Вроде сказочки, да на новый лад

Евгения Марченко 1
 Сценарий фольклорного спектакля,поставленного учащимися хорового отделения ДШИ.Создан по мотивам русских народных сказок в новой интерпретации.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Настя
Ваня
Мачеха
Дочери Мачехи
Казаки
Атаман
Баба Яга
Сказительница
Деревенская молодежь
Сказительница: Щука шла однажды с Новогорода,
       Она хвост волокла с бела озера.
       А на щуке чешуйка серебряная,
       На солнышке средь волн переливается.
       Наклонилась я к воде,красой любуюся,
       А она мне человеческим голосом:
      -Иду,-говорит издалека я,
       Несу весть на хвосте неслаханную,
       Как в семье одной замуж выдали
       Семь сестер единовременно!
       Подивилась я,не поверила,
      -Ну-ка,-говорю,-тогда сказывай!
       Та поведала мне слово безопальное,
       Слово было-то совсем знакомое:
       Вроде сказочки,да на новый лад.
       Не томить я вас пришла,дорогие гостьюшки,
       ту историю точь-в точь вам соказываю...
СЦЕНА 1: В ДОМЕ МАЧЕХИ.
Сказительница: Жила у Мачехи неродна дочь Настасьюшка.
       Постыла Настенька у своей Мачехи:
       Как вздумают,так издеваются
       Над нею дочки ее Злющие,
       Что ни день-веселье все у них,
       А глаза-то завидущие.
ИСПОЛНЯЕТСЯ Р.Н.П."ЗАБОЛЕЛА ДУНИНА ГОЛОВКА"
Мачеха и ее дочери за столом,ожидая обеда.
Одна         : Что,меменька,обеда нет?
Другая       : Нельзя мне пробовать диет!
Третья       : Фигуру так испортить можно!
Четвертая    : Еще мне не хвалтало подурнеть!
Пятая        : Совсем так можно заболеть!
Шестая       : Бледны мы будем,
               Как тогда возможно нам замуж выйти?
Мачеха       : Крошки,потерпите!
(кричит)       Настастья,заставляешь ждать!
               Ну,а про замуж зря так говорите:
               Милее моих крошек в свете нет!
Одна         : И что с того?Мне уж осьмнадцать лет,
               А жонихов и не видать.(вздыхает)
Мачеха       : Да,будет!Полно отзываться!
               Настаська,сенная девчонка,
               Как можно долго так скрываться!
Настя приносит обед,пытаясь присесть за стол.
Мачеха(с укором):Как долго мы обеда ждали!
               Ты с нами потчевать,ядрена.собралась?
               Пуст самовар,водицы боле нету,
             : Ступай,да сыту воду принеси!
Настя уходит.
Мачеха       : Мы вот негодную пытаемся свести,
               Она ж нам вкусну кашу варит!
Одна         : Вы посмотрите:Ма Настасью хвалит!
Другая       : Не уж белыми ручками заставишь нас варить?
Мачеха       : Что? Матери перечить?
               Да вам бы все баклуши бить
               И вкусно есть..Довольно!
               На сыт желудок разговорчивы уж больно!
(зевая)      : После обедной трапезы положено поспать!
Все уходят.
         СЦЕНА 2:НА ЗЕЛЕНОМ ЛУГУ.
Полянка близ рощи.
Настя        : Ох,разлюбезные сестрицы,
         Совсем не могут в разум взять:
               Чтоб замуж выйти,мало ферязи менять.               
               Прости их,бог,и дай удачи,
               И женихов пошли им побогаче.
Деревенская детвора появляется на поляне.Исполняется хороводная песня"ПОШЛА МЛАДА".
Настя        : Ой,где-то музыка играет,
               Гармонь поет,я так люблю гармонь,
               Что даже сердце замирает.
Настя бросает ведра и присоединяется к хороводу.
Ваня,первый парень на деревне,подходит к Насте,держа на плече ее коромысло.
Настя        : А,ну,отдай!(пытаясь забрать ведра)
Ваня         : Постой,не гневайся,девица,
               Обидеть я  тебя и вовсе не хотел.
Настя        : Небось,когда плясала я,подглядывал, негодный?
Ваня         : Так от красы такой природной,
               Не скрою,впрямь,оторопел!
Настя        : Не совестно ль,тебе такие речи говорить?
Ваня         : Да полно,милая,во всем меня винить!
Настя        : Бунчук,тебе бы только насмехаться!
Ваня         : Да что ты, девица,довольно же чураться!
Ваня пытается приобнять Настю,та убегает.
Ваня         : Ну, вот...обидел...
               Видит Бог-я не хотел...
               Во,недотепа!..А кака девица:
               И милая,и мастерица по рукам видать-
               Те руки-то в работе...
               Вот ведерки оставила она...
               Быть сердцу моему в одной заботе:
               Не смочь теперь ее забыть
               И только с нею мне счастливым быть.(уходит)
