От Высоцковедения к Высоцкологии?.. -005

Владимир Цыкалов
                эпилог ЭПИЛОГ эпилог

     Ну, что, мой друг любезный – голова железный (так говаривал мой дед), пора нам с тобою стремиться к завершению нынешнего разговора о выдающемся и легендарном труженике от искусства.
     Да о таком, которого за три десятилетия никто так и не смог заменить. Хотя соискателей подобной славы было и остаётся предостаточно.
     Да видно сразу, что зря старались и стараются! Никто - акцентирую: НИКТО - Владимира Высоцкого, как и Аркадия Райкина, не заменит.
          Можно, сто раз хрипеть, бесконечно играть своей мимикой,
          можно, в маске и без, и под гримом быть, и без него,
          но так зарифмовать и людские проблемы, и лирику
          никогда не получится – не старайся хоть сколько! - ни у кого.
             По-над пропастью вряд ли кто сможет ходить, улыбаючись,
             в безвременье коней привередливых чистой водою поить,
             быть на самом краю и стоять, не сутулясь – играючись,
             зная все предсказанья, работать, бороться и жить.
                Можно долго нудеть, но о сути ни слова не высказать,
                колобродить  вблизи и не видеть большого вокруг,
                можно патоку лить принародно, а ночью повизгивать
                от того, что в не силах, как Он, прохрипеть слово "друг"…
     Откровенно говоря, порой как вспомнишь те былые времена – так мороз по коже!
     Вспомните, сколько было у Владимира Высоцкого завистников! Да иначе и не могло быть. Ведь не зря говорят: "Где сыр, там мыши!" Как известно, зависть – оружие неудачника. Известный французский писатель Оноре Бальзак поучал человечество: "Зависть развязывает языки…"
     Именно от этого произрастал и процветал анонимизм. Неудачники, не уставая, кропали разномасштабные анонимки – эти образчики гласности в период застоя. Мелкие доносчики не гнушались и кляузами – подмётными письмами. Они неутомимо направляли свои "опусы" (читай – пасквили), наполненные вязкой чёрной желчью, во все стороны и на разные уровни, стараясь опорочить с ног до головы гениального уникума, окружённого любовью Его поклонников и поклонниц. Той самой Любовью, которая не знала и до сих пор не знает границ.
     И больно сознавать, что тупые стрелы завистников порой достигали гнусной цели. Страдания измученной поэтическо-песенной души нашего старателя тому подтверждения. От фактов никуда не денешься!
     Кто-то скажет: "Но ведь слава Его всё-таки настигла". "Однако это случилось слишком поздно!" – воскликнет в который раз многомиллионный хор любителей творчества Владимира Высоцкого. Образовавшуюся брешь в рядах творцов от Бога не залатали годы. И вряд ли кто залатает…
          Как вычислить, предугадать – не знаю,
          Но очень хочется услышать мне в ответ:
          В большой стране – от края и до края –
          Когда появится актёр, певец, поэт?
               Пусть не актёр, но умный - как Высоцкий,
               Пусть не певец иль даже не хрипит,
               И пусть стихи он пишет - не как Бродский,
               Но - чтобы в цель, и вечны как гранит…
     По мнению уникального учёного и изобретателя, поэта, живописца и философа, которого ещё при жизни заслуженно названного “Леонардом да Винчи ХХ века”, А.П.Чижевского  "с ростом солнечной активности происходит рост интеллекта человека". Солнечный рост наблюдается с постоянной 11-летней цикличностью и "приводит к тому, что в целом цивилизация начинает "лучше думать" и меньше совершать ошибки в своём развитии, так как большему количеству людей, и более длительное время удается находиться в режиме "внимания".
     Все тридцать лет после печальной даты мы вправе были ожидать появления талантливого приемника нашего кумира. Однако этого не произошло. И не произойдёт! 
     Ведь также ушли в небытиё Александр Пушкин, Александр Блок, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Семён Кирсанов, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский и целый сонм великих, щедро одпрённых поэтическим воззрением.
     Но с нами остались их бессмертные драгоценные перлы, их зарифмованные секреты и загадки, раскрыть и познать которые предстоит не одному людскому поколению.
     Прервём заманчивый высокий стиль и возвратимся на бренную основу…
     Довелось мне как-то года полтора назад пребывать в компании престидижитаторов, огнеглотателей, эквилибристов, акробатов-прыгунов, дрессировщиков, жонглёров, ходулистов, униформистов и др., и пр. Короче говоря, циркачей, обиженных высоцковскими строками:
         Я не люблю манежи и арены:
         На них мильон меняют по рублю…
     Обида эта сохраняется до сих пор, невзирая на песни "Натянутый канат" и "Енгибарову – от зрителей", написанные в 1972 году. Тот же Оноре Бальзак неоднократно повторял: "Обиды – они живучие, и водой не зальёшь, и годами не залечишь". И он оказался прав.
