О наших миноносцах ч. 17

Сергей Дроздов
О наших миноносцах:

Эффективность действий миноносцев (да и не только их, конечно) на море в военное время зависит от многих факторов. В качестве важнейших можно выделить качество кораблей (и их ТТХ), уровень боевой подготовки моряков их умения и ЖЕЛАНИЯ воевать.
Посмотрим, как с этим обстояло дело.

Корабли нашей постройки  русские моряки недолюбливали. Миноносцы, увы, не были в этом исключением.
После  начала  русско-японской войны капитан 2-го ранга В.И. Семёнов добился своего назначения старшим помощником на крейсер «Боярин». Пока он добирался поездом до Артура, выяснилось, что «Боярин» был брошен экипажем, после подрыва на нашей же мине, и затонул через 2 суток. Тогда ему было предложено принять должность командира миноносца «Решительный». Вот что вспоминал Семёнов о Тихоокеанской эскадре:
«Эскадра Тихого океана, на которой я провел почти всю мою службу, не являлась для меня понятием отвлеченным или просто сборищем судов, — нет, это было живое, дорогое, близкое, проникнутое единым духом существо, с которым я сроднился, которое горячо полюбил. Отправляясь на Восток, мне всегда казалось, что я еду «домой». Я был участником жизни этой эскадры, когда, если можно так выразиться, она была еще в детском возрасте, а за последнее плавание, продолжавшееся пять лет, был свидетелем расцвета её сил во времена командования Дубасова и Гильтебрандта... Мне не привелось наблюдать ее постепенного упадка — я видел только ее гибель.
            — Но неужели же за три года моего отсутствия, — спрашивал я себя, — могла совершиться такая перемена? — Могла погибнуть, разложиться на составные элементы такая стройная, могучая организация?..
     Живя в Кронштадте, я, конечно, знал об учреждении в Тихом океане вооруженного резерва, о сокращении кредитов на плавание, вследствие чего корабли, даже избегнувшие резерва, плавали не больше 20 дней в году, а остальное время изображали собою плавучие казармы; знал также о постоянных переводах и перемещениях офицеров, но вера в «эскадру» оставалась во мне непоколебимой.
            Это все временное, — думалось мне. — Внешние причины создали некоторое расстройство, и стоит им исчезнуть, чтобы порядок восстановился. Подойдет война, и «гастролеры» отхлынут; офицеры поспешат вернуться на «свои» корабли, и эскадра заживет полной жизнью».

Увы, эти ожидания Семёнова и многих других наших моряков не оправдались.
Бездарная подготовка к войне, отсутствие у флота навыков совместных действий, точной стрельбы,  безынициативность и вялость флотского командования проявлялись в деятельности эскадры  на всём протяжении её существования. (За исключением кратковременного «макаровского» периода).

Очень интересна характеристика наших миноносцев сразу же данная сослуживцем Семёнову:

«На другой день, 2 февраля, еще до подъема флага, я был уже на «Петропавловске». Печальные вести: «Боярин» погиб. Приходилось искать места, куда бы пристроиться. По моему служебному возрасту это было не так-то просто. Помогли старые друзья по эскадре. Место нашлось чисто случайно. Опасно заболел и подал рапорт о списании командир миноносца «Решительный», лейтенант. К.

Надо откровенно сознаться, по совести, миноносец твой не очень важное кушанье! — басил один из гостей. — Наше, российское, неудачное подражание типу «Сокола»! Ну, а все-таки: хоть щей горшок, да сам большой! Ха-ха-ха!»



Может быть, он необъективен и преувеличивает негативное отношение к произведениям отечественных судостроителей?!
Посмотрим, что думали о наших миноносцах  другие участники обороны Артура.

Из воспоминаний  капитана 1-го ранга Н. В. Иениша, который в марте 1904 года в Порт–Артуре  плавал на эскадренном миноносце «Бесшумный»:


«Наш отряд состоял из четырех «немок» и пяти «француженок», кроме «Боевого», на котором держал свой брейд–вымпел командующий отрядом. Миноносец «Бесшумный» был из «немок», как мы называли миноносцы, построенные в Германии; «француженки» — это были миноносцы, построенные во Франции. К нашему отряду принадлежал небольшой миноносец «Лейтенант Бураков» (250 т.), который мы получили во время боксерского восстания от китайцев. Этот последний миноносец был замечателен по своей скорости — 33 узла. Благодаря своей быстроходности, он, под командой своего бравого командира лейт. Долгобородова, не раз прорывал блокаду, имея особое назначение поддерживать службу связи с главной квартирой Главнокомандующего флотом и армией — Наместника его величества на Дальнем Востоке генерал–адъютанта адмирала Алексеева».