         СЦЕНА 3: НАКАЗАНИЕ.
Настя        : Ах,матушка,простите,маменька моя!
Мачеха       : Как сон ты мой посмела потревожить?
Настя        : Ах,матушка,простите,ведра потеряла я!
Мачеха       : Ты потеряла ведра?Коромысло тоже?
               И как же можно было потерять?
               Коль потеряла-соизволь искать!
Настя        : Искала,матушка,простите,не нашла,
               Я вдоль и поперек деревню обошла!(плачет)
Мачеха       : Слезами горю не поможешь,
               Убытки боле не вернешь,
               Коль правду говорить не хошь,
               Я прикажу тебя в лес темный увезти
               И на сьеденье там зверям оставить!
               Что смотришь? Где отец твой?-живо приведи!
Настя        : Ах,матушка,ну пощади!
Мачеха       : Придется мне самой его найти,
               Чтобы поторопился лошадь справить!(уходят)
Сказительница: И Настин батюшка,боясь женова гнева,
               Родную дочь на сыть зверям привез!
               Простился и оставил средь берез...
          СЦЕНА 4: В ЛЕСУ.
Настя исполняет песню "КУКУШЕЧКА" из к/ф "Морозко".
Сказительница: И долго Настенька ходила или коротко,
               Не ведывала щука мне подробненько,
               Но,думаю,дня три так хаживала
               И путь ее до молодцев привел.
На сцене казаки на привале.Настя,завидев их,прячется.Исполняется казачья песня"СОЛДАТУШКИ-БРАВЫ РЕБЯТУШКИ".
Атаман       : Ну,братцы,посмотрите,кого я вам привел!
Один казак   : И где ты красну девицу нашел?
Атаман       : Сидела за кусточком!На ней и лица нет...
               Присаживайся с нами! Отведай-ка обед!
Другой казак : Бери-ка ложку! Да не стесняйся!
Третий       : Отпотчивай да нам признайся
               Куда путь держишь? Может быть поможем чем тебе?
Настя        : Спасибо!Быть угодно так судьбе,
               Что я одна...зовут Настасьей...
               Осталась я без дома своего!
Атаман       : Бывает и такое! Ничего!
Один казак   : Куда же ты идешь?-и лес большой, и всяк ненастье!
Атаман       : Ты оставайся!Будешь нам сестрою,
               Средь нас живи.Ну что мотаешь головою?
               Не уж-то все мы так страшны?(Поправляя ус)
Настя        : Конечно нет! Вы все милы!
               Да путь держать мне дале надо!
Другой       : Ах,экая досада!
Третий       : И далеко ли держишь путь?
Настя        : Ищу милого?
Четвертый    : Позволь узнать как твого друга величать?
Настя        : Не друг он мне(вздыхает),..а звать Ванюшей.
               Прощайте!(уходит)
Все казаки   : До свидания, Настюша!
Атаман       : Не друга ль нашего она ушла искать?
Один         : Похоже так.
Другой       : И надо бы сказать Ивану,что
               Настя его ищет.
Атаман       : Да полно точить лясы,мужичища.
               На завтра будет день и будет пища
               Для дум.И будет что обмозговать!
Сказительница: Прошел уж месяц.Настенька все шла.
               И вот однажды на избушку набрела.
       СЦЕНА 5:У БАБЫ ЯГИ.
Настя(испуганно):Кака поселича! И курева кругом!
               И черепа рассвистаны!
               Так чей же этот дом? Не уж-то сатанинский?
               Ну и место!..Скорее спрячусь...
Баба Яга выходит из своей избушки.Оглядывается вокруг,принюхиваясь.
Баба Яга     : Что-то неладом!Кто здесь?
               Русским духом пахнет...(выводит Настю,хватая за косу)
               Нет,не пригрезилось:здесь мой ужин чахнет!
Настя        : Не ужин я,а Настенькою звать меня!
Баба Яга     : Ах, Настенькою!Какова коса!
               Соян на ней! Какие туеса!(уводит в избушку,вновь возвращается)
(шепча)        И будет все мое!Ну а для нас с Кощеем
               Из вкусненькой такой сварю я щи.
               Как эти щи мы одолеем,хлестаться будем,
               Тут нас и ищи!(уходит)
Сказительница: Тем временем казаки Настеньку искали,
               И,мимо проходя,увидев избу,тотчас встали.
Один казак   : Да уж,избенка не людская!(осматривая)
Другой       : Конечно,нет-там баб Яга живет!
Третий       : Какой б ни жил в том доме род,
               Нам разница какая?
Четвертый    : Спросить о Насте надо бы!
Пятый        : Соврет!
Баба Яга     : Кто здесь!Чего вы расшумелись?
               А спорят как они и как зарделись!
Атаман       : Да,полноте,бабуся,брось расспросы!
               Ты лучше в дом нас проведи,
