Башкирия. река Ай. Сплав

Григорий Мирный
                Сплав на лодках  по реке Ай.
                Башкирская АССР. 1970 год.  Лето.

           Старость меня дома не застанет. Продолжение.

   Записки Юрия Николаевича Кузьмина, организатора, руководителя и вдохновителя путешествия. 
   Пошли  на сплав трое, я, Кузьмин Ю.Н., Лукин Борис, Мирошин Г. Собирались пойти больше, но …
      Мысль о поездке в Башкирию вынашивалась несколько лет. Для плаванья по реке мыслились разные средства, от бревенчатого плота, плота на автомобильных камерах до своеобразного катамарана на основе двух лодок-плоскодонок. Последний вариант представлялся самым приемлемым. Катамаран позволяет в случае необходимости грести веслами и таким образом продвигаться вперед, например, при сильном встречном ветре. Кроме этого, имея руль, можно плыть по течению, слегка направляя лодку по «фарватеру». Лодки можно соединить подобием палубы, на неё поставить палатку, оборудовать место для очага, таким образом обеспечить максимум удобства для плавания. Путешествие не преследовало цели преодоления различных препятствий и трудностей, а, прежде всего, хороший отдых с возможным комфортом. Подготовку лодок пришлось делать самому, так как те, кто собирался плыть, люди занятые. Подготовка заняла неделю времени. Лодки были приведены в нормальное состояние, найдены весла, сделана гребь с подгребицей, руль, приготовлены доски для палубы. Все бумаги и карты у меня были готовы давно.  Машину готовил Миша Жуков. Однако за день до выхода на маршрут двое попутчиков отказались,  и пришлось срочно договариваться  с Гришей.
      3 июля  загрузились на машину и в 18 выехали  в сторону деревни Суханка, чтобы забрать Михаила. Неожиданно Михаил от путешествия  отказался,  у него были  дела в институте. Вся компания села за стол: Борис Лукин, Гриша Мирошин, Михаил (шофер), сын Макарыча, тоже Михаил и я.  По требованию Михаила (шофера), чтобы путешествие прошло без происшествий, выпили за начало 2 белые и красную, а потом поехали в Башкирию.  В Месягутово были в 5 утра. Дождь, он начался в полночь, не закончился. Выгрузили имущество и на виду у деревни выбродили с бреднем на уху. Позавтракали, натянули брезент и легли спать.  Около полудня дождь прекратился, к этому времени выспались и начали делать катамаран, а Гриша, выбранный казначеем, уехал за продуктами. Катамаран получился отличным, легок на ходу, хорошо слушается руля. Еще раз выбродили рыбы на уху (щука, лещ). Во второй половине дня  снова сильный дождь, палатка промокла. Михаил предложил натянуть сверху еще брезент, тогда палатка точно не промокнет. К вечеру, отдав шоферу деньги еще на 3 бутылки, отпустили его  в Арти.  Отправив машину, спустились немного по течению, и попали на хорошее место для рыбалки. Как раз напротив деревни Сарты. Приготовили ужин и устроились на ночь. Спали как убитые, хоть и было сыро.