(Надо бы подчеркнуть один интересный нюанс.
Читая многочисленные воспоминания русских морских офицеров, я обратил внимание на то, что они запросто употребляют слово «ПЛАВАЛ», говоря о себе и своих морских походах, не испытывая никаких комплексов, при его употреблении.
Сейчас в среде моряков это выражение нередко считается моветоном. Сухопутного простофилю, употребившего данный глагол, непременно поправят и объяснят, ЧТО плавает на воде. А моряки и корабли только  «ХОДЯТ» по морям!!!
Оказывается, ранее эти словесные «понты» вовсе не были приняты  в среде  русских моряков. Думаю, что появились эти морские «приколы» в революционные годы, среди тогдашних «братишек».)



Вернёмся к нашим миноносцам.
Генерал- лейтенант инженер-механик  В. Ф. Берг вспоминал о предвоенном времени:
«За эти полтора года в Артур подходили всё новые и новые суда. Прибыли крейсера «Диана» и «Паллада», прибыло 5 эскадренных миноносцев типа «Властный», французской постройки.
Число миноносцев постепенно увеличивалось и таковыми, которые собирались на верфи Невского завода на Тигровом Хвосту из частей, заготовленных на том же заводе в Петербурге. Всего их вышло с верфи 12, последние уже во время войны...
Миноносцы, как и остальные суда, продолжали стоять в резерве. Настроение в Артуре, хоть и было временами тревожное, но всегда скоро успокаивалось; по мере прихода всё новых судов, всё меньше верили в возможность, что Япония рискнет ввязаться в войну».


Общим мнением о КАЧЕСТВЕ русских миноносцев было то, что лучшими из них, безусловно, считались корабли германской постройки, чуть хуже – французские и самым неудачные были наши, произведения отечественного производителя». Тот же Семёнов с горечью писал:

«4 июня вернулся в Артур миноносец «Лейтенант Бураков», которого посылали в Инкоу. Едва не попал в лапы японским крейсерам. Уцелел благодаря ненастной погоде, а главное — благодаря своему ходу.
     Какая горькая ирония! Лучшим, т. е. самым исправным и быстроходным, нашим миноносцем оказывался «Лейтенант Бураков», забранный нами у китайцев при взятии Таку и построенный по их заказу в Германии более десяти лет тому назад!.. Из всей нашей минной флотилии он был единственный, годный для такого поручения, как прорыв блокады...»


Так бывший  китайский (!),  миноносец германской постройки "Хай Хуа" ("Hai Hoha"), доставшийся нам  (после подавления «боксёрского восстания») от англичан, оказался САМЫМ быстроходным кораблём русской эскадры.


В ходе войны японцы  предприняли хитроумную  операцию  для его уничтожения. Вот как это произошло:
«Бой произошел  ночью с 23-го на 24 июля в бухте Тахэ.  Находившиеся здесь русские эскадренные миноносцы «Боевой», «Лейтенант Бураков» и «Грозовой» были атакованы со стороны моря 14-м дивизионом японских миноносцев, поддержанным вспомогательными канонерками «Manda Maru» и «Osidagawa Maru». Когда российские корабли были втянуты в бой, со стороны берега подошли торпедные  катера с броненосцев «Mikasa» и «Fuji» и в 1.30 за 5 минут с расстояния 400 м выпустили четыре торпеды. «Бураков» получил попадание в среднюю часть палубы и был отбуксирован «Грозовым» к берегу, где затонул на глубине 3 метра. «Боевой», которому торпеда попала в носовое котельное отделение, удержался на воде. Один только «Грозовой» избежал прямого попадания, хотя, когда он помогал «Буракову», выпущенная в него торпеда взорвалась на берегу, повредив его гребной винт. Днем в бухту вошел отряд контр-адмирала Лощинского («Новик», «Гремящий», «Гиляк», «Всадник», десять эскадренных миноносцев и три портовых баркаса), который отбуксировал «Грозового» и «Боевого» в Порт-Артур, а водолазы занялись заделыванием пробоины в корпусе «Буракова». 


Однако сделать это так и не удалось, и самый быстроходный миноносец Артурской эскадры был взорван своим же экипажем, во избежание захвата его неприятелем.
Отметим, что японцы действовали нестандартно и с выдумкой: пока часть их кораблей отвлекала внимание команд русских миноносцев обстрелом со стороны моря, с японских броненосцев ночью (!!) были скрытно спущены минные катера, которые сумели незамеченными пробраться в бухту. Затем они смогли  со стороны берега (откуда никто из наших моряков не ждал нападения) подойти к русским  миноносцам и выпустить в них 4 торпеды.

Далее речь пойдёт про  особенности службы и боевой подготовки офицеров русского флота в конце XIX – го и начале  XX –го веков.


На фото: миноносец "Лейтенант Бураков".

Продолжение: http://www.proza.ru/2012/04/18/503