Степка и Барсик

Валентина Алефиренко
       

             Этот кот появился у нас в доме вместо забитого котенка. Котенка звали Барсик. Мальчишки посадили его на контейнер и забили камнями.
             А чем им еще заниматься летом на Чукотке? Только и шкодить, заняться -то нечем, если родителям не пришла пора ехать в отпуск.
             А дочка, уезжая на лето на материк, заявила:
-ма-а-ам, смотри, чтобы Барсика мальчишки не убили!
            Как будто в воду смотрела.
            В один из дней сын приволок кота. Кот был взрослый, классической серой окраски, только лохматый.
            Мы его сразу окрестили Барсиком. Кот не возражал. Он был  умным котом. Видимо не раз битым людьми и жизнью своей кошачьей.
            Похоже, что жизнь у него была не очень, потому что кота сын с друзьями вызволили из закрытого сарая, где тот орал до хрипоты. Видимо хозяева, отправляясь в отпуск, закрыли его в сарае в надежде, что сам прокормится  крысами, которых на северной земле водится видимо-невидимо.
            Однако, такой расклад кота не устраивал, и он до потери голоса боролся за свое спасение. Мы его искупали, завернули в тряпку и положили на батарею отопления сохнуть, он терпеливо лежал, сох.
            Потом мы его расчесали. Когда расчесывали, то на ребрах нашли много костяных узелков, таких, знаете, какие возникают во время срастания костей после перелома. Похоже, что его постоянно пинали.
            А кот-то был такой миролюбивый, ласковый… короче говоря, сын решил кота принести домой, что бы по возвращении дочка не расстраивалась, не плакала.
            В июне мужики принесли с охоты зайчонка, маленький такой, в дамскую сумку помещался. Мамашку его подстрелили, а зайчонка пожалели, пропадет бедолага в тундре.
            Муж решил дочке подарить, тоже в качестве утешения за котенка. Назвали зайчонка Степкой.
            А Барсик его обнюхал  и сразу взял над ним шефство. Прежде чем самому подойти к латке, он долго сидел перед ней и пытался Степку подозвать, мурлыкал, потихоньку так подмяукивал.
            Но Степка на его призывы не сразу стал откликаться. Его привлекала осока, которую сын на болоте рвал для него.
            Тут уж Барсик не мог взять в толк, чем же привлекает трава зайчонка. Сын расстелет на полу газету, выложит на нее траву, и Степка тут как тут. Возьмет травину в зубы, как сигарету, и начинает её так быстро-быстро хрумкать, только конец травинки подрагивает, и травинка быстро исчезает. А Барсик сидит рядом и очень внимательно наблюдает за каждым движением Степки и за каждой травинкой.
            Когда трава заканчивалась, Степка двумя передними зубами хватал край газеты и начинал ее рвать на полоски. И это его занятие повторялось каждый раз, и каждый раз Барсик внимательно наблюдал за этой процедурой.
            К моменту, когда от газеты оставались одни лохмотья, Барсика начинало клонить ко сну. Через некоторое время можно было наблюдать, что Барсик спит на спине, откинув хвост и раскинув лапы, и Степка, положив ему свою мордочку на переднюю лапу и сложив свои уши на спинку, тоже спит.
            Выспавшись, друзья начинали игру. Степка скакал по всей квартире, Барсик за ним гонялся.   На пол летело все, что могло лететь. Наигравшись, укладывались рядышком, Барсик умиротворенно мурлыкал, Степка внимательно слушал, усы его и уши тихонечко подрагивали.
           Они на пару и шкодили. Однажды вечером я не убрала тарелку с виноградом со столика, а просто накрыла ее другой тарелкой. Столик стоял около тахты, и мы вечером перед телевизором лакомились.
           Виноград на Чукотке в те времена был редкостью.
           Ночью проснулась от того, что в лицо летят брызги. Открываю глаза, а ночи летом на Чукотке светлые, и вижу, что Барсик и Степка сидят на столике,   Барсик по обыкновению наблюдает. Степка же берет двумя передними зубами виноградину, надкусывает, при этом во все стороны летят брызги, и с удовольствием ее пожинает. Верхняя тарелка аккуратно сдвинута в сторонку.
           Как-то ночью я проснулась от боли, во время сна я опустила руку с постели, и Степка решил попробовать мой палец на зуб.
           Он совсем освоился и нас не боялся. Но когда к нам заходил брат мужа, он Степку брал за уши и поднимал. Степка начинал верещать, дрыгать лапами и пускать струю.