     5 июля. Воскресенье. Встали в 5 утра. Рыбалка на удочку оказалась неудачной, зато бредешком Гриша с Борисом  набродили на уху. Бродили эти рыбаки впервые и все норовили брести против течения. Сегодня жарко. Днем на солнце сгорели, кожа красная, но волдырей нет. Все же  к вечеру пришлось всех мазать маслом. Утром в устье Тандыка пытались сделать костер. Не удалось. Нет дров. Закусили любимой едой Гриши, шпротами. В Старохалилово, что бы плыть с комфортом,  устроили место для костра  на плоту, а дрова стали возить с собой. Это позволило меньше быть на берегу и даже спать на воде.                                Магазины в деревнях работают по такому графику, который нас не устраивает, поэтому доедаем остатки Артинского хлеба. За Абдрахилово Ай течет в высоких глинистых берегах. Миновали деревни Карнаево, Гумерово. Перед Гумерово реку  пересекает ЛЭП. Воскресенье. На берегах отдыхающие, что приехали семьями на своих машинах. Стоят «Волги», «Москвичи». Раскинуты палатки. Народ рыбачит. У кого удочки, кое-кто ходит по берегу со спиннингом. В одном месте отдыхают большой группой, народ столпился на берегу, смотрят на нас как на пришельцев с луны, что-то кричат. Мы их приветствуем, но они молчат. Наверное, не понимают русского языка. Катамаран идет хорошо. Скорость течения приличная и сегодня почти не садились за весла. Подплыли к Дуван-Мечетлино. Ярмарка. Борис сходил  в деревню и купил три булки хлеба домашней выпечки, яиц и бутылку «Фраги». Он ближе всего к сельскому хозяйству по роду деятельности и смог договориться по-крестьянски. Километрах в 1,5 ниже Мечетлино паром. Прошли его у берега, не снимая палатки. Вечером долго искали место для причала. Степь. По берегам только тальник, дров нет. Едва нашли, где можно переночевать. Сейчас варю на ужин двойную уху и рожки с маслом. Ужинаем при свете свечки. Сплошная романтика. Можно было взять аккумуляторы, но Гриша отговорил их брать. Пусть будет свечка, как в большом походе.
      6 июля. Понедельник. Спали хорошо. Ночью и утром дождь, но у нас все нормально, тепло и сухо. Крыша – брезент в два ряда не промокает. Похолодало, и комаров не было. Это хорошо, обожженная кожа отдыхает. Починили свою кормилицу бредешок, привели в порядок лодку. Плывем вокруг высоченной горы  с деревней Новомещерово и  со стадами пасущихся овец. Крендель вокруг деревни по реке обходили полдня. Течение здесь слабое и эти 8 км шли на веслах. А если идти прямиком по берегу – всего 1 км.
       Пасмурно, солнца почти нет, моросит дождь. Ветер встречный, приходится грести. Борис опять отличился, побывал на ферме и выпросил у доярочек  5-литровый бидон молока. Проплыли мимо стольких деревень и деревенек, что запутались с их названиями.  За какой-то очередной деревней, может быть  это Таишкино, или Рыбачья, или Юнусово есть отличное место для рыбалки: высокий левый берег, омутки, островок и хорошее течение в одной из проток. Посидели с удочками. Я отличился, вытянул голавлика граммов на 400. Ночевали на острове, на ужин была красная рыба. Выловили в реке. Странно. Как она туда попала? Скорее всего, кто-то выпустил из аквариума, не иначе. Комаров тьма, ночь была кошмарная.
     7 июля. Вторник. За местом ночевки река разбивается на 4 рукава, течение быстрое, но мелко и лодки пришлось тащить почти волоком. Хорошо, что лодки деревянные, а не камерный плот. Деревень по берегам тьма, но как они называются узнать невозможно. Народ держит это в тайне. Мальчишки не отвечают или ответы самые противоречивые. Да бог с ними, с названиями. После Лемез-Тамака войдем в карту, и все встанет на свои места. В этом самом Тамаке  удалось попасть в магазин. Закупили хлеб, масло, макаронные изделия, еще каких-то продуктов, спички. Пока готовили еду и обедали, библиотекарша, (она принимала водные процедуры), наверное, изумилась, какие мы оказались обжорами. Пока флиртовали, Борис нашел пассажиров, и они довезли до Сабановки, сидя на веслах. Им это в радость, а мы  с Гришей  выспались. За Сабановкой, уже высадив попутчиков, проплыли еще около 2 км,    попали на встречный ветер. Начался дождь. Грести в дождь можно только по великой нужде. У нас такой нужды пока нет. Течение снова стало очень хорошим. Берег справа обрывистый с омутами, а мы приткнулись к левому, где течение тихое,