     "За какие-такие это "рубли", за какие-такие "мильоны" не полюбились ему наши "манежи и арены"?!" – при случае запальчиво возмущаются мастера радужного искусства.
И тем не менее несмотря на свою "незаживающую" рану, эти сильные духом и юркие люди не скрывают своё восхищение от творческих побед В.С.Высоцкого. Конечно же, со своей точки зрения. Как говорится, со своей колокольни:
     "Владимир Высоцкий отнюдь не был буффоном, который грубо и неуместно шутил. Он никогда не фиглярничал, не скоморошничал. Если с кем из нашего круга его можно сравнить, так это скорее всего со шпрехшталме?йстером. Потому что этот человек, объявляя номера в качестве ведущего циркового представления, прекрасно знает не только то, что будет происходить на арене, но и характер самого исполнителя, его достоинства и "слабые места". По сути, он - своеобразный психолог, "настройщик" настроения на манеже, в зрительном зале и за кулисами всегда. И не только во время представления".
     Я согласился с ними сразу и бесповоротно.
     Также как в своё время и с филологами, назвавшими В.С.Высоцкого лексикологом в широком понятии этого слова, за которым чередом следовали благозвучные научные определения разработчиков в области языкознания: фразеолог, этимолог, семантик, ономосиолог, семосиолог, терминовед и др. И все они приписывались одному и тому же человеку - актёру по профессии, поэту и певцу по призванию.
     О Владимире Высоцком так и хочется сказать, что он сам был и кузнец своего счастья, и наковальня. При том – при всём, что он был раним и беззлобен: в нём жили добродушие и кротость.
     И здесь не к чему употреблять даже мелизмы (всякие там - форшлаги, трели, тремоло, вибрато, шлейферы, аспиляции и бебунги). Они всё равно не помогут понять - насколько глубок талант творца.
     Не премину заметить, что Высоцкий пребывал в той степени популярности, которую выбрал сам. Иначе говоря: "ОН был уличён в проявлении инициативы и приговорён к исполнению".
     К нему не применима восточная мудрость: "Если боишься – не говори; если сказал – не бойся!", ибо "орёл мух не ловит".
     Ответьте мне, други и подруги, - какой вопрос волнует население нашей планеты все эти тридцать лет?
     Совершенно верно – Кто для вас Владимир Высоцкий?
     Он звучит периодически по радио и по телевизору, а также систематически в Интернете. Кто-то коллекционирует все ответы и плюсует, плюсует, плюсует…
     Я же решил привести в качестве примера итоги опроса в одном интернетовском сообществе. Тут же сообщаю, что в опросе приняли участие около шестисот человек.
     Свыше 98 процентов опрошенных утверждают, что Владимир Высоцкий – это личность на все времена и гениальный поэт, это голос эпохи и совесть нашей страны, это знаменитый бард и народный певец, это нужный собеседник и друг, это пророк в нашем Отечестве, а сорок человек считают Его членом семьи и даже своей тайной любовью. 
     Однако (что греха таить) нашлось около двух процентов респондентов, у которых рука повернулась написать, что это никто иной, как: хулиган от интеллигенции, алкоголик, наркоман, антисоветчик, диссидент и – вообще - неприятный тип. И не нашлось у них ни одного словечка о Его творческих победах и удачах. В этом явно проглядывается какая-то односторонность, узость и ограниченность.
     Вот оно как бывает! Бог им судья!
     А мы тем временем возьмём газету "Вечерняя Москва" от 26 июля 2010г. № 136 (25404), где на первой  странице на вопрос "Что лично вам дал Высоцкий?" ответили самые представители нашего общества.
     Александр ЦИГАЛЬ, скульптор:
     - Очень многое. Он, как и Пушкин, сумел поэтизировать язык, на котором говорит страна и который понимают все: от дворников до членов Политбюро. Высоцкий мыслил ясными категориями и умел облечь в слово. О его смерти я узнал одним из первых. Мы пошли среди ночи искать водку, чтобы помянуть, а нашли только шампанское – противное, тёплое. И пили его из горлышка на Таганке, прямо на тротуаре.
