Пражские каникулы 2012

Виктория Гинзбург
Вступление и день первый

У каждого из нас рано или поздно просыпается неуемная жажда путешествий. Даже если ты отъявленный домосед, все равно настанет момент и потянет тебя в дальние страны, посмотреть на диковинные города и глазеющих на них туристов.
Во мне эта жажда не засыпает никогда.
Еще с детства для того, чтобы я хорошо закончила учебное полугодие, меня родители заинтересовывали туристической путевкой – приз за усердие. Тогда это были поездки по Союзу, а теперь, когда «железный занавес» упал, а Советский Союз распался, я с удовольствием стала узнавать красоты мира.
Из многочисленных поездок я «вынесла» стойкое убеждение, что город надо узнавать глазами, а завоевывать – ногами.
На этот раз белый корабль мечты меня доставил в аэропорт Рузина, что находится в столице Чехословакии – Праге.

Прага нас встретила запахом клубники, моросящим дождем и легким туманом, ложащимся на просыпающуюся землю тончайшей вуалью. В этом одеянии она была похожа на прекрасную, но капризную девушку - Весну, не желающую пробуждаться от сладкого сна и выходить к влюбленному в нее Лету зеленой травой. 
Вишни уже сплели для нее венчальный венок из своих  цветов, но, зябко ежась, прекрасная Прага капризничала, не желая предстать во всей своей красе, чтобы дать последний бой загостившейся зиме минувшего года.
Небольшой отель, в котором была расселена наша группа, находился на окраине города, среди частного сектора. Чтобы попасть на Вацловскую площадь, надо почти тридцать минут ехать в чистом, почти бесшумном трамвае, любуясь по пути красотами города и  наблюдая, как из современной Праги 6, она превращается в Злату Прагу.
Первый день прошел почти  в бесцельном брожении по центральным улицам, фотографировании неизвестных зданий, и поиске удобной обуви.
Весь центр города вымощен брусчаткой. Камни округлые и ровно поставить на них ногу на каблуке практически невозможно. Каблуки и Прага – не совместимы.

 Гуляла я по улицам Европы
Тут места нет высоким каблукам,
Булыжной мостовой - туристов тропы
И облегченьем - толстым кошелькам.
Переплелись строительные стили,
И устремились башни в высоту.
Соборов остроигольные шпили
Пронзают небо, словно на посту.

Знакомство с городом или День второй

На второй день были назначены первые ознакомительные пешеходные экскурсии.
Почти четырехчасовая пробежка в толпе из пятидесяти человек за экскурсоводом (эмигранткой из центральной России) по старому городу, новому городу, Староместской площади, Еврейскому кварталу и Карлову мосту удовольствие доставили не много. Учитывая, что ноги после первого дня распухли и гудели, а погода оказалась много холоднее, чем мое одеяние,  общее впечатление с каждым новый шагом  по завоевываемому городу стремительно опускалось к нулевой отметке, как и окружающая температура.
«И далась мне эта Прага? Чего меня сюда принесло?..» - постоянно думала я, сравнивая увиденное, с уже ранее виденным, в других городах.
- Эта Пражский Париж, - говорила экскурсовод, во время очередного забега по Парижской улице.
«В Париже теплее и комфортнее» - думала я, не отрицая, однако, внешнее сходство улиц.
- А метроном, возвышающийся на вершине горы, как раз на месте, где стоял памятник Сталину, ничего не значит… - продолжала вещать привычная к бегам эмигрантка.
«Как это метроном и ничего не значит?» - удивлялась мысленно я. «Метроном как раз и очень много что значит, в данном случае – время моего замерзания и промокания под промозглым  весенним ветром…»
Но, все когда-нибудь заканчивается, как и эта бесконечная экскурсия. Нас привели на берег Влтавы и поместили в теплый кораблик, где я заняла место не только у окошка, но и у батареи. Час блаженства, омрачаемый сознанием, что все равно придется выходить под начавшийся дождь. Нестерпимо хотелось обратно в Питер, к теплым вещам и привычному укладу автомобилиста со стажем…
В продолжении этого бесконечного дня была еще одна экскурсия – по вечерней, таинственной Праге, с ее тайнами и легендами, и рассказами о злодеях в монашеских мантиях.
Изможденная красотами, вечером, после горячего душа, я упала в своем одноместном номере и забылась в блаженном сне, в котором то и дело всплывали картинки предстоящих экскурсий.

