янова на пол.


 Танеев. Нож! Нож! Отберите нож!
 Янов. Отойдите все! Оставьте меня!


 Кто-то выхватывает у Янова нож
 и отбрасывает в сторону.


 Занавес.


 Конец.