           Барсик в это время свирипел, бросался на выручку, он громко мяукал, усы у него топорщились, шерсть вставала дыбом, и старался лапой  ударить или царапнуть гостя.
           Через некоторое время звери усвоили, что этого двухногого следует опасаться, и когда деверь появлялся, зверье кидалось под кровать.
           А то, как-то днем сижу одна дома, читаю.  В доме тишина, часы только тикают.
           Вдруг, какой-то звук привлек мое внимание. Ничего не пойму. Вроде что-то падает, но не пойму что, что–то легкое такое, и какой-то  скрип или хруст.
           Прислушалась, звуки из кухни раздаются. Я тихо-тихо на цыпочках подкрадываюсь к кухонной двери и вижу картинку.
           У меня была электроплитка «Мечта» с духовкой на ножках, и под духовкой полочка. Я на полочку поставила миску и складывала туда сухари, потом эти сухари скармливали собакам, которых на улице всегда было в изобилии.
           И вот Барсик стоит на задних лапах, левой передней лапой упирается в полочку, а правой лапой скидывает сухари на пол. А Степка сидит под полочкой и грызет эти сухари.
           Общим дружба была идеальная.
           И все бы ничего, но зайчишка быстро подрастал, видимо короткое чукотское лето не давало зверью времени на раздумья, к зиме надо быть самостоятельным.
Он уже не входил в сумку. Стал тяжеленьким, когда его привезли был беленьким, а стал серым.
           Но я устала выметать его горох  всюду и утром, и вечером. Стала ворчать на мужа, что надо Степку закрывать что-ли. До чего дошло, что даже в карманах моего халата, который висел на крючке, Степкин горох.
           Попробовали его закрывать в ящик из-под картошки. Но, фигушки! Степка не хотел в нем сидеть! Он скидывал крышку и выскакивал. Тогда мы попробовали придавить крышку ведром с водой. Степка начинал барабанить лапами по ящику так, что уснуть было невозможно!
          Да еще и в своих играх по ночам эти звери скакали по нам, спящим. Мы ходили не выспавшиеся, злые, дома всюду был горох.
          В один прекрасный день я взмолилась, что если это безобразие не прекратится, я сама зайца прибью.
          У мужа был товарищ, который жил на земле в своем доме, у него был большой вольер, он там держал кур опять же по причине бродячих собак. Вот муж с ним договорился, что Степка побудет у него в вольере до приезда дочери.
          А до приезда еще оставался месяц. Общим, разлучили мы зверей.
          И были не рады. Барсик мяукал день и ночь. Он ходил по всем углам, заглядывал во все шкафы, вынюхивал, смотрел на нас круглыми глазами и мяукал. Если я сидела в кресле, он подходил, садился прямо передо мной и начинал свою истерику, при этом смотрел мне в глаза и не мигал. Иной раз аж в душе муторно становилось.
          Тосковал и Степка. Приятель рассказывал, что когда зайца привезли, то подсадили в вольер около курятника на солнышке. От пищи он отказался.
Казалось, что он окаменел. Сидел на том же месте не шевелясь.
          Прошло несколько дней. Мне надоели концерты Барсика, я уж его и гоняла, и ругала. Но стоило войти кому-то из домашних в квартиру, как он кидался, смотрел вопросительно, и концерт начинался снова.
          Я позвонила приятелю, чтобы узнать, как там ведет себя Степка. И была сражена известием о том, что заяц околел.  На том же самом месте. Он так и не сдвинулся, как посадили, так он и остался там.
          Конечно, мы все очень огорчились. Не смотря на то, что и хлопот он нам доставлял, мы к нему привыкли, а уж про Барсика и говорить нечего.
          В конце концов, Барсик замолчал, игривость его пропала. Он все больше лежал где-нибудь в кресле и помалкивал. Изредка подойдет к чему-нибудь, где сохранился Степкин запах, понюхает, тоскливо так посмотрит на нас и опять удалится в кресло.
          К зиме мы переехали в другую квартиру, и Барсик был озабочен переселением и знакомством с кошками и собаками, которые проживали в новом доме. Мы надеялись, что в связи с переездом Барсик отвлечется и забудет свое горе.
          Дочка, вернувшись с материка, погоревала о маленьком котенке, но смирилась с тем, что у нее теперь взрослый кот. У них возникла взаимная привязанность.
          А про Степку мы ей долго не рассказывали, боялись, что плакать будет.
 Хватит и того, что сами пережили эту трагедию.
          Мы поняли, что человек действительно в ответе за тех,  кого приручил. Этот урок многому нас научил. А такому чувству любви между домашним и диким животным можно только позавидовать и поучиться.