На Карлов мост смотреть душе отрада:
Библейских исполинов чинный вид,
Но только «слишком здесь» зевать не надо
Мошенник здешний очень норовит…


День третий – выездной

Чешский Штернберг – типичный средневековой замок, недалеко от Праги, располагался на высокой, крутой скале, по которой пришлось тяжело дыша, подниматься около четырехсот метров. Подобные замки я уже видела и от этого мои так и не успевшие отдохнуть ноги, гудели с нарастающей силой. Единственное, что я могла сделать, это мысленно ругать себя за неосмотрительность в выборе направлений и обуви.
Зато микроавтобус, предоставленный фирмой, найденной мной на Вацлевской площади, был теплый и удобный. Водитель – профессионал, группа небольшая, а экскурсовод не занудна. С высоты смотровой площадки я бросила ехидный взгляд на вываливающихся туристов из огромного туристического корабля и пошла фотографировать открывающиеся объективу просторы.
Мороз крепчал. Пошел снег, не свойственный этому времени года, на него приятно было смотреть из окон замка, согретого многочисленными каминами и электричеством. Воображение рисовало чопорных матрон, затянутых в корсеты и увальней с пивными животами, владеющих этими замками…

Городок Кутна гора, знаменитый прежде своими серебряными рудниками, а нынче часовней на костях – Костницей и построенном в 14 веке готическом соборе Святой Варывры, встретил нас солнцем и покоем, от чего показался теплым и умиротворенным.
Костница, куда я так стремилась, вызвала во мне странное ощущение тяжести, и я постаралась скорее уйти из нее на встречу ласкающему весеннему воздуху.
Собор святой Варвары поразил помпезной пышностью внутреннего убранства и витражными окнами. Но них можно было бы часами любоваться, забывая и о холоде, и о еще болящих  ногах. Но когда я увидела орган, все, что мучило меня предыдущие три дня, отступило, утонув в желании его услышать.
К сожалению, это было невыполнимо…


День четвертый – ЗНАКОМСТВО

Место для города определяют Боги, строят люди, а оживляют жители.
Еще накануне поездки я списалась на одном из сайтов с проживающим в Праге блогером и, вот пришло время ему позвонить. Вернее, созвонились мы еще в третий день моего пребывания в Чехии, но это была Пасха, все встречали ее в окружении близких людей, сидя за праздничным столом. Мой сайтовый знакомец не был исключением. На следующий день, ровно в назначенное время, он сообщил мне, что ждет в фойе (или как модно называть – лобио).
- Мы не пойдем туристическими маршрутами, - сказал он. – Я покажу тебе частный сектор и мы просто погуляем по Праге. Кстати, как тебе город?
- Ничего особенного. – Честно ответила я.
Мы сели на трамвайчик и доехали до Влтавы, по которой в свете яркого, греющего весеннего солнца плавали молодые лебеди.
Отек на ногах, к четвертому дню, поспал, обувь, купленная в первый же день, оказалась достаточно удобной и мы, беседуя, как старые знакомые, пошли гулять. Маршрут, предложенный мне не был туристическим, но от этого не терял ни очарования, ни интереса. 
В обеденное время, он предложил зайти к таким же «жителям» сайта, которыми оказались две чудесные, гостеприимные женщины, присоединившиеся к нам для продолжения прогулки. Опять же на трамваях, мы выехали за черту города и оказались в живописном, созданном природой и людьми месте.
Три фотоаппарата, оказавшиеся у нас четверых, не переставая щелкали затворами, а Лариса рассказывала о сдвижении земной коры, местах «силы» и легендах Праги.
К вечеру, умиротворенная неспешной прогулкой, уютно расположившись в большом удобном кресле и сытая приготовленным хозяином ужином, я в пол глаза наблюдала, как  по-хозяйски, с любовью хлопочет в холостяцкой берлоге молодая женщина, представленная недавно как друг с общего сайта.
Тогда я впервые подумала, что Прага не так уж и плоха, что даже в ней мне может быть уютно и тепло.

ДРЕЗДЕН

Я не стану описывать свои ощущения. Они помещаются в одном слове – ВОСТОРГ! Просто предлагаю посмотреть фотографии, сделанные на этой экскурсии.
Добавлю также, что ее я брала в той же фирме на Вацловской площади, что в небольшом автобусе нас было не больше 18 человек, а экскурсия велась через розданные нам наушники и ни одно слова прекрасного экскурсовода пропущено не было.

День пятый – Крумлов

Еще одна экскурсия. Еще одна дальняя поездка. Еще один, набранный под завязку, огромный автобус от принимающий нас фирмы.

