маленькая родина - Тихий Дон

Надежда Дедяева
Автобус набирает скорость и мчит меня  к северу Ростовской области.  За окнами мелькают  до боли знакомые родимые пейзажи. Изумрудные пшеничные поля по периметру охраняют лесополосы, склоны буераков пестрят разноцветием трав и серебром ковылей, малые речушки и озерца отражают безоблачную небесную голубизну.

Моё сердце бьётся радостно и взволнованно. Я возвращаюсь на свою маленькую Родину!  Еду на прекрасный, юбилейный праздник "Шолоховская  Весна"!

 Счастливые эмоции захлёстывают, будоражат, хочется всему миру поведать о нашем прекрасном синеоком крае, который взрастил целую армию одарённых творческих людей – писателей, певцов, танцоров, артистов, спортсменов.

 Но для того чтобы читатель смог понять и оценить богатство колорита, самобытности и уникальности этого края, необходимо дать краткую историческую справку.

Краем Тихого Дона называют в народе древнюю казачью землю, нынешнюю Ростовскую область. Находится этот степной край на юге России. Земли его простираются от воронежских рубежей до Кубани и Ставрополья, от Украины до Нижнего Поволжья. Населяет эти земли живой, весёлый, добродушно-насмешливый народ – казаки. Гогот, свист, подмывающий хохот, подтрунивание друг над другом – обычное дело, если собрались вместе. И только казачество да родной Дон никогда не поддавались насмешке – святыни, окружённые трепетной до обожания любовью.
 
Когда же поселились здесь эти люди,  когда образовалось поселение Вёшки? Известный советский историк А.А. Зимин говорит о возникновении Вёшек в 17 веке. Однако по ряду упоминаемых сведений о росписи казачьих городков, можно отнести основание станицы к 1620 – началу 1630-х годов.

Историк Б. В. Лунин в книге "Очерки истории Подонья – Приазовья" говорит: "К концу 16 века уже существовали городки Вёшки, Кременные, Голубые..."

1 января 1571 года царь Иван Грозный отдал приказ князю Михаилу Ивановичу Воротынскому
"...ведати... всякие свои государевы полские (полевые) службы" и повелел новому начальнику русской пограничной стражи собрать в Москве совещание "станичных голов", "вожей" и "сторожей".

 Вскоре такое совещание состоялось и оставило нам несколько документов. Один из них, "приговор", помеченный 21 февраля 1571 года говорит о структуре пограничной охраны на юге Руси, в том числе о так называемых головах в поле. Среди них указан и "голова в поле", который должен был посылаться из города Шацка и "стояти в Вёшках, выше Медведицы и Хопра".

 Отряду, стоящему в Вёшках, было поручено нести разведовательно-сторожевую службу на огромной территории – от Волги до Айдара.  Он оберегал "Тульские и Рязанские места" от страшных набегов татар.

Существует несколько гипотез о происхождении названия станицы.  По версии  донского дореволюционного историка А. Н. Пивоварова  Вёшки  названы  от слов "векса", "вёкса", "векса", "виска".  Это фино-угорские слова, которыми в ряде мест России называют межозёрные протоки и стоки  из озёр.

По другой гипотезе Вёшки – веха по большому водному пути Воронеж – Азов. "Веха" – значковый шест, жердь, поставленная стойком иногда со значком, флагом, снопом и т.д. В верхнедонском говоре "вехи" произносятся как "вёхи", "вёшки".

Интересно, что "вёска", "вёски" по-польски и по-белорусски означают "деревня", "деревни". Не были ли Вёшки когда-то Вёсками?

Станица участвовала в восстаниях Разина и Булавина, сочувствовала Пугачёву. В ней бывали Пётр 1 и его подручные, сжигавшие соседние Решетовскую и Еланскую станицы. Вёшенские казаки ходили в "Индийский поход" и громили неприятеля в 1812 году
.
С потомками отважных донских воинов нас знакомит М.А. Шолохов в романе "Тихий Дон". Вёшенские и Еланские казаки постоянно несли службу в 11-м, 12-м, 29-м, 45-м, 46-м донских полках. Служили они и в Атаманском полку, в лейб-гвардии Казачьем полку, лейб-гвардии Донской батареи, а также в  армейских казачьих батареях, отдельных сотнях и местных командах. А это значит, что они отважно воевали и отличались во всех войнах  19 и 20 столетий. И особенно в Крымской войне и русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов.