     Гаджи ГАДЖИЕВ, футбольный тренер:
     - Высоцкий для меня – голос нашего поколения. Меня поражало, как он точно пел о том, что нас волновало. Причём умудрялся тонко чувствовать все нюансы. Я и сейчас, когда мне трудно, всегда ставлю его песни. Особенно обожаю "Балладу о любви".
     Сергей ЗВЕРЕВ, депутат Мосгордумы:
     - Владимир Семёнович – это не просто поэт, бард, актёр… Высоцкий – это обнажённый нерв, который безошибочно чувствовал время и гениально выражал это чувство. Всё, что он написал 40 лет назад, воспринимается так, будто это написано сегодня. Высоцкий был настоящим и прожил по-настоящему. В этом его главный урок для нас. Надо жить, а не притворяться, что живёшь.
     Владимир СОТНИКОВ, писатель:
     - Высоцкий – это постоянное, неостановимое стремление к наполненности чувствами. Он дал мне свободу внутренней силы. И ощущение жизни как творчества. Высоцкий – это человек, которым, несомненно, должна гордиться наша страна.
И все эти высказывания диаметрально противоположны мнениям тех "двухпроцентников", о которых мы беседовали только что.
     [Я тут в квадратных скобках надумал думу – уж не из рядов завистников взялись те самые два процента?! А?!!! Э… Так-то,  дружок, в этом-то всё и дело…]
Мой друг из Аляски, подробно изучив отчётный материал о 3-м (в гор.Саранске) Фестивале исполнителей песен и стихов В.С.Высоцкого, дал серьёзную оценку:
     "Очень хорошо! Всем бы посоветовал перечесть Владимира Высоцкого. Много современного в его творчестве. И много предчувствий на ближайшую пятилетку..."
     Я уж не стал писать о том, что за тридцать лет на планете воздвигнуто 27 памятников В.Высоцкому, в том числе в Болгарии, Черногории и США (Чикаго); что пришуруплено 23 мемориальной доски в России, Казахстане и на Украине; что функционируют 6 музеев в России, Польше и Казахстане (Шымкент); что наштампованы монеты и погашены марки с изображением кумира; что  в честь Высоцкого названы и переназваны улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные, переулки в наcелённых пунктах России, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины, Болгарии  и Германии; что надёжные танкеры, катера, теплоходы и яхты с именем Высоцкого уверенно бороздят реки, моря и океаны; что периодически и систематически проводятся разнообразные турниры, посвященные памяти замечательного поэта и актёра; что  цветоводы-селекционеры вывели-таки два сорта гладиолусов, носящих название "Владимир Высоцкий"; что коллекционеры коллекционируют, литераторы кропают, поэты сочиняют, певцы поют, актёры воплощают, слушатели и зрители восторгаются, я разрабатываю, творю, итожу и высказываю своё собственное мнение, а критики уже вострят перья.
     Без малого тридцать лет назад я прилюдно сказал: "Высоцким написано очень много песен – и в них каждый слушатель может отыскать свою любимую. Потому что песенное творчество В.Высоцкого настолько многопланово, настолько содержательно, настолько неравноценно, что истинным "высоцковедам" работы предстоит не на месяцы, а на годы (и кто знает, может быть, на десятилетия).
     Высоцкий обладал пытливым умом и зорким зрением. Дверь в его "творческую лабораторию" была постоянно распахнута. Он был весь на виду. Со всеми своими удачами и неудачами, находками и проколами, сомнениями и убеждённостью".
     В 1995 году известный писатель Владимир Новиков в "Приложении к Ваганту" высказал своё мнение:
     "Высоцкий - это планета, причем не малая, а очень большая, исследованная пока далеко не полностью. Высоцковедение - молодая и перспективная комплексная наука, требующая всё новых и новых усилий от биографов, театроведов, киноведов, музыковедов, эстетиков, социологов, литературоведов, историков культуры, историков России"
"За недосказанное мной "Карайте строго!" Высоцковедов рать и строй Высоцкологов" - эта фраза от Анатолия Олейникова (председателя Сибирского Фонда по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого, автора-исполнителя, генеральный директор Новосибирского машиностроительного завода "Буровая Техника").

     Высоцковеды...  Высоцковедение...
                А может быть, действительно, Высоцкология?..
*  *  *  *  *  *  *
PS
   25 июля 1980 года... Но могли значиться и другие цифры.
   1948 год - когда в руках приятеля взорвалась граната.
   1969 год - "скорая помощь" констатировала остановку сердца.
   1979 год - когда он пережил клиническую смерть.
        Его будто кто-то предупреждал, но он проверял жизнь на прочность, приближаясь вдоль обрыва, к самому краю пропасти...

                2011, В.К.Цыкалов