Панк-рок по-русски

Станислав Кушнаров
Хой панкам и не панкам!
Есть размышления на тему русского панк-рока. Почему я выбрал именно это направление русского рока? Потому что в нём русским музыкальным коллективам удалось максимально проявить свободу творчества.

Русский панк-рок — в то же время самое противоречивое направление в музыке, поскольку существует масса меломанов, готовых с пеной у рта спорить, какие группы являются панк-роком, а какие — нет. Это ярко проявилось в спорах вокруг моего опроса о наиболее известных панк-группах. А на самом деле корень уходит в извечное непонимание самой сути панк-движения. Что мы знаем о панках, кроме того что они «бессмертны»? Это те, кому «всё пофиг» или те, кому «больше всех надо»?

Изначально любой рок — это прежде всего свобода. И если большинство направлений в роке как бы стремятся освободиться от общественного морального устоя, при этом внедряя свою собственную моду, то панк-рок подразумевает свободу как от морализма, так и от любой моды.
Недаром он как стиль появился в самом начале 70-х годов, когда затянувшаяся сексуальная революция буквально закормила западную молодёжь «любовными» рок-группами и мода на «love&peace» стала такой же системой, как и та, против которой она восстала. Хотя, не спорю это это неплохие команды, то только когда их не слишком много.
С тех пор множество рок-направлений исчезли либо эволюционировали. И только панк-рок по-прежнему жив и здоров. Он всегда стабильно популярен среди своей аудитории, которой не становится меньше.

Согласно результатам моего опроса большинство проголосовавших смотрят на русский панк-рок сквозь призму пост-панка «Гражданской обороны», с которым они наиболее знакомы. Большинство отечественных ценителей панк-рока настолько разбалованы интеллектуальным творчеством легендарного лидера группы Егора Летова (который, между прочим, никогда не относил себя ни к панк-рокерам, ни к музыкантам вообще) что остальных участников направления не воспринимают всерьёз.

На самом же деле, кроме интеллектуального пост-панка существует множество неплохих направлений, которые прекрасно вписываются в идеологию панк-движения, отвергающее консерватизм и моду. Это и так называемый «колхозный» панк в духе сказок «Сектора Газа» и «Короля и Шута», и «офисный» ска-панк Сергея Шнура и «Ляписа Трубецкого», и стёб под акустику с синтезатором от «Бахыт-Компот» и проектов Александра Лаэртского. Что уж говорить о таких легендах, как «Ва-Банкъ» и «АукцЫон», которые тоже по духу ближе всего к панк-року.

Да и, по сути дела, если в русском панк-роке доминирует социальная философия, то панк-рокеры западного пошива «Тараканы!» тоже являются альтернативно внутри альтернативы, точно так же как и Найк Борзов, кроме «Маленькой лошадки» которого простой обыватель вряд ли что-нибудь слышал.

Русский панк-рок нельзя просеивать по принципу «трёх аккордов» либо по социальной значимости текстов. От западного русский панк-рок отличается прежде всего многогранностью. Ведь даже лицо русского панк-рока Егор Летов не стремился ни попасть в существующий музыкальный стиль, ни сформировать новый, а просто творил под настроение, которое было абсолютно разным, в зависимости от ситуации вокруг.

Определение идеологии панк-рока как «всё пофиг» неверно, поскольку данное утверждение подразумевает равнодушие, неприемлемое для любого творчества. Определение как «больше всех надо» тоже не соответствует панку, поскольку оно очень напоминает закостенелую мораль — добиваться цели, чего бы это не стоило.
Пожалуй, принадлежность к данному стилю определяется исключительно на интуитивном уровне слушателя, которому самому близки ценности панк-рока — минимум рамок. То есть, если на земле начертить круг и запретить стоящим по обе стороны черты пересекать её, то несмотря на ограниченность свободы в обоих случаях (с одной стороны — невозможно выйти из круга, с другой — попасть в круг), панк-рокер предпочтёт находиться вне круга.

Панк-рок вечен именно благодаря своей свободе, в том числе и свободе интерпретации.