Особые условия жизни определили характер донских казаков. Это были воины и охотники, активные защитники пограничных рубежей от набегов монголо-татарских, а затем и турецких феодалов.

Жизненные условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков и жилищ, одежду, обычаи и обряды.

М.А. Шолохов в "Тихом Доне" описывает смотр, на который прибыл Григорий Мелехов: "Под ногами Григория лежала ненадёванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, окрашенным в зелёное ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, бельё, фунт и пятьдесят четыре золотника сухарей, банка консервов, крупа и прочая в полагаемом для всадника количестве снедь".

Казак с особой любовью относится к коню и большую часть своей жизни проводит если не верхом на коне, то рядом со своим верным четвероногим другом.  О любви к коню говорят и пословицы:

– Казак сам не поест, а коня накормит.

– Казаку конь себе дороже.

– Без коня казак кругом сирота.

– Казак без коня, что солдат без ружья.

– Конь под ним, а Бог над ним.

– Либо в стремя ногой – либо в пень головой.

Женщины-казачки тоже лихо управлялись  с лошадьми, которые в обязательном порядке были в хозяйстве наряду с крупнорогатым скотом.
 
Женская выходная одежда включала в себя длинную рубаху из тонкого полотна с вышитым узором  по рукавам  и подолу, да  надеваемый поверх рубахи кубелёк – распашная одежда из парчи украшенная серебряными или позолоченными пуговицами. Головной убор – повойник или рогатая кичка, с которой свисали до самых плеч чикилики – нити с жемчугом, а на лоб – металлические украшения. Туфли казачки носили из сафьяна или мягкие кожаные сапожки. Но повседневная одежда была проста, её описывает М. А. Шолохов:

"Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжёлом узле волос пламенела расшитая цветным шёлком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, охватывала крутую спину и налитые плечи".

Традиционным строительным материалом у казаков всегда была лоза. Из неё  строили хозяйственные постройки, заборы, корзины, рыболовные снасти. Курень – большая изба.
 
Слово "курень" произошло от монгольского "хурээн", что  значит лагерь, стан, пастбище в виде круга. Внутри куреня стены украшались шашками, саблями, ружьями, пистолями, иногда старинными, переходившими от дедов и прадедов,  резными рамками с фотографиями. На иконах расшитые рушники, на окнах цветы в горшках да занавески с кружевами, а кровати с узорчатыми подзорами и множеством подушек.

Жизненный уклад казаков определил и самобытность их творческого потенциала.
Казачья песня является ветвью великорусской песни. Ей присущи лиризм, многоголосное изложение.  Однако существуют черты, характерные только для донских казачьих песен.
Донские народные песни отличаются мелодическим богатством, яркостью исторических и бытовых картин, сочностью и конкретностью поэтических образов.

 Почти непрерывное участие казаков в войнах объясняет наличие большого количества военно-бытовых, походных, строевых песен. Когда поют казаки, голоса их сливаются по силе и тембру, происходит полная согласованность динамических оттенков. И не случайно над  притихшим Доном плывёт казачья песня, вплетается в ивовые косы, выплёскивается на бескрайний степной простор. Залихватский посвист сопровождает казачью пляску.

Нас встречает Шолоховский край – моя маленькая родина.  Праздник "Шолоховская весна" начинается с побудки.

 Ранним утром казаки с песнями и плясками направляются к майдану. Жители, приветствуя их, выносят за ворота угощения и у каждого двора образовываются импровизированные столы  с казачьей кухней. Тут можно отведать настоящую донскую уху, традиционное квашеное молоко из глиняной крынки, окрошку, заправленную квасом, настоянным на чабреце.
 
