Паломники

Светлана Копырюлина
     Паломники едут к святым местам! Я это видела по ТВ. Паломники не похожи на путешественников даже внешне,  хотя и те и другие одержимы желанием ехать. У паломников взгляд сосредоточенный, загадочный, нет видимой восторженности, суетливости, они задумчивы, и даже отправляясь в далекий путь, они  внешне очень спокойны. Почему так? Для того, чтобы ответить на этот вопрос надо захотеть отправиться в такой путь. И мне захотелось, это желание созрело, и  довелось быть в числе паломников, которые держали путь в Иоанно-Богословский  Крыпецкий монастырь, что находится недалеко от Пскова.
Нас называли - паломники.
     Люди подбираются разные: по возрасту, по образованию, по комплекции, заметно и отличие, заключающееся в том, что для одних это просто интересная поездка, для других важнейший этап в духовном совершенствовании, вот это и  есть  основное отличие, но об этом  я напишу далее.
Первые имеют весьма  поверхностное знание о сути поездки, таковой была я, но,  что-то во мне сидело и требовало - надо ехать, именно там я узнаю то, чему меня никто нигде не учил.
     Другая часть  настоящих паломников, они едут не первый раз, они знают и выполняют все ритуальные необходимости, постятся перед поездкой, чтобы исповедоваться, причаститься, они знают много молитв, знают иконы, грамотны в православной религии. Скажу по секрету, я все же ехала второй раз, первая моя поездка была на Валаам, мне была интересна эта поездка, как путешественнику, а в паломническую я попала случайно. Поэтому  к этому паломничеству я подготовилась. Полгода  учила молитвы( те, которые посчитала для себя важными и понятными), подготовилась к причастию, читала литературу, которую считала  необходимой.
     Хочется отметить, что мне повезло с руководителем, и в первом и во втором паломничестве это была одна и та же Алла Николаевна. Она мне показалась очень грамотным  паломником, и просто интересным человеком.Можно считать это иронией, а можно вполне логичным, что Алла Николаевна, преподает обществоведение в техникуме, и в Воскресной школе; ее образование уходит в советскую действительность, но это лишь внешняя сторона восприятия. На самом деле человек она глубоко верующий. Жизнь отметает наносное, живо то, что сродни сердцу, душе. Вот и Алла Николаевна  нашла путь к своему сердцу, к своей гармонии, а паломничество помогает в этом.
Православной вере более 1000 лет, менялись власть имущие, менялось отношение к вере, много крови пролито по этой причине, но вера живет, и будет жить пока жив человек, а вернее человек будет жить, пока будет верить.
Православие учит терпению, смирению, умилению, читай заповеди, читай Библию, там все написано. Вера помогает преодолевать и в малом и в большом.Нам,  воспитанным на материализме, хочется всему дать объяснение, а ты прими это как сказку, поверь в нее бесхитростно, просто поверь без доказательств, объяснений, так бывает, так может быть и так должно быть  и, правда, становится легче, старец и старушка поверили и со смирением принимают неизбежность ухода, и уходят достойно.
     Вот для того, чтобы попытаться понять, как это происходит, научиться принимать это, не  объясняя законами материализма, а понять сердцем, душой, хочу добавить, без фанатизма, я примкнула к паломникам.
     Сама поездка не предполагает комфортных условий, но в этом уже есть определенный смысл. Паломники все переносят как должное. Мы попали под проливные дожди. Промокли, сушиться особо было негде, были среди нас дети, и спали не очень комфортно, и много других некомфортных мелочей было нам уготовано. Паломники обязательно вносят свой посильный труд во благо монастыря, и пусть это не очень серьезные испытания по жизни, тем не менее, даже отношение к ним в данной ситуации было показательно.
      Приехали в монастырь. Жизнь монахов –каждодневный непростой труд, это труд во спасение души, эти люди призваны богом, молясь за себя, они молятся за всех нас, здесь нет суеты, только покой и смирение, но все же с моей точки зрения, они находятся в искусственно созданных условиях. В мирской жизни обстоятельства давят на человека, я должна «заразиться» этой мудростью, научиться успокаивать свои нервы, отчаяние, сомнения.  Надо научиться менять свое отношение к меняющимся обстоятельствам, изменять так, чтобы было спокойно и мне и близким и окружающим. А когда есть покой, тогда принимаются разумные решения, а от разумных решений и жизнь будет разумная, значит знаешь для чего живешь. Вот для этого я и совершила это паломничество. 
     Мне можно возразить, мол в путешествии не меньше испытаний, на что я скажу, значит вы не созрели для паломнической поездки, да оно вам и не нужно, мало ли кому, что нужно.