     8 июля. Среда. Утром снова или  опять дождь. Плывем к Усть-Текинску. Пейзаж изменился, берега стали похожи на берега уральских рек. Появились  сосны, березы, ели. Проплыли  деревню Сороки. На ее левом берегу нефтевышка. Причалили к правому берегу перед мостом. Остановились рано, можно было еще плыть какое-то время. Собираемся в люди. Гриша остался спать, а мы с Борисом пошли в поселок. Шли до деревни больше часа. Быстро созвонились с Артями, сообщили, что все живы и здоровы, побеспокоились о машине. В ответ обещали не забыть. Борис бросил меня на башкирочек, а сам быстро что-то ушел обратно. Я дождался открытия магазина, купил продукты и отправился на берег. Успел раньше катамарана. Не видел его 4 часа, а когда катамаран показался, сердце екнуло. Вид солидный, идет на  веслах  споро. Да и как хаять  свое произведение, что вынашивал несколько лет. Пусть Гриша мечтал о диких порогах и убийственных переходах, а Боря об активном отдыхе, я устроил плаванье так, как думал: с доступным комфортом в спокойной дружелюбной компании, без всяких там трений и выяснения отношений. В  момент, когда увидел катамаран со стороны, испытал в полной мере удовольствие оттого, что было сделано и что еще предстоит сделать. А пока пошли хорошие места для рыбалки. Проплыли мимо деревни Ай. В обед выпили свежей водки, закусили жареной щукой.  После деревни течение стало такое, что Гриша уже и не вспоминал сибирские реки, а трудился на веслах так, что вспоминать было некогда. Завалы, водовороты. Вечером была самая удачная рыбалка, которая продолжалась до часу ночи. Темень, грязь, поваленные деревья в русле и щуки, щуки, щуки. Разные. От мелких до 2 кг. Борис справлялся с плотом, но на быстринах приходилось плыть ему на помощь, чтобы подогнать к берегу забрать рыбу. На рыбе лежал Гриша по макушку в грязи.
     9 июля. Четверг. Дождь. Спали отлично. Настроение хорошее, вечерняя рыбалка очень подняла настроение. Ниже Алегазово обогнали  туристов, что  сплавлялись на резиновых лодках и фанерных плотах. Ребята плыли три недели, а общий стаж сплавов у них 18 лет. Однако они позавидовали нашей экипировке. У нас палатка на катамаране, в ней сухо и тепло,  можно укрыться от дождя. Костер всегда с собой, можно плыть и готовить еду, при нужде погреть руки.  А каково плыть в дождь на резинке и на фанере? Тоска.  В Сосновке-Кзылбаево побывали в магазине. Боже мой! Ничего в магазине нет. Даже водки. Голые полки. Какое убожество, какая нищета и грязь.
      Река заметно прибавила в мощи, течение спокойное, все время приходится грести. Селения по берегам солидные, много народу. Еще пытались несколько раз забредать, оказалось безрезультатно. И холодно. Спать остановились чуть ниже деревни Абдуллаево. Завтра точно будем на месте встречи, даже не очень торопясь.
     10 июля. Пятница. Около 9 вечера были на месте. Машина уже ждет. А водителей нет. Пошли искать. Нашли. Сидят на берегу и  объясняются друг другу  в любви. Вырвались, называется,  на свободу. Уложили их спать, одного в палатку, другого в машину.
     11 июля. Суббота.  Разобрали катамаран. Мужики выветривали хмель, бродили  сначала в одежде, а потом в трусах. Пока варилась уха, все загрузили на машину. В 9 вечера были дома.
     12 июля. Воскресенье. Встретились у Бориса на дне его рождения. Отметили  это событие и окончание сплава. Пусть кто-то критикует эти дни, проведенные на воде, пусть были дождь и холод, удовольствие от похода я получил большое. На всю зиму хватит воспоминаний, оформления материалов и фотографий. Что бы то ни было, а маршрут я повторю.
                Ю.Н. Кузьмин. Арти. Лето. 1970 год

   Написано так живо и так интересно, что я практически ничего не менял, кроме нескольких  запятых да двух-трех неудачных фраз.  Я великолепно отдохнул, мужики солидные, подготовка капитальная, плыть комфортно и почти автономно. К берегу чалиться можно только по великой нужде да за дровами. А остальное все на плоту: и дом, и печка, и постель, и свет.  Катамаран на двух лодках прекрасное изобретение Юрия Николаевича, удобен, легок, легко слушается руля и хорошо идет против ветра на веслах. Я бы не прочь еще раз получить такое удовольствие. Жаль, но предложений больше не поступало. Не знаю, повторил ли Юрий Николаевич этот маршрут еще раз, но это стоило сделать. К сожалению, связь с ним оборвалась с моим отъездом  в Свердловск.