               За стол дубовый посади,
               Да и потом у нас к тебе вопросы!
Баба Яга     : Чего же захотели!
Атаман       : А,ну,пошевели мозгой,
               Быть может на неделе иль на той
               Не видела ли ты девицы молодой?
Баба Яга     : Да что вы,нет,я не видала!
Атаман       : И в доме нету никого?
Баба Яга     : Точнее я о ней,мне кажется,слыхала.
Атаман       : Вот-вот,неплохо для начала...
               И не добавишь ничего?
Баба Яга     : Добавлю...
Все казаки   : Ну???
Баба Яга     : Сначала удивите,потом и красну девицу берите!
Один казак   : И чем тебя мы сможем удивить?
Бабая Яга    : За Настю смею сказочку просить!
Атаман       : Тогда тебе на удивленье,Ягуся,
               Мы частушки запоем!
Баба Яга     : Частушками не вызвать восхищенья!
Другой казак : Бьюсь о заклад:мы Настю заберем!
Исполняются частушки"ОТКРОВЕННЫЕ РЕБЯТА".
Баба Яга     : Ваша взяла-девицу забирайте!
Казаки       : Прощай,Ягуся!
Баба Яга     : Прочь ступайте!
     СЦЕНА 6 : ПРИЗНАНИЕ.
Сказительница: Иван пред Настей приклонился
               И был таков пред ней.
Ваня         : Не гневайся,Настасьюшка,
(протягивая    И будь женой моей,
шкатулку с     Тебя любить готов я вечно,
кольцом)       А коли не по нраву,не робей
               И прогони меня навечно.
Настя        : Не скрою,ладо,ты мне очень мил,
               Но злат камений зря мне подарил,
               Княгиней обручной не мне предстать-
               Сундук с преданным некому собрать.
Ваня         : Преданное твое-краса,душа твоя...
Настя        : И даже если так, не в силах я
               Без дозволения с тобою обручиться.
Ваня         : Так как же быть?
Настя        : Нам надо бы спроситься
               У батюшки и матушки моей!
Ваня         : Избыть обиду ты готова ей?
Настя        : На родличей своих греховно обижаться!
Ваня         : Ну что ж, тогда пора нам снаряжаться.(уходят)
      СЦЕНА 7: В ДОМ РОДНОЙ.
Сказительница: Приехали Настасья с Ванею да со служивою гурьбой,
               Неожидала Мачеха невесты молодой.
Мачеха       : Мне чудится иль снится:бубенцы поют!
               Не уж-то кони к нам сватов везут?!
Одна из дочерей:Вы гляньте-лошади какие!
Другая       : Разряженные,удалые!
Третья       : Мне кажется,служивых целый воз!
Четвертая    : Мне видится, что поезд к нам привез
               Кого-то из знакомых!
Пятая        : Неужели...Да то Настаська!
Шестая       : в самом деле!
Мачеха       : Еще и с жонихом негодница-девица,
               Разряжена посмела появиться!
Въезжают Настя с Ваней,за ними Атаман и казаки.
Настя        : День добрый,матушка!
Ваня         : Мы рады видеть вас!
Казаки       : Приветствуем,хозяйка!
Атаман       : В добрый час!
Настя        : Позвольте жениха свого представить
Ваня         : И слова вашего на свадьбу получить!
Мачеха       : О,боже,как такое могло быть?
               Я ж приказала тебя в лес доставить,
               А ты являешься,еще и с женихом,
               В каменьях вся!Как получилось так?
Настя        : Потом...Я обо всем вечерне расскажу...
Ваня         : Позвольте мне и вам подарки справить.
               Полна телега их!Идемте,покажу...
Исполняется свадебная песня семейских Забайкалья" ИЗ КРУЖКА КОНЬ ВЫВОРАЧИВАЛСЯ".
Сказительница: Расступись,честной народ!
               Заводи-ка хоровод!
Исполняются свадебная величальная "У ГОЛУБЯ ЗОЛОТАЯ ГОЛОВА" и потешка"АЙ,ЧУ-ЧУ".
Сказительница: Девок пивом угощали да невест все примечали.
               Примечали,не скучали да друг дружку потешали.
               Веселили,веселилися,глянь-затем пережинилися,
               А Святой Кузьма-Демьян был от пива того пьян,
               Жили добро,дивовалися,
               Ими люди любовалися.

ПРИМЕЧАНИЯ :
Слово Безопальное-не грозящее опалой,наказанием.
Соказываю-сказываю.
Осьмнадцать-восемнадцать.
Отзываться-возражать.
Сенная девчонка-прислуга.
Сыту воду-чистую питьевую
Ферязь- праздничный сарафан.
Бунчук(ругат.)-разбойник.
Сыть-корм.
Поселича-дом,поселение.
Курева-дым.
Рассвистаны-разбросаны.
Неладом-непорядок.
Соян-сарафан.
Хлестаться-веселиться.
Ладо-обращение к милому.
Злат камений-кольцо,драгоценный камень.
Родличи-родители.

Поезд-свадебное окружение жениха.
Жоних-жених.

Вечерне-вечером.
Кузьма-Демьян-Святой,покровитель жениха и невесты.


                2002 г.