Ши цзин - Книга Песен

Константин Рыжов
Ши цзин ("Книга песен") - собрание очень древних стихов, гимнов и песен из различных государств Китая. Она сформировалась в XI-VII вв. до Р.Х.  Окончательная редакция, приписываемая Конфуцию (http://www.proza.ru/2011/07/01/199), включает в себя  305 произведений и подразделяется на четыре части: «Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны».

Самые древние разделы «Книги Песен» представлены ритуальными гимнами и панериками чжоуской династии (http://www.proza.ru/2010/10/19/279), а также  песнями, описывающими быт  чжоуской знати: пиры, охотничьи забавы, сражения, строительство крепостей и проч. Наибольшей известностью, однако, пользовались песни, родившиеся в народной среде.

...Убитая лань на опушке лесной,
Осокою белой обвил ты ее.
У девушки думы на сердце весной –
О юный счастливец, пленил ты ее...

...Сердце мое – не вплетенный в циновку тростник,
Сердце мое не свернуть, как циновки в домах!...

...Брака с любимым желает дева!
Видишь: в слиянье с солнцем вода,
Не знаешь ни воли небесной, ни гнева
И, верно, совсем не знаешь стыда...
(Примечание: Радуга - пример предосудительного соития светлого мужского начала в природе (солнце) с темным женским (дождь), безудержность неба и земли).


...Благородный и тонкий душою есть друг у меня –
Словно рог он резной, что обточен искусным резцом,
Как нефрит ограненный, до блеска натертый песком!
Величав он собою степенен и важен на вид,
Он достоинства строгого полон и нравом открыт...

...Там радость одна для двоих, где высокая гладь…
О, как величав ты! Твоей ли души не узнать?
Ты спишь иль проснешься один – засыпаешь опять.
Клянись! Никому ты об этом не вправе сказать!...

...Пальцы – как стебли травы, что бела и нежна…
Кожа – как жир затвердевший, белеет она!
Шея – как тело червя древоточца, длинна,
Зубы твои – это в тыква рядком семена.
Лоб – от цикады, от бабочки – брови… Княжна!
О, как улыбки твои хороши и тонки,
Светят-сверкают в глазах твоих нежных зрачки...

...Ты юношей простым пришел весной,
Ты пряжу выменял на шелк цветной.
Не пряжу ты менял на шелк цветной,
Ты к нам пришел увидеться со мной...

...Отложен срок – не я тому виной,
Не слал ты сватов вовремя за мной...

...Взойду ль на обветшалый палисад,
Спешишь ли ты обратно – брошу взгляд…
Когда тебя мой не встречает взгляд –
Потоки слез глаза мои струят...

...В листве зеленой – как наряден тут,
Пока листы его не опадут!
Но ягодой его, голубка, ты
Не лакомься, хоть ягодка сладка.
Будь осторожна, девушка, и ты:
Не принимай ты ласки от дружка!...


...Я помню: волосы сплела узлом,
Беседовали мы, смеясь вдвоем…
Быть верным клятву дал ты ясным днем!
Ты обманул… Могла ли знать о том?
И в мыслях не держала я, поверь!
Что делать мне? Всему конец теперь...

...Мысли тоскливые – лишь о тебе.
Мне не прийти – я одна вдалеке...

...Не для того я дарила, чтоб нам обменяться дарами,
А для того, чтобы вечной осталась любовь между нами...

...Хоть с тобою, мой милый, и в разных домах мы живем,
Мы умрем и могилу разделим под общим холмом...

...Лист пожелтелый, лист пожелтелый
Ветер кружит и уносит с собой…
Песню продолжи, родной, - я хотела
Песню окончить вместе с тобой...

...С ней он бродит над Вэй,
С ней резвится по склонам
И подруге своей
В дар подносит пионы...

...Слышу, давно уж пропел петух,
Шум на дворе наполняет слух!» -
«Рано еще, не поет петух, -
Это гудение синих мух"...

...Если я люблю его всем сердцем,
Почему мне не сказать ему об этом?
Если жажду я его всем телом,
Почему мне не сказать ему об этом?...

...О сколь ты славен в блеске красоты,
Твои глаза прекрасные чисты,
Достоинства исполнены черты...

...Давно уже в доме  сверчок зазвенел,
Не слышно телег – тишина,
И коль не вкусили мы радость теперь –
День канет и минет луна...

...Тростники с осокой сини, сини,
Белая роса сгустилась в иней...

...О, как это сталось? Ужель я одна,
Надолго забытой остаться должна?...

...Там, где плотина сжимает наш пруд,
Там с валерьяной росли тростники.
Есть здесь прекрасная дева одна,
Стан ее пышен, прекрасны виски.
Встану ль, прилягу ль – напрасен мой труд,
В сердце лишь боль бесконечной тоски...

...Я вижу: высоко полынь возросла,
Густая роса на цветке.
Мой милый, тебя я увидеть смогла,
И места нет в сердце тоске.
Пируем, смеемся, в беседе такой –
Нам радость с тобой и покой...

...Там, по дикой пустыне, к вам ехала я,
Собирала дорогою корни травы…
Только прежнюю вы позабыли меня
И подругу иную сыскали, увы!
Вы не ради богатства забыли меня –
Только ради другой это сделали вы!...

...О, сердца боль! Как будто кто
Тенетами связал его!...

...Отец мой и мать породили меня,
Заботой своей окружили меня,
Они обласкали, вскормили меня,
Взрастили меня, воспитали меня,
Взлелеяли нежно ребенком меня,
Вне дома и дома носили меня,
Мой долг перед ними, что в сердце возник,
Как небо безмерное, столь же велик!...

...Не думай о многих печалях своих –
От дум тяжелее они!...

...Вышнее небо тучей закрылось одной –
Хлопьями, хлопьями падает снег над страной...

...В добром порядке участки мои; что ни день –
Просо тучнеет на пашне, тучнеет ячмень...

...Тут меж холмами редкой стоит красоты,
Листья темнеют зеленые день ото дня,
Муж благородный, лишь только увижу тебя,
Сладость достоинств твоих проникает в меня
Солнце исполнено нежной любовью к нему.
Но не скажу ему этого я – почему?
Буду хранить и беречь его в сердце моем!
Будет ли время, когда я забуду о нем?...

...Белая тучка сияет в сиянии дня,
Равно цветок напоит и осоку она.
Он, мой супруг, не таков – он не любит меня;
Трудные ныне пришли для меня времена...

...Счастлив наш государь, прекрасен он,
Достоинством высоким одарен.
Ведя как подобает свой народ,
От неба принял множество щедрот,
И волей неба верно он храним,
И милость неба непрерывно с ним...

...Недобрых совсем не бывает вначале,
Но мало, кто добрым дожил до конца...

...Горы святые высоки, велики:
Самого неба достигли их пики...

...Небо, рождая на свет человеческий род,
Тело и правило жизни всем людям дает.
Люди, храня этот вечный закон, хороши,
Любят и ценят безмерную доблесть души...

...Доблесть души человека легка, точно пух,
Редкий поднять ее только найдет в себе дух...

...Не в небесах источник смут,
А в женщине причина тут.
Ни поучений, ни бесед
Для евнухов и женщин нет...

...Опыт нас учит, чтоб всякое зло
В будущем горьких забот причинить не могло...

...Всякого злака посеется ныне зерно,
Жизни зародыш в себе заключает оно...

Восточная культура в Древности и Средневековье http://proza.ru/2013/07/11/270