Владимир Савченко Открытие себя

Лана Балашина
С удовольствием продолжаю чтение советской фантастики.

Теперь это Владимир Савченко «Открытие себя».

Во-первых, знакомые герои. Так и кажется. что встречала таких не то у Грековой, не то у Гранина, а то и фильм «Девять дней одного года» вспомнится.

Во-вторых, если у Ивановой техническое несоответствие современным реалиям слегка царапало – то тут уж просто скребет! Одно описание машины-матки чего стоит. В общем, мое мнение: зря Савченко уделил так много места в романе подробному описанию технологии – ясно-понятно, что так это произойти не могло бы ни при каких невероятных условиях. Как-то представляется, что клонирование просто  не могло пойти путем, предложенным Савченко.

Тем более зря, что проблемы поднимает вполне нешуточные: и об этической стороне и целесообразности клонирования вообще, и об этической стороне ответственности ученых за то, как могут распорядиться их изобретением, и о взаимоотношениях талантливых ученых и околонаучных приживал, и даже, ни много ни мало,  предлагается УПСЧ – универсальная программа совершенствования человека.

Вообще, герои Савченко имеют вполне симпатичные мне черты: они не меркантильны, они, пусть и чересчур романтично и наивно, верят во всемогущество науки, они хотят, чтобы их открытие послужило  всеобщему благу – причем готовы отдать его людям совершенно бескорыстно. Они отзывчивы к чужой боли, несчастью. «…Дети не должны ходить на костылях. Чего стоит вся наука и техника на свете, если дети ходят на костылях!»

Об авторской манере: понравились те части книги, где дневниковые записи Кривошеина-первого. Понравилась детективная завязка, и даже жалко, что так быстро все разъяснилось. И да – забавные эпиграфы!

Вообще, мне кажется, что ученые редко задумываются о последствиях, которые принесут в мир их открытия. Наверное, это азарт, свойственный людям: трудно удержать знание в себе, хочется рассказать о нем. Это не относится к героям Савченко – они как раз думают и боятся последствий. Недаром они в конце приходят к выводу – пусть люди будут такими, как хотят.