Не обходится побудка и без чарки крепкого напитка. Щедро угощая друг друга, казаки с лихвой одаривают всех улыбками, песнями, шутками, плясками. Веселье разгорается на улицах при подходе к майдану, по периметру которого уже выросли импровизированные курени под камышовыми крышами, огороженные настоящими плетнями с опрокинутыми на колышки глиняными крынками.

 Можно переступить порог казачьего жилья и оказаться в светлой горенке с образами, где красуется высокая кровать с расшитыми подушками, а рядом к потолку подвешена детская люлька. Тут же кованый сундук и прялка, нехитрая домашняя утварь. На небольших двориках колодцы с журавлями, телеги, сбруи и всё то, что ярко и колоритно показывает казачий быт. Это всё бережно хранят и предлагают взору гостей мои земляки.
 
 А тем временем веселье набирает силу  и вот уже выплёскивается на  сцены в центре Вёшек. Многочисленные фольклорные ансамбли казаков, карачаевцев, монгол, туркмен, чукчей и других народностей сменяют друг друга. Какой темперамент! Сколько красок и веселья!

 Яркий калейдоскоп  самобытности и неповторимости сбегает со сцен майдана на  набережную Дона. И вот уже на самой большой сцене начинается действо великого Шолоховского праздника.

Почему тысячи и тысячи людей спешат к Дону на "Шолоховскую весну"? Что же привлекает их сюда? Только ли великая любовь к нашему знаменитому писателю?

З. Я. Хорошева в своей книге "Песенный казачий фольклор как средство нравственного развития и этической самоидентификации подрастающего поколения" говорит:

 "Технизированный 20 век породил личность, отошедшую от традиционной народной культуры, заменившую эту культуру обезличенным стереотипом, подходящим для любого места и времени. Выросли целые поколения, не знающие традиций, духовных, этических, моральных ценностей своих предков.

Буквально в течение ближайшего десятилетия исчезнут последние носители традиционного менталитета, хранящие в своей памяти сведения об обычаях, обрядах, верованиях прошлого, о языке и фольклоре, в которых запечатлелась духовная культура предков. Если не зафиксировать сейчас то, что стремительно исчезает, полнокровное изучение народной культуры, возврат и внедрение в жизнь того, что полезно для нравственного здоровья будущих поколений, станет делом невозможным.

Народное творчество открывает путь к познанию исторического прошлого Родины, помогает сформулировать определённые жизненные установки, воспитывает личные качества".

М. А. Шолохов оставил нам великое наследие, которое включает в себя не только живое слово, историю донского края, но и великую любовь к своим родовым корням.

 Эта любовь, идущая из глубины веков, сохранённая для нас великим писателем стала символическим фундаментом творчества, той криницей, которая питает людские души надеждой и верой, светлым энергетическим зарядом, обогащая и освещая человека как личность.

 Вот потому-то и спешат сюда люди со всех уголков земли, чтобы прикоснуться к этому наследию, окунуться в атмосферу самобытности и яркости донского края. Лично созерцать Дон и казачество – святыни наших земляков. Только тут, в этой атмосфере можно подхватить оборванную где-то нить связи с предками, укрепить внутренний духовный стержень, обогатиться, воспрянуть морально и почувствовать в себе новый творческий исток. Сюда стекаются люди, занимающие активную жизненную позицию, обладающие творческим потенциалом, свято берегущие Шолоховское наследие и несущие его потомкам.

 Только на празднике "Шолоховская весна" можно встретиться, пообщаться с таким количеством увлечённых, интересных людей. Увидеть не только отголоски старины этого края, но и прикоснуться к современному быту, который  по прежнему несёт традиции, обычаи и культуру донских казаков.

"Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравившим гнездоватым следом конского копыта, курганы в мудром молчании берегущие забытую казачью славу...

Низко кланяюсь и по сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!" (М. Шолохов).
 
А  донское небо озаряет праздничный фейерверк  и в едином крике: "Слава Шолохову! Слава донской земле!" сливаются и ликуют тысячи и тысячи человеческих душ.