Неотвратимо приближался день возвращения домой, но еще целых два дня я могла любоваться красотами странной страны под названием Чехия.

Если вы еще не были в Крумлове, то обязательно посетите его. Именно тут я увидела декорации к сказкам про прекрасных принцесс и отважных рыцарях, спешащих освободить их из лап страшных волшебников. Именно тут я впервые потеряла счет времени и, довольно быстро отстав от экскурсии, которая не отличалась от среднестатистической беготни за поднятым зонтиком, неспешно вошла в лабиринт старинных улиц, разноцветных зданий и сверкающих витрин…
Как мне хотелось остаться здесь еще на несколько дней. Передо мной маячил образ дамы в белом, проплывали неразобранные картинки рыцарских сражений и в легкой дымке уже пьяного от весеннего воздуха воображения, мерещилось возможное счастье…

Поздно вечером автобус мягко доставил нас обратно в Прагу, а у меня все еще стоял перед глазами прекрасный замок на берегу Влтавы, возвышающийся непреступной крепостью над округой.

День шестой.  Завершающий.

С утра лил дождь. Казалось, весна опять отступила, а природа не хочет, чтобы я выходила из теплого номера в отеле и совершила заключительную прогулку по Праге.
Я еще так многого не видела. Главное – я еще не дотронулась до жемчужины города – Собора Святого Вита. Я не была в Чешском граде.
Мой новый знакомый запаздывал. Я спустилась в лобио, где «нос к носу» столкнулась с Ларисой, которая сообщила, что на этот день именно она будет моим провожатым и поводырем в этом сказочном царстве из цветов и красок.
Дождь усиливался, потоки воды собирались в ручейки и бросались под ноги с нежной песней грусти, завершаясь аккордами утраченных иллюзий.
Уютное кафе, дышащее пряным запахом ванили укрыло нас, угостив крепким кофе. Пока мы беседовали, природа сжалилась над нами и постепенно укротила непогоду, дав место солнцу, свету, радости.
Я опять влезла на каблуки. Мне опять было неудобно идти, но моя вновь обретенная подруга, понимала меня и, заглядывая в разношерстные сверкающие лавочки, давала моим ногам отдых, почувствовав под собой твердую, ровную почву в виде пола.
Мы шли пустынными улочками, периодически пересекаемые туристическими маршрутами, а бегущие за групповодами, туристы с завистью смотрели на нас.
Дорога вела исключительно в гору,  ноги начинали гудеть с новой силой. Хотелось отдохнуть, но Лариса вела меня в пока что только ей известном направлении.

 .. Пойдем, - звала меня за собой вновь обретенная подруга. - Пойдем, еще немного и ты такое увидишь...
Глядя перед собой, я отлично понимала, что значит это ее "еще немного": не меньше километра... в горку... крутую...
"Говори, говори", - думала я. "Меня так просто не обманешь... Никуда я отсюда больше не пойду... И вообще, в альпинистскую школу мне поступать уже поздно...

Как видно, тоже устав, после очередного поворота, Лариса остановилась у парапета  и в молчаливом очаровании стала смотреть в направлении Пражской Голгофы на распускающихся там цветы магнолии. Озаренная внутренним светом, согретая весенним солнцем, она с удивлением мудрости смотрела на раскрывающиеся бутоны и с удивлением понимала, что юность слепа...
Я посмотрела в направлении ее взгляда и замерла в восхищении. Меньше недели назад деревья стояли голые и дрожали от холода, а сейчас нежная, прозрачная зелень тонкой паутиной оплела ветки. Воздух звенел от пробивающийся глубины синего неба,  а красные черепичные крыши красовались перед вошедшей в город Весной.  Прага цвела и благоухала, как влюбленная молодая девушка, которая только что услышала слова признания от самого близкого и самого родного ей человека – Солнца…


Послесловие

После ужина, проведенного все в той же компании ИМХОнетовцев, мы с «девочками» еще долго беседовали в фойе моего отеля.
На следующее утро алюминиевый лайнер уносил меня в серый смог родного города; одного из красивейших городов мира – Санкт-Петербурга.
Лариса обещала приехать ко мне на белые ночи, а Анна, нежная Анна, поспешила склеивать осколки своего эфемерного Пражского счастья.
Не знаю, вернусь ли я когда-нибудь еще в эту сказку, но на долго сохраню в душе тепло двух вечеров, двух городов и двух женщин.
Спасибо тебе, Прага, за то, что ты подарила мне эти